Паруса Ойкумены. Глава 23

Леонид Бликштейн
1. В этой главе мы обсудим хронологию путешествия Павла в Иерусалим, описанного в 20й и 21й главе Деяний и закончившегося его арестом и тюремным заключением. Рассказ об этом путешествии носит характер путевого дневника (например автор дает количество дней, проведенных апостолом в различных местах), автор явно придает этому путешествию большое значение, а употребление местоимения первого лица “мы” (так называемые “мы отрывки”указывает на то, что он лично участвовал в этом путешествии. Когда же оно происходило?

2. Для того, чтобы установитъ эту ключевую дату, нам надо во первых учесть хронологию предшествующих событий, во вторых осмыслитъ хронологию событий, непосредственно следующих за этим путешествием (арест Павла в Иерусалиме и его заключение в Кесарии), в третьих сопоставитъ информацию в Деяниях с данными Послания к Римлянам, которое, как мы сейчас увидим, было написано из Коринфа накануне этого путешествия. В этой главе мы займемся первой и третъей задачей, а в следующей второй задачей. Начнем с текста наших основных источников: Деяний Апостолов и заключительной главы Послания к Римлянам.

1. По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию.
2. Пройдя же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу.
3. Там пробыл он три месяца. Когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться через Македонию.
4. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим.
5. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде.
6. А мы, после дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.
7. В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный, упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12. Между тем отрока привели живого и немало утешились.
13. Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком.
14. Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взяв его, мы прибыли в Митилину.
15. И, отплыв оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывав в Трогиллии, в следующий день прибыли в Милит,
16. ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии, потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,
18. и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,
19. работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;
20. как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам,
21. возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.
22. И вот, ныне я, по влечению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;
23. только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.
24. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. (Деяния Апостолов 20:1-24)

2. Рассказ о поездке начинается непосредственно вслед за повествованием о пребывании Павла в Эфесе (19я глава), который он впервые посетил в 50 г., а затем поселился там, покинув Коринф в середине 51 г. Согласно указанию автора Деяний в 19й  главе Павел прожил в Эфесе 2 года, упоминание 3 годов в речи Павла к эфесским пресвитерам в 20й главе (“Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.” Деяния 20:31) указывает на то, что он считает весь срок, начиная со своего первого кратковременного визита 50 г.

4. После отьезда из Эфеса и до поездки в Палестину Павел находился в Греции и Македонии, включая три месяца в Греции (Деяния Апостолов 20.3 см. выше). Иными словами между закончившимся в 53 г. пребыванием в Эфесе и самой поездкой прошло некоторое время. Центром работы Павла в Греции был Коринф и именно из Коринфа было отправлено Послание к Римлянам. Таким образом, если имеется в виду это последнее (а не более ранние) пребывание Павла в Коринфе, мы можем (пока условно) датировать это послание началом 54 г.

3. Теперь сравним этот текст Деяний с заключением Послания к Римлянам (конец 15й и 16я глава).

20. Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21. но, как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают».
22. Сие;то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23. Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,
24. как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25. А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26. ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27. Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29. и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
30. Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу,
31. чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым,
32. дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.
33. Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
(Послание к Римлянам 15:25-33)

И наконец 16я глава, где Павел передает приветствия разным лицам, находящимся в Риме.

1. Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3. Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, —
4. которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь.
5. Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6. Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7. Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8. Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9. Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11. Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12. Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13. Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17. Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18. ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
19. Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
20. Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.
21. Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.
22. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.
23. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.
24. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
(Послание к Римлянам 16:1-24)

4. Упоминание диакониссы Кенхрейской церкви (Кенхрея гавань Коринфа) Фивы и городского казначея Эраста (известного по одной из коринфских надписей) в 16й главе Послания к Римлянам подтверждают что местом пребывания Павла в момент написания Послания был Коринф. Но может быть речь идет о более ранних посещениях Коринфа Павлом?

