Джироламо Дзанки. Отвержение

Инквизитор Эйзенхорн 2
ОТВЕРЖЕНИЕ
Джироламо Дзанки (1570)

Из того, что было сказано об избрании некоторых, неизбежно следует, даже если предположить, что Писание молчит об этом, что должно быть отвержение других, ибо каждое сделанное избрание наглядно и обязательно подразумевает отказ, и там, где нет отказа, не может быть и избрания. И наряду с этим свидетельством разума Божественное Слово вполне подтверждает то, о чем мы говорим; и хотя часто мы можем быть неправильно поняты, и от истины уклонится всякий, кого не убедят самые убедительные доказательства, мы будем свидетельствовать о той великой истине, что есть "издревле предопределенные к осуждению". В обсуждении этого предмета, страшного и ужасающего, я буду следовать методу, которому следовал до сих пор, и скажу то, что должен, исходя из нескольких различных позиций, поддерживаемых Писанием.
Положение 1. Бог Своим указом от вечности оставил некоторых из падших потомков Адама в своих грехах и отлучил их от Христа и Его благодеяний.  Для доказательства этого пусть будет замечено, что во все времена подавляющее большинство человечества было обездолено в отношении даже внешних средств благодати и не имело проповеди Слова Божьего или любого откровения Его воли. Таким образом, в древности евреи, которые были малочисленнее всех народов, были, тем не менее, в течение долгого ряда веков, единственным народом, которому Бог благоволил особым образом открыть Себя, и отсюда следует, что Господь наш Сам принципиально ограничил преимущества Своего общественного служения этим народом; более того, Он запретил Своим ученикам идти к любым другим народам (Мтф.10.5-6) и не повелевал им проповедовать Евангелие без различия евреев и язычников, пока не сделал это после Своего воскресения (Мк.16.15, Лк.24.47). Поэтому многие народы и общины никогда не имели преимущества слышать проповедуемое Слово, и, следовательно, были чужды вере, которая приходит от Слова.
Возможно, что некоторые люди в этих непросвещенных странах могли принадлежать к тайному избранию благодати, и способность к вере была создана ею в них. Тем не менее наш аргумент не страдает от этого. Очевидно, что народы мира, как правило,находятся  в неведении не только Самого Бога, но также того, как угодить Ему, истинного способа прихода к Нему и средств достижения вечного наслажения Им. Если же Бог намеревался спасти этих людей, то почему Он не дал им обычных средств спасения? Почему Он не дал им все необходимое, чтобы достичь этой цели? Но нельзя отрицать того, что Он этого не сделал, и что очень многие народы земли не имеют этого до сего дня. Итак, если Бог может, в соответствии со Своими атрибутами, лишить этих людей средств Своей благодати и отдать их тьме и неверию. то почему должно быть несовместимым с Его славными совершенствами отлучить некоторых людей от самой благодати и от вечной жизни, которая связана с ней, ибо Он суверенно предрасполагает и цель, к которой приводят эти средства, и средства достижения цели? И то и другое от Него, и Он вполне справедливо может, и вне всякого сомнения будет делать все по Своему благоволению.
Кроме того, также очевидно, что что многие, даже из тех, которые живут в местах, где проповедуется Евангелие, а также те, среди которых оно никогда не проповедовалось, умирают чуждыми Богу и святости, и не испытывая никаких благодатных влияний Его Духа, и отсюда мы можем разумно и с уверенностью заключить, что одной из причин такой смерти является то, что у Бога не было воли сообщить им Свою благодать, так как будь на то Его воля, Он на самом деле уделил бы им ее, и будь они ее причастниками, они не могли бы умереть без нее. Если же такова  была воля Бога во времени, чтобы удержать от них эту благодать, то это, должно быть, Его воля от вечности, так как Его воля одинакова вчера, сегодня и вовеки.
