Размышляем, анализируем

Конкурсант
Вниманию читателей предлагается рассказ автора Кольбер - ЛИФТ http://www.proza.ru/2018/05/08/1905

МБ:

ФРАГМЕНТ 1.

\\\Земли нет. Вернее: она осталась там, внизу, и только голубое свечение притягивает взоры сидящих. Сидящие - это мы: Андрей, Александр, Антон, Аркадий, Артемий, Андриан – шесть «А», шагнувших в неизвестность. Ни одной девушки – так решило полетное начальство, потому что чёрные дыры уже не отдают того, что взяли. Так что пусть девчонки рожают детей, воспитывают их, а иногда смотрят на звездное небо, в которое однажды унесся наш «лифт».
«Лифтом» мы называем свой корабль, небольшую комнату с тревожным красным цветом и одной дверью. Там выход. Для каждого из нас – своя сирена, свой выход, когда только ты и космос. Навсегда – ты и космос.
Летим молча. Каждый думает о своем. У меня в руках книга. Это единственное, что я позволил себе взять. Думаю, что и у других есть свое, тайное. Но только я решился достать, потому что я – Андриан, а, значит, последний. Первым через тридцать минут будет Андрей. И так по порядку. Каждые тридцать минут, а потом наш «лифт» самоликвидируется. И вряд ли Земля узнает, что с нами случилось:
« Я вернусь через тысячу лет,
Я вернусь, а тебя уже нет»…
Так написано в этой книге, которую я держу на коленях. А еще на обложке – профиль девушки с золотыми волосами. Мне двадцать четыре, но я еще не нашел такую, красивую и верную. И, возможно, уже никогда не встречу, потому что не вернусь.\\\

Вопрос:
какие по вашему, авторскому, плану должны появиться чувства у читателя при чтении данного отрывка? Назовите их, пожалуйста. Прошу: оперируйте только этим фрагментом. Дальше я еще не прочел, я медленно читаю.


ОТ АВТОРА:

Это вступление. Знакомство с героями, проявление главного героя, от имени которого пойдет речь. Чувства? Наверное, тревоги (тревожный красный цвет) и доверия к рассказчику( у него на коленях книга). Сочувствия нет- все герои решение принимали осознанно.


МБ:

Прекрасно. Выписываю и по ходу уточняю.
1. Тревога. По поводу чего, кого? Чтобы сэкономить время, позволю предположить. Возможно, вы хотели создать саспенс, состояние тревожной неопределенности, которая: а) нужна для возбуждения интереса читателя, б) дает представление о стиле произведения (не водевиль). Да, нет, другое?
2. Доверия к рассказчику. Повествование идет от 1-го лица, поэтому уточните, пожалуйста: доверия к рассказчику, сиречь повествователю, который отчасти герой, отчасти автор, или доверия к герою-герою?
3. Сочувствие не предусматривается в принципе? Да, нет, другое?

Следующий вопрос к этому же фрагменту. Какие качества проявляет герой (именно в этом кусочке)?


ОТ АВТОРА:

Позволю себе скопировать, чтобы проще было отвечать.
1. Тревога. По поводу чего, кого? Чтобы сэкономить время, позволю предположить. Возможно, вы хотели создать саспенс, состояние тревожной неопределенности, которая: а) нужна для возбуждения интереса читателя, б) дает представление о стиле произведения (не водевиль). Да, нет, другое?

Ответ: Состояние тревожной неопределенности -да! А вот на "а" и "б" отвечу нет -другое. Это тревога героя и моя отчасти(из сна)

2. Доверия к рассказчику. Повествование идет от 1-го лица, поэтому уточните, пожалуйста: доверия к рассказчику, сиречь повествователю, который отчасти герой, отчасти автор, или доверия к герою-герою?
Для меня трудный вопрос. Отвечу так. Пока мой герой прежде всего рассказчик, наблюдатель, поэтому к рассказчику, который отчасти герой.
3. Сочувствие не предусматривается в принципе? Да, нет, другое?
Другое. Если кто-то захочет сказать: "И куда вы, пацаны, какой вам космос"... Ради бога.

