Подвал

Саманта Бёрн
- Анька, давай без шуток! - Крикнул мне вдогонку Славка, мой сосед, когда я скрылась за углом дома. Мы играли в прятки. Обычно он не мог найти меня, потому что я всегда меняла места. Славка обижался и уходил домой, а я потом долго перед ним извинялась и угощала конфетами, собранными с могил на кладбище.


...У меня костлявое телосложение и стрижка, модная тогда, "под горшок". Однако, из-за того, что волосы тонкие и ломкие, причёска никогда не лежала так, как нужно, а торчала в разные стороны. Всё время чумазая, со сбитыми в кровь коленками и локтями. Это сейчас мои глаза зелёные, а тогда были карими - и весь образ был подобен цыганке. Я играла на улице с утра до вечера, потому что дома всё время был пьяный отчим, а мама много работала, её не было целыми неделями. Дети меня дразнили оборванкой, взрослые считали, что я из неблагополучной семьи, из-за того, что я всё время на улице. Зато, когда мама приезжала с работы, она отмывала меня добела, наряжала в туфли и платье и брала с собой в магазин. Уже тогда во мне начали жить две личности - бунтарка и тихоня, которые до сих пор не могут поделить власть...


Я свернула за угол нашей общаги и побежала к бетонным плитам, которые уже несколько месяцев лежали у меня под окнами. Однажды мне пришла в голову мысль допрыгнуть до них из своего окна, но мне ещё не удалось реализовать этот план.

Я присела за плитами и выглянула в сторону угла - Славка уже идёт? Нет, ещё не досчитал. Надо придумать, куда ретироваться, когда он вычислит, где я прячусь. Могу добежать до гаражей, если скрыться за кучей щебня, например.

- Анька, а я знаю где ты! - Славка громко и нараспев крикнул откуда-то из-за угла. - У тебя торчит платье на земле за плитами!
- Блин! - Я быстро подобрала подол, пригнулась к земле и подготовилась к побегу. Вот, сейчас!

Но Славка меня перехитрил - он решил обойти плиты как раз со стороны кучи щебня и полностью отрезал мне путь. Я попятилась в другую сторону, к своим окнам, надеясь успеть добежать до угла, откуда вывернул Славка и "застукаться" быстрее него, чтобы он снова водил.

- А-а-анька! - Веселился он, напевая. Сердце замерло. Я резко прыгнула к стене и поползла вдоль неё, думая, что скрываюсь в траве.

У меня мелькнула мысль, что я не успею, пульс  участился, адреналин попал в кровь. Я увидела, что дверь, ведущая в подвал, приоткрыта и, без лишних раздумий, я прошмыгнула туда. Всё также, на корточках, я наклонилась к холодной стене и бесшумно выдохнула. Солнечный свет позволил видеть лишь пару верхних ступенек, далеко внизу было очень темно. Нет, подумала я, ни за какие коврижки я не спущусь вниз!

- Так не честно! - Воскликнул Славка. - Ты опять сбежала! Ты знаешь что так играть не честно! Я видел тебя! Ты водишь!
- Но ты же не "застукался"! - Крикнула я и тут же закрыла рот ладонью. Я только что сдала сама себя!

- Ага! - Победный клич и хруст щебня под шагами моего друга подтвердили мою догадку - он идёт за мной. Тут мне ничего не оставалось, как сдаться и выйти на улицу, но азарт был сильнее меня. Не понимая, что я творю, ноги понесли меня вниз по лестнице, в темноту.

Цепляясь за влажную стену я вглядывалась в темноту. На последней ступеньке я замерла и прислушалась - тишина. Где-то наверху, за той дверью, недоумевал Славка. Я довольно ухмыльнулась - теперь он точно меня не найдёт, у него кишка тонка даже дверь в подвал открыть! Ссыкло!

Глаза привыкли к темноте и я различила очертания труб и стен подвала. Тут не так уж и страшно, если подумать. Кирпичи, строительный мусор, всякие палки, доски и бутылки от пива - обычный подвал. Я уже забыла об игре в прятки, захотелось немного исследовать это место. Говорят, тут водятся крысы. Ну и пусть! Возьму вот эту палку и ударю, если подойдёт близко!