Поскольку действия Божьи суть плоды Его вечной цели, мы можем с уверенностью и без опасности ошибиться утверждать и делать вывод, что Бог делает то-то и то-то, потому что Он постановил сделать это, и  Его собственная воля должна быть единственной причиной всех дел Его. Так что если Он фактически оставил некоторых людей в окончательной нераскаянности и неверии, то мы можем уверенно заключить, что это было Его вечное определение и, следовательно, Он отверг некоторых прежде основания мира. И этот вывод не только строго разумен, но и вполне соответствует Писанию. Таким образом, Судия в последний день обьявит тем, кто по левую сторону: "Я никогда не знал вас" (Мтф.7.23), то есть никогда, от всей вечности, не любил, не признавал и не избирал вас.
Наш Господь согласно Иоан.17  делит весь род человеческий на два больших класса; один Он называет миром, а другой - людьми, которые даны Ему от мира.  О последних Он говорит, что они возлюблены Отцом,  как Он любил Самого Христа (ст. 23), но Он возлюбил Христа "до основания мира" (ст. 24), то есть, от вечности; поэтому Он так же любил избранных, и если Он любил их от вечности, то, по всем правилам антитезы,  Он также отверг других. Именно поэтому в цель Бога входят "дети, которые еще не родились и не сделали ничего доброго или худого" (Рим.9). На примере двух близнецов, Иакова и Исава, апостол выводит вечное избрание некоторых людей и вечное отвержение всех остальных.
Положение 2. Некоторые люди были от вечности не только отрицательно исключены из дела Христа и Его спасения, но и положительно осуждены оставаться в тх естественной слепоте и жестокосердии на праведный суд Божий (Исх.9, 1 Цар.25, 4 Цар.17.14, Ис.6.9-11, 2 Фес.2.11-12). Эти места из Писания, как и многие другие, не следует понимать как невольное разрешение со стороны Бога, как будто Бог не хотел этого делать и сделал вынужденно, против Своей воли,  ибо Он не допускает ничего, что Он не определил бы разрешить. Его разрешение является положительным, определяющим актом Его воли, как справедливо отмечали Августин, Лютер и Бусер. Поэтому, если это будет воля Божия во времени, чтобы позволить определенным людям оставаться в их естественном состоянии невежества и растления, естественным следствием чего будет их впадание в некие грехи, то это значит, что Бог не заставляет их грешить, но их фактическое неповиновение является лишь следствием отсутствия той благодати, которую Бог не обязан предоставлять им. Я говорю, что если это будет воля Божья оставить их в таком состоянии - а мы должны отрицать вообще Его волю, если мы отрицаем, что некоторым из них это дозволено - то оставить их было Его намерением от вечности,  поскольку, как мы уже имели возможность наблюдать, у Бога не может возникнуть никакой новой воли. Мы видим, что злые люди на самом деле являются теми, кому Он позволил прибавлять грех ко греху, и если Его святым атрибутам не противоречит разрешить это, то с ними не будет несовместим и указ разрешить это, имевший место прежде основания мира.
Таким образом, Бог действенно разрешил евреям распять Христа, а Иуде предать Его (Деян.4.27-28, Мтф.26.23-24).  Отсюда мы находим, таким образом, почему Августин говорит: 'Иуда был избран сделать самый отвратительный поступок, повлекший смерть Христа, с тем чтобы дивное дело искупления было совершено Им. Поэтому, когда мы слышим, как наш Господь говорит: "Разве Я не двенадцать  вас избрал, и один из вас диавол" - мы должны понимать это таким образом, что одиннадцать были избраны на милость, а Иуда для суда; они были избраны, чтобы вкусить Царства Христа, он же был избран, чтобы предать Его и быть средством к тому, чтобы Он пролил Свою кровь".
Позиция 3. Неизбранные были не только предопределены оставаться до конца в нераскаянности, грехе и неверии, но также за свои грехи предназначены к аду и погибели в будущей жизни.