Следующий вопрос к этому же фрагменту. Какие качества проявляет герой (именно в этом кусочке)?
Осознание происходящего, к которому добавляется мальчишеский романтизм, наблюдательность.


***


ОБРАЩЕНИЕ МБ К ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ НАБЛЮДАТЕЛЯМ:

Уважаемые коллеги, следящие за нашим разговором. Можно попросить вашего участия и помощи? Я задаю автору рассказа вопросы, автор отвечает, а вы для себя отмечайте, совпали ли ваши ощущения с замыслом автора, а также прочие замечания, но в тему беседы, которые возникнут по ходу. Однако убедительная просьба! Сейчас ничего не пишите, иначе у нас получится длинный-длинный винегрет из разнообразных реплик. Раз уж форум столь не удобен, будем подстраиваться. Несколько позже я буду вам премного благодарен за ваши мнения. Пока давайте работать в формате авторского интервью.
Заранее благодарен.


***


МБ:

Какие качества проявляет герой (именно в этом кусочке)?
\\Осознание происходящего, к которому добавляется мальчишеский романтизм, наблюдательность.\\
Осознание происходящего – это не качество личности. Способность осознавать – может быть, хотя с натяжкой. Если возможно, переформулируйте.
Пока записываю: герой – наблюдательный романтик.


Фрагмент 2.

\\\Нас отбирали странно – шесть парней с совпадающими инициалами –А.А.А. Как крик. И только потом – никаких родственных связей – семьи, детей, родителей, даже девушки последние три года. И полная изоляция друг от друга. Сегодня утром мы встретились впервые, чужие, настороженные. Потом разговорились. Антон, кажется, первым назвал наш космический лифтом. Все подхватили, заулыбались, но ненадолго. Сейчас каждый – в себе, в своих чувствах. Здоровяк Андрей отвернулся к окну. Лицо – маска, и только вибрирующая правая рука выдаёт волнение. Боится? Наверное, первому всегда страшно. Рядом со мной Артемий. Чуть-чуть выпяченные губы напоминают афроамериканца, хотя кожа светлая. Артемий что-то шепчет. Молится? Что же, имеет право. А вот Антон, кажется, спит. Ресницы чуть дрожат, а на лице – блаженная улыбка. Помнится, что про него говорили - у него единственного была настоящая семья. Ну, там, родители, брат и сестра, но они погибли три года назад. Летели на самолете. Я бы после такого не смог бы, не согласился. Но он здесь. Пришел одним из первых.
Александр и Аркадий. Второй и четвертый. Про них я не знаю ничего, полностью закрыты.
Андрей открыл глаза. До его выхода осталось пять минут. Сейчас откроется дверь, и он шагнет. И больше я, нет, мы его никогда не увидим. Черная дыра уже приближается, и она похожа на пасть огромного чудовища…
Три, два, один… Андрей встает, торопливо пожимает нам руки и шагает в открытую дверь.
Мы поворачиваемся к иллюминаторам. Белая точка все дальше и дальше. Скоро она поравняется с горизонтом событий.
Яркая вспышка на секунду ослепляет нас – это Андрей. Мы не понимаем, что случилось, но приближенный экран показывает, как распадается на части угольное тело, а после и эти «фрагменты» сгорают, исчезают, словно и не было никогда на Земле детдомовца с инициалами А.А.А.
Прощай, Андрей.\\\

Вопросы к фрагменту 2:
1. Какие чувства должны, по вашему, авторскому, плану, испытать читатели при чтении данного фрагмента? Перечислите.
2. Кто в данном фрагменте (подчеркиваю, в данном) является героем первого плана?
3. Какие качества ему, сиюминутно главному герою, присущи?
4. Какие качества безусловно главного героя, Андриана, он же «я», проявляются в сравнении (сопоставлении, столкновении, взаимодействии и т.д.) с главным героем на час?


ОТ АВТОРА:

Я бы сказал реалист, но это не совсем то. Практичным его тоже не назовешь. А вот осознанность - это черта характера? не могу подобрать термин.


