Глава 22. Я согласен на медаль

Георгий Кончаков
Помните у Твардовского Василий Тёркин?
- Нет, ребята, я не гордый.
  Не загадывая вдаль,
  Так скажу: зачем мне орден?
  Я согласен на медаль.


          Вот и Аркадий Львович, будучи не слишком тщеславным, не прочь был  получить на грудь медаль. И такая возможность имелась. Два года на целине — достаточное основание получить медаль «За освоение целинных земель». Но в райкоме комсомола, где составлялись списки для представления к награждению, не догадались включить никого из прибывших по комсомольской путевке с Аркадием целинников. В 55-м году ребята из Пятигорска, прибывшие в бригаду на уборку урожая, уехали со значками ЦК ВЛКСМ. Позже прочитает в воспоминаниях студентов, участвующих в уборке целинного урожая. Один раз побывали на целине, один раз приняли участие в уборке урожая, вернулись с медалями.

 
          В сельской школе коллега, молодой учитель физики, уроженец Кустаная, расскажет, что будучи студентом педагогического института награжден медалью «За освоение целинных земель». Знакомая выпускница института работала в Кустанайском обкоме комсомола. Включила его фамилию в списки к награждению. Награду считал заслуженной. Чем не целинник, если родился и вырос на целине? К тому же ежегодно студенты принимали участие в уборке урожая. Не всем сокурсникам досталась. Он единственный оказался в заветном списке. Ну и что ж? Он же участник освоения целинных земель.


          Аркадий Львович припомнил, что его тётя Зина, мать Роберта, всю войну являясь рядовым работником райкомовского аппарата, удостоена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»  Не  удивительно. Она — жена заведующего в то время отделом пропаганды и агитации. Муж принимал участие в составлении наградных списков. А вот мать Аркаши всю войну в швейной мастерской шила военное обмундирование. И таких как она, самоотверженно трудившихся на нужды фронта, были миллионы. Кто же их всех станет награждать? Подумаешь, ватные брюки, телогрейки, рукавицы с отдельным указательным пальцем. Это тебе не автоматы, винтовки, самолеты или танки. Кто же за такую продукцию фронту станет правительственные награды раздавать? Может на крупных швейных фабриках и награждали передовиков производства, но не в совхозной мастерской, умещавшейся в трехэтажном здании и насчитывающей не более сотни работниц массового пошива.


          Брат Роберт награжден юбилейной медалью «За воинскую доблесть» в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина, срочную службу нес в секретном отделе при штабе воинской части.  Аркадий Львович, после окончания университета пять лет успешно проработавший в сельской школе, в 100-летие рождения Ленина  медали «За доблестный труд» не удостоился. Награждали работников сельского хозяйства, механизаторов, доярок. На работников сельских школ медали не предусмотрели. По крайней мере в том районе, где самоотверженно с полной отдачей сил трудился Аркадий Львович.


          Жена по достижении пенсионного возраста получила медаль «Ветеран труда». Не ахти какая награда. Но входит в число награждений за трудовые заслуги. Аркадий Львович и такой не получил. Хотя стаж только на преподавательской работе зашкаливал за сорок лет.


          Радовался вместе со всеми, когда коллега-историк Вера Александровна получила орден Ленина. Массовое награждение не только медалями, но и орденами было приурочено к 70-летию Октябрьской революции. Учителей так редко представляют к правительственным наградам, что было отчего возрадоваться. Вера Александровна — педагог высокого класса, обязанности парторга, партийного идеолога и лидера не мешали ей оставаться человечной. Избегала общепринятой партийной терминологии, не давила на собеседников лозунгами партократии, со всеми умела находить язык взаимопонимания. Душевным была человеком. Коллеги искренне за неё радовались. Хотя понимали, что в коллективе на такую высокую награду могли претендовать и другие учителя.

   
          Но как выяснил Аркадий Львович в РОНО, количество наград и их достоинство было спущено сверху по разнарядке. На городской отдел народного образования досталось три ордена Ленина, пять - «Знак Почета» и четко определенное количество медалей «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Один орден Ленина попал на Фрунзенский районный отдел.
Далее оказалось, что орден Ленина может быть присвоен кандидату, ранее награжденному медалью и любым орденом более низкого достоинства. Инспектор по кадрам нашла в школах района только одну учительницу, имеющую медаль «За трудовую доблесть» и орден «Знак Почета». Выяснил Аркадий Львович и такую подробность: орден рангом ниже может получить работник, ранее награжденный медалью.