 Эта позиция также очевидна, ибо мы уверены, что в день всеобщего суда не каждый человек будет допущен в славу, но некоторые будут отправлены в место мучений. Но Бог не делает и не сделает ничего иначе как в соответствии со Своим указом (Пс.135.6, Ис.46.11, Еф.1.9-11). Поэтому осуждение неправедных было возвещено Богом как Тем, Чьи постановленные издревле указы вечны. Кроме того, если Бог определил, чтобы оставить этих лиц под виной и властью греха, их осуждение обязательно должно последовать, так как без оправдания и освящения - а ни одно из этих благословений не во власти человека - никто не может войти в Царство Небесное (Иоан.13.8, Евр.12.14). Поэтому, если Бог определил в Себе таким образом, чтобы оставить некоторых в своих грехах, и слишком очевидно, что это действительно так, Он  также должен был определен в Себе, чтобы наказать их за эти грехи, ибо вина и окончательное наказание обязательно связаны друг с другом, и если Бог определил спасти некоторых и наказать не-избранных, то осуждение некоторых имеет место от вечности. Таким образом, "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мтф.25) обращено к сатане и ко всем его посланникам, служителям и подражателям его, будь то падшие духи или нечестивые люди. Если же этот карающий огонь был приготовлен для них указом от века, то он имел место в совете Бога, и они были предназначены для этого огня, что я и хочу показать. Поэтому мы читаем о "сосудах гнева, готовых к погибели" (Рим.9), или предназначенных к осуждению, они не являются и не могут быть ничем иным как отверженными. Список мест Писания на эту тему почти бесконечен (Притч.16.4, 1 Пет.2.8, 2 Пет.2.12, Иуд.4, Откр.13.8).
Позиция 4. Если будущая вера и добрые дела избранных не были причиной их избрания, то будущие грехи отверженных во времени не есть причина их осуждения, но избрание к первым и действенное допущение последних имели место просто и полностью благодаря суверенной воле и предопределению Божию.
Мы различаем отказ или простое неизбрание, которое является чисто отрицательной вещью, и осуждение, или предназначение к наказанию; воля Божия является причиной первого, грехи неизбранных являются причиной последнего. Хотя Бог  решил оставить, и на самом деле оставляет, кого пожелает, в духовной тьме и смерти природы, ибо Он не несет никаких обязательств избавлять их,  пока Он положительно не осудит таковых, не потому, что Он не избрал их, но потому, что они согрешили против Него (Рим.1.21-24, 2.8-9, 2 Фес.2.12). Их отвержение или неупоминание в книге жизни не несправедливо со стороны Бога, потому что мир восстал против Него и все в равной степени несут эту вину, Бог мог бы без всякого ущерба для Своей справедливости оставить всех, как Он сделал с отверженными ангелами, и Он был бы свободен так сделать, если бы это было Ему угодно, и также Он может распространить помилование лишь на тех, на кого сочтет нужным. Также для неизбранных ничего не изменилось бы, если бы никто не был избран вообще.  Опять же, осуждение нечестивых, которые в любом случае подлежат наказанию, не несправедливо в силу их греха и благодаря их греху. Ни один из них не будет наказан иначе как за свои беззакония, и если всякое нечестие достойно наказания, то где же здесь немилосердие, тирания или несправедливость суда Божия?
Позиция 5. Бог является Создателем нечестивых, но не их злодеяний; Он есть Автор их бытия, но не их греха. Безусловно, было Его волей, по непостижимым для нас причинам,  позволить грех, но, и скажем это со всем почтением, Он не может, в соответствии с чистотой Своей природы и славой Его атрибутов, а также истиной Своего слова, Сам быть автором греха. "Грех", говорит апостол, "вошел в мир одним человеком", то есть Адамом, следовательно, он не был введен Богом. Хотя без разрешения Его воли и согласия Его провидения введение греха было невозможно, все же Он не есть автор греха. Лютер отмечает: "Требуется большая степень веры, чтобы верить, что Бог человеколюбив и милосерден, хотя Он спасает так мало и осуждает так много, и что Он по воле Своей не создал нас не способными пасть и подвергнуться осуждению". Или: "Хотя Бог не вводит грех, тем не менее Он не перестает создавать и умножать лиц в человеческой природе, которая, через удержание Его Духа, повреждена грехом, как искусный художник может формировать симпатичные статуи из плохих материалов. Создавая людей, Бог знает их характер".