МБ:

Подождите, Кольбер, не путайте меня.
Романтизм (наверное, все-таки: романтичность) – способность идеализировать происходящее, не замечать (придавать значение) серой обыденности. Антоним – реализм (т. е., практичный, соответствующий действительности). Андриан – романтик или реалист?
Осознанность (скопировал из Вики) — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или о будущем.
Похоже, качества героя следует уточнить. И обратите внимание, пока мы говорили только о 1-м фрагменте. Какие качества проявляет герой именно в этом кусочке текста? Подразумевается, что под каждое ваше утверждение вы сможете привести цитату в качестве доказательства.


ОТ АВТОРА:

К фрагменту 2:

1. Какие чувства должны, по вашему, авторскому, плану, испытать читатели при чтении данного фрагмента? Перечислите.
Интерес к героям, ужас от происходящего и сочувствие.

2. Кто в данном фрагменте (подчеркиваю, в данном) является героем первого плана?
3. Какие качества ему, сиюминутно главному герою, присущи?

Герой- Андрей. Он герой-загадка. Все его чувства лишь в подрагивании руки. Дисциплинирован,ответственен,скрытен. Пожимает руки? Это просто жест и не более. Поговорили-разошлись в разные стороны. До свидания -прощай - какая разница.

4. Какие качества безусловно главного героя, Андриана, он же «я», проявляются в сравнении (сопоставлении, столкновении, взаимодействии и т.д.) с главным героем на час?
Попытка понять(внутренний мир),сопереживание, уважение, печаль по поводу гибели.


***

Будем уточнять качества. Что с примерами -это даже хорошо.« Я вернусь через тысячу лет,
Я вернусь, а тебя уже нет»…

Так написано в этой книге, - романтик есть.

«Лифтом» мы называем свой корабль, небольшую комнату с тревожным красным цветом и одной дверью.- наблюдательность.

"потому что чёрные дыры уже не отдают того, что взяли"."никогда не встречу, потому что не вернусь". - здравомыслие


МБ:

Давайте снова уточнять.
\\\ Какие качества безусловно главного героя, Андриана, он же «я», проявляются в сравнении (сопоставлении, столкновении, взаимодействии и т.д.) с главным героем на час?
Попытка понять(внутренний мир),сопереживание, уважение, печаль по поводу гибели.\\
Попытка понять – не качество личности. Наверное, вы имели в виду способность к эмпатии – сопереживанию.
Уважение, печаль по поводу – это тоже не качества, это временные состояния психики человека, в конкретный момент и по отношению к конкретному объекту. Качества личности – это характеристики, которые присущи человеку либо длительно, либо постоянно, безотносительно к внешним объектам. Переформулируйте, пожалуйста.


ОТ АВТОРА:

Сопереживание, Чуткость,доброта, искренность, внимательность, уважительность

"вибрирующая правая рука выдаёт волнение. Боится? Наверное, первому всегда страшно" - наблюдательность и сопереживание, искреннее сочувствие. Андриан смотрит по-доброму, осуждения нет.
." И больше я, нет, мы его никогда не увидим". -продолжение здравомыслия и возникновение жалости к уходящему.

Прощай, Андрей -уважение.

***

Следовательно, уважительность и жалостливость, хотя об умении сопереживать уже сказано.


МБ:

Убедительная просьба отвечать отдельно по каждому блоку. Будьте внимательны, проводите границы между качеством личности (то, что присуще всегда или долго: злой, умный, жизнерадостный и т.д.) и состоянием психики в конкретный момент по отношению к конкретному объекту (испугался преступника, зауважал учителя, полюбил жену).

***

Вопросы к фрагментам:
1. Какие чувства, по вашему, авторскому, плану, должны испытать читатели при чтении данного фрагмента?
2. Кто в данном фрагменте является героем первого плана?
3. Какие качества ему, сиюминутно главному герою, присущи?
4. Какие качества безусловно главного героя проявляются в сопоставлении с героем на час?


Фрагмент 3.

