Незабываемый год

Александр Андриевский
В первой половине восьмидесятых двадцатого века, Александру Андрееву, молодому мужчине, пришлось уезжать из сибирского города ***, в котором он прожил десять лет. Причиной отъезда стал его развод  с женой из-за её супружеской неверности.
Он мог бы никуда не уезжать, а вопрос с квартирой мог  решить за несколько месяцев, потому что был председателем  профсоюзного комитета автотранспортной конторы, в которой работал . Об этом ему сказал сам начальник Белов Виктор Георгиевич. Впрочем, говорил он ему и о том, что хотел отправить его учиться на машиниста тепловоза за счёт предприятия, обещал даже  выплачивать среднюю заработную плату, пока он будет  учиться, но все его доводы не имели успеха : Александр не хотел работать в цехе  железной дороги помощником машиниста тепловоза  из-за бывшей жены, работавшей в нём  диспетчером локомотивных бригад.
 Разговор с Виктором Георгиевичем он  запомнил на всю жизнь, но как говорится  " близко локоть да не укусишь". Судьба давала ему шанс на новую жизнь, а он отказался - гордость не позволила.             Судьба, изменившая к нему  отношение и планы,  перебросила его в небольшой забайкальский город , в котором жили его родные.

*** 

Вскоре, после увольнения с работы , Александр  уезжал в небольшой  уездный забайкальский город. Оставаться в нём на постоянное место жительства, он  не собирался. "Посмотрю на месте, что мне дальше делать",  - думал он в плацкартном вагоне фирменного поезда " Россия".

Под мерный стук вагонных колёс к нему приходили бесконечные мысли о жизни. Казалось, что сама жизнь заставляла его думать о том, что произошло в стране и в мире за последнее десятилетие.

После демобелизации из  армии он приехал домой и сразу же хотел ехать в город  Иркутск , чтобы поступать учиться в госуниверситет на юридический факультет.
К великому его сожалению, судьба переписала на своё усмотрение все его планы на жизнь. " Хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах на жизнь",- вспомнил он известную поговорку и не стал думать о том, что ожидает его в ближайшее время.

Строить планы на жизнь после того, что произошло в стране за три года, после ухода из жизни Брежнева - посчитал безумием. После Брежнева ушли из жизни Андропов и  Черненко. О новом руководителе государства  никто ничего не знал, но тем не менее, о нём не говорили  хорошего. Все его знакомые и друзья говорили, что простым людям в новые времена ничего хорошего не следует ожидать. Темноту Горбачёвской политической программы, не освещала телевизионная передача
" Прожектор перестройки", её ведущего Андрея Егоршева. Нового руководителя партии и государства никто не понимал : до того туманными и непонятными были его слова. Казалось, что он скрывал за ними свои истинные цели , пытаясь  заговорить своих слушателей. Когда выступления нового руководителя заканчивались, Александр, смотревший их, признавался себе, что ровным счётом ничего не понял из того, что говорил Горбачёв.

***

В небольшой забайкальский районный город  Александр приехал в сентябре. В этот раз он чувствовал себя непривычно. Временами, к нему приходило желание  уехать обратно из этого города, до того ему было плохо.

Глядя, на невысокие  сопки, думал :" Жить здесь не буду. Узнаю адрес Витьки Казакова, бывшего одноклассника, свяжусь с ним, узнаю у него о том, смогу ли я  найти работу и жильё в городе, в  котором он сейчас живёт. Если есть перспектива, устроиться на работу и получить жильё, то уеду жить на север. В том году мы с ним виделись, на железнодорожном вокзале, в Иркутске. Он рассказывал,   что получил две комнаты на подселение в пятикомнатной  квартире; говорил , что в профкоме завода, на котором работает, ему обещали дать трёхкомнатную  квартиру. Скоро он приедет сюда в  гости, к своим родным Так что не буду спешить устраиваться на работу".               

Но в этот раз судьба была к нему милостива; связываться со школьным другом ему не пришлось, потому что через неделю Витька Казаков сам пришёл к нему в гости.

