Шарманка

Елена Ахмедова
       Вы видели когда-нибудь настоящую шарманку, с обезьянкой и с шарманщиком, крутящим ручку? При этом механический инструмент наигрывает что-то вроде «Ach, mein lieber Augustin“.

     Нищенство в Германии не находится под строгим запретом, но есть правила. Запрещается приставать к прохожим с  просьбами типа   « подайте бывшему члену Государственной думы, я не ел 3 дня». Агрессивное требование милостыни немедленно влечет за собой штраф или даже арест. За обман прохожих или пассажиров транспорта, если сообщат полиции, также налагается на первый раз административный штраф. Попытки вымогать деньги под видом необходимости операции для ребенка, ограбления, потери билета на поезд, также преследуются по закону. Здесь не услышишь : « Люди добрые, сами мы не ме-е-э -стные, помогите, кто чем может, украли деньги ( билет, багаж). Папка нас бросил, мамка умерла от голода, нас семеро детей» и проч.

    Все дело в том, что все те, кто находится на территории Германии на законных основаниях, если не имеют  работы и жилья, будут обеспечены социальными службами. При этом сумма социального пособия по безработице или по возрасту ( если пенсия не положена), пособия беженцам – одинакова. Она вполне досточна для «достойного» образа жизни . В ней учитывается пропитание ( без  особенных изысков), одежда, предметы гигиены, оплата жилья, в том числе коммунальных услуг. Лишь недавно я узнала, что, проживая недалеко от какого-то крупного города, и находясь на социальном обеспечении государства, можно получить за 1 евро так назваемый «культурный паспорт»  сроком на 1 год. С этой карточкой и собственным удостоверением личности можно за символическую цену в еще 1 евро приобрести билеты на выставки, в театры, оперу и даже некоторые кафе. Значит и потребность в культуре учитывается.

   В нищенстве, таким образом, просто нет необходимости. Но. Далеко не все, даже и потерявшие работу коренные немцы,  желают вставать на учет  на биржу труда: ведь их заставят искать работу и предоставлять доказательства этому. Практически во всех населенных пунктах имеется жилье для бомжей, бесплатные столовые и пункты раздачи одежды. В столовые, так называемый «тафель» ( стол, доска), можно обращаться всем голодающим, но, поверьте мне,  мало кто туда  приходит. Не хотят «несвободы выбора».

     Беженцы милостыню не просят. Они всем обеспечены. А вот граждане из «братского ЕС», Румынии, Болгарии, иначе говоря, цыгане, это да. Они не просят, а вымогают или требуют. Кстати, слова «цыган», «негр» здесь считаются официальным оскорблением: негра называют «чернокожим» ( как-будто это не одно и то же, просто «негро» - это по-испански), а цыган называют «синти и рома». Ну, понятно.

   Как же они на жизнь зарабатывают? Открыто попрошайничать нельзя? А можно на перекрестках протирать стекла вашего авто грязной тряпкой, залив их предварительно грязной водой из бутылки. А за работу надо платить.  Пытаться всучить прохожим какие—то газеты, открытки.

   Больше всего меня потрясла молодая смуглая девушка, которая разносит по вагонам электрички упаковки носовых платков, просто кладет их рядом с
вами. Обойдя вагон, она движется назад. Получив энную сумму, упаковку платков-салфеток оставляет пассажиру. Или не оставляет, если сумма не понравилась, или вообще не дали. Но ведь не просит же? Все молча.

   На центральной улице Франфурта на Майне, Цайле, главной торговой магистрали города, можно увидеть представителя бродячего цирка с  пони или другой живой зверушкой, монашек с ящичком на груди, уличных мызыкантов всех цветов кожи и репертуара: от кантри до современной музыки.  Здесь Вы услышите  «Катюшу» , «Подмосковные вечера», весь репертуар Робертино Лоретти, современных итальянцев.

  Я села на лавочку перекурить, и музыкант, весело улыбнувшись, заиграл для меня «Калинку-малинку». Психологи, однако. С очень неплохим немецким, кстати. Значит, давно зарабатывает. Думала наш, из «русских». Нет, цыган из Болгарии.
 
    Отношение к уличным музыкантом здесь особое. Раньше они были бродячими, это в Европе традиционно, еще с античных времен. Трубадуры, ваганты, мейзингеры ( в немецких землях). »Bader“   - бадеры, нечто,  вроде  бродячих цирюльников: постричь, побрить, кровь пустить, «полечить»,  пиявок поставить,продать склянки с лекарствами, народ повеселить – жонглирование, пение  «частушек», иногда и на политические темы.  Ну, сегодня насчет постричь и кровь пустить, как и продажа «лекарств» никак не пройдет, а вот развлечь  публику, это можно. Народ покатывается с хохоту, некоторые пассажи мне, хотя и понятны, но о чем речь идет, это надо знать местные реалии.

   Каждый зарабатывает в меру своих способностей и склонностей.

   Я с неослабевающим удовольствием  любуюсь на с ног до головы раскрашенных клоунов на ходулях. Мой муж говорит, что у меня при этом абсолютно такое же выражение лица, как у детей, завидев которое,  «ходульщики» обмениваются шутками и с детьми, и с их родителями, и со мной.. Кстати, им денег не подают. Работают они от города во время городских праздников, и оплату тоже от ратуши получают.

   Но моя особая любовь – шарманка, „Drehorgel“, «крутящийся оргАн». С  попугайчиком, вытаскивающим билетики на счастье, или обезьянкой и стилизованным шарманщиком. Я ему всегда заказываю «Ах, мой любимый Августин».

    Детство мое голодным не было, по крайней мере, я этого не помню. А вот развлечений было, скажем так, немного.

Фото из Интернета