\\\\И снова тягостная тишина. Никакого обсуждения случившегося, только у Александра крупным бисером пот сползает со лба на щеки, подбородок и дальше вниз. Страшится - потому что следующий. Я тоже боюсь – себе в этом признаться можно. Трудно умирать молодым – нас ведь готовили к иному: освоению новых пространств и даже цивилизаций. А тут! Черт возьми!
Я медленно сжимаю руки в кулаки. Надо верить. Поэтому сейчас я буду думать о чем-то хорошем. Просто хорошем. И я вспоминаю Дом, нет, не свой, деда, куда приезжал каждое лето. Вот он, серый от дождей, спрятавшийся за разросшимся садом и маленькой красной звездой на одном из столбов ограды. Ах, да! Еще окно. Издалека окно кажется маленьким, но оно единственное, которое смотрит на улицу. Дедушка говорил, что раньше дом относился к другой улице, Набережной, которая уже обвалилась – река подмыла обрывистый берег, и дома ушли, упали на илистое дно.
Я вижу себя маленьким мальчиком, который ступает по половицам ограды. В руках у меня пакет с манной крупой: нашел в старом шкафу. Он неполный, но мне хватит, чтобы побелить стену у старой бани, осталось только налить из бочки воды и достать припрятанную в дровах кисть.
Вновь загорается табло. Черед Александра. Он встает, медленно обводит нас глазами. Мы желаем ему удачи. И только Аркадий почти кричит ему вослед: «Братка, не уходи! Братка!» Александр задерживает на нем взгляд, потом отворачивается и шагает вперед. Некоторое время мы еще видим его, потом вспышка. И всё.
Аркадий плачет. Сопереживать ему у нас нет сил. А он, захлебываясь словами, слезами ли, говорит, говорит…
- Понимаете, у нас мать одна была, а отцы разные. А потом она умерла, замерзла на улице по пьянке, и нас по детдомам разным. Так получилось. Он меня нашел, когда я уже в училище на повара учился. С тех пор и вместе. Были вместе.
Он замолкает. И никто не спрашивает, как им, Александру и Аркадию, удалось обмануть Центр, чтобы оказаться здесь вдвоем.\\\


Фрагмент 4.

\\\ А я опять пытаюсь вспомнить Дом, где мне было хорошо. Для этого я закрываю глаза.
…Стенку у старой бани я побелил и долго смотрел, как отваливаются высохшие крупинки. Где-то через час надоело, и я решил заняться другим «делом». Клубника отошла, зато картошка вся в цвету, а кое-где уже есть зелёные «коконьки». Я прохожу по нескольким бороздам, и вот уже в моих карманах с десяток разнокалиберных шариков. Я осторожно пробираюсь в соседний сад (чтобы бабушка не видела) и набираю там небольших гнущихся веточек. Возвратясь, накалываю каждую «коконьку» на прутик – метательные снаряды готовы. Я подхожу с ними к берегу. Близко-близко.
Сирена оглушает. Я открываю глаза. В дверях Антон. Он растягивает на лице улыбку, потом изображает ногами незамысловатое па, и мы слышим его прощальное:
«И мы знаем, что так было всегда, что Судьбою больше любим,
Кто живет по законам другим и кому умирать молодым.
Он не помнит слово "да" и слово "нет", он не помнит ни чинов, ни имен.
И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой по имени Солнце...»
«Кому умирать молодым,- повторяем мы вслед за Антоном, -…упасть, опаленным Звездой…».
Лифт захлопнулся, потеряв еще одного. Горение Антона нам кажется самым долгим, неимоверно долгим. Или это так болят наши сердца?\\\


Фрагмент 5.