Позиция 6. Осуждение отверженных является необходимым и неизбежным. Из Писания видно, что любой нечестивый человек может быть приговорен. Но ничто, и тем более осуждение разумного существа, не свершается иначе как по воле и указу Бога. Поэтому даже неизбранные не могут быть осуждены иначе как по Божию благоволению и определению того, что они должны быть осуждены, и если Бог пожелает и определит их осуждение, то оно необходимо и неизбежно. По своим грехам они сами сделали себя достойными смерти, и если не будет воли Бога помиловать их грехи и  даровать им покаяние в жизнь, наказание таких нераскаявшихся грешников становится неизбежным, и нет ничего проще. Сам наш Господь сказал, что "дерево худое не может приносить плоды добрые» (Мтф.7), или, другими словами, что развращенный грешник  не может произвести в себе благодатные привычки или совершать дела благодати, без которых ни один взрослый человек не может быть спасен. Следовательно, он, как дерево растленное и бесплодное, или приносящее только дурные плоды, должен быть "срублен и брошен в огонь" (Мтф.3). Это, таким образом, служит еще одним аргументом в доказательство неизбежности будущего наказания нечестивых, каковой аргумент, вкратце, сводится к тому, что они, не желая спастись от греха, должны неизбежно погибнуть, ибо они не имеют ни желания, ни власти, чтобы спасти себя, и хотя Бог может спасти их, Он может этого и не сделать, и поэтому их гибель неизбежна. Также отсюда не следует, что Бог заставляет отверженных грешить и тем самым губит их против их воли, но в результате своей естественной развращенности, от которой Бог не благоволил их избавить - а Он этого делать не обязан, как бы они ни думали и ни хотели иначе! - они добровольно склоняются ко злу и погрязают в нем;  более того, что еще хуже, они ценят и лобзают свои оковы и жадно следуют по пути греха, который приводит их к жилищам смерти. Таким образом, Бог, вопреки клевете на Него, не склоняет нечестивых ко греху, как всадник пришпоривает лошадь, Он говорит лишь: оставьте их в покое (Мтф.15.14). Ему достаточно лишь ослабить сдерживающие бразды провидения и удержать влияние спасительной благодати, и отступивший человек будет по собственному желанию падать и все глубже погружаться в беззаконие, без какого-либо воздействия, кроме своего собственного, пока не погубит свою душу. Так что, хотя осуждение отверженных неизбежно, его необходимость не делает их машинами и не вынуждает ни к чему, что мешает их разумной воле, и также не делает их менее непростительными.
Позиция 7. Наказание неизбранных не было конечной целью их творения; его цель - это слава Божия. Часто нам возражают, что согласно нашей точке зрения на предопределение Бог создает некоторых людей, просто чтобы проклясть их; но мы этого не только не утверждаем, но совершенно отвергаем как мысль, совершенно недостойную и Бога, и сотворенных Им разумных существ. Торжественная и главная цель Бога в сотворении   всех вещей, и человечества в частности - это явление и отображение Его славных атрибутов. Его конечная цель в создании избранных - явить и доказать в их спасения неисследимое богатство Его силы и мудрости, милосердия и величия, и в создании неизбранных - явить Свое правосудие, власть, суверенитет, святость и истину. Так что ничто не может быть более определенным, чем утверждения текстов, которые нам так часто доводилось цитировать: "Господь сотворил все вещи для Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия" (Притч.16). С одной стороны, "сосуды гнева подготовлены к погибели", чтобы Бог "показал гнев и явил могущество Свое", и также явил величие Своего терпения и великодушия (Рим.9.32).  С другой стороны, Он заранее подготовил избранных ко спасению, чтобы на них явить «богатство славы Своей и милосердия" (ст. 23). Следовательно, если Сам Бог является единственным Автором Своих действий, то Он также высшая цель, к которой они ведут и направлены.
Кроме того, творение и погибель нечестивых имеют и другую цель, хотя и подчиненную, а именно чтобы избранные могли на их примере: 1) созерцать богатство Божественной любви к ним, которая замыслила и совершила дело их спасения, тогда как другие, по своей природе на равном уровне с ними, исключаются из участия в этом деле; 2) и это видение отличительной милости Господней есть самый мощный мотив благодарности для тех, кто могли  по праву быть осуждены с миром не-избранных, стали наследниками благодатной жизни; 3) таким образом они учат горячо любить свою небесного Отца; 4) пока они находятся на земле они верят в стойкость Его благодати, для исполнения Его вечных указов в обетование их прославления на небесах; и 5) они живут как получившие эту дивную милость из рук своего Бога и Спасителя. Так Бусер где-то отмечает, что наказание отверженных "полезно для избранных, поскольку это влияет на их больший страх перед грехом и отвращение к нему, и на их более прочную зависимость от благости Божией".
Позиция 8. Несмотря на то, что Бог от вечности необратимо избрал некоторых ко спасению во Христе и отверг остальных по благоволению суверенной воли Своей, Он не действует здесь несправедливо, тиранически или жестоко, и не показывает себя лицеприятным.
(1) Он не несправедлив в отвержении некоторых, и Он не может быть таковым, ибо   "Господь свят во всех путях Своих и праведен во всех делах Своих» (Пс.114). Спасение и проклятие - дело Его рук, и ни то, ни другое не может быть несправедливым. Несомненно, что Отец приводит некоторых людей ко Христу и спасает их в Нем спасением вечным, и что Он не обращает и не спасает некоторых других, и если для Бога не будет несправедливым удержать спасение от этих людей после их рождения, не будет таковым сделать это и до того, как они родились. То, что не несправедливо, если Бог делает это во времени, не будет несправедливым для Него, и если Он постановляет это в вечности. И если иллюстрация апостола хоть сколько-нибудь уместна и авторитетна, она показывает, что не может быть несправедливым для Бога отделить некоторых для общения с Собой и отвергнуть других, ибо по Своему благоволению Он как гончар творит из одной и той же глины одни сосуды для почетного употребления, а другие для низкого. Бог, будучи абсолютным Господином всех Своих творений, не подотчетен никому в Своих делах, и Он может поступать в Своем мире, как Ему угодно.
(2). Указ об осуждении не является тираническим. Он действительно является строго суверенным, но законный суверенитет и беззаконная тирания действительно противоположны друг другу.  Тиран, в общем смысле этого этого слова, есть тот, кто либо узурпирует суверенитет и присваивает себе власть, на которую он не имеет права, либо тот, кто, будучи первоначально законным князем, злоупотребляет своей властью и попирает закон. Но кто осмелится приложить любое из таких обвинений к Богу? Бог как Творец имеет наиболее неоспоримую и неограниченную законную власть над душами и телами людей, и если мы не откажемся от всего Писания и здравого смысла то признаем, что Он неизмеримо превосходит все творение, и никто не свободен от Его воли. Поэтому, принимая как должное то, что у Бога есть абсолютный суверенитет над всем творением, - а Писание неоднократно заверяет нас, что это так - то почему мы не можем принять, что у Него есть право по Своей  милости спасти одних и справедливо наказать других за их грехи? Что мы можем возразить Богу на это?
Ничто из того, что делает благословенный Бог, не подпадает под понятие тирана, то есть того, кто злоупотребляет своей властью, действуя в нарушение закона, ибо закон, которым Бог связал Себя, Он же и установил как высший Законодатель вселенной. Этот закон, однако, обязывает прежде всего творение, а не Его Самого.  Если же нам скажут, что  Его собственные атрибуты добра и справедливости, святости и истины являются законом для Него, то я отвечу, что раз мы признаем, что это так, то согласно Писанию   нет ничего в указе осуждения, что шло бы вразрез с любым из Его совершенств, включая даже Его благость, ибо хотя неизбранные не пользуются ею тем же образом, как избранные, они не исключены из благ провидения, общих для них с Божьими детьми, и очень часто в гораздо большей степени.
Кроме того, милосердие Божие было бы столь же бесконечным и славным Его атрибутом, даже если бы разумные существа не были созданы вообще или спасены. Оно не перестает быть бесконечным в самом себе только потому, что может распространяться на некоторые объекты меньше, чем на другие. Бесконечность этого совершенства, как пребывающего в Боге и совпадающего с Его сущностью, достаточна и независимо от того, распространяется ли оно на всех без исключения существ, Им сотворенных. Надо признать, что этот способ рассуждений может завести слишком далеко и доказать слишком много, так как, если бесконечность Его благости следует оценивать по количеству объектов, на которые она обращена, то в таком случае придется сделать вывод, что либо тварь должна быть столь же безгранична, как и Творец, либо Его благость не может быть бесконечной, ибо нет бесконечного числа объектов, на которые она распространялась бы.
