Весной, сажая картофель

Валерий Леонов 2
     Сажаем картошку, конечно. Слово “ картофель” в нашей местности можно встретить разве что на ценниках в продовольственном супермаркете, в магазине, по-нашему, ( так и норовят прыгнуть с клавиатуры на дисплей компьютера эти вездесущие иностранные словечки).  Так что  слово “ картофель” в оглавлении – неизбежная дань литературному академизму.

      Сажать картошку начинаем… с осени. Перепахать, внести навоз. Конечно, не лошадью перепахиваю, куплен для этих целей мотоблок  “Нева”, пусть простят меня производители –конкуренты других мотоблоков. Не рекламы ради, просто имя своего механического “ коня” назвать хочется. Дед пахал землю лошадью живой, имя имеющей. Я – тоже желаю иметь именного коня, хоть и не живого,  механического.

       Наконец- весна! С нетерпением жду, когда подсохнет и прогреется земля, чтобы провести весеннюю вспашку. Здесь важно не пропустить момент, удержать влагу в земле. Перепахиваю участок, в душе – восторг!

       Загодя, дней за 20-30 до посадки, вытаскиваю из подвала  отобранные для посадки семена, прикупаю на рынке пару ведер элитного, так обещают продавцы, семенного картофеля. Все это в один рядок укладываю в ящики на влажные опилки. Здесь важно будет поддерживать температуру  около 16 градусов. Скоро клубни начинают приобретать зеленоватый оттенок, появляются росточки, каждый день приглядываю за клубнями, слегка увлажняю, при необходимости опилки.

       Пока мои клубни прорастают, готовлю к посадке необходимые припособления- помощники. Хитрости здесь никакой. Понадобится мне  не очень широкая , острая лопата, две досочки или рейки длиной 70 сантиметров, да шнур, размеченный через каждые 35 сантиметров.
    -  Для чего все это? – спросите вы.

        Лучше всего на такой вопрос отвечают евреи, когда их спрашивают об обряде обрезания:
 - Во-первых, это красиво…

       Вот и я, хочу, чтоб моя картошка росла красиво:  расстояние между рядами картошки было 70 сантиметров, а между кустиками картошки – 35 сантиметров. Квадратно- гнездовая красота.

       Наконец наступает счастливый момент,  когда окончательно прогрелась почва, пришли  майские праздники, и вдруг, как по команде, на своих участках,  во всей округе, куда ни взглянешь, появились люди, сажающие картошку.  Пора и мне. 

       Натягиваю  с края участка подготовленный (размеченный) шнур, вдоль шнура копаю аккуратные, неглубокие лунки, в них закладываю  клубни. Вначале -  обещанные продавцом, элитные. Ровная строчка клубней, лежащих в лунках очень красива, будоражит воображение будущим урожаем. Теперь в каждую лунку закладываю золу. Давно, еще с детства, помню,  как моя соседка тетя Мария под каждый клубень клала ровно спичечный коробок печной золы.  Я бросаю золу на глазок, стараясь не переборщить. Принцип “ кашу маслом не испортишь” здесь вряд ли подходит.  Затем – разбитую яичную скорлупу, по народным приметам острые края  скорлупы будут отпугивать подземных вредителей.  И, наконец, запахиваю лунки мягкой, теплой землей , разбивая комки граблями. На 70 сантиметров переношу шнур, и начинаю все сначала.

      Участок мой небольшой, неспешная работа доставляет удовольствие и навевает воспоминания и размышления.

      И дед, и отец всегда сажали  много картошки, во-первых семьи были большие, едоков душ с десяток было, во - вторых, картошка была основным продуктом питания крестьянской семьи.

      Это уж в наше время, в погоне за ЗОЖ (здоровый образ жизни),  из телевизора Елена Малышева объяснила про вредные углеводы, крахмал и прочие неприятности от картошки.  А  мама, помнится, без картошки  на столе не считала еду за еду. Люди, пережившие трудные времена картошку почитают вторым хлебом.
  Ну, и в -  третьих, картошкой кормили домашний скот.

      Вот и размышляю, копая очередные лунки вдоль шнура:  веду  пресловутый ЗОЖ, картошки много не ем, стараюсь больше употреблять полезных овощей и фруктов, насколько пенсия позволяет, в супермаркете, то-бишь в магазине,  картошки навалом любой. Тут и местная, и белорусская, и турецкая, и египетская, какая хочешь.  И круглый год, заметьте, -  свежая.

       Так зачем же, каждый год, я сажаю картошку, испытывая при этом  восторг, другого слова и подбирать не хочется. А дед  вспоминается мне всегда, как выходил он в поле весной,  рано поутру коня Буяна, запряженного в плуг, выводил на край поля, как сгружал с телеги мешки с семенным картофелем, и, сотворив молитву , приступал к посадке.  Наводил острым плугом первую борозду, в неё жена, дети укладывали  проросшие клубни.  Старший, Николай, ему перед войной 15, большой уже, первый помощник в крестьянской большой семье, пристанет к отцу:
   - Тятенька, дай борозду конем пройти?
   Дед усмехнется в прокуренные усы:
    - Ну попробуй, малец!
      Не хватает сноровки у Николая, борозда кривоватая получается, плуг так и норовит в сторону выехать.   Дед ворчит, так для порядка, поглядывает на Агафью, жену:
 - Гляди, мать, сынок как вырос, справный  будет хозяин!
    Не сбылись родительские мечты, забрала сына война…

       Заканчиваю я свои картофельные хлопоты, граблями бороную поверхность, останавливаюсь, утирая пот на краю  участка. И который год, так всегда  случается , вдруг привидятся мне мои ушедшие из жизни предки, улыбающиеся, одобряющие мой труд:
 - Молодец, внучек! Добрый урожай будет.

        А дядя Коля, погибший под Смоленском в 43-м, ничего не скажет, лишь  помашет мне  рукой из своего далёкого далека.