\\\ …Прицеливаясь, я кидаю самодельные снаряды в текущую под обрывом реку. Из них только один попадает в цель, остальные падают в прибрежный песок, заросли травы. Недолет, недолет, недолет…
Нас осталось трое. Обреченных на смерть или жизнь? Но пока никто не преодолел горизонта событий. Почему? Я вспоминаю то, чему нас учили:
«Чёрная дыра — область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света.
Тело, свободно падающее под действием сил гравитации, находится в состоянии невесомости и испытывает действие только приливных сил, которые при падении в чёрную дыру растягивают тело в радиальном направлении, а в тангенциальном — сжимают.
Когда тело начнёт приближаться к горизонту событий, фотоны, идущие от тела, будут испытывать всё большее и большее красное смещение, вызванное двумя причинами: эффектом Доплера и гравитационным замедлением времени».
Фотоны, красное смещение, горизонт событий – все это было понятно и легко преодолимо там, в Центре, здесь же становилось непонятным и оттого страшным.
- Нет, я не пойду! Нет, нет! - шёпот, переходящий в крик. Аркадий. И зачем Александр потащил за собой этого мальчишку? Поварил бы сейчас в какой-нибудь столовой, целовался бы с девчонкой. Так нет. Или это смерть брата так на него подействовала?
-Замолчи, придурок!- замахивается на него Артемий.- Раньше надо было думать.
Аркадий съёживается, как от удара, но через минуту начинает опять.
- Трус ты,- брезгливо сжимает Артемий африканские губы. – Ну, и подыхай здесь! А по мне – так в космосе даже лучше.
«И никто не узнает, где могилка моя…»,- пропевает он строку из известной песни и неожиданно добавляет:
-Был Артемка – вор-щипач, стал Артемий-космонавт. Эх, хорошо!
Артемий достает из потайного кармана небольшой крестик, целует его, потом прячет обратно.
В двери он выпрыгивает махом, словно не в космос, а в пролёт лестничной площадки. На секунду наш «лифт» освещает красноватое пламя – полёт в вечность вновь состоялся.\\\


Фрагмент 6.

\\\ Нас двое. Мы не смотрим друг на друга. Мы - чужие. В свои последние тридцать минут я хочу вспоминать Дом, а не уговаривать этого большого мальчика.
… В Доме были две кладовки, маленькая и большая. В большую бабушка никогда не пускала – на ней всегда висел чёрный замочек - , а вот в маленькую – ходи-не хочу. Но в маленькой кладовке было неинтересно: железный бак с несколькими колобками оставшегося мяса, кастрюля с подтаявшей рыбой, трехлитровая банка с молоком и огромные счёты, которые были вынесены сюда по ненадобности. В большой же было что-то такое, тайное, что ныло под ложечкой, да так, что однажды я не выдержал и украл ключ.
Маленькое оконце выхватило несколько фанерных ящиков, поставленных друг на друга, крашеный голубой сервант и полку с книгами, к которым, видимо, давно не прикасались выросшие дети. Я вытащил одну наугад. На синем фоне – профиль девушки с золотыми волосами и надпись «Я вернусь через тысячу лет».
Я вздохнул и убрал книгу с колен. Пора. «Умирать – это не страшно,- сказала однажды бабушка,- особенно с ног. Главное – не залеживаться». Сама же пролежала три долгих, мучительных для нее года. Я так не хочу. И пусть я не такой храбрый, как Антон, но на Земле меня тоже никто не ждет. Даже Дом, который я берегу в своем сердце.
Аркадий сидит молча, вжавшись всем телом в полетное кресло, и лицо его белое-белое. Наверное, он только сейчас осознал, что, даже если останется один, все равно умрёт. И кто знает, какой она будет – эта самоликвидация «лифта».
- Слушай, Аркаша,- говорю я ему и трогаю за плечо, - а если вместе? Вдруг проскочим этот горизонт?
Он рывком поднимает голову. В глазах – надежда.
Против правил вдвоем идем к выходу. Наши руки сплетены в плотное неразрывное кольцо.
Космос бросает нас навстречу чёрной пасти, пытается разъединить, но его усилия тщетны. Мы проскакиваем горизонт событий, чтобы уже никогда не вернуться. Навстречу нам летят коллапсары, но ни одна не задевает нас. И только желтая звезда, словно яркое солнце нашей Галактики манит, зовет нас своим теплым светом. Откуда она здесь, в этой чёрной дыре – не все ли равно сейчас. Мы пришельцы. И мы живы!\\\


ОТ АВТОРА:

Фрагмент 3.

Вопросы:
1. Какие чувства, по вашему, авторскому, плану, должны испытать читатели при чтении данного фрагмента? Сентиментальность,грусть,сочувствие, озадаченность,ужас

2. Кто в данном фрагменте является героем первого плана?
Полагаю, что их два:Андриан(идет раскрытие характера), но Александр - герой на час.

3. Какие качества ему, сиюминутно главному герою, присущи?

У Александра -полная закрытость. Не общается даже с братом. Взял с собой - жестокость? Или причина в другом? Решительность.

