Поэт Николай Рубцов. глава 3

Доба Каминская
  Автор Доба Каминская

Начало  этой темы- в главах номер один и номер два ; окончание темы- в главе номер четыре.


Но жизнь продолжается. Появляются новые увлечения, растёт поэтическое мастерство.
Просле потери Таи он встретил женщину, которая пробудила в нем сильные чувства:

Вредная, неверная, наверно,
Нервная наверно...Ну и что ж?
Мне не жаль. Но жаль неимоверно,
Что меня, наверно, и не ждёшь!

Я надолго твой, хоть и не долго
Почему- то так была близка
И нежна к моей руке с наколкой
Так, с кольцом, прохладная рука.

Вот вернусь, узнаю- изменила.
Ну и что ж, не сунуся в петлю.
Я нередко землю проклинаю,
Проклиная, все таки люблю!

Впедная, неверна, наверно,
Нервная наверно...Ну и что ж?
Мне не жаль,но жаль неимоверно,
Что меня, наверно, и не ждёшь.

Но память о Тае ещё даёт о себе знать: он близок с другой женщиной, но в его словах звучит боль той первой, неразделенной любви:

Ты хорошая очень- знаю.
Я тебе никогда не лгу.
Почему- то только скрываю,
Что любить тебя не могу.

Слишком сильно любил другую,
Слишком верил ей много дней.
И когда я тебя целую,
Вспоминаю всегда о ней...

Песенная  поэзия Рубцова привлекала к его творчеству многих композиторов. Так, песня на его стихи, посвящённая Тае, стала хитом конца 80-х (музыка Александра Барыкина):

                БУКЕТ

Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов. И подарю букет,
Той девушке, которую люблю.

Я ей скажу: - С другим наедине
О наших встречах позабыла ты,
И потому на память обо мне
Возьми вот эти скромные цветы!

Она возьмет. Но снова в поздний час,
Когда туман сгущается и грусть,
Она пройдёт, не поднимая глаз,
Не улыбнувшись даже...Ну и пусть .

Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Я лишь хочу, чтобы взялся букет
Так девушка, которую люблю.

Осенью 1959-го, отслужив 4 года не Северном флоте, Николай начинает работать на
Кировском заводе в Питере- он стал лимтчиком. Лимитчики выплняли самую тяжелую работу - он работал кочегаром. Получает временную прописку и койку в рабочем общежитии, учится в школе рабочей молодежи и, одновременно, занимается в литературном объединении «Невская застава». В это время он пишет много стихов, благодаря которым он навсегда впишет своё имя в летопись русской поэзии.
Среди них- шедевр:

Взбегу на холм и упаду в траву,
И древностью повеет вдруг из дола.
И вдруг картины грозного раздора
Я в этот миг увижу наяву...

Россия, Русь-куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы-
Люблю твою, Россиия, старину,
Твои огн, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до полного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри- опять в леса свои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времён татары и монголы.

Они несут на флагах чёрный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России...

Кресты, кресты...Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.

Заржут они и где- то у осин
Подхватят это медленное ржанье,
И надо мной- бессмертных звёзд Руси,
Высоких звёзд покойное мерцанье....

В этом поэтическом шедевре выражено всепроникающее чувство любви к Родине , которое уходит корнями в глубь веков.
Кто- то может решить, что я грешу частым цитированием. Но стихи Рубцова в своей основе настолько совершенны, что хочется приводить их ещё и ещё.Такова  магия настоящей поэзии- заколдовывающей, очаровывающей...
В 1962 году Николай экстерном получает аттестат зрелости. Осенью этого же года успешно сдаёт вступительные экзамены в Литературный институт имени Горького. Его зачисляют в творческий семинар опытного педагога Николая Сидоренко, который первым понял всю значимость поэтического творчества Николая: «Стихи  его наполнены жизнью. В них свет и тень, радость и горесть. Стрихи человечны и правдивы.Николай
Рубцов- поэт по самой своей сути»- так оценил педагог творчество первокурсника.
Летом 1963 года на каникулы Николай поехал в село Никольское, где его любимая женшина- Генриетта родила дочку Леночку. Он нянчит любимую дочь, отдыхает и пишет стихи. Здесь он написал своё выдающееся стихотворение: « В горнице моей светло»:

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды...

Красные цветы мои
В садике завяли все..
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.

Казалось бы, судьба Николая складывается успешно. Но в действительности все было гораздо сложнее: сиротское полуголодное детство, скитальческая и бесприютная юность с непомерно тяжелой физической работой (кочегар на тральщике, кочегар- лимитчик в  Питере). Все это наложило печать на натуру Николая, на его поведение.
У Николая Рубцова был очень трудный и неуравновешенный характер. К сожалению, и трезвенником он не был. Вспомним- в 16 лет на тральщике, в компании бичей.
Прожить на мизерную студенческую стипендию 60 рублей  в месяц было тоже нелегко.
Вот как выглядел  студент Рубцов в Литературном институте: небогато и небрежно одетый человек, с рано облысевшим лбом, щуплый, лицо не блещет красотой.
В Литературном институте он выглядел белой вороной на фоне своих более благополучных сокурсников. В 1964 году он был исключён из института за скандал в пьяном виде в Доме литераторов (ЦДЛ). С ним обошлись неоправданно строго- ведь студенты Литинститута в болшинстве своём вели богемный образ жизни, но начальство закрывало на это глаза, многое им прощало.
Исключение из института стало для Рубцова катастрофой: он остался без средств к существованию и без крыши над головой.
Пять долгих лет, с 1964 по 1969 год, он оставался в таком бедственном положении, в невероятно тяжелых жизненных условиях. Он не имел ни постоянной работы, ни жилья.
Гонорары от публикации стихов были малы и нерегулярны. Поэтому у Рубцова распалась семья, а в сельсовете висело большое объявление о том, что он ТУНЕЯДЕЦ. Хотя в это время Николай готовил к изданию сборник своих стихов.
В 1965 году его восстановили в нституте, но на заочное отделение. Окончить институт он смог только в 1969- м году. Ведь в отдаленном селе Никольское не было ни необходимых учебников, ни литературы.
Всю глубину его душевных страданий можно понять по брошенной им горькой фразе:
«Я же не виноват, что мать родила меня поэтом. Был бы я скотником- на деревне мне бы цены не было».

Автор текста Доба Каминская