- Санёк, - говорил он ему в день приезда , -  сейчас  я в отпуске. Мы с соседями по квартире решили, что в отпуск будем ездить по очереди. Мы с Иркой в сентябре отдыхаем, а Юрка, наш сосед, со своей женой Ольгой возьмут отпуск на работе, в октябре. Вообщем, два месяца друг от друга отдохнём. Честно скажу, мы, с соседями, дружно живём. С Юриком, по выходным, частенько выпиваем. Он хороший мужик. Я его уважаю и он меня  уважает. А почему бы нам с ним и не выпить? Иногда, отдохнуть от работы и забот нужно. На работе навкалываешься, домой приходишь, надо за ребятишками посмотреть. Не посмотришь за ними, Ирка начинает ворчать:- Ты, Казаков, обнаглел! Знаешь только работу, диван, и телевизор, а я должна на работе вкалывать, девчонок из садика забирать, приводить их домой и готовить для всех ужин. Помогай мне по дому. Совесть имей!
И у Юрки, моего соседа по квартире, точно такая же ситуация. Как-то мы с ним сидели в выходной, в кухне, за бутылкой водки, разговаривали о жизни и решили в отпуск ездить в разные месяцы, чтобы наши жёны друг от друга отдыхали. Недавно, с братухой накатили  и он мне  про тебя  рассказал. Я  Ирке сказал , что схожу до тебя, пять минут поговорю с тобой. Она мне : - Не вздумай, Казаков, напиться. Я её успокоил, сказал , что  не буду пить. На сегодня мне хватит.
Рассказывай, Санёк, какими ветрами тебя сюда занесло? В отпуск приехал? Чё делать собираешься? Может, за брусникой съездим? Говорят, что она нынче хорошая в этих местах уродилась. Ты рассказывай про себя, а то я слова не даю тебе сказать. Говори. Твоя мать сейчас с моей мамкой сидят за столом, на кухне, чай пьют. Она про тебя сказала, что ты дома.      

***

Виктор был изрядно выпивши, но старался казаться трезвым. Александр всегда удивлялся тому, что он никогда не упускал возможность выпить спиртного, но не сходил как говорится "с круга": работал хорошо на производстве и дома был  хорошим хозяином. У него была дача и гараж, в котором стояла легковая машина. В его гараже был  подвал для хранения картофеля, солений, ягод и грибов. 

- Гм,- Александр посмотрел на друга. - Витёк. Скажу тебе честно, я ждал тебя. В общем, сейчас, я на распутье.  С женой разошёлся и приехал сюда на время. Ты без меня знаешь, что здесь  делать нечего. Одно дело приезжать сюда в гости, другое дело - жить здесь всегда. Отвык я от этих мест, честно тебе говорю. Чувствую себя как моряк у  разбитого бурей корабля. Даже не знаю о чём думать и что делать? Жить здесь не хочу. Не хочу видеть сочувствующих взглядов. Не хочу слышать сочувствующих речей. В общем, попал я в жизненный тупик, из которого пока не вижу выхода. Такая вот ситуация. Не знаю, как буду жить дальше и где буду работать.

- Да ладно тебе, Санёк!- Виктор усмехнулся. - Ни у кого из людей жизнь не бывает без проблем. Жизнь она есть жизнь. Так что ты не падай духом. Приезжай в наш город. У нас север. Скажу честно: зимы у нас холодные, лето - короткое, но в наших местах  богатая природа. Люди, живущие в нашем городе, имеют дачи, выращивают на них картошку и зелень. Ходят или ездят в тайгу за грибами и за ягодами. Почти все имеют на дачах бани. Какая может быть дача, если на участке нет бани? Кто любит рыбачить, тот ездит на рыбалку, на озёра, и на горные речки. В горных речках много хариуса, лови его - не хочу. Но не это главное : в нашем городе можно устроиться на работу. Недалеко, за городом, находится ЛПК. Он занимается переработкой деловой древесины. ЛПК расшифровывается : лесопромышленный  комплекс. В него входят несколько заводов.

Магазины в нашем городе снабжаются товарами по первой категории. Не знаю, как долго это будет. Приходишь в любой магазин за товаром, и с пустыми руками домой из него не уходишь.               