4. Какие качества безусловно главного героя проявляются в сопоставлении с героем на час?
Эмоциональность, Честность по отношению к себе, Вдумчивость.

Фрагмент 4.
Вопросы:
1. Какие чувства, по вашему, авторскому, плану, должны испытать читатели при чтении данного фрагмента? Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление.

2. Кто в данном фрагменте является героем первого плана?

Антон.
3. Какие качества ему, сиюминутно главному герою, присущи?
Коммуникабельность, открытость,решительность, смелость, частично жизнерадостность, эмоциональность.

4. Какие качества безусловно главного героя проявляются в сопоставлении с героем на час? эмоциональность, эмпатия.
Фрагмент 5.
Вопросы:
1. Какие чувства, по вашему, авторскому, плану, должны испытать читатели при чтении данного фрагмента? Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление. Есть еще удивление

2. Кто в данном фрагменте является героем первого плана?

Артемий
3. Какие качества ему, сиюминутно главному герою, присущи?
Открытость,решительность, смелость, жизнерадостность, эмоциональность, некоторая легкомысленность, переходящая в браваду.

4. Какие качества безусловно главного героя проявляются в сопоставлении с героем на час? эмоциональность, эмпатия
Фрагмент 6. (последний)

Вопросы:
1. Какие чувства, по вашему, авторскому, плану, должны испытать читатели при чтении данного фрагмента? Жалость, сочувствие, грусть. Радости нет, возможно, некоторое облегчение, что герои временно живы. По отношению к Цетру и Автору - злость, возмущение и досада.( К чему такая жесткость по отношению к героям?)

2. Кто в данном фрагменте является героем первого плана? Андриан. Чувства Аркадия показаны и в этом, и в предыдущем отрывке, но нигде на первый план он не выходит.
3. Какие качества ему, сиюминутно главному герою, присущи? Находчивость, решительность, смелость, отзывчивость, чувство товарищества, эмпатия и романтичность( желтая звезда зовет!)

4. Какие качества безусловно главного героя проявляются в сопоставлении с героем на час? Герой на час и главный герой - одно и то же лицо, поэтому повторяться нет смысла.


МБ:

По ходу возник еще вопрос. Пожалуйста, в двух словах, сформулируйте идею целиком. Наподобие, мой герой оказался перед выбором: жить на коленях или умереть в борьбе и выбрал борьбу. Понимаете, да, что это только пример, мне сейчас надо понять, как вы формулируете начальную и конечную точки состояния вашего героя.