Пробираясь в глубину подвала, аккуратно перешагивая через препятствия, я увидела впереди дверь. Через замочную скважину был виден свет. Выход? Я обернулась. Нет, я прошла совсем немного, чтобы так быстро дойти до второго выхода из подвала. Послышались голоса, я перестала дышать и прислушалась. Они явно доносились из-за двери. Любопытство взяло верх над разумом и я, крадучись, подошла к двери и посмотрела в замочную скважину.

Там, на импровизированном из досок столе, горела свеча. Их было трое. Два парня и девчонка, мои соседи. Девочка и один из парней, Соня и Андрей, были братом и сестрой - тоже дети алкоголиков. Отец сидел за убийство - 27 ножевых ранений нанёс своему приятелю на пьянке. В крови была вся квартира, даже входная дверь. Он даже не стал скрываться или отрицать, ему дали пожизненное заключение. Мать так и продолжила пить, оставив детей на самих себя. Я старалась держаться от них подальше, мама сказала, что они болеют туберкулёзом, поэтому мне нельзя с ними играть. Всю нашу общагу пугали этой страшной болезнью, постоянно таскали по врачам, кого-то садили в карантин. Я не понимала, что это такое, но услышав фразу, типа, "Васька-то туберкулёзник!" - мысленно избегала всех знакомых с именем Вася.

А вот второй парнишка не был мне знаком. Он слишком взрослый для моего круга общения, но его лицо я уже видела  не раз в нашем доме. Он держал над свечой ложку.

Наверно опять какие-то трюки показывают - подумалось мне.


Однажды мы, всей нашей общажной басотой, сидели в нежилой тёмной комнате и рассказывали страшилки. Там в обшарпанную стену был вбит здоровенный ржавый гвоздь.

- Внимательно смотрите на гвоздь. - Шёпотом говорил Димка, один из старших. - Он там уже давным-давно. Его никто не может вытащить! - Для пущего убеждения, Димка схватился за него и подёргал в разные стороны, кряхтя и отдуваясь. - Видите? Даже с места не сдвинулся!

Мы все испуганно охнули и прижались друг к другу.

- Говорят, эта комната проклята. Любой, кто тут жил, быстро уезжали. Никто не задерживался надолго. - Его шёпот был мрачным и напористым. Я не сводила взгляд с гвоздя и почувствовала, как на руках волоски встают дыбом. - А знаете почему?

Все замотали головой.

- Когда дом построили, сюда заехала семья с маленьким ребёнком и однажды они нашли под ковриком у двери большой ржавый гвоздь. Мать выбросила его, но через день его снова нашли там же. Они подумали, что это какая-то шутка и оставили его в квартире на ночь. А утром гвоздь снова лежал под ковриком! Хотя ночью из квартиры никто не выходил!

Мы снова испуганно охнули, а Димка продолжал:
- Целую неделю они выбрасывали этот гвоздь и целую неделю он опять появлялся под ковриком. Ребёнок стал плохо спать и сильно плакал по ночам, а родители никак не могли его успокоить. - Он замолчал, набирая воздух в лёгкие. - Тогда отец разозлился и прибил ребёнка этим гвоздём к стене!

Я зажала рот ладошкой, чтобы не завизжать и зажмурилась.

- С тех самых пор этот гвоздь торчит тут. Но иногда он исчезает в поисках непослушных детей!

В этот момент свеча резко погасла, все закричали, посрывались со своих мест к двери, расталкивая друг друга локтями. Свеча снова загорелась, и осветила наши испуганные лица.

- Да это же просто страшилка! - Обычным голосом сказал Дима, как ни в чём не бывало. - Хотите ещё одну?

Все дети переглянулись и, в нерешительности, снова сели вокруг него.

- Смотрите! - Крикнул кто-то. - Гвоздь исчез!

И снова визг, крики, слёзы, толкучка у двери.

- Боже мой!
- Он придёт за мной!
- Я буду послушным!
- Мамочка!

Толкаясь и перекрикивая друг друга, мы неслись вниз по лестнице на улицу...

...Девочка, Сонька, держала в руках пакет и прижимала его ко рту. Они почти не разговаривали, а если и говорили о чём-то, то слов мне было не разобрать. Я могла только смотреть. Андрей закурил сигарету, я быстро почувствовала запах и  едва сдержалась, чтобы не чихнуть. Второй парень снял ложку с огня и слегка на неё подул. Он что-то спросил у Андрея, но тот не отреагировал на вопрос, продолжая пускать из дыма колечки.