          Стоит ли удивляться, когда и во время войны награждались лица из личных симпатий и побуждений теми, кто имел доступ составлять наградные листы и наградные списки. При этом заслуги должны быть так эффектно и убедительно расписаны, чтобы вышестоящие инстанции их не забраковали и не  отвергли.


          Вечерний звонок учительницы русского языка Людмилы Андреевны Шороховой Аркадию Львовичу поступил где-то в конце восьмидесятых. Коллега  сообщила, что на заседании профкома обсуждали, кого представить к награждению медалью «За трудовое отличие». Из  РОНО поступило распоряжение.

 
          - Решили Вас, Аркадий Львович. По возрасту и педагогическому стажу Вы у нас старейшина. Мне неловко к Вам обращаться. Но я тоже близка к пенсионному возрасту. Вы не согласились бы уступить медаль мне? Она сейчас для меня была бы очень кстати.


          Аркадий Львович по первости, узнав о медали, возрадовался и возгордился. Уж больно ему хотелось хотя бы под занавес удостоится правительственной награды. Не сомневался, что давно заслужил. Просто учителей редко поощряли такого рода наградами. Даже «Отличник народного образования» получить было не просто, как бы успешно не работал учитель. А уж звание «Заслуженный учитель» - такая редкость, никто всерьёз не помышлял, при всем мастерстве и личных достижениях.


          Но радовался учитель не долго. Последующая просьба обескуражила, но принята с пониманием. Прожил долгую трудовую жизнь без правительственных поощрений, обойдется и на старости лет. Поэтому без сомнительных размышлений и колебаний тут же дал своё согласие. Женщина рассыпалась в любезностях, искренне благодаря за мужскую бескорыстность.

 
          Аркадий Львович одобрил свой поступок, нисколько не сомневаясь в правильности и не сожалея, что упустил свой последний шанс получить, если не орден, то хотя бы медаль.

         
Л ю д м и л а  Н и к о л а е в н а:  Аркадий Львович, насколько мне известно, Вы преподаёте в школе более сорока лет. Вам давно пора иметь звание «Заслуженный учитель».


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: По стажу и качеству знаний, получаемых моими учениками,  заслужил. Только у школьного начальства на этот счет своё мнение. Поощрять надо молодых, не успевших состариться на школьной работе, чтобы более ревностно и с большим энтузиазмом отдавались работе. Поощрять надо перспективных учителей. А старики и без поощрений старательно работают, по-другому не умеют.
Л ю д м и л а  Н и к о л а е в н а: Но ведь и Вы когда-то были не старым и перспективным.


А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Начальство так не считало. Хотя однажды был подходящий случай. Не помню, к какому-то юбилею поступила команда, от нашей школы представить характеристики на учителей для награждения значком «Отличник просвещения». Не знаю, сколько должны были представить к награде. Вызывает меня завуч и поручает написать характеристику на себя для представления на значок «Отличник просвещения».

Л ю д м и л а  Н и к о л а е в н а: Как это характеристику на себя?

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Обычное явление. Начальники не любят заниматься подобными бумажными делами. Потому перепоручают исполнителям, заинтересованным в написании характеристики надлежащим образом. Я с такой практикой встречался так часто за годы работы в школе, что меня не удивило. Написал. Подал завучу. Прочитала. Никаких замечаний и возражений не последовало.


          Подошла торжественная дата. На собрании коллектива после вдохновенных речей началась церемония награждений. Директор тогда орден получил. Затем награды рангом ниже. Вызывают на сцену одного преподавателя, другого, третьего. Все аплодируют. У всех настроение восторженное. И тут на сцену приглашают меня. Опять аплодисменты. Директор протягивает лист похвальной грамоты, значительно жмёт руку и объявляет: «За высокое профессиональное мастерство, успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения Титов Аркадий Львович награждается грамотой».


Л ю д м и л а   Н и к о л а е в н а: Как же так? Насколько я поняла, Вас собирались наградить знаком «Отличник».

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: Кто же их разберёт? Может и собирались. Потом передумали. Или решили переадресовать знак другому учителю. Мне это не ведомо да и ни к чему. Грамоту сохранил, в ней так и написано: «за высокое профессиональное мастерство». Мастерство признали, и на том спасибо. А без наград, что украшают грудь счастливчиков, как-нибудь проживу.