- Витёк, - Александр посмотрел на друга:- По большому счёту меня интересует работа и жильё. Ты меня обрадовал. Скажи мне точно:  есть ли в вашем городе возможность сразу же устроиться на работу  и на первое время получить хотя бы койко место в рабочем общежитии? Я хочу переехать в ваш город  навсегда. Естественно, что ты всегда можешь на меня рассчитывать. Поможешь мне устроиться на работу? Поможешь  решить проблему с жильём? Ты меня знаешь . Я не останусь перед тобой в долгу.

- Санёк,- Виктор усмехнулся:- Ты о чём говоришь?  Устроишься на работу сразу же, как приедешь . Я помогу тебе устроиться на работу станочником на наш завод .  В отделе кадров завода тебе дадут направление в общежитие. Не сомневайся.  Пока  будешь устраиваться на работу  и проходить медицинскую комиссию, будешь жить в нашей комнате. Мы, с Иркой, поживём в большой комнате, в которой живут девчата. Ты не стеснишь нас.

Давай договоримся: я уеду в ***, когда закончится отпуск, узнаю всё подробно о работе. В отделе кадров  завода  узнаю насчёт общежития. В общем, после этого  отобью тебе телеграмму, чтобы ты выезжал в наш город , или напишу  письмо.

Когда поедешь, отбей мне телеграмму. В ней укажешь поезд, вагон, и дату выезда. Я встречу тебя . Мой адрес у тебя есть. Лады?   

***

Небольшой дом Андреевых находился на улице Горной, расположенной возле лесистых сопок. По ней редко ездили машины и мотоциклы.  Если по ней проходили люди, то многочисленные собаки, сидевшие на цепях, во дворах домов, извещали о них своих хозяев громким лаем. Кроме собак, нарушавших тишину в  отдалённой от центра города улице, до неё доносились от железной дороги объявления по громкой связи дежурной по станции или голоса осмотрщиков вагонов, докладывающих ей о готовности поездов.

Александр находился в единственной комнате дома, когда услышал во дворе лай дворняги Черныша, сидевшего на привязи, во дворе. Он посмотрел в окно, выходившее во двор и увидел идущую мать.

Анна Григорьевна, его мать, шла по двору бодрой походкой. В последнее время она  жаловалась на то, что чувствует себя неважно из-за высокого давления. " Сёдня плохо чувствую себя,- говорила она своим собеседникам,- ноги совсем не идут. Опять давление "прыгнуло". Гипертония  у нас наследственная болезнь. Мама моя часто жаловалась на высокое давление".               

- Сынок, ты отдохнул с дороги? -  спросила она Александра, когда зашла в дом,- иди на кухню. Я чайник поставлю. Вскипит, попьём бравенько чай и поговорим. Когда мы  с тобой пили чай после твоего приезда, то я подумала :" Пусть Саша отдохнёт с дороги, а я схожу к Казаковым, поговорю с Галей и скажу Витьке про тебя. Скажу ему, что ты приехал". Он как услышал про тебя, так сразу же побежал к нам. Вы с ним уже разговаривали про жизнь? 

- Немного поговорили,- Александр улыбнулся.

- Ты ему всё подробно обсказал, чё случилось?
- Рассказал .

- Ну, вот и ладно.

- Мама, как твоё здоровье?

- Да, ничё, сынок. Живём потихоньку, помаленьку.

- Одной- то жить скучно?

- Сынок, мне ребятишки Генкины и Васькины не дают скучать. Прибегут ко мне, обцелуют меня. "Баба,- говорят мне:- Ты у нас самая красивая бабушка. Ты всех лучше. Баба, всегда живи на белом свете, никогда не болей, а мы всегда накачаем  тебе воду насосом. Если у тебя в доме хлеба нет, то мы сбегаем в магазин за хлебом. Мы же молодые".

Я улыбнусь, усажу их за стол чай пить и говорю им:- Миленькие, вы, мои детки. Ничего  мне не надо от вас. Я сама лучше по магазинам буду ходить, я же сейчас на пенсии нахожусь. Мне  двигаться надо, миленькие вы мои ребятишечки.

Сынок, ты чай пей с голубичным вареньем, ешь молотую черёмуху. Завтра я толстых лепёшек настряпаю. Ты же любишь пить чай с горячими лепёшками и макать их в черёмуху? Пей чай хорошенько. Вечером, щи с мясом сварю. Будем бравенько пить чай и разговаривать про жизнь.    

***

Александр сидел за кухонным столом, возле окна, окрашенного в синий цвет. На столе не было свободного места от еды и посуды. По привычке, оставшейся у неё с давних лет, когда за столом собиралась семья из восьми человек, Анна Григорьевна заставила весь  кухонный стол  блюдами с едой и вареньем.
   
Мама,- говорил  он матери:- Расскажи мне про то, как люди живут в вашем городе? Что у вас нового произошло за год? В том году я приезжал к тебе в августе. Целый год пролетел  незаметно. В непростые времена мы живём. Когда во власти был Брежнев, то было как-то спокойней на душе. Скажу тебе честно: что-то не нравится мне Горбачёв. Не внушает он доверия.    

- И мне, сынок, он совсем не ндравится. Хоть я неграмотный человек, но вижу, что  нам, простым людям, ничего хорошего от него ждать не надо. Какой-то он тумный  человек, какой-то непонятный. Говорит, вроде как по-русски, но всегда вочен  непонятно. Слушаешь его и не понимаешь об чём он говорит. Я всегда диву даюсь*,  когда слышу как он говорит "мЫшление". Услышу это слово и думаю:" Хоть я и неграмотный человек, но вижу, что он неправильно говорит". Нужно ведь с людьми правильно разговаривать, чтобы люди  понимали об чём речь идёт. Никак я не могу понять, зачем он свою  перестройку затеял? Она ить народу-то совсем не нужная. Чего в нашей стране перестраивать? Кого перестраивать? Люди работают как надо, поступают как надо. Ещё никто ложку мимо рта не проносил . Зачем тогда эта перестройка? Властям, всегда  о народе думать надо, а они думают только  о себе. Думают одно, говорят другое, а делают третье. Зачем,  людей  обманывают? Ничё  я не пойму никак! Для того, чтобы обманывать народ и затеяли они эту перестройку?  Я так думаю. Может, я неправа?

- Мама,- Александр улыбнулся: - Я также как и ты не понимаю  для чего Горбачёв затеял свою перестройку? Но об этом хватит. Расскажи мне, как живут ваши соседи? Как здоровье у дяди Серёжи Куприянова и у тёти Гали? Я ещё не видел их. Надо к ним сходить в гости, а то тётя Галя увидит меня и снова скажет мне:- Приехал в ***, а глаз к нам не кажешь. Трудно к дядьке с тёткой в гости придти что-ли?

- Ох, сынок,- Анна Григорьевна печально улыбнулась, - ничего хорошего в нашем   городишке нет! Люди, после смерти Брежнева совсем с ума посходили, водку пьют и меж собой дерутся. Из-за водки  в семьях один раздор. Водка, она же ещё никого до добра не  доводила. Она людей под монастырь только подводит! От неё добра не жди!

- Ха-ха-ха,- рассмеялся Александр после слов матери.
               
- А чё сынок, рази я не правду говорю? Чё правда, то не грех!

- Мама, ты правду говоришь о водке. Я не спорю с тобой. Люди  пьют водку в нашей стране всегда.

- Правильно говоришь сынок,- Анна Григорьевна усмехнулась. -  Перед Отечественной войной и до смерти Сталина, народ не пил водку так, как стал пить, когда к власти пришёл Хрущёв. При Хрущёве до чего дело доходило? В продовольственных магазинах от водки и вина полки ломились, а хлеб в магазинах по одной булке давали! Одно время из-за этого приходилось семьёй ходить в магазины. Ты же помнишь, как бегал к магазинам, очередь на хлеб занимать?
 - Помню.

- Я слыхала от людей, что государство от продажи водки имеет большой доход. Вот из-за этого и спаивают народ.- Эх! - она вздохнула. - Наш городишко небольшой. Я вижу как в день аванса и получки на предприятиях, люди первым делом бегут в магазины, чтобы купить водки и вина. Что самое интересное, то бегают туда не один раз. Всё бы ничё, но рядом с магазином в это время стоит машина вытрезвителя, а в ней сидят "дядины ребята"...

 - Ха-ха-ха, - рассмеялся Александр и повторил слова матери : - Дядины ребята.

- А чё сынок я не правду говорю што ли? Я говорю так как есть на самом деле.

- Мама,- я ничего против  не сказал. Я просто рассмеялся. Говори, - он был  смущён.

- Так вот,- продолжала говорить Анна Григорьевна, - из машины выскакивают милиционеры и закидывают в неё пьяных людей. Те сопротивляются. - Мы не пьяные кричат. Мы тверёзые. А милиционеры им: - Врач в вытрезвителе определит пьяные вы или трезвые? Вот так и собирают пьяных людей по городу и увозят их в вытрезвитель. А в вытрезвителе с ними разговор короткий. Врач каждого спрашивает:- Сегодня выпивал? Если человек пил водку или вино, то от него пахнет спиртным, поэтому он вынужден признаваться, что выпивал. - Я немного выпил,- отвечает он врачу. А врачу какая разница? Пять грамм он выпил или целое ведро! Её не интересует сколько человек спиртного выпил. Ей надо оформить его в вытрезвитель и оштрафовать его. Для чего вытрезвители сделаны? Чтобы с людей лишние деньги брать! Если человек пьёт водку, то значит у него есть лишние деньги.
Грех их задаром не взять. Вот и обдирают людей как липку. Всё бы ничё, но они  пьяных заставляют сдавать деньги, перед тем как их укладывают спать. Когда человек просыпается, то часто остаётся при своих интересах: ему не возвращают деньги.

- Голубчик, -говорят ему:- Утебя денег не было. Попробуй докажи! И уходит человек домой как оплёванный. Мало того, что денег лишился в вытрезителе, так ему на работу приходит оттуда бумага.

На предприятии с него высчитают деньги за вытрезвитель. Лишают его премиальных на работе. Лишают его очереди на квартиру. В общем, дорого обходится вытрезвитель людям. Ежели человек попадает в вытрезвитель несколько раз, то его направляют на лечение от алкоголизма в ЛТП*.

Я удивляюсь всё время этому. Вроде бы государство ведёт борьбу с пьянством. В больницу приходишь: там все стены увешаны плакатами. На них нарисованы алкаши с большими красными носами. Глаза у них  "соловушки",  пьяней вина.

На работе людей наказывают. Лечат их в лечебно - трудовых профилакториях, а вот от этого толку никакого нет! Почему спрашивается? Да потому, что водку и вино продают во всех магазинах. В магазинах много чего не купишь, а вот водка или вино в них завсегда есть. Это политика. Я так думаю. Спаивают людей. Государству легче управлять народом, который пьёт спиртное. Разве, сынок, я не права? Я жизнь прожила. Много чего довелось увидеть! Я старый человек и то понимаю, что пить водку, вино, или бражку - это плохо. Почему же тогда люди этого не понимают! Всё они понимают, но не бросают пить спиртное из-за того, что больны алкоголизмом. Еслиб в ЛТП хорошо лечили от алкоголизма, то они не пили бы больше. Об этом  говорят все, кто побывал в них.            
   
- Сынок, а Витька тебе про свою мать и отца ничего не рассказывал? У них не всё же ладно в семье.

- Мама,- Александр был встревожен словами матери. - Что у них случилось?

- Гена, Витькин батька, сейчас работает  в строительно монтажном поезде, каменщиком. Там, на работе, он снюхался с какой-то маляршей и ушёл к ней жить. Она младше его на десять лет. У неё двое маленьких ребятишек. В общем, она с мужиком своим давно разошлась. Он водку сильно пил и её бил как сидорову козу. Вот из-за этого она и разошлась с ним.
 
- Ещё бы!- Александр усмехнулся.- А как Юрка их живёт? Он же в вагонном депо слесарем работает. Ещё не женился?
 
- Сынок, ты об чём говоришь? - мать удивлённо посмотрела на него. - Его ещё нужда жениться не пристигла. Он живёт как птичка божья без забот и без хлопот. Знает  только работу, водку, телевизор и баб. С работы домой придёт, поест, посмотрит телевизор, водку поглычет, а потом уходит гулять. Вот и все его заботы! Рази ему плохо? Мать его накормит, обстирает. Поэтому, он и не женится. Зачем ему женитьба? Зачем ему лишние заботы?   

- Понятно, - Александр улыбнулся.

- Мама ,- он посмотрел на Анну Григорьевну,- а Ольга с ними живёт? Наверно, замуж  вышла? Ей уже больше двадцати лет. У неё  дети есть? Двадцать лет для женщины -серьёзный возраст.
 
- Зачем Ольге муж? Она девчонку нагуляла без мужика, - Анна Григорьевна усмехнулась, - люди говорят, что в последнее время она гуляла с начальником автоколонны. Он женатый. У него двое детей. Его жена приходила к Казаковым и окно в комнате камнем разбила, а Ольгу отматерила на чём белый свет стоит. 
            
- Ужас! - Александр усмехнулся, - вечером, наверно, на улицу не выйдешь? Здесь, в городе, во все времена хватало хулиганья.

- И сейчас хулиганья много, - Анна Григорьевна посмотрела на него, - вечерами лучше дома сидеть. И на улицах, и в кинотеатрах - везде пьяные подростки шарахаются. Я не могу понять, куда их родители смотрят? Вот такая жизнь. Пьют люди водку как собаки. Ладно бы еслиб только парни да мужики, но от них и бабы не отстают, тоже в рюмку любят  заглядывать. Когда бабы пьют водку - это шибко плохо. Рази в семьях не будет скандалов, если  муж или жена пьют водку? Вот так и живут люди в нашем городе, в последние годы.   

Сынок, ты подробней расскажи мне об  чём вы с Витькой разговаривали?

- Гм,- Александр улыбнулся, - обо всём понемногу. Я спрашивал его насчёт работы  и насчёт жилья.

- Чё он тебе сказал? Небось молочные реки с кисельными берегами сулил?

- Ха-ха,- рассмеялся Александр, - мама, ты как всегда что-нибудь скажешь!

- Сынок, а чё я скажу? Всё по правде говорю. Я  же с детства Витьку знаю. Он соврёт и недорого возьмёт. Что он сказал тебе?   

- Мама, он говорил мне о том, что город, в котором он живёт с семьёй, имеет перспективу для жизни. На работу я устроюсь  на завод, на котором он работает.
После того как устроюсь на работу,  в отделе кадров завода мне дадут направление в  рабочее общежитие. На первое время, получу койко место в  комнате. Я постараюсь работать хорошо, чтобы как можно быстрее получить ордер на квартиру.

- Если так, то хорошо. Ты водку не пьёшь, значить всё будет хорошо. Не ндравится мне, что будешь жить в общежитие. Общежитие оно и есть общежитие. Там водку пьют, там драк хватает. В основном, водка во всём виновата. Не вздумай водку пить. Не будешь водку пить - всё в жизни будет хорошо. Может быть, пожил бы здесь немного, устроился бы на работу в подменный пункт помощником машиниста тепловоза?

- Нет, мама. Витька мне напишет письмо или даст телеграмму, чтобы я выезжал .   

- Смотри, сынок, как будет лучше для тебя, так и поступай. Обсмотрись на новом месте, где будешь жить. С женитьбой не спеши. Девок везде много. Только свистни, так сразу же их целый  табун набежит. Успешь жениться. Послушайся меня. Я правду  тебе говорю.   

***

Анна Григорьевна не зря сомневалась в том, что Витька Казаков после того, как уедет  в свой город , не  сразу напишет письмо Александру. Недели шли за неделями, а от него вестей не было.

Перед новогодними праздниками он написал своим родным письмо, в котором была новогодняя открытка. В письме, написал своей матери :" Мама, сходи к Андреевым и  скажи Сашке, что я не забыл про него. Из-за того, что в нашей заводской общаге нет мест, я не  написал ему письма. Насчёт работы пусть не беспокоится. На работу его возьмут учеником станочника деревообрабатывающих станков. Три месяца на заводе поработает, потом сдаст экзамен на разряд и будет работать самостоятельно. Я ему первое время буду подсказывать, как нужно работать   на станках. Пусть ждёт от меня письмо или телеграмму.

- Москва не сразу строилась,- говорила Анна Григорьевна Александру, когда узнала о том, что написал в письме Витька.- Теперь тебе можно устроиться на работу. Будешь  работать, скопишь немного денег  на дорогу, и  на питание. Не будешь же ты кислородом питаться! Временно можно поработать и в кочегарке: их несколько штук в нашем городе. Было бы желание работать, а работу завсегда найдёшь.

- Мама. Насчёт работы я не беспокоюсь. На днях видел  Кольку Мельникова. Он работает в подменном пункте помощником машиниста электровоза. Колька говорил мне, что я могу на время устроится на работу помощником машиниста тепловоза. Работать буду на маневровом тепловозе посменно, по двенадцать часов. После ночной смены буду отдыхать двое суток.   

- Голенький: " Ох", а об голеньким бог, - обрадовалась Анна Григорьевна, - документы у тебя на руках. Завтра, с утра возьми их и иди устраиваться на работу. О такой работе  ты даже не мечтал.

***

На следущий день, после незабываемого разговора с матерью о работе, Александр с утра пошёл в отдел кадров подменного пункта. После разговора с начальником и машинистом - инструктором локомотивных бригад , начал проходить медицинскую комиссию. Вскоре он вышел на работу.

Время бежало быстро. Он даже не заметил того, как отработал несколько месяцев помощником машиниста тепловоза. Работа для него была знакомой. Двадцать шестого апреля и на работе, и в городе люди разговаривали об аварии, произошедшей на Чернобыльской атомной электростанции, что находится в Украине.

С замиранием в сердце, с большим волнением в груди, смотрел Александр каждый день телевизор и слушал скупые сообщения дикторов о положении дел на Чернобыльской АЭС. Естественно, настояющую правду о том, как обстоят на ней дела, они не говорили. Наверно из-за этого люди строили свои прогнозы о ней, говорили о том, что радиация от атомной станции пошла в Европу и в Россию.

В конце ноября Александр получил долгожданное письмо от Виктора. " Санёк, - писал Виктор,- завязывай с работой. Выезжай. В нашей ведомственной общаге есть места. Я поговорил с мастером нашего цеха о тебе. Она дала добро на твоё трудоустройство. Если ты не передумал ехать в *** , то в срочном порядке увольняйся с работы. Не забудь отбить мне телеграмму о дате выезда. Я тебя встречу. Пока. Виктор".   

***

У жизни свои законы. Порой они бывают непонятны людям. Всё в судьбе Александра Андреева произошло так, как говорил ему Виктор Казаков: он устроился на работу на лесопильно - деревообрабатыващий завод станочником деревообрабатыващих станков, но через год перевёлся на работу в строительный трест в качестве каменщика.

В начале тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года, в стране появилось движение МЖК. МЖК расшифровывалось: Молодёжный Жилой Комплекс. Прежде чем стать членом этого коллектива, каждый его участник должен был набрать определённое  количество баллов за участие в субботниках.

Все, бойцы отряда, так называли  эмжэковцев, которые прошли конкурс, вскоре зачислялись в одно из строительно  монтажных управлений городского Строительного треста. В тресте они работали  два года.
После окончания этого срока, получали квартиры. Строительство квартир оплачивали предприятия, с которых  они пришли в МЖК.

Через два года работы в тресте Александр  получил однокомнатную квартиру и вскоре женился. Наверно, его семья не бедствовала бы, еслиб в начале девяностых  годов не распался  Советский Союз.
Вспоминая, лихие девяностые годы двадцатого века, он всегда вспоминает ставшим для него трудным, тысяча девятьсот восемьдесят пятый год, когда  приезжал  в Забайкалье  к родным, после развода с женой." Если бы я в советское время не получил квартиру, говорит он в таких случаях,  то при капитализме, мне пришлось бы её покупать".    

ЛТП*- лечебно - трудовой профилакторий.(Прим.автора). 
Диву даюсь* - удивляюсь. ( Прим.автора).