Отмененный Праздник

Виталий Овчинников
После обеда сегодня проехал по городу. Город пустой. Народу на улицах практически нет. Город, как будто мертвый. А может и вправду мертвый, если мы добровольно отказываемся от самых светлых и героических страниц своей истории. Значит, у нас и вправду в душе и сознании что-то умерло, если мы стали такими равнодушными к судьбе своей страны. Мы отказались от Праздника  7-го ноября, отказались от Праздника Первого Мая, и уже начали под крики либералов отказываться от Праздника Дня Победы 9-го Мая, приравняв Сталина с Гитлером.

А ведь это самое страшное в жизни - стать равнодушным. Как сказал в свое время писатель-коммунист Бруно Ясенский: "Не бойтесь убийц, в худшем случае они могут вас убить. Не бойтесь предателей, в худшем случае они могут вас предать. Бойтесь равнодушных. Они не убивают и не предают. Но с их молчаливого согласия совершаются на земле все убийства и все предательства"


Мой Первомай

Я не знаю более радостного и более светлого  праздника в своей жизни, чем Советский Первомай. И совершенно не важно, чем я в это время занимался, то ли учился в школе, то ли учился в ВУЗ-е  или же просто работал. Всегда мы праздновали этот праздник ярко, шумно и весело. Это был наш Праздник. И на демонстрации  ходили вместе со своими трудовыми коллективами,  и никого не надо было уговаривать прийти на демонстрацию, все шли сами.  А затем,  после  демонстрации,   устраивались коллективные  выпивоны, всеобщие или чисто групповые  и  веселились от души. А также порой от души врезали друг другу по физиономии, если что-то  нам вдруг показалось не так.

Я в своей жизни обязательно ходил на Первомай. И  в Иркутске, где я учился в школе,   и в Москве студентом в колонне спортсменов маршировал по  Красной площади, ходил на демонстрации   в своем городе,  и даже в тайге, работая в геологии, мы Первомай праздновали.

Правда, здесь уже без демонстрации – не перед кем было среди сосен демонстрировать. Но стол для празднования  Первомая всегда организовывали.  И на  этот случай  наш начальник, Главный Геолог экспедиции, доставал свой  «НЗ», бутылочку спирта, а мы готовили под нее праздничный обед из того, что у нас было отложено про запас  вкусненького и  было уже  приготовлено заранее под Праздник.

Не праздновать Первомай мы не могли. Этот праздник был у нас в генах. И мы  праздновали  его  от души и всерьез.  И даже салютовали выстрелами вверх из своих ружей, которые были  у нас у всех в геологических экспедициях.  А у Главного Геолога был еще карабин и пистолет.

И даже в Байконуре, когда я там работал в монтаже, и когда  там действовал абсолютный сухой закон, мы всегда находили то, что можно было выпить за этот наш Праздник. Либо  уже сам спирт ректификат, шедший для промывки систем перед сдачей военпредам, либо «Одеколон тройной», что выбрасывался  в «военторги» Байконура или других ракетных баз  перед праздниками,  либо еще что-нибудь особенное, своего,  местного приготовления из перловки, настоянной на дрожжах и затем  уже перегнанного до крепости спирта ректификата.

И у меня до сих пор осталось в душе ощущение того праздничного настроения и той праздничной атмосферы, что пропитывала воздух над всей территории СССР в дни Первомая.

Сейчас Первомай не празднуют. Празднуют вместо него что-то искусственно, неестественное  и никому не нужное под выдуманным, претенциозным и ничего не значащим   названием вроде «Праздника Весны и Труда». 

Да, в  нынешней России Первомай  полностью утратил свой изначальный политический характер, как День международной солидарности трудящихся мира.  Согласно оценкам социологов  и  СМИ, для большинства граждан страны этот день является  всего лишь дополнительным выходным днем и неким  поводом для развлечений в связи с  началом дачно-огородного сезона.

Но когда-то было по другому. Вот что пишет по этому поводу википедия.

История Первомая

Первомай был политическим праздником  и  в этом виде  возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Вначале с этим требованием выступили рабочие Австралии 21 апреля 1856 года. С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным. По образцу рабочих Австралии   1 мая 1886 года целый ряд политических  организаций  США  устроили массовые  митинги и демонстраций в некоторых городах США.  При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибли шесть демонстрантов.

В ходе последовавших на следующий день массовых выступлений протеста  были убиты восемь полицейских, ранены не менее пятидесяти, а  в последовавшей перестрелке были ранено и убито несколько десятков  рабочих. По некоторым данным свыше пятидесяти.  По обвинению в организации убийства полицейских  восемь рабочих были приговорены к повешению, троим из них, когда главный свидетель обвинения признался в том, что оговорил вообще всех осуждённых, смерть заменили приговором к 15 годам каторги.

Именно в память о казнённых и погибших Чикагских  рабочих  Парижский конгресс Второго Интернационала  объявил 1 мая 1890 года Днём солидарности рабочих всего мира, и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. С тех пор Первомай стал ежегодным Праздником трудящихся всего мира.
 
Точнее – был! Потому что  сейчас этот праздник нигде уже и не празднуют.

В Российской империи Первое мая как день международной солидарности трудящихся впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками (например, т. н. «Обуховская оборона» 1901 года).
 
На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов в городах России  выходило более 500 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с политическими лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну».

После Октябрьской революции 1917 года Первомай стал  официальным
государственным  праздником страны.  В  РСФСР первоначально он назывался «День Интернационала», позднее он стал называться «День международной солидарности трудящихся — Первое Мая» и отмечаться 1 и 2 мая. 1 мая в РСФСР (а затем и в СССР) был нерабочим днём с 1918 года согласно Кодексу законов о труде РСФСР,  2 мая — с 1928 года согласно постановлению ЦИК СНК СССР «О праздничных днях, посвященных дню Интернационала  и об особых днях отдыха» от 23 апреля того же года. В день Первомая в городах  СССР  проводились массовые демонстрации трудящихся и военные парады. На второй день праздника, как правило, во всей стране проходили «маёвки» — массовые празднования на природе.

Во время празднования Первомая  организованные колонны трудящихся шествовали по центральным улицам городов и посёлков СССР под марши и музыку политической направленности, из громкоговорителей звучали приветствия дикторов и политические лозунги, а с трибун, установленных обычно возле главных административных зданий, демонстрантов приветствовали руководители КПСС и представители власти. Велась трансляция по местным теле- и радиоканалам. Главная демонстрация страны проходила ежегодно на Красной площади Москвы и транслировалась центральными телеканалами, со вставками кадров демонстраций в других крупных городах страны.
 
На второй день праздника, как правило, во всей стране проходило уже нечто другое, либо работы на  своих дачных и приусадебных участках, либо же   массовые празднования на природе.
 
И последний Первомай в СССР произошел 1 мая 1990 года, когда в Москве  на «Красной Площади» последний раз состоялась официальная первомайская демонстрация.

Жаль, конечно же.  Ведь хороший был Праздник!