          Награды наградами, а будни полны сосредоточенной работы, разного рода происшествий, казусов и недоразумений.
          Во второй половине восьмидесятых директриса взяла отпуск по семейным обстоятельствам на целых две недели. Срок небольшой. И когда Аркадию Львовичу объявили, что остается исполняющим директора, его это сообщение ни мало не смутило. Ему уже ни раз зав РОНО предлагала директорство. Но он вежливо и однозначно отказывался. Не лежала душа к административной работе. Считал своим призванием учительство, преподавание полюбившейся истории. Побыть в директорской должности пару недель, куда ни шло.

 
          В это время в декретный отпуск ушла учительница биологии. Передать часы было некому. У всех преподавателей смежных дисциплин нагрузка под завязку. Ожидали содействия РОНО. Ждать долго не пришлось. К  Аркадию Львовичу обратилась учительница биологии с университетским образованием. Она была предупреждена, что будет принята на время декретного отпуска штатного учителя. Её это устраивало, не возражала. В беседе Аркадий Львович выяснил, что кандидат беременна, через пару месяцев, то есть ещё до окончания учебного года её тоже придется проводить в отпуск. Будучи человеком гуманным и сочувственно относившимся к бедам людским Аркадий Львович подумал только об учениках. Они — бедолаги к их вящей радости лишаются уроков биологии и через пару месяцев опять останутся без учителя. Не мог новоиспеченный администратор игнорировать интересы подопечных школьников. Отказал. Хотя молодая учительница объясняла, что не получит декретное пособие, если не оформится на работу. Она в сложной ситуации. Человек с большим жизненным опытом не внял мольбам отчаявшейся женщины.


          Ей ничего не оставалось, как обратиться в прокуратуру. Не прошло и двух дней,  вызывают повесткой в прокуратуру и объясняют бестолковому руководителю школы, что беременным женщинам советское законодательство запрещает отказывать в приеме на работу. Аркадий Львович не возражал и не оправдывался. По правде сказать, он об этом правовом акте слыхом не слыхивал. Слава Богу, что был только исполняющим обязанности директора.

 
          Пришла официальная бумага: и.о. директора объявить выговор, учительницу принять на работу. Аркадий Львович к выговору отнёсся равнодушно, досадовал на себя, как мог так беспечно поступить с женщиной, оказавшейся в такой затруднительной ситуации. Выяснилось, она уже побывала до этого в нескольких школах, везде получила отказ. Потому и ухватилась за последнюю спасительную соломинку, обратилась в прокуратуру.


          Сгорая от стыда, Аркадий Львович извинился за свой не подлежащий извинениям проступок. Но будущая мама так была довольна исходом ее мытарств с трудоустройством, что зла на и.о. директора не держала.


          В неприятную историю влип Аркадий Львович, когда три года подряд его назначали директором летнего туристического лагеря. Туристы-школьники приезжали на две недели по путевкам из разных городов страны в Ленинград. В классных комнатах для них оборудовали спальни. Школьная столовая на средства, выделяемые турагентством, обеспечивала трехразовое питание и вечерний чай. За детьми подъезжали автобусы и развозили на экскурсии по памятным и историческим местам города. Придумано было здорово. Путевки не дорогие с участием профсоюза по месту работы родителей. Управление находилось в Москве. Оплата работникам столовой была приличной, они охотно шли на такую подработку во время летних школьных каникул. Ставка директора была не велика, но достаточна, чтобы пожертвовать летним отпуском. Тем более обязанности несложные, времени занимали немного. И Аркадия Львовича и его любезную жену такая подработка к семейному бюджету вполне устраивала.


          Скандал разразился после третьего сезона. Ноябрь месяц, а не была выплачена зарплата и не сделаны перечисления в фонд школы за аренду. Аркадий Львович несколько раз пояснял, что задержка не по его вине. Из Москвы поступали сообщения, что все расчеты будут выполнены до окончанию календарного года.


          Тогда за дело взялась член профкома учительница английского языка Ирина Иосифовна Власова. Она заподозрила, что Аркадий Львович все перечисленные деньги давно получил и прикарманил. Собрался профком. Вызвали на заседание. Аркадий Львович ещё раз объяснил ситуацию и предъявил официальный документ — договор с турагентством. Через неделю деньги поступили и все обвинения с Аркадия Львовича были сняты. Но сколько пришлось пережить из-за необоснованных подозрений и обвинений. И от кого? От коллег, с которыми проработал столько лет.

Оригинальная история приключилась, когда в конце восьмидесятых ввели избрание директоров школ голосованием учительского коллектива. В том году директорствовала сравнительно молодая женщина. В коллективе толком не знали, была она ранее замужем, но на текущий момент женщина одинокая, бездетная. Поэтому никого не удивило, когда узнали, что вышла замуж. За военного. В немалом звании. И уезжает с ним места отдаленные. Отношения с ней в коллективе были хорошие, потому только порадовались, что обрела женское счастье.


          Образовалась вакансия. Из РОНО сообщили, что нашелся кандидат, готовый принять участие в выборах. Но приходит ни один, а с целой командой учителей-предметников. Вакансии для них были. Кроме часов для историка.
          Перед Аркадием Львовичем условие не ставили, перейти в другую школу, чтобы удовлетворить все интересы нового директора.

 
          Весть о том, что прибывает новый директор да ещё со своей свитой энтузиазма у аборигенов не вызвала. Начали подговаривать Аркадия Львовича, чтобы выставил свою кандидатуру на директорскую должность.
          Я уже говорил, что у Аркадия Львовича отродясь не было желания быть администратором. Он прекрасно понимал, что быть учителем учителей, как то успешно осуществлял в своей школе Сухомлинский, он не сможет. Стать директором только ради престижа, не входило в жизненные планы учителя истории. Но школьные активисты дружно взялись и, в конце концов, сумели уговорить неподатливого Аркадия Львовича принять участие в выборах.


          Заявление по установленной форме было подано. Но, из РОНО довели до сведения коллектива, что если Аркадий Львович не снимет свою кандидатуру, новый претендент отказывается от участия в выборах, а РОНО выборы отменяет и переносит на неопределенный срок.


          С руководством РОНО спорить никто не хотел, в том числе и Аркадий Львович. Тем более, что вопрос о его переводе в другую школу не ставился. В установленный срок выборы состоялись, новый директор был избран с незначительным количеством голосов «против», среди которых, естественно, не было Аркадия Львовича. За что он себя и уважал, что был и всегда оставался порядочным человеком.


          Новый директор оказался толковым молодым руководителем. Аркадий Львович про себя отметил, что впервые встретил в школьной работе компетентного и умного начальника. Директор, побывав на уроках истории, остался доволен и сумел по достоинству оценить профессионализм стареющего историка.


          Идиллия продолжалась недолго. Не прошло и трёх лет, как наступил памятный 1991-й, затем реформа по переходу на рыночную экономику, приватизация. Директор оказался человеком, соответствующим данной эпохе и происходящим переменам. Организовал частную школу для детей, родители которых легко и просто могли платить за своих многообещающих чад по 600 долларов в месяц. Молодой педагог-бизнесмен пошел в гору.


          Аркадий Львович по-прежнему вёл уроки в государственной школе. Зарплаты были на нижней отметке. Но к чести ленинградского наробраза платили регулярно, без многомесячных задержек. Учителя и врачи-бюджетники смогли выжить, пережить неповторимые девяностые годы. Никто с голоду не умер. Даже на докторскую колбасу денег хватало. Хотя были близки к грани социальной бедности. Чего не скажешь о значительной части трудоспособных граждан. Беды на многих хватило. Потому так много было раздраженных появлением олигархов-миллиардеров.


          Со временем положение выправилось. К зарплате прибавилась пенсия. Небольшая, но заметная прибавка для погашения семейных расходов. Потом зарплата стала расти.  Так что в новом тысячелетии семья Аркадия Львовича обрела статус семьи с достатком. Смогли купить компьютер. Дальше-больше. Не знаю, как для остальных учителей и медиков, но семья учителя истории и врача-терапевта обрела устойчивую, устроенную жизнь. Так что к рыночной экономике у семьи бюджетников претензий не было.


          К тому же не всё так грустно и безрадостно было в жизни учителя. Однажды воры проникли в комнату завхоза, которая запиралась обычным ключом с обычным замком. Дверь даже железом не была обита, ничего огнеопасного в комнате не находилось. Ночного сторожа в школе не было. По штату не предусматривалось. Остаток зарплаты в несколько тысяч рублей, сумма по тем временам значительная, находился в сейфе. Ключ тут же рядом под салфеткой. Ворам не стоило большого труда добраться до денег.


          На следующий день работники милиции обследовали место преступления. Аркадий Львович зашел, чтобы обратиться с какой-то просьбой. Увидел на столе деревянную коробку для шахмат. Решил полюбопытствовать. Открыл. Его лицо было обрызгано не смывающейся краской. Это была ловушка для воров. Но они её обошли. А вот учитель истории попался.

  Завхоз поначалу огорчилась, что не успела предупредить незадачливого бедолагу, но потом вместе со всеми от души посмеялась. Аркадий Львович тоже смеялся вместе со всеми, но краску пришлось выводить целых три  дня, прежде чем исчезли последние следы. Чтобы краска не сильно бросалась в глаза пришлось на уроки приходить в темных очках. Дети знали, что произошло, но из уважения к любимому учителю не посмели насмехаться.


          С вами, читатель, случались неприятности личного характера, за которые и много лет спустя испытываете стыд?
          У Аркадия Львовича за долгую жизнь накопилось немало эпизодов, которые до сих пор вспоминает с огорчением и чувством досады. Такой уж он человек. Совестливый. Потому мало кому рассказывает и даже себе не любит напоминать  свои неудачные опрометчивые поступки, когда, как говорится в просторечии, он обмишурился.


          Аркадий Львович был человек  азартный. Неудивительно. Типичный холерик, с ярко выраженной психической неуравновешенностью. Потому не играл в азартные игры. Даже в карты дома в кругу семьи не играл. Собственно, не умел. И не пытался обучиться. Но вот вступить в спор, тут был неудержим. Постоянно спорил с женой и чаще всего проигрывал. Чего же ждать при неугомонном характере?


Или, к примеру.
Выступал в рабочем общежитии с атеистической лекцией. В конце воспитатель, который организовал и отвечал за мероприятие обратился к лектору  с вопросом: «Как в православии называют Бога?»


- Что значит как? В Библии так и записано: «Бог» с большой буквы.

- Евреи своего Бога именуют Яхве. Тоже в Библии записано. А православные? - И тут же посрамил лектора-атеиста. - Как же Вы можете не знать? Саваоф.


          Ничего не мог сказать в своё оправдание поверженный лектор.   В печальном состоянии вернулся домой. И тут же за справочник. Читает: «Саваоф — Господь воинств. Одно из имён Бога в иудейской и христианской традиции. В русском православии имя Саваоф используется для подписания на иконах Бога Отца». Только и всего. Имя Саваоф много раз встречал Аркадий Львович в литературе. Не придал значения. Не обратил внимания и попал в ловушку. Не смог объяснить, в чём автор вопроса заблуждается. Вот так наше незнание или недостаточное знание ведут к поражению.

         
          Рассказывал однажды в учительской Аркадий Львович, как пацанами по реке Гауйе, что в Латвии, пытались совершить путешествие в Африку. Описывает маршрут: на лодке по Гауйе  попадаем в Даугаву, дальше Рижский залив и Балтийским морем вокруг Европы до Гибралтара.

          В учительской оказалась учительница географии:
- А известно ли уважаемому коллеге, что Гауйя непосредственно впадает в Рижский залив?

- Вы серьёзно? После третьего класса мы были не сильны в географии. Соответствующей карты под рукой не оказалось. Решили, что Гауйя впадает в Даугаву. Так это детское представление и запомнилось на всю жизнь. Будучи взрослым не довелось уточнить по карте.


          На уроке в десятом классе во время рассказа перепутал Гею с Герой. Помните? Гея с Ураном родили титанов. А Гера - ревнивая супруга Зевса. Как такое случилось, позже ни понять, ни объяснить не мог. Эрудит-интеллектуал Сергей поправил преподавателя. Аркадий Львович, нисколько не сомневаясь в своей правоте, ошибки не должно и не могло быть, возразил. Сергей продолжал настаивать на своем: Гея — богиня Земля, Гера — сестра и супруга Зевса. Тогда учитель предложил спор. Договорились на большую бутылку кока-колы.

 
          Класс был удивлён и несказанно обрадован, когда на следующий урок Аркадий Львович пришел с двухлитровой бутылкой искрометного напитка и торжественно вручил победителю, признав своё поражение. Все остались довольны. В том числе и учитель. Такой вот был человек!


                http://proza.ru/2012/06/28/1532