Ветеран

Дина Иванова 2
Бархатное майское утро.
Скоро великий день - День Победы.
Все мысли о приближающемся празднике.

«Кому позвонить? Кого пригласить на обед и вспоминать родителей- ветеранов?».
Грустит  записная книжка… 
Вживую поздравить кого-то из знакомых ветеранов ... увы. Некого.

Вот и планирует наша хозяйка: встретиться с  детьми и внуками. Навестить родные могилы, принести тюльпаны  и низко поклониться - «Спасибо за всё!». Постоять, помолчать со слезами на глазах…
С каждым годом из-за преклонного возраста ветеранов становится все меньше. В  многомиллионном городе сейчас их проживает около 2-х тысяч.

Размышления прерывает соседка.

Статная, румяная, с неизменно смеющимися глазами.
Именно о  таких женщинах говорят – «приятная во всех отношениях».
Она  - «юная» пенсионерка, с пионерским задором. Её готовность помочь, выручить из беды – знают в доме и мал, и стар.
Свои дети разбежались. Муж, кошка и собака ухожены, обогреты.
Такого «львиного сердца» хватает на всех.

Вот и сейчас заходит сияющая.

   - Ой, Зина, у меня утром было такое знакомство. Какие же есть прекрасные старички-ветераны. Сегодня на автобусной остановке больше часа с таким проболтала. Знаешь, душа в раю побывала. Такой человек! Просто светится  добротой, с юмором, с хитринкой. Похож на твоего папу, только уж больно щупленький, - вздохнула. - С утра моросил дождик, а я выскочила в магазин без зонта. Подхожу к остановке, стоит один мужчина с раскрытым огромным зонтом. К нему – спасайте!

   - Сама сказала маленький, щупленький, как туда ты громадина нырнула, - подхватывает её игривость хозяйка.

   - Причёску спасала. Вечером дочь на смотрины очередного мужа приводит. Ладно, сейчас не об этом. Так вот, поднимает он зонт, практически на вытянутую руку, - вновь чёртики у неё в глазах запрыгали, - ба, это же старикашка.  - Держит паузу.

  - Спрессуй свой рассказ, а то у меня тесто подходит.

  - Нет, без деталей нельзя. – Мужчина в очень солидных годах. На нём много видевший пиджачок. На лацкане скромные три колодочки орденов и одна медаль.

Оцени наш разговор. Передаёт в лицах:

   - Что, мадам, я вас чем-то удивил? Староват немножко. Да, вот 90 стукнуло. Это, конечно,  кое-что, – смеётся, - но планирую дойти до 100.

   - Орденские  колодочки удивили, - улыбаясь, отвечаю, -  ко Дню Победы  все ордена засияют?
 
  - Нет у меня, мадам, больше орденов. Вот такой я скромный участник войны. А медаль выдающаяся – «За отвагу».  – Она ко мне 70 лет шла. Приказ-то о награждении был издан еще в 1944. В боях за освобождения Варшавы был ранен и отправлен в тыл. Вот  по ошибке меня и вписали в список погибших. Медаль эту вручили только в 2015 году. А день тот, под Варшавой, памятен для меня. Бои шли ожесточенные. Мы с напарником под сильным огнём противника, практически на открытом пространстве, подвозили к орудию снаряды. Бой выиграли,  но нас двоих зацепило. Так я и попал в госпиталь.

   - Меня Зоя Павловна зовут, а вас как величают?

   - Ещё проще, - вновь с улыбкой, - Иван Иванович.

Зина устроилась поудобнее, обмяла тесто. Больше ей не хотелось перебивать Зою Павловну.

   - Дождь прошел, - он свернул зонт и  как-то грустно посмотрел на меня.

    - Если не надоел, давайте присядем в ожидании транспорта. Я в Боровляны еду, дочь расхворалась не на шутку. Тревожно. Мне, правда, надо дольше пожить. Практически на мне три девицы. Дочь, внучка и правнучка. Доходы у них, более чем скромные. Нас ветеранов нынче мало, материально имеем хорошую поддержку. Пока что могу им заметно помогать.

У соседки изменилось лицо,  по нему разлилась озабоченность.

   - А с кем он сейчас живёт, поинтересовалась?

   - Рассказал. Жена у него три года как умерла. Он объединил свою двушку с однокомнатной дочери, так теперь все  вчетвером и проживают. На быт не жалуется. Говорит: – «Чего нам ветеранам и старикам вообще сейчас не хватает, так это общения. Девки у меня хорошие. Но одна расхворалась, другая медработник на трёх ставках, правнучка ещё ребёнок. Вот она меня больше всех и держит на плаву. 9-го мая  пойдём с ней к памятнику Победы.  Она с цветочками, я со слезой».

Зоя Павловна всё чаще стала с носовым платком общаться, еле слёзы сдерживала.

   - Знаешь, у Иван Ивановича хорошая речь, память. Никаких признаков старческого угасания. – Я его  спросила, как он на фронт попал.

  - Как все.  Было хорошее светлое воскресенье, и вдруг объявили о войне. Я как раз заканчивал ПТУ. Получил разряд каменщика. Но в руки пришлось взять не мастерок, а винтовку. Все мальчишки из группы были призваны. С1942 года по 1944 прошел путь солдата в рядах  1-го Белорусского фронта.
Участвовал в освобождении родного Минска. Про бои под Варшавой я вам уже намекнул. После госпиталя вернулся домой.
   
  - Сидела я, Зина, как вкопанная. А он так свободно и интересно вспоминал.

 – Вы минчака?, - помните,  город наш лежал в руинах. Три нескончаемых года, 1100 дней, - помолчал, тяжело вздохнул, - жители  полуразрушенного города ждали  дня, когда советские войска войдут. А вот не все, наверное, знают, что и после освобождения Минск подвергался сильным бомбежкам. Досталась родимому.

  - От него узнала об организации работ по восстановлению. Он так подробно и заинтересовано обращал моё внимание на то, как   проводилось восстановление города..

   - Знаете, с первых дней освобождения всем трудоспособным минчанам выдавался  документ - «Асабовая кніжка». В неё  заносились общие данные о человеке,  указывались виды выполненных работ, даты и количество отработанных часов. Была даже установлена обязательная норма - 15 часов в месяц, но даже после того, как в книжке ставили  штамп «Отработано» люди продолжали благоустраивать свой город. А моя книжка плавно перешла в обычную Трудовую, с отметкой – каменщик шестого разряда. До 60 на стройках проработал. А затем работал в школе. Труд вёл. Понимаю, сдают силы, но люди старой закалки семижильные. Надо, надо держаться. Нытьё не по мне.

Зина стала завидовать соседке.
Такое знакомство, такая беседа.
Ветеран. Стойкий солдат Победы.
Сколько достоинства и скромной гордости – участвовал в боях, восстанавливал город.
Он и ныне боец за достойную жизнь своих  «девочек».

   - Ты хоть координаты его взяла? - Обязательно поздравим с Праздником. Возможно и помочь надо ему с дочерью-то.

    - А ты как думаешь? Распрощались по-родственному. Я его с девочками на обед в День Победы пригласила. Обрадовался. Придёт. Вместе устроим пир на весь мир, правда, Зина?

Зоя Павловна поднялась, и уже открывая дверь, затормозила.

  - Ой, ещё об одном от него узнала. - Он до сегодняшнего дня участвует в проекте - «Пожилые –  ветеранам». У нас в городе поддержку ветеранам оказывают волонтеры из числа крепких пожилых минчан. Во! А мы-то с тобой, молодые старушки, всё гадаем: кого поздравить, куда пойти.

  –  Спасибо, дорогая,  - хозяйка обняла соседку, - дорогую весточку  принесла. Хоть  несколько счастливых часов в День Великого Праздника подарим Иван Ивановичу и себе. И как же это здорово – «Пожилые- ветераном». Помнишь песню: «…значит нам туда дорога…». Готова?

Майский день стал ещё светлее…