5. Из 16й главы ясно, что Акила и Прискила, которые в 50/51г были главными помощниками Павла в Коринфе и даже сопровождали его в начале более ранней поездки в Иудею в 51 г., теперь находятся в Риме. Павел в 15й главе Послания к Римлянам выражает убеждение, что его работа по созданию христианской Церкви на Балканах и в Малой Азии в целом завершена (чего нельзе было бы сказать в 50м и 51 г. т.е. до систематической проповеди в столице провинции Азия Эфесе) и надеется после поездки в Палестину непосредственно отправиться в Испанию. Никакой поездки в Испанию в 50/53 гг не было и автор Деяний ничего об этом  не упоминает.

6. Все это исключает возможность того, что Послание к Римлянам имеет в виду более ранние поездки в Иудею из Коринфа. Речь идет таким образом о 54 г. Но может быть мы неправы и возможна более поздняя датировка для этой ключевой последней поездки (55й, 56/58 гг.?). Для ответа на этот вопрос присмотримся поближе к тексту заключительных приветствий в 16й главе Послания к Римлянам. Здесь упоминаются верующие из дома Аристобула и из дома Наркиса (16: 10/11). Речь идет о богатых и влиятельных римских жителях, имевших свой “дом”, т.е. многочисленных рабов и вольноотпущенниках. Кто же эти Аристобул и Наркис?

7. С большой долей вероятности можно полагать, что здесь имеется в виду правнук Ирода I принц Аристобул Халкидский, который во второй половине 54 г. после прихода к власти Нерона и в ходе начавшегося затем конфликта с могущественной Парфией согласно свидетельству Тацита (Анналы 13.7; Анналы 14. 26) был назначен царем  Малой Армении (и соответственно покинул Рим, он находился в Армении до 72 г. ) и влиятельный вольноотпущенник императора Клавдия Нарцисс. Будучи секретарем Клавдия он скопил огромую сумму денег и играл видную роль в закулисных политических интригах.

8. Но в октябре 54 г. Клавдий умер и сразу после смерти своего царственного покровителя Нарцисс оказался под ударом: ненавидевшая его римская знать убедила нового императора Нерона (а точнее находившееся под влиянием этой знати новое имперское правительство, где главную роль играли воспитатели Нерона философ Сенека и префект претория Афраний Бурр) арестовать Наркиса, поддерживавшего претензии на власть соперника  Нерона Британника (вскоре затем отравленного по приказу Нерона в феврале 55 г.). Нарцисса после ареста вынудили покончить с собой.

9. Таким образом становится очевидным, что Послание к Римлянам, где Аристобул еще упоминается, как находящийся в Риме, а Нарцисс находится в живых, написано до прихода Нерона к власти после смерти Клавдия 13 октября 54 г.

10. Так как путешествие в Иудею весной 54 г. в момент написания Послания только планировалось, мы можем датировать его началом 54 г. Но нет ли у нас иного способа подтвердить весну 54 г как наиболее вероятную дату этого путешествия?

11. В своей книге, (1898) посвященной путешествиям апостола Павла, известный историк римской Малой Азии Уильям Рамсей высказал предположение, что приведенный выше текст 20й главы Деяний содержит в себе хронологические указания для независимой датировки этого путешествия. Дело в том что в этом тексте упоминается, что Павел и его спутники покинули македонский город Филиппы сразу после окончания еврейской пасхальной недели опресноков, затем через 5 дней прибыли в Троаду и пробыли там 7 дней. В первый день недели (т.е. в воскресенье по тогдашнему счету) Павел исцелив упавшего юношу Евтиха отправился из Троады. В результате тщательного исследования Рамсей выяснил, что обычный счет дней в то время был включительным (т.е. день прибытия и день отправки включались в счет), а это значило, что первый день после пасхальной недели (22 Нисана по еврейскому календарю) в том году приходился на пятницу.

12. В 50х годах таких лет, когда 22 Нисана приходилось на пятницу, было два: 57й и 54й. Рамсей выбрал 57й, но по вышеуказанным причинам такая поздняя датировка путешествия не представляется возможной (помимо упоминания Аристобула и Наркиса и хронологии Деяний дата 54 г и никак не позднее для этой поездки устанавливается  анализом хронологии последующих событий, о чем речь еще впереди). Итак остается 54 г когда 22е Нисана совпадало с пятницей 29 марта. В следующей главе мы продолжим наш хронологический анализ поездки Павла в Иудею.