***

Кольбер, спасибо за ответы. Теперь, когда перед нами полная картина вашего замысла, давайте обсуждать. Начну с маршрута эмоций, т.е. какие чувства вы планировали пробудить в читателе и что из этого вышло.
Выписал ваши ответы по фрагментам:
1. Состояние тревожной неопределенности, доверие к повествователю
2. Интерес к героям, ужас от происходящего и сочувствие.
3. Сентиментальность,грусть,сочувствие, озадаченность,ужас
4. Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление.
5. Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление. Есть еще удивление
6. Жалость, сочувствие, грусть. Радости нет, возможно, некоторое облегчение, что герои временно живы. По отношению к Цетру и Автору - злость, возмущение и досада. (К чему такая жесткость по отношению к героям?)
Что сразу хочу отсюда удалить – «доверие к повествователю» и «интерес к героям».
Доверие, как известно, есть убежденность в чьей-то честности, порядочности, искренности. Что такое доверие к повествователю? Убежденность, что повествователь не врет, честно описывает происходящее? Но позвольте, мы говорим о художественной литературе, которая вся, от кончика носа до кончика хвоста – чистый вымысел. Доверять можно журналисту, который честно, не перевирая фамилий и не подтасовывая факты, пишет репортаж. Писатель – врун от природы, лжец по определению. Может быть, вы имели в виду иллюзию «натуральности» описанной писателем реальности? Достоверность действия, когда читатель читает и думает: да, такое могло происходить, убедительно герой повествует про себя. Но так должно быть по определению творчества, писатель либо рисует «настоящую» картинку, либо нет.
Так же, по определению существует «интерес к героям». Позволю себе сделать теоретическое отступление.
Вообще-то, интерес к героям – это то, что обязательно должно присутствовать в ощущениях читателя. Всегда. В любом произведении. Автор может ставить перед собой задачу насмешить, напугать, растрогать, но интерес он желает вызвать всегда, это по умолчанию. Поэтому относительно параметра «интересно» надо говорить не о том, что автор хочет сделать читателю интересно, а о том, как это сделать.
Схема проста: действие должно идти по нарастающей. Эмоциональный накал каждого следующего эпизода должен быть сильнее, чем предыдущего. Ставки надо постоянно повышать. Вы можете мне возразить: а как же прием замедления действия? Да, есть такой. Но для чего он нужен? Для того, чтобы раздразнить нетерпение читателя, разжечь его еще больше. Наверняка катались на американских горках. Помните момент, когда вагончик застывает на высокой точке и вроде как останавливается? Застыл и покачивается. На самой высоте покачивается… и покачивается… А публика в вагончике просто заходится от визга. Ждет, когда же уухх? И мысли: ну, давай скорее, уже сил нет, давай же, блин!!! Вот это и есть замедление действия. Эффектный прием, но требующий соответствующего объема текста, который позволит действие: а) разогнать, б) приостановить и покачать в высшей точке, в) снова наддать жару, г) вывести на уровень, по эмоциям выше того, на котором остановились. Дружеский совет всем: в объемах меньше 15-20 тысяч знаков даже не пытайтесь, овчинка не будет стоить выделки, псевдо-остановка действия скорее зарубит ваш сюжет, чем сделает его интересным. Приберегите этот прием для романов, в них, кстати, он обязателен. В рассказах оптимально вести себя, как хороший поезд, т.е. разогнаться и шпарить до конечной станции.
Это про интерес вообще. Разумеется, в каждом конкретном случае конкретный автор должен озаботиться индивидуальной схемой возбуждения интереса. Надо сказать, Кольбер, что интерес читателя вы возбуждаете слабо. Что печально, потому что сама схема вашего сюжета - буквально клондайк, выбранная вами композиция дали вам в руки потрясающие карты. Но вы не сыграли. Про интерес предлагаю поговорить отдельно, позже, сейчас продолжу про маршрут эмоций.
Итак, я удалил «доверие» и «интерес», и получилось:
1. Состояние тревожной неопределенности
2. ужас от происходящего и сочувствие.
3. Сентиментальность,грусть,сочувствие, озадаченность,ужас
4. Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление.
5. Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление. Есть еще удивление
Что преобладает? Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление. Именно эти чувства вы, Кольбер, собрались вызывать у читателя. Однако предлагаете ему сюжет, в котором молодые люди один за одним погибают, причем каждый знает время своей гибели, и гибель эта насильственная. Сентиментальность, грусть, восхищение и сожаление? Вы уверены?
Сейчас вы громко воскликните: «Да я не это имел в виду!», и я соглашусь с вами. Да, вы имели в виду другое, но сказали то, что сказали. Налицо разрыв, и большой разрыв, между тем, что было в вашей голове, и тем, что вы показали наружу. По правде говоря, такое я наблюдаю в здешних рассказах сплошь и рядом. Не буду заводить свою мантру о том, что автор должен думать над рассказом, соотносить части друг с другом, рефлексировать по поводу своего исполнения и т.д. Предлагаю подойти к конкретному рассказу с практической точки зрения и практически же оценить: что в рассказе «хорошее», что «полу-хорошее», что «не-хорошее» и что со всем этим делать, чтобы идея рассказа одинаково считывалась и автором, и читателями.
Это мое предложение. Решать Кольберу.
Пока предлагаю заинтересованным наблюдателям, если таковые есть, поделиться мнениями по поводу (не)совпадений своих впечатлений с замыслом автора. Думаю, даже если Кольбер откажется от дальнейших разговоров, лишним это не будет.
Я же займу паузу небольшим сообщением, тоже для раздумий.

***

Интерес. Еще хочу остановиться на таком аспекте как завершенность интереса, т.к. в отзывах многие пеняли Кольберу именно на это. По сути, интерес – это вопрос и ответ. Предположим, в начале рассказа герой висит на дереве. Вопрос: зачем он висит? Как он туда попал? Сможет ли он спуститься? Интересно ведь, правда? То есть автор запустил интригу. Кольбер тоже запустил интригу: в красной комнате рядком сидят шестеро, чьи имена начинаются на букву А. Что за комната? Почему сидят? Почему 6 и почему на А? Интересно ведь, правда?
По идее, в финале читатель должен получить ответы на все вопросы. Сидят потому, что… Шесть потому, что… и т.д. В детективах, например, раскрытие интриги обязательно. Если читатель не поймет, кто убил, то зачем ему читать такой детектив? Вроде бы все просто. Просто да не совсем. Здесь мы вступаем в область жанров и идей.
Возьмем, например, научную фантастику. В центре жанра – технологии, которых в данный момент нет, но которые могут быть, если… и т.д. Поступки героев рассматриваются через призму технологий. Построил, к примеру, один богатый раджа подводную лодку, чтобы бороться с колониальным игом. В романе подробно описано, что за лодка, как она работала, как там внутри люди ели, пили, занимались наукой. Такое подробное описание работает на завершение интереса. Читателя убедили, да, можно плавать по океанам за счет таких-то технологий. Вопросы читателя наподобие: «Как же они там все помещались?» сняты, потому что вот размеры, вот расчеты. Читатель успокоен и следит за освободительным движением сипаев, сочувствует им, не отвлекаясь на «Не, ну я правда не понял».
Может быть другой вариант. Люди давно освоили космос, летают на отдаленные планеты в отпуск, полетели на одну, а там батюшки, концентрационные лагеря. В данном романе технологии тоже присутствуют, но не на них фокус. Если не ошибаюсь (давно читал) один из героев по ходу действия ложится на вычислитель и думает. Работа у него такая. У читателя это не вызывает отторжения, потому что раз люди к тому времени построили коммунизм на всей планете, с вычислителем-то они справились поди. Читатель опять не парится за технологии (уже по несколько другой причине) и опять ничто не мешает ему погрузиться в борьбу с инопланетными фашистами.
Фокус! Фокус зрения читателя, который задает автор – вот главное в завершении интереса. В рассказе Кольбера исходные условия: шестеро сидят в корабле, который куда-то летит. Первоначальный (и естественный) вопрос читателя: куда летит и зачем? По идее, в финале читатель должен понять «зачем» и «куда», но у Кольбера фокус в том: как? Как ведут себя люди, оказавшись в пиковой ситуации? По идее, повествование должно нести в себе такой заряд эмоций, чтобы читатель начисто забыл про свои первоначальные вопросы. Какая разница, куда, на Марс ли, Венеру в туманность Андромеды, если с героями происходит такое («куда» и «такое» выделено жирным шрифтом). Однако у Кольбера вообще нет никакого фокуса.
\\«Лифтом» мы называем свой корабль, небольшую комнату с тревожным красным цветом и одной дверью.\\ Это, простите, технологии?
\\«Кому умирать молодым,- повторяем мы вслед за Антоном, -…упасть, опаленным Звездой…».
Лифт захлопнулся, потеряв еще одного. Горение Антона нам кажется самым долгим, неимоверно долгим. Или это так болят наши сердца?\\ Это, простите, эмоциональный заряд?
Потому-то, Кольбер, некоторые читатели досаждали вам вопросами: какое, собственно, действие описано? А другие вспомнили про старые подшивки. Видимо, первым не хватило информации, вторым чувств.
Дружеский совет всем читающим сии строки: в будущих своих рассказах определитесь с фокусом. Будете ли вы рассматривать ситуации «снаружи», моделировать свою художественную реальность таким образом, чтобы ни один читатель не подкопался, или «изнутри», через убедительное, мотивированное, детальное, продуманное до мелочей эмоциональное состояние героя. Талант писателя - описать молодого человека, убившего троих топором, таким образом, чтобы читатель не думал однозначно: «На каторгу его, злодея!», а даже и сопереживал, все ж молодой человек – тоже жертва.
Резюмирую. В начале произведения автор вызывает интерес, ставя перед читателем вопрос. В финале вопрос читателя должен получить ответ. Рассказ должен быть завершен. Даже при наличии открытого финала.
Еще отмечу, что вопрос, которым озадачