Учусь быть. Глава 9. Развитие ментальной силы ч. 1

Павел Кавалеров
Искусство маленьких шагов - http://proza.ru/2021/03/23/598
Анонс моей книги «Медитируем стоя» - http://proza.ru/2020/07/11/754

«В нынешнем образе мира полагают свободу в разнузданности, тогда как настоящая свобода — лишь в одолении себя и воли своей, так чтобы под конец достигнуть такого нравственного состояния, чтоб всегда во всякий момент быть самому себе настоящим хозяином. А разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему».
Ф.М. Достоевский («Дневник писателя» 1877)

ЧТО МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ

Искатель начинает свой поиск вероятно для того, чтобы что-то изменить в этом мире. При этом очевидно, что изменить мы можем далеко не все. Помните известную молитву: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество, чтобы изменить то, что могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Понятно, что когда мы говорим, что хотим что-то изменить, то естественно подразумеваем, что хотим это что-то улучшить. Погода, геополитический расклад, свой рост, страна, где мы родились, наши родственники и близкие люди - это примеры того, что мы улучшить никак не можем. И слава Богу, ибо нет никакой уверенности в том, что наше вмешательство будет улучшением, а не наоборот. Благими намерениями, как известно, вымощена дорога сами знаете куда. Или помните черномыдинское: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

«Вчера я был умным, поэтому я хотел изменить мир. Сегодня я мудр, поэтому меняюсь я сам».(Руми, персидский поэт-суфий)

А посему единственное, что мы может попытаться улучшить в этом мире - это себя. Любая подлинная религия, любая позитивная школа развития говорит не об ином мире, а об ином человеке, который в каждом из нас существует, но пока не рожден.

О СВОБОДЕ

Всем знакома фраза: «Быть или не быть?» Задумывались ли вы на тем, что она значит? Что такое «быть»? С одной стороны, быть означает существовать, жить. Может Гамлет задавался вопросом жить ему или умереть? Но если имелось ввиду только это, то зачем мудрить? Так и нужно было бы начать монолог: «Жить сили не жить?»

Хотя по поводу того, что такое «жить», тоже не все так однозначно. Вспоминается анекдот о том, как по грузинскому кладбищу шли два хохла и читали надписи на памятниках:
Шанидзе, родился в 1900, умер в 2002, жил 5 лет...
Мамиашвили, родился в 1893, умер в 1999, жил 10 лет...
И так далее на всех памятниках. Подходят они к сторожу и спрашивают:
- Объясни, мил человек, почему человек жил больше ста лет, а написано пять или десять лет.
- Э-э-э ты нэ понимаешь! Жил - это когда дэнги был, мащина был, женщины был. А остальное это не жил, а так ...
Идут хохлы дальше и один другому говорит:
- Микола! Когда я помру, напиши на моём памятнике «Родился мертвым».

Для настоящего искателя денежные знаки, вещи и удовлетворение плоти вряд ли могут служить основной целью, к которой стоит стремиться, и тем более ради которой стоит жить. Впрочем, кроме вопроса о жизни и смерти в знаменитом монологе есть и другая линия:

Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье ...

Вот это уже интереснее. Думаю, что любой человек хотя бы однажды задавался вопросом - кто он, пассажир или машинист? Движется ли он в фарватере судьбы или сам себе лоцман? И если чуть глубже посмотреть на эту проблему, то станет понятно, что это есть вопрос о личной свободе.

Христианство учит нас тому, что человек рожден со свободной волей и эту свободу у него нем может отнять никто, даже Бог. Да ведь вот вопрос, можем ли мы это свободой пользоваться? Вода течет туда, где ниже. И мы, человеки, чаще делаем то, что легче. Выучить десяток иностранных слов или посмотреть сериал? Выйти на пробежку или понежиться в постели? Поупражняться на гитаре или погрузиться в виртуальный мир нового квеста?

Сидеть в задумчивости у камина, слушая потрескивание свечи, ну или пить цикорий внутри шестиметровой кухни, когда наконец-то закончилась дневная суматоха, домашние легли спать или погрузились в иллюзорный мир сериалов, ток-шоу, компьютерных игр и проч. В общем сидеть и размышлять о том, насколько ты свободен, вещь невероятно приятная. Ощущаешь грандиозность, а возможно и издевку, веющую от этой загадки.

МЫ НЕ МОЖЕМ "ДЕЛАТЬ"

Честные усилия разгадать эту тайну однажды приведут искателя к пониманию того, что самым важным критерием твоей свободы является простая вещь: можешь ли ты делать, то что задумал или нет? Да, да, да, это треклятое не хочется, а надо (например, ежедневно заниматься спортом). Или наоборот, хочется, а нельзя (если планируешь избавиться от лишних килограммов, зависимости от кофеина, никотина или алкоголя).

