72. Журналист и кондуктор

Наталья Гончарова 5
После брежневского рая, когда в автобусах были кассы и проклятые кондуктора не сновали взад-вперед, перемены в общественном транспорте в 90-е обрадовали  предприятия. Деньги, надо сказать, повалили не малые.
Раньше как было - поставили 2 кассы и развесили компостеры  между окон для проездных талонов, исходя из того, что люди обязательно бросят денежку в ящик,  или талончик, купленный у водителя,  пробьют, а контролеры выловят всех зайцев.

Жили, дотируемые богатым государством,   как у Христа за пазухой.


-  А много не платило людей? – кондуктор работает недавно,   как было в той жизни – не  знает, а как  оно сейчас – познает.
- Килограммами вечером из этих касс выгребали пуговиц, всяких специально выточенных металлических кружочков, похожих на монеты. Я тебе скажу больше – откровенничал водила,-  я, как и другие, из касс брал деньги на обед, или  на что-то другое. Возили  денег много, но и раздутости контор не было, но главное не это. Главное – много денег шло на работников не зарплатой.

-Да зарплатой бы лучше.
- Вам  всем кажется так. Теперь  уже нет ничего у парка, а знаешь, как жили? Свои профилактории были – на «Воронеже»  прямо у Амура. Красота,  я там часто отдыхал, такой пансион был, продали кому-то и куда дели деньги, никто не знает.

Зимой в Вятском катались на лыжах, а летом рыбачили - лагерь был – обзавидуешься, пионерских лагерей – и все бесплатно для наших,  несколько штук, своя больница и поликлиника с кабинетами, где всякие грязи, соли, массажи, процедуры – пришел после работы или до работы, освежился, оздоровился и живи! И все бесплатно!

Водитель  старый и крепкий дядька поглядывал на новенькую, жившую в другом мире.
А сейчас привыкай к новому.


 Кассы  исчезли, вместо них набрали людей для сбора денег за проезд. Коммерческих автобусов не было до поры, еще год-два и начнется война за пассажира.
И пока   денег возили кондуктора  море.

Зарплаты хоть и не большие, но платили,  почти не задерживая, раз в месяц.
А дневные выручки были раз в несколько раз больше самой зарплаты, но и пассажиры – это  те, кому не платили или задерживали плату за труд, кто потерял работу, кого обманули и  кинули или развели новые владельцы бывшего  чего-либо народного.

Цены повышались ежемесячно, и деньги менялись на глазах. Деньги, похожие на фантики, быстро ветшали и порою какие-то тряпки  вручали в магазинах и многочисленных уличных уродливых  сооружениях-лавках продающих доступно все – от еды и водки с пивом  до  сапог и шапок, от ножей до книжек.

Кондуктор в автобусе – значит,  с тебя будут сдергивать за проезд. А кто-то   привык жить в светлом коммунистическом вчера. Наделал кружочков и бросал вместо денег в кассы,  или по талону на один раз ездил - год.


Всеобщее зло – тетки с сумками на шее, крикливые и  несговорчивые частенько, уже не олицетворяли рай, выгоняли зайцев,  толкались. И вечно им надо «обилетить» кого-то в дальнем углу,  и  всегда они  высчитают  среди сотен  глаз тех, кто едет «так». У  них никогда нет сдачи «нормальной» с «нормальных денег», а по утрам особенно, и на сдачу, как правило, одна рванина бумажная заклеенная.

И вечно у них хмурые лица и ни улыбки и всегда, только в автобусе что-нибудь интересное и захватывающее начнут обсуждать, а этого захватывающего жизнь каждый день подбрасывала тоннами, так эти невыспавшиеся тетки грубовато  резюмировали:

- Тут вам не площадь и нечего свои митинги разводить.
 Или:

  -А что вы тут орете, идите к Ельцину и спрашивайте у него, почему вам льгот не дал.
 Или:

 – Я, что ль, заварила все? Иди кондуктором работать и не жалуйся, что нет денег… Да и я тоже не родилась им, чтобы  клещами тащить с вас…

В общем, все друг друга учили.


Возмущали и забитые, вечно ломающиеся мастодонты-автобусы  «Лиазы», и кондуктора, и цены за проезд и на все в этой жизни, водители, дороги, появившиеся и заполнявшие улицы и дороги иномарки (их везли из Японии и Кореи). 

Возмущаться  считалось доблестью и хорошим тоном. И действительно,   разве так жить можно. Газету тех лет  напоминали  сводки с полей сражений всех со всеми. Это потом они стали все тише и нежнее возмущаться, а потом кого-то  возмущало то, что возмущались…


Журналисты сначала возмущались  новыми владельцами и хозяевами, бессовестными и наглыми, но это было опасно, крутые и ни за что не отвечавшие перед законами и жившие понятиями  мужики, прессовали журналюг и газетчиков.

 И они поняли, что можно потерять не только работу, но и жизнь.

Один журналист ездил  по центру города на работу и с работы, и  был очень недовольным проездом в автобусах.

Вероятно,  его задевали кондуктора  - толкали или сдачу давали мелочью или ненадежными бумажками в 100,200,500 рублей при проезде в  2000-4000 рублей. Нулей было много, а неудобств еще больше.

Проедет утром в мрачном забитом автобусе, на другой день в свежей газете, где он работал, заметка о подлюках кондукторах, которые умышленно собирали рвань и мелочь, чтобы ему вывалить, специально набивали автобусы, намеренно под ухом его орали – «А вы заплатили за проезд?»


За эти заметки  в парке никого по голове не гладили. Быстро собрание, читали вслух и выясняли, кто там такой подлец, что с 500 дал сдачу в 2 килограмма мелочью. Что делать? -  а ищи хорошие деньги. Увольняли быстро.
А что там чикаться, за воротами безработных тьма и  замена найдется.


Журналисту не нравились  толстые кондуктора, ходят и толкают,  да еще и давят,
крикливые: ну подойди ты тихо и вежливо скажи: «Вы уже едете 5 остановок, не оплатив проезда, и вы, и вы, и вы тоже»,  и вежливо, словно в первый раз,  на ответ, а у меня ничего нет, сказать ласково: «Ну, тогда извините, в стране такая ситуация, я вас понимаю, да я тоже здесь работаю за красивые глаза, мне ничего не надо»

Грубые кондуктора вызывали у журналиста гнев, он рвался из заметки, и он тоже не замечал своей грубости. Понятно – хамская жизнь вызывала еще большее хамство и грубость.

Ему не нравились вообще кондуктора, какая-то из них, наверное,  отдавила ему ногу, а другая сказала «Что есть, то и даю на сдачу» или остановку не объявила, в толпе запаренная и не соображавшая, где едут, а в морозное окно не увидела.

Он призывал в своих заметках на злобу дня не давать крупные деньги, новые, срочно ему сообщать о фактах грубости или  о случаях, когда давали «плохую сдачу».
Это была его золотая жила. Иногда он приговаривал «У вас некому, видать, навести порядок. Я попробую».

И вдруг перестал  строчить  свои доносы. Среди кондукторов поползли слухи, что якобы его в темном месте  встретили и поговорили. А другие ядовито комментировали – да он теперь на своей  «Мазде» ездит, а не по автобусам трется.

После этого он увлеченно разрабатывал тему гораздо интереснее – необъяснимое и тайное, иногда он звонил знакомым кондукторам и спрашивал: «Вы ничего там такого не слышали и не видели?».
 А этого добра в те времена  было больше,  чем случаев  в автобусах.

И  дружба с ним возобновилась. Вообще-то он был   не таким уж  плохим и человеком и газетчиком, попортил  всех сильно   вопрос проезда  в городском транспорте. 

1997 г.