- Шприц давай! - Он повысил голос, привлекая внимание Андрея. Тот достал что-то из кармана и бросил через комнату. - А чё, подойти уже не варик?

- Мне лень. - Буркнул Андрей. - Я под кайфом.

Да это же наркоманы! - дошло до меня, наконец. Надо валить! Говорят, они могут уколоть тебя иглой от шприца и ты сильно заболеешь и умрёшь! А почему тогда они не умирают? Или умирают, но потом? У меня не было времени размышлять на эту тему, я сделала шаг назад и обернулась. Взгляд, привыкший к пламени свечи, теперь отказывался воспринимать темноту. Я несколько раз моргнула, но видела перед собой лишь оранжевые и жёлтые блики. Пришлось возвращаться на ощупь, короткими шагами. Аккуратно, стараясь не шуметь, я пробиралась к выходу, как внезапно зацепила ногой что-то большое и железное, похожее на ведро. Оно с грохотом покатилось по бетонному полу, отражаясь звонким эхом по всему подвалу, я взвизгнула от испуга и сжалась в комок у стены. В этот момент дверь распахнулась и на пороге возник силуэт. Свет из комнаты не доставал до того места, где я спряталась.

- Кто здесь?

Ага, так я тебе и ответила, - со страхом подумала я и попробовала перестать дышать.

- Чёрт, нас застукали! - Услышала я голос Сони. - Пойдём посмотрим, кто там? Если что, по шее надаём.

Она и второй парень пошли в мою сторону. Андрей, видать, был шибко в кайфе, чтобы сдвинуться с места.

- Я никого не вижу. - Сказала Соня.
- Я тоже.
- Пойдём обратно.

Только я собиралась выдохнуть, как снова пришлось задержать дыхание, потому что парень сказал:
- Стой. Что там светится такое?  Видишь, зелёное.

И через мгновение меня подхватили сильные руки и поставили на ноги, которые невольно затряслись. Парень несколько раз чиркнул перед моим лицом зажигалкой, я жмурилась и отводила взгляд.

- Ты знаешь её?
- Да, это Анька, мелкая, со второго этажа. - Легко ответила Сонька. - Отпусти её.
- Она всё расскажет! - Не унимался тот.
- Да ничё она не рсскажет. Да? - Соня вопросительно на меня посмотрела, я закивала головой, потому что язык онемел от испуга.
- Ты чё по подвалам шаришься, а? - Резко схватив меня за волосы, вопрошал парень. - Ты одна?

Я кивнула. От боли из глаз брызнули слёзы.

- Да отпусти ты её, чёрт возьми! - Настаивала Соня. - Она щас обоссытся тут от страха.

Её слова были близки к правде, я уже чувствовала, что мой мочевой пузырь вот-вот будет готов опустошиться.

- Не дай бог проболтаешься кому, я найду тебя и закопаю в этом вот подвале! - Рявкнул он и сильно оттолкнул меня в сторону. Я едва устояла на ногах, взмахнув руками, пальцем зацепила ожерелье на шее. - Вали отсюда! - На пол врассыпную поскакали бусины зелёного цвета. Они светились! Что это за магия такая? Быстро собрав в ладошку все бусины, которые попали в поле моего зрения, я со всех ног, запинаясь, побежала к лестнице. Перескакивая через ступеньки, я выскочила на улицу и упала на траву, не разжимая кулак.

Это ожерелье было волшебным! Мне вчера подарил его дядя Коля* и сказал, что оно особенное.Особенное ожерелье для особенной девочки. Сказал, что всю его  прелесть нельзя увидеть с первого раза, и что в камешках есть фосфор. Фосфор! Знаете, что это такое? Звучит, как будто что-то магическое. Я лежала на животе и перебирала бусины в ладони. Потом зажимала ладонь, создавая темноту и смотрела одним глазком внутрь, любуясь свечением.

- Анька! - Славка уже тут как тут! - Ты где была? Что там у тебя? А ну, покажи? Ну, ну покажи?

Он прыгал вокруг меня, пытаясь рассмотреть, что же я такого прячу от него?

- Ты была в подвале? Я искал тебя, искал! Ты видела крыс? Так не честно! - Тараторил он, не унимаясь. - Что ты прячешь?

- Магию. - Загадочно ответила я, сжимая ладонь и поднимаясь на ноги. С разодранной коленки потекла кровь. - Ну что, ты водишь?




*дядя Коля - отсылка к рассказу "О смерти".