Непревзойденный Зиновий Гердт глава три

Доба Каминская
Автор Доба Каминская

Эта тема продолжается в главах 4 и 5.

Началась блестящая творческая работа Гердта в театре кукол. Он участвовал в создании таких знаменитых спектаклей, как «Чертова мельница», «Божественная комедия», « Необыкновенный концерт». Все эти спектакли становились событием в театральной жизни именно благодаря великолепной игре Гердта. И вот уже для зрителей театр Образцова становился театром Образцова и Гердта. Зямин голос- мягкий, баритональный, бархатный тенор- это дар небес! Но для того, чтобы этот голос стал голосом выдающегося артиста, за голосом должна стоять личность. А Гердт был личностью- привлекательной и неповторимой. Спектакль «Необыкновенный концерт» стал эпохальным и для театра, и для самого Гердта. Спектакль  держался на Гердте- на конферансье Апломбове. Гердт  сыграл эту роль пять с половиной тысяч раз, спектакль вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Но личные отношения  между  Образцовым и
Гердтом постепенно ухудшались. В этом немалую роль сыграли их непростые характеры.
Образцова в театре звали хозяин, и ему это нравилось. ОН был тщеславен и не видел, что его не столько уважают, сколько боятся. Образцов был ужасно ревнив к успехам
Гердта у зрителей. Когда Гердту много аплодировали, Образцов не мог этого вынести. Он выбегал на сцену, чтобы прекратить аплодисменты Гердту.
Гердт в театре всегда защищал слабых, он не переносил несправедливости. О последствиях для себя он не думал.
Однажды труппа выезжала за границу- и вдруг в списке не оказалось фамилии хорошего артиста, который ранее всегда выезжал с труппой. На его место взяли другого, очень посредственного артиста, за которого похлопотали нужные люди. Гердт, узнав это, пошёл к Образцову и выложил на стол свой заграничный паспорт: «Я никуда не поеду, если не поедет этот человек». Справедливость была восстановлена. Но Образцов терпеть на мог подобных акций Гердта.
Венезапно умерла от рака актриса Леля Сипавина, были устроены поминки. Гердт поднялся из- за стола и сказал: «Сергей Владимирвич! Я обвиняю вас в смерти Лели!
Это вы своим бездушием, своим безразличием ускорили ее смерть. Вы раздавали звания и награды, вы повышали зарплаты всем коленопреклоненным. А тихую, талантливую Лелю вы не замечали. Вы не хотели видеть ее отчаяния перед вашей несправедливостью».
Образцов поднялся, выбежал из театра. На следующий день он заявил министру культуры: «Чаша моего терпения переполнена. Или он, или я. В одном театре с Гердтом я работать не могу». Так в конце 1982 года Гердт подал заявление об уходе из театра кукол, в котором проработал 37 лет. Он ушёл из театра тихо и благородно, ушёл из- за того, что защищал людей и говорил правду. Но уход из театра кукол благотворно сказался на его творческой карьере.
Гердт всегда был признателен Образцову за его аллергию на любые проявления антисемитизма. Гердт вспоминает: «Сколько прекрасных поступков совершил этот человек в те страшные годы борьбы с космополитами».
В театр поступил приказ из министерства сократить четырёх человек в оркестре. Образцов на художественном совете предложил сократить четырёх лучших музыкантов с русскими фамилиями. Гердт закричал: «Вы с ума сошли! Давайте сократим Файнберга, Гомберга, Уперовича и Абрамовича- это слабые музыканты». Образцов побледнел и тихо произнёс: «Товарищи, я совсем забыл. - мне надо переговорить наедине с
А затем набросился на Гердта: « Вы что, идиот! Вы не понимает, что творится в стране? Где они найдут работу? Их семьи умрут с голоду». Вот так поступил русский интеллигент Сергей Образцов.
В 1960 году театр выезжал на гастроли в Египет с «Необыкновенным концертом». Образцов принял на работу молодую женщину Таню Правдину, арабистку. Он сделал этот выбор по двум, одинаково важным для него критериям: переводчица должна блестяще знать язык и она должна быть маленького роста, чтобы стоя рядом с нею на сцене невысокий Образцов выглядел импозантно. Таню  в Москве провожал муж, Зяму- очередная жена. Но после возвращения в Москву они оставили свои семьи и стали жить вместе. Гердту было44 года, Тане- 32. До этого времени Гердт был уже женат официально 4 раза, были и гражданские браки. Он шутил: «Женитьба для меня это не страсть, это привычка». Все друзья спрашивали Гердта: «Какой срок отпущен этой милой даме?».он ответил: «До конца жизни. Это моя окончательная жена». Так и пороизошло, они составили счастливую семью и прожили вместе 36 лет.
По мере улучшения жилищных условий росла слава Гердтовских поседелок,  он сам по себе был праздником для окружающих. Гостей не приглашали- они всегда приходили сами, по нескольку десятков.
Зиновий и Таня во всем были единомышленниками. Они не переставали оказывать помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Так, например, до последних дней они регулярно возили  продукты домой одному престарелому артисту кукольного театра.
Зяма и Таня ухаживали за одинокой бабушкой, которая доживала свой век в доме престарелых. Забота об этой бабушке досталась им ещё от Таниной мамы.
Забота о нем разных людей в военных госпиталях породила у Гердта бесконечную благодарность людям и желание им помочь.
Гердт гениально дублировал инрстранные фильмы- его голос звучал в филмх «Фонфан- Тюльпан», «Полицейские и воры» и многих других. Стало ясно- за кадром звучит голос выдающиегося артиста.
Особая сторона его творчества- озвучивание мультфильмов- роль капитана Врунгеля.
Затем Гердт появился и на самом экране, и сразу же стал одним из самых любимых актеров. Он был предельно естественен, вызывал полное к себе доверие. И все годы он оставался для зрителей просто «Зяма», чем очень гордился: «Самое болшое из всего, чего я добился, это то, что зрители называют меня «Зяма» (в этом обращении особая теплота и нежность)».
В кино Гердт стал королём эпизода- он сеялся в 72-х фильмах.
Главные фильмы с участием Гердта- «Золотой телёнок», роль Паниковского и «Фокусник» , роль Кукушкина. В образе Паниковского он достиг Чаплинских высот. Ведь и в реальной жизни Гердт встречал подобных людей, которых революция выбросила на обочину жизни, людей жалких и трогательных. в Киеве установлен памятник Паниковскому - Гердт навсегда остался в памяти зрителей именно в этом образе.
Друг Гердта- Григорий Горин подарил ему живого гуся со словами: «Зяма, хватит воровать гусей, пусть у тебя будет свой гусь». Это обернулось кошмаром. Гердт возмущался: «Что ты наделал? Ведь съесть его мы не можем- сам понимаешь. Но и жить с гусем невозможно- он ведь щиплется».
Главный Фильм Гердта- «Фокусник» Пётра Тодоровского, сценарий Александра Володина.
В нем Гердт играет главную роль- Кукушкина. Но стоял 1967 год- не самый лучший, чтобы еврей играл роль главного героя, его долго не утверждали. Но Петр Тодровский сумел настоять на своём. Однако  этот прекрасный фильм  оставался зрителям практически неизвестным- его выпустили в прокат мизерным тиражом.
В 1986-м году, когда Гердту исполнилась уже 70  лет, Михаил Козаков предложил ему роль Мефистофеля в трехсерийном телефильме «Фауст» Гёте. Эта роль была для Гердта редким подарком судьбы, стала одной из вершин творчества Гердта на театральной сцене. Работа Гердта в «Фаусте» принесла лавры и постановщику- Михаилу Козакову.
Поэт Давид Самойлов написал об этом спектакле:

Твой «Фауст» Миша Козаков,
Прекрасный образец работы.
Ведь ты представил мне, каков
Был замысел Володи Гёте.

Володя этот(Вольфганг тож)
Был гением от матч до киля,
И он не ставил ни во грош
Любые ухищренья стиля.

Он знал- что Зяма - это черт,
Что дьявол он по сути самой,
Что вовсе он не Гердт, а черт,
Что черт в аду зовётся Зямой.

Автор текста Доба Каминская