Наконец, если не было несовместимым с бесконечной благостью Божией оставить всех падших ангелов их вине и отступничеству, то тем более не может войти в конфликт с этим атрибутом, если Он решает оставить некоторых из падшего человечества в их грехах и наказать их за них. И это не противоречит Божественной справедливости - удерживать спасительную благодать от некоторых, ибо она не есть то, что Он должен оказывать любому. Это свободный дар для тех, которые имеют его, и не для тех, кто его не имеет; следовательно, не может быть никакой несправедливости в том, что Бог не дает того, чего Он не обязан давать. В Божьем устроении нет того, что люди склонны заподазривать. Но если мы не могли бы заподозрить Бога в том, что Он не удержал от падения  ангелов, хотя это было в Его власти, то как мы можем обвинить Его в несправедливости, если Он не избрал все человечество? Кроме того, как может быть несправедливым с Его стороны осудить за грехи тех, кто не был искуплен Христом, в отличие от избранных? Его справедливость в данном случае не будет препятствовать осуждению отверженных, ибо Он находит его неизбежным и необходимым. И как это суверенное отвержение и справедливое осуждение за грех противно Божественной святости? То, что Бог свят, проявляется не в последнюю очередь в том, что Он ненавидит грех и наказывает его. Это также не противоречит Его истине и правде, ибо как Божья правдивость могла бы прийти на землю, если бы нечестивые не могли быть окончательно осуждены?
(3). Осуждая некоторых, Бог не поступает жестоко. Кто обвинит судью в жестокости, если он не пощадит банду зверских преступников и осудить их по всей строгости закона? Если же он благоволит пощадить некоторых из них и избавить от казни, наказание остальных не уменьшит его милости. Что же касается Бога, то если Его милость является свободной и добровольной, то Он может распространить ее на тех, на кого пожелает, или удержать ее от таковых (Рим.9.15,18), и печально, если мы не позволяем всевластному Царю и Правителю неба и земли иметь те же привилегии и свободу, которую мы усваиваем любому земному судье.
(4). Избирая одних и отвергая других, Бог не является лицеприятным. Он не призывает просто по причине происхождения, народа, достоинства, богатства или любой другой внешней стороны, в силу которой Он показывал бы большую приязнь к одному человеку, чем к другому. Это не так в случае с Богом. Он рассматривает всех людей как грешников по природе, и оказывает сострадание не к людям той или иной общины, страны, пола, возраста или положения в жизни, поскольку они поставлены Им Самим в эти условия, но лишь тем, кого Он милует. Именно об этом говорит Августин: "Некоторые люди воображают, что если они должны смотреть на Бога как нелицеприятного, то в силу этого Он не только не должен обращать внимания на предыдущие заслуги людей, но не может миловать, кого хочет, и призывать, кого Ему угодно призвать, и оказывать благодеяния тем, кому Он пожелает. Скрупулезность таких людей возникает из их невнимания к одной вещи, а именно к тому, что проклятие нечестивых есть вопрос долга и справедливости, в то время как благодать, если она дается, дается бесплатно и незаслуженно, так что ни осужденный грешник не может сказать, что он не достоин наказания, ни святой не вправе превозноситься или хвастаться, как если бы он был достоин награды своей. Таким образом, во всем этом нет никакого лицеприятия. Те, кто осуждены, и те, кто помилованы, составляли изначально одно и то же множество, будучи  одинаково заражены грехом и одинаково подлежа возмездию. Поэтому избавленным от осуждения надлежит знать, что они тоже подверглись бы наказанию, если бы свободная Божья благодать не вмешалась, чтобы спасти их".
Прежде чем я завершу эту главу, я должен устранить одно ложное возражение, очень распространенное у наших оппонентов.  Как, говорят они, это учение об отвержении совместимо с учением о будущем суде? На это я отвечаю, что нет ни затруднений, ни необходимости примирять то и другое, так как они очень далеки от того, чтобы мешать друг другу, одно следует из другого, и первое делает последнее абсолютно необходимым. Перед судом Великого дня Господь выступает не столько как Судья Своих творений, сколько как их абсолютный Царь и Господин. С начала творения до окончательного завершения всех вещей Он как Божественная Личность совершает все согласно Своей вечной и неизменной цели, которая благодатно действует в избранных Его и допускает ожесточение отверженных. Но когда все дела провидения и благодати завершатся в последний день, Он явит Себя как Судия, и открыто явит и подтвердит, если можно так сказать, Свои вечные указы, приняв избранных в теле и душе во славу и вынеся приговор отверженным не за то, что они сами не могли себе помочь, но за их неверие и  нежелание знать то, что от Бога, за невыполнение нравственного долга и за их неоднократные беззакония и преступления.
 Положение 9. Хотя Божье предопределение является наиболее верным и неизменным, так что ни избранный человек не может погибнуть, ни отверженный быть спасен - но отсюда не следует, что заповеди, наставления и увещания со стороны Бога или молитвы со стороны человека являются бесполезными, напрасными и незначительными.
(1)  Это не бесполезно в отношении избранных, ибо они сначала получают таким образом необходимое средство доведения их до познания истины, а затем оно разжигает в них чистые побуждения и стремления, и назидает и утверждает их в вере, любви и святости. Именно об этом говорит Августин: "Дам тебе, человек, заповедь, которую ты должен иметь, и обличение, которое научит тебя молиться и обретать те блага, которых ты желаешь".
(2) Также не являются напрасными в отношении отверженных их увещевания, обличения и наставления, если они должным образом побуждают их быть более внимательными к своему внешнему нравственному поведение в соответствии с правилами приличия, справедливости и порядка, предотвращая тем самым множество неудобств и несчастий для общества. И, как и в случае с молитвой, это обязанность для всех без исключения, ибо каждая тварь, вне зависимости от того, избрана она или отвержена, по самой сути своей зависит от Творца всех вещей и обязана прибегать к Нему в умилении и благодарении.
(3) Но дополним: это абсолютное предопределение не отменяет и не делает бесполезными проповедь, наставление и т.д., и мы легко докажем это на примере Самого Христа и Его апостолов, ибо и Он Сам, и они учили о предопределении и настаивали на нем, и все же использовали все возможности проповеди грешникам и сопровождали свое служение надлежащими увещеваниями, приглашениями и призывами в соответствии со своими требованиями.   Хотя они показали неопровержимо, что спасение дар Божий и полностью зависит от Его суверенного расположения, что люди сами по себе не могут сделать ничего духовно благого, и что именно Бог производит в них и хотение и действие по Своему благоволению - и тем не менее они не пренебрегали увещевать своих слушателей, как людей, обладающих разумом и совестью, указывать им на опасность греха и их состояния по природе и предлагать им назначенный путь и способ спасения, как он представлен в Евангелии.
Наш Спаситель заверяет нас, что никто не может прийти к Нему, если Отец не привлечет его, и все же Он говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся" и т. д. Св. Петр объявил иудеям, что они выполнили "определенный совет и предвидение Бога", приговорив Мессию к смерти (Деян.2), и все же резко упрекает их за это. Св. Павел говорит: "Не от желающего и подвизающегося", и все же призывает коринфян подвизаться, чтобы получить награду. Он уверяет, что «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8.), и все же направляет нас к 'тому, чтобы непрестанно молиться» (1 Фес. 5). Он утверждает, что основание и постановление Господа стоит твердо,  и тем не менее предупреждает , что кто "думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (2 Тим.2). Св. Иаков в подобной манере, говорит, что «каждый хороший и прекрасный подарок, нисходит свыше", и тем не менее призывает в мудрости просить его у Бога. Так наше познание избрания непрестанно просвещается в познании Христа, и с Его помощью мы утверждаемся благодатью через веру в Нем, и приобретаем стойкость в благодати до конца, и это не только не тщетно и не незначительно, но очень полезно и необходимо для нас - убедиться, что мы можем достичь великих и важных целей, нисколько не повреждая учение о предопределении в частности и аналогию веры в целом.  Таким образом Августин говорит: «Мы должны проповедовать, мы должны укорять, мы должны молиться, потому что мы есть те, кому дана благодать услышать и действовать, хотя другим не дана благодать ни того, ни другого".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn