1. Я ушла. Вероника Микле

Нел Знова
Концертная опера Евгения Доги «Диалоги любви» посвящена Михаю Эминеску и Веронике Микле,  двум известным  поэтам  Румынии и Молдавии. Она была написана в 1997 году. "Это уникальный случай, когда два влюблённых почти равнозначны: оба – Поэты. Он и Она родились в том же году (1850), Он и Она и умерли в одном и том же году (1889), Он и Она временами даже перекликались темами своих стихотворений. Это и были диалоги любви, через их произведения. В стихотворениях Вероники Микле столько возвышенных чувств, столько любви, столько боли, столько ненависти, что тоже есть любовь, что остаётся это только переложить на ноты, ибо стихи её переполнены музыкой, ритмикой, движениями. Ну, не говоря уже об Эминеску, сотканного из народного мелоса, в сочетании с множеством университетов, и с Божьей милостью," - говорил о своих прекрасных романсах, объединившихся в оперу, великий маэстро современности.

Вот один из романсов в моем переводе с подстрочника.

Я ушла. Вероника Микле.

(Вольный перевод с румынского Ольги Павловой)

Романс. Музыка Евгения Доги.

Я ушла без сожаленья,
Чтобы скрыть тоску свою.
Но прекрасные мгновенья
Вновь и вновь в душе поют.

И теперь бреду по свету,
Воле случая верна.
Пережить потерю эту
Так стараюсь я одна.

Пусть страдания дорога
Нам назначена судьбой.
Подожди еще немного -
Снова встретимся с тобой!

А это - стихи Михая Эминеску для Вероники Микле

(перевод: И.Миримский)

Я просил у звезд высоких...

 Я просил у звезд высоких,
 У скупой моей судьбины
 Златокудрую головку,
 Губ горячие рубины,

 Синих глаз твоих сиянье,
 Руки гибкие, как змеи,
 Чтобы в час желанной встречи
 Вкруг моей сомкнулись шеи...

 Я просил — и ты явилась,
 Ты сама пришла, без зова,
 Счастье ты мне подарила,
 И не надо мне другого.

 Ты сама пришла и молча
 На плечо ко мне склонилась...
 Ах, за что мне, сам не знаю,
 От судьбы такая милость!

1876

(рисунок Владимира Звягина, Урал, Качканар)