Мы все чего-то хотим, чего-то желаем, имеем намерения, и для их реализации даже что-то пытаемся делать. Только вот делание наше нас далеко не всегда устраивает. Даем себе зароки, обещания, клятвы. Но проходит немного времени, и мы, обнаруживаем, что ничего у нас не получается.

Но ты свободен настолько, насколько можешь свои намерения превращать в реальные действия, в делание. Например, решил бросить курить и бросил!

Или решил научиться играть на гитаре и стал регулярно заниматься. И не просто разок-другой от случая к случаю, а именно регулярно, в идеале каждый день, не смотря на дождь, снег, атмосферное давление, международные отношения, дела на работе, дрязги со своей второй половиной и прочие отговорки, подходящие для объяснения того, почему ты не делаешь то, что задумал. Это и есть показатель твоей свободы - регулярно, настойчиво, планомерно делать то, что решил делать.

Гурджиев считал, что все животные рождаются совершенными. Лишь человек рождается гораздо ниже того уровня, на котором он мог бы находиться. У человека имеется огромный потенциал для развития.

Совершенство - это завершенность. Те, кто завершен - уже на вершине. У животных нет потенциала для развития, потому что каждое уже на своей вершинке находится. Вершина человека - это обожение (ударение на второй букве "о"), соединение с Богом. Цель грандиозна и потенциал велик. Но, с другой стороны, в этом то и зарыта собака. Ибо животным все синицы розданы, они совершенны и им развиваться нет нужды, да и получается, некуда. У человека все иначе. Журавль то - он ведь как известно в небе. И благо бы всем, кто не получит журавля, была бы гарантирована синица! Так ведь нет - или журавль, или бездна бездонная! И не спасет даже позиция страуса - знать ничего не знаю, живу, как придется и как могу, отстаньте. Но всем читающим эти строки настоящее положение вещей, думаю, понятно. И понимание, что нужно как-то преодолевать свою лень, имеется. Вначале хотя бы теоретическое. А там, как знать, и до практики, глядишь, дело дойдет. Потому как теория без практики – мертва, практика без теории – слепа.

Преодоление лени - это делание. Под «деланием» Гурджиев понимал такие действия, которые нами осознаются и которые выполняются согласно нашим намерениями, нашим планам по продвижению к поставленной нами цели.

Это означает не просто «что-то делать». Просто что-то мы делаем всегда. Сидение за просмотром ненужных роликов на ютубе с точки зрения Гурджиев это не делание. Пустая болтовня - не делание. А это то, что, как он писал, с нами случается. Именно поэтому, человек, стремящийся похудеть, вдруг обнаруживает, что он чего-то жует. Человек, который планировал сделать утром зарядку, обнаруживает, что уже время выходить на работу. А человек, который намеревался делать упражнения на гитаре, обнаруживает, что прошел месяц, а он ни разу не занимался. Вердикт Гурджиева таков - человек ничего не может делать. Все, что он делает - только иллюзия делания, на самом деле то, что с ним происходит - с ним случается. Не человек субъект своей жизни, а субъектом являются обстоятельства, а он лишь объект, которым эти обстоятельства манипулируют.

МОМЕНТ "СЕЙЧАС"

Дальнейшие поиски обязательно натолкнут искателя на мысль, что мы ничего не можем делать завтра или вчера. И если про вчера все очевидно - оно уже прошло и исправить ничего нельзя, то по поводу завтра мы нередко себя тешим, что с понедельника обязательно. После нового года безусловно. После отпуска непременно начну новую жизнь.

Но что-то подсказывает, что это просто уловка, чтобы не делать сейчас. Никакого завтра не существует. Не существует в абсолютном смысле. Будет существовать? - вероятно будет. Но в настоящее время завтра есть только в нашем воображении.

Я слышал – есть на свете завтра!
Да только где оно? В каких живет краях?
Я изучил все атласы и карты,
Искал зацепки в толстых словарях...
 
Неуловимо словно луч рассвета,
Туманно словно утренняя взвесь,
И не поймать его, хотя по всем приметам
Оно определенно где-то есть!
 
И мы бежим за завтра, спотыкаясь,
Мы в спешке истоптали сто дорог.
И словно брызги, на ветру сверкая,
Вчерашки вылетают из-под ног.

Действия мы обозначаем глаголами. Известно, что глаголы - единственная часть речи, которая изменяется по временам. Согласно общим представлениям имеется три времени, но только одно из них настоящее. Выходит два других ненастоящие, искусственные, выдуманные?

Настоящие время - это то, что принято называть «здесь и сейчас» (обращаем внимание, что это не «сегодня», а именно «сейчас», текущее мгновение). Это единственная настоящая реальность, и поэтому единственная возможность что-то реально делать.

Если говорить языком физики, то «делать» означает простую вещь: превращение потенциальной энергии (нашего намерение) в реальное действие. И это самое превращение может произойти только в моменте «сейчас». Опасность уговаривания себя, что «я сделаю это потом», заключается в том, что есть большая вероятность, что «не сделаю никогда». Мне известен случай, когда человек годами говорит: «Начинаю худеть с понедельника». И каждый раз, когда он это произносит, похоже, что действительно в это верит.

Фраза: «У него / неё нет будущего», если воспринимать её буквально, относится ко всем нам. Как и нет прошлого. Будущее будет, прошлое было. Но сейчас их нет.

Поэтому фраза «начну со следующего месяца» чаще всего означает «не сейчас». Можно назначать любое событие в будущем (начало отпуска, конец или начало года, любой праздник, день рождения и проч.). Лишь бы «не сейчас».

Все в точности как в известной притче. Однажды, Ходжа Насреддин неосторожно похвастался, что сможет научить своего осла говорить. Услышав об этом, шах повелел заплатить Ходже 1000 таньга с условием, чтобы тот показал ему говорящего осла через некоторое время. Дома жена Ходжи начала плакать и убиваться:
– И зачем ты обманул шаха, зачем взял деньги! Когда он поймет, что ты его обманул, он бросит тебя в темницу!
– Успокойся жена, – ответил Насреддин, – и получше спрячь деньги. Я оговорил себе двадцать лет сроку. За это время либо шах помрет, либо ишак сдохнет.

Откладывание на потом психологический трюк, самообман. Главное - не сейчас. Потом. А когда придет назначенное «потом» найдется причина, чтобы переназначить еще на потом, и так далее. Как говорит мой тесть «Умный человек всегда сможет договориться сам собой».

СУБЛИЧНОСТИ

Желания бывают разные. Одни желания можно назвать стратегическими. Это могут быть вполне приземленные, но тем не менее непростыми в реализации: выучить иностранный язык, научиться играть на гитаре, похудеть. Могут быть посложнее - построить тенсегрити мост, взобраться на Эверест или стать мастером спорта по шахматам. Могут быть совсем амбициозными, например, расшифровать символы четвертой секции на фасаде штаб-квартиры ЦРУ, доказать уравнение Янга-Миллса или разгадать загадку Баальбекской террасы. Стратегические. желания иногда называют заветными.

Но есть желания другого рода. Хочу съесть персик (помним рассказ ОГенри). Хочу посмотреть вот этот смешной ролик. Хочу поболтать с соседкой. Это можно назвать сиюминутными желаниями.

Между заветными и сиюминутными желаниями в нашем сознании идет борьба, ибо они конкурируют за наш ресурс времени.

Кстати говоря, лень определяют, как  победу сиюминутных желаний над заветными.

Качеством, которое определяет наш выбор, какие желания реализовать здесь и сейчас - сиюминутные или заветные, является воля. С помощью нее мы претворяем наши намерения в действия. Часто говорят о сильной и слабой воле. Но есть и другая психологическая модель, в рамках которое говорится, что слабовольных людей не существует. Хотя проблема действительно есть.

Мой тесть говорит: «Я обладаю железной волей. Еще в детстве я дал себе слово никогда не делать утреннюю зарядку. И с тех пор я ни разу не нарушил данного себе обещания, как бы тяжело мне ни приходилось». Причем произносится это с таким лицом, что не понятно, шутит он или нет. Похоже, что нет. Но можно ли назвать такую позицию волей? В том то и дело, что определенно да! Это его воля, его желание! Просто обычно человек стыдится такого рода желаний, скрывает их даже от самого себя, загоняя в подсознание. Прячет их, полагая, что это не воля, а безволие. Стыдно иметь желание быть слабым. А вот сказать, что я безвольный вроде как, не так стыдно.

Все случаи, когда не хочется, а надо, или когда хочется, но нельзя,  показывают, что внутри нас одновременно присутствуют минимум две воли. Мы это ясно ощущаем тогда, когда происходит борьба с самим собой. Одна воля желает сделать утреннюю зарядку, а вторая - не желает. Одна воля хочет худеть, а вторая не хочет, так как боится связанных с этим неприятных ощущений. Получается, что воля наша не едина, она состоит из множества маленьких воль. Поэтому наше внутреннее состояние напоминает «лебедя, рака и щуку», которые тянут каждый в свою сторону.

Как в анекдоте про мужика, который решил завязать. Идет он мимо магазина, думает, проверю-ка я свою силу воли, зайду в магазин, но покупать не буду. Зашел, смотрел, смотрел и решил: «Куплю, но пить не буду». И купил. Пришел домой, поставил на стол. Смотрел, смотрел и думает: «Налью в стакан, но пить не буду». Налил в стакан. Сидит, смотрит на него и думает: «Наберу в рот, но глотать не буду». Набрал в рот и бац!... проглотил. Вот сила воли, думает, не хотел пить, а выпил!

Очевидно, что мужик сделал хитрый психологический трюк - сначала отождествлял себя с одной субличностью, а потом с другой.

Когда человек видит проблему не в том, что у него слабая воля, а в отсутствии целостной воли, он начинает наблюдать у себя внутри разные волевые импульсы, каждый из которых тянет его в свою сторону. Моя воля раздроблена, раздроблена, словно ртуть от разбившегося градусника. Иначе как объяснить такое явление, как борьба с самим собой? Что это такое, как не борьба нескольких воль внутри меня? И если он их, эти волевые импульсы видит, то может осознанно занять чью-то сторону. 

Но чтобы иметь возможность «делать» в гурджиевском понимании этого слова, нужно обладать единой волей.

МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ МОМЕНТ ВЫБОРА

Множество воль, сосуществующих внутри нас, это одна беда. Вторая состоит в том, что мы не замечаем того, как нами принимается решение о том, что мы будем делать в нашем «здесь и сейчас».

Любом действиям (бездействие будем рассматривать, как разновидность действия) всегда предшествует момент, когда человек решает, что ему сделать. Вот вроде бы обычное дело, мелочь - почувствовал голод и... принял решение, что делать дальше. Можно сразу пойти на кухню и поесть, можно решить подождать с работы мужа или жену, можно сказать «стоп», сегодня я больше не ем. Открыв холодильник, мы снова принимаем решение, что же поесть. Можно перебить аппетит вкусненьким и съесть вкусное пирожное с кремом, можно вспомнить, что сейчас пост и отказаться от белковой пищи, можно поесть салат, следуя намерению похудеть и т.д. Решив все же поесть, мы принимаем решение какую тарелку взять, большую или маленькую? Наесться, что называется «от пуза» или выйти из-за стола, как рекомендуют, с легким чувством голода.

Момент выбора всегда существует. Но мы, словно машины, живем на автопилоте, движимые привычками, рефлексами, страстями, погоней за модным, пестрым, ярким, приятным, комфортным. Этот момент, момент выбора, столь краток, что остается незамеченным для нашего сознания, вечно занятого какой-нибудь ерундой.

Актуальными на сегодняшний день примерами ерунды являются: болтовня в чатах и социальных сетях, блуждание во всемирной паутине, игра в компьютерные бродилки-стрелялки, просмотр пустого или не очень, но все равно ненужного фильма. Да, и еще один фактор, из-за которого мы не замечаем момент выбора - нескончаемая внутренняя болтовня.

Но он всегда существует - момент принятия решения. И это твой и только твой выбор! И когда твой палец уже почти готов кликнуть мышкой, в этот самый миг вспомни - прямо сейчас ты делаешь выбор того, как потратишь следующие час-два своей жизни, на что израсходуешь, подаренное тебе Богом время. И сразу скажем, что вот это и есть самое сложное - вспомнить, что ты являешься соТворцом собственной жизни в каждом здесь и сейчас.

Вспомнить, и взять паузу, не начинать действие. Эта пауза поможет увидеть момент принятия решения. Увидеть и сделать осознанный выбор между сиюминутной хотелкой и своим заветным желанием.

Полезно, занимаясь чем-то, задавать себе вопрос «зачем?», для «чего?» я это делаю, на что я трачу свое время? И если вы поймете, что тратите время впустую, то всегда можно прекратить это занятие и заняться чем-то более важным и полезным.

Бог наделил человека свободной волей, а значит свободой выбора. Но если мы не замечаем того, как делаем этот самый выбор, не замечаем, как принимаем решения, чем заняться «здесь и сейчас» (еще раз обращаем внимание, что кроме как «здесь и сейчас» мы никогда и ничего не можем делать), то о какой свободе может идти речь?

И ВСЕ ЖЕ - БЫТЬ

По всей видимости, чтобы что-то заметить, нужно на это обратить внимание. «Внимание есть та единственная дверь нашей души, - писал русский педагог К.Д.Ушинский, - через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит». От того, насколько мы можем контролировать свое внимание зависит насколько выбор того, что мы собираемся делать в нашем «сейчас», нами осознается.

Осознанность - это ясность сознания, понимание того, что происходит «здесь и сейчас». Когда ты осознан, ты ощущаешь, что ты есть. Ты осознаешь, что ты существуешь. В противном случае ты, как волевое начало, исчезаешь, тебя нет. Вот оказывается о чем оно: быть или не быть! Быть означает состояние твоего сознания, когда твое собственное бытие тобою же осознается. Иначе, как ты можешь знать, что ты есть?

Обращаем внимание, что «есть» - это форма слова «быть»: я был, я есть, я буду. Странное оно какое-то, это «есть», стоящее посередине между «был» и «буду». С ходу можно и не понять, что это одно и тоже слово.

Гурджиев говорил: «Чтобы делать, надо быть». От «быть» происходит «бытие». Но так как «был» и «буду» - это только твои представления о том, что было, и о том, что будет, то в реальности остается только «есть». Между твоим бытием и «я есть» можно поставить знак равенства. Твое бытие ровно таково, каков ты есть «здесь и сейчас», каков ты есть в каждый момент времени.

Если ты можешь наблюдать свое бытие, если имеешь ощущение, что «ты есть», только тогда ты можешь «делать» в гурджиевском понимании этого слова. Ибо в противном случае твои действия механистичны и сказать в этом случае «я делаю» будет неправильно. Не ты делаешь - с тобой это случается. Само, без твоего намерения, без твоего участия. Именно поэтому, «только встал, а уже обед», «недавно в баню ходил, а уже полгода прошло», «опять день рождения», или «снова резину менять».

Осознанность, внимательность к собственному бытию - это главное условие для свободного выбора. Выбор в конечном итоге есть результат работы связки «воля - внимание». Если имею волю, чтобы контролировать свое внимание, тогда понимаю, осознаю, что я делаю здесь и сейчас, а значит могу поддержать тот волевой импульс во мне, который считаю правильным. Это путь к целостности.

САМОДИСЦИПЛИНА

В практической плоскости из целостности возникает самодисциплина. Самодисциплина это способность делать то, что вам нужно, вне зависимости от вашего сиюминутного состояния, вне зависимости от того хотите вы это делать или нет. Иначе нашим поведением управляют лень, эмоции, сиюминутные хотелки, внешние обстоятельства. В предельных случаях - страсти и пороки. Потакание своим слабостям, быть рабом своих слабостей, это многие называют свободой? Вспомним слова Достоевского, вынесенные в эпиграф:  «Разнузданность желаний ведет лишь к рабству вашему». Только самодисциплина дает нам истинную свободу!

Самодисциплина - это ваши действия по заранее продуманному плану. Без планирования не может быть самодисциплины. Точно так же как если вы в пути, то без продуманного маршрута вам вряд удасться достичь пункта назначения.

Цель определяет наш путь. Если цели нет, то как поется в песне: «Нас никому не сбить с пути, нам всё равно, куда идти».

План - это ваш маршрут. И движение по этому маршруту может быть только осознанным. В твердом уме и здравой памяти вы выбрали цель, составили маршрут и двигаетесь по нему. В идеале каждую секунду своего бытия.

МЕДИТАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ

Для развития осознанности обычно используются те или иные медитативные практики. Это важная часть духовного роста. Ведь, как справедливо заметил Карл Маркс, именно практика является критерием истины.

Практики, о которых мы будем говорить, обычно называют медитативными.

Медитативные практики - эта та дверца, которую многие не замечают, кто-то проходит мимо, думая, что это бегство в мир иллюзий, кто-то не понимает пользы от этих практик, другие понимают, но знают, что путь этот тернист и не сулит сиюсекундных выгод, а кто-то боится ее открывать, полагая, что это помешает их религиозной жизни.

Рассмотрим по порядку. Первое - иллюзорность. Действительно есть медитативные практики, где предлагается что-то представлять, погружая себя в трансовые состояния. Например, мы представляем, что уровне лба открылась форточка и из нее в область третьего глаза начинает струиться фиолетовый луч. В рассмотренных ниже практиках ничего подобного нет. Они основаны на состоянии осознанности, которое исключает любые фантазии, любые визуализации, а наоборот фиксируют ваше сознание на том, что есть, что есть «здесь и сейчас». Это состояние также называют состоянием таковости.

Вторая причина - неверие в собственные силы. Неверие в себя лечится фразами - дорогу осилит идущий, не боги горшки обжигают, глаза страшат, а руки делают и проч.

Третья причина - непонимание пользы от этих практик. Зачем тратить усилия на все эти вещи? Стоит ли игра свеч? Кто является авторитетом для вас, чтобы вы поверили в пользу от медитации? Для меня это Георгий Гурджиев и его ученик Петр Успенский (у него есть замечательная книга "В поисках чудесного"). Посмотрите фильм "Мирный воин". В общем ищите и обрящите. Как по мне, то иного пути для саморазвития просто не существует.

Четвертое - страх того, что подобные практики пойдут вразрез с религиозными взглядами. Но легко убедиться, что в этих практиках нет ничего мистического, ничего противоречащего любой из мировых религий. Скорее наоборот, с одной стороны это больше выглядит как психотренинг, развивающий внимательность, с другой, может качественно улучшить вашу религиозную жизнь, если таковая вами ведется. Например, вы поймете, что значит осознанно молиться, сможете вовремя замечать возникающие греховные мысли, искушающие вас, а также негативные эмоции, под влияние которых вы можете сделать, что-то неправильное.

Медитативные практики качественно меняют вашу жизнь, ваше бытие, причем гарантированно. Если конечно отважиться, открыть дверцу, запастись терпением и начать двигаться по этому пути.

Для себя я это называю «учиться быть».

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО

С вниманием связано, пожалуй, самое главное правило, которое нужно усвоить, встав на путь к осознанности. Обычно его формулируют так: где внимание, там и энергия. И если вдуматься, то это очевидно - куда направлено ваше внимание, на то вы и тратите свою энергию. Или перефразируя известную поговорку - скажи мне, куда направлено твое внимание, и я скажу, на что ты тратишь свою энергию.

В этом контексте, можно сказать, что внимание и энергия не есть что-то раздельное. Внимание есть одно из проявлений энергии. Чтобы это проиллюстрировать представим всем знакомую ситуацию.

Вы находитесь в общественном транспорте и видите перед собой мужчину или женщину. И вдруг вы замечаете, что он или она начинает на вас смотреть. При этом он или она не совершил ни одного движения, ни единого действия. Внешне вообще ничего не изменилось. И все же вы ясно ощущаете, что что-то произошло - на вас явно обратили внимание.

В том же общественном транспорте вы можете быть чем-то заняты, например, читать, и вообще вокруг никого не замечать. И вдруг - словно легкий разряд тока - вы ощущаете на себе чей-то взгляд. Поднимаете голову и видите, как на вас кто-то смотрит. Это ощущение ни с чем нельзя спутать. Думаю, каждый знает, что от того, что на тебя кто-то смотрит, можно даже проснуться!

Медитативные практики - это и есть пробуждение от того, что на тебя кто-то смотрит. И этот кто-то - ты сам.

МЕНТАЛЬНАЯ СИЛА

Взгляд, направленный на нас, мы ощущаем, как легкое давление. Что это? Каков механизм этого явления? Излучение какое-то или флюиды биополя, не известно. Не понятно, каким органом мы эти флюиды улавливаем. Но факт остается фактом, каким-то образом мы способны почувствовать взгляд другого человека. Его внимание, направленное на нас, как-то на нас воздействует.

В одном американском университете произвели следующий эксперимент: пригласили 100 добровольцев и посадили их спиной к исследователям. В затылок каждого испытуемого смотрели и интересовались его ощущениями. Эффект был поразительный! В 95 из 100 случаев испытуемые чувствовали взгляд исследователей, не видя его. Они ощущали направленный на них взгляд и испытывали при этом разные чувства: от тяжести до радости.

О Григории Распутине современники говорили, что взгляд его «долго не выдержать, уж такой он сильный». Можно также вспомнить о сглазе. Люди давно подметили, что если посмотреть на человека со злостью или с завистью, то можно его сглазить, то есть причинить вред его здоровью или принести неудачу. Особенно опасались «дурного глаза» на свадьбах, почему на невесту набрасывали рыбацкую сеть (которая сегодня трансформировалась в фату). Также берегли от посторонних взглядов рожениц и младенцев.

Очень опасен взгляд человека, который находится в крайней степени возбуждения. То, что исходит из его глаз, может нанести непоправимый вред здоровью окружающих. Поэтому приговорённым к казни как правило завязывали глаза.

О силе убийственного взгляда было известно давно. Один из самых нашумевших случаев произошел в начале прошлого века в Париже. В то время на сцене Итальянской императорской оперы пользовался большим успехом певец Массоль, отличавшийся угрюмым характером и тяжелым взглядом из-под нависших бровей. Однажды, когда он пел арию «Проклятье» из оперы Галеви с возведенными к потолку глазами, то прямо на сцену упал и скончался на месте работник театра, передвигавший наверху декорации. В другой раз во время исполнения певец взглядом случайно задержался на капельмейстере. Тот почти сразу почувствовал себя плохо и на третий день умер от необычного нервного приступа. В третий раз Массолю посоветовали петь, глядя на пустую ложу. Но позже выяснилось, что ложу занял приезжий купец из Марселя, опоздавший к началу спектакля. Он умер на следующий день. После этого оперу навсегда исключили из репертуара, а Массоль покинул сцену. Как тут не вспомнить Горгону Медузу, взгляд которой обращал человека в камень.

Есть и обратный феномен, когда взглядом лечат.

А что представляет собой сила взгляда с точки зрения современной науки? Здесь можно сослаться на Бернарда Бернардовича Кажинского (1890-1962). Это советский учёный, потративший много времени на изучение биологической радиосвязи и телепатии. Он выдвинул гипотезу, что глаз человека не только видит, но и одновременно излучает электромагнитные волны с определёнными частотными характеристиками. Именно они и воспринимаются окружающими людьми.

Аналогичного мнения придерживался и нобелевский лауреат в области физиологии и медицины Рональд Росс (1857-1932). Он даже провёл эксперимент, к которому научный мир отнёсся по-разному. Суть же его заключалась в следующем: на шёлковой нити подвешивалась тончайшая металлическая спираль. Располагалась она горизонтально и имела множество витков. Экспериментатор пристально смотрел на спираль, а затем начинал медленно поворачивать голову, не отрывая взгляд от витков. При этом лёгкое металлическое изделие тоже начинало поворачиваться на тот же угол, что и голова. Получалось, что спираль и взгляд имели между собой вполне материальную связь. Таким образом, можно предположить, что глаз способен генерировать электромагнитные или какие-то иные волны.

Воздействие, которое может быть оказано на другого человека через взгляд, есть проявление некой силы. Физически это ощущается как давление. Но очевидно, что сами глаза, как инструмент, с помощью которого мы глядим, отдельно от сознания никакой силой не обладают. Энергия исходит не из глаз, а через глаза. Именно сознание, а точнее его направленность, которую мы называем вниманием, порождает эту силу.

Ментальная сила (синонимы: сила наблюдения, сила присутствия, энергия внимания) - это определенного вида энергия, благодаря которой мы можем направлять и удерживать внимание на выбранном объекте или процессе. Чем больше у человека ментальной силы, тем дольше он может сознательно удерживать внимание на чем-либо, а также тем большее количество объектов или процессов он может наблюдать в одно и то же время. Соответственно основными показателями, которые характеризуют ментальную силу, являются время удерживания внимания (непрерывность внимания) и количество одновременно воспринимаемых объектов или процессов (объем внимания). Развитая ментальная сила позволяет нам контролировать свое внимание и быть осознанными.

Ментальная сила, или сила внимания, во многом зависит от энергии, которую мы получаем при рождении. Если от природы у человека слабое внимание, то про таких говорят «человек рассеянный с улицы Бассейной». Обычно таким людям сложно жить: они везде опаздывают, забывают выключить утюг, запереть дверь, не помнят, куда положили деньги и другие вещи, забывают о своих обещаниях, не замечают собеседника, новой прически жены, настроения сына. Естественно, что таким людям и путь к осознанности будет скорее всего более трудным.

Однако тем, кто обладает средним или хорошим вниманием не стоит слишком обольщаться, так как, хотя им и несколько проще, чем рассеянным людям, но если они попытаются начать «вспоминать себя» или медитировать, то обнаружат, что делать это достаточно сложно и им. Впрочем, и для первых, и для вторых есть обнадеживающая новость - силу внимания, как и физическую силу, можно развить.

Хотя, если честно, то это звучит примерно так: как, вы не умеете играть на скрипке? Однако есть хорошая новость, играть на скрипке можно научиться!

Вы все правильно поняли, развитие ментальной силы требует достаточно больших усилий и времени. Но опять же, если продолжить аналогию со скрипкой, то есть мастера, а можно научиться играть пару несложных мелодий, и уже нельзя сказать, что вы совсем ничего не умеете. Одним словом, было бы ошибкой недооценивать сложность достижения каких-то значимых результатов, а с другой стороны, не стоит ее переоценивать. В конце концов не так страшен ... как сами знаете кто. Или говорят еще так: дорогу осилит идущий. В конце концов, чтобы продвигаться в нужном направлении в каждый момент времени нужно делать всего лишь один шаг. Главное, чтобы была осознанна ценность цели, ради которой этот шаг делать.

Поэтому предлагаю поговорить о способах развития ментальной силы. А кто захочет попробовать, скажем, медитировать, практиковать бытовую осознанность, чайную церемонию, осознанную молитву или цигун, то Бог в помощь.

НАБЛЮДЕНИЕ, КАК ПРОДОЛЖАЮЩЕЕСЯ ДЕЙСТВИЕ

Если взгляд, брошенный в общественном транспорте, длится от мгновения до нескольких секунд, то тренировка ментальной силы состоит в том, что мы направляем внимание на какой-либо объект или процесс достаточно продолжительное время - от минуты-двух до нескольких десятков минут.

Как мы знаем, существуют глаголы совершенного и несовершенного вида, причем очевидно к совершенству эти глаголы не имеют никакого отношения. Глагол относится к тому или иному виду в зависимости от того совершено действие, которое он обозначает, или нет. Почему мы здесь вспомнили про формы глаголов? Дело в том, что любую практику по развитию ментальной силы можно описать с помощью глаголов несовершенного вида. Нужно не сконцентрировать внимание, а концентрировать. Не направить внимание на объект или процесс, а направлять, направлять и направлять. В результате мы получаем специфическое ощущение времени, которое можно назвать «длящееся сейчас».

Настоящее время ощущается нами как мгновения, переходящие одно в другое. Обычно время изображают вектором, направленным из прошлого в будущее, и где-то на нем точкой изображают настоящее. Эта движущаяся точка - очень необычная точка, ибо в ней умещается все наше бытие. Как это может быть? Да потому что не точка это вовсе.

Если честно, то часы, на которых мы видим секундную стрелку, которая соразмерно секундам прерывисто движется по кругу вводит нас в некоторое заблуждение. Раз, два, три ... дергается стрелка. Откуда эта дерготня, эта дискретность? Какие барьеры она преодолевает? Когда мы едем или идём, то мы же не останавливаемся на каждом километровом столбе. Вы наверное видели часы, где секундная стрелка движется равномерно. Вот это более «правильные» часы.

Есть процесс, есть длящееся сейчас, и только от качества нашего внимания, зависит его восприятие: как набор точек или как непрерывный длящийся процесс. Можно назвать это наблюдением. Что интересно, у глагола «наблюдать» вообще нет совершенного вида! Нет формы, которая обозначает, что наблюдение сделано. Его нельзя сделать, его можно только делать. Выполняя практики, мы длим, длим и длим наше наблюдение, превращая его в непрерывное действие.

Обычно мы что-то наблюдаем посредством глаз. Но в более широком смысле можно наблюдать, используя любые органы чувств. В медитации можно наблюдать, например, дыхание или кончик носа.

Заметим, что наблюдать означает направлять внимание на что-либо. По сути наблюдать и направлять внимание - это синонимы. В словаре Ушакова читаем, что наблюдать - означает изучать, исследовать, внимательно следя за кем-чем-нибудь.

КОГДА УХОДИТ ВНИМАНИЕ

При попытках за чем-либо непрерывно наблюдать сколь-нибудь длительное время, хотя бы пару минут, нетренированный человек почти неизбежно обнаружит, что через какое-то время перестал это делать. Наблюдение длилось скорее всего 10-15 секунд. В сознании срабатывает механизм переключения внимания на что-то другое - чаще всего на собственные мысли. Момент переключения для человека как правило не заметен. Обычно это бывает так - человек дает себе команду наблюдать ну скажем за голубем, который расхаживает по асфальту. Или это может быть дыхание при медитации. Какое-то время, хорошо если секунд 30, он за ним наблюдает. Далее, человек вдруг обнаруживает, что думает о вчерашнем фильме или планах на завтра.

Можно выделить три стадии: сначала волевой импульс, побуждающий начать наблюдение, потом человек что-то наблюдает и далее мы обнаружением себя ненаблюдающими.

Здесь достаточно точно передает суть происходящего словосочетание «обнаруживаю себя». Обнаружить можно то, о чём вы не имеете представления (например, вы обнаружили чей-то кошелек) или то, что перед этим было вами потеряно. То есть вы несколько секунд осознавали: я наблюдаю за дыханием, наблюдаю, наблюдаю, наблюдаю, и потом провал в памяти, и оба на - вот он я, красавец, мысленно дискутирую с женой! Но я же намеревался наблюдать!

Я потерял себя, как зонт или перчатки,
Оставил, верно, в магазине на прилавке...

Что-то происходит и мы находим себя, обнаруживаем. Странно бывает ощущать в себе это. Как будто просыпаешься ото сна.

Я наблюдал за чем-то и вот теперь не наблюдаю, что же со мной случилось? Я помнил, что нужно наблюдать, помнил, помнил и ... забыл, забыл не только об объекте наблюдения, но и о своем намерении. Так что-же произошло? А произошло вот, что: в голове всплыла мысль или зрительный образ и незаметно для меня переключил мое внимание на себя. И я, что называется, потерял себя, забыв о своем намерении наблюдать и об объекте наблюдения. Вот это важно - переключение внимания происходит незаметно для меня. Квантовый скачок в инобытие.

Когда человек начинает практиковать медитацию, то переключение внимания на внутренний диалог встречается, пожалуй, наиболее часто. Назовем это первым состоянием, в которое переходит человек, когда его внимание самопроизвольно переключается. Второе состояние - в сознании начинают всплывать зрительные образы, картинки, а порой и целое действо, похожее на кино. Имеется также третье состояние - человек засыпает. Это бывает при усталости, часто встречается на утренних медитациях, когда человек только что проснулся, у людей с недостаточно развитой ментальной силой.

Все эти три состояния (внутренний диалог, зрительные образы, засыпание), как и переход к ним, не осознаются человеком, а значит не поддается контролю. Вы буквально забываете о том, что намеревались наблюдать. И как бы вы ни старались в первое время с этим ничего сделать не сможете. Вы будете бесчисленное количество раз идти по этому кругу: хочу наблюдать (даю себе команду удерживать внимание на чем-либо) - наблюдаю (удерживаю внимание) - обнаруживаю себя ненаблюдающим (внимание самопроизвольно переключилось на что-то еще).

Снова и снова вы будете проходить эти три этапа, стараясь сделать свое наблюдение как можно более длительным и устойчивым. И это самая большая трудность - помнить о своем намерении наблюдать.

Все это очень не просто. Вам будет казаться, что у вас ничего не получается и никогда не получится. Вы будете разочаровываться, вы будете злиться на себя. Иногда вам будет стыдно. Будет страдать ваше эго от того, что вы такой слабак. Но если вы хоть чуть-чуть почувствуете это состояние, эту ясность сознания, ощутите свое присутствие в здесь и сейчас, то вы обречены продолжать свои попытки.

Вы сможете удерживать внимание на заданном объекте ровно столько, насколько у вас хватает ментальной энергии. По мере практики она будет возрастать, и как следствие, время, которое вы будете способны концентрировать внимание будет увеличиваться. Похоже на тренировку мышц, не правда ли?

Идем дальше:

http://proza.ru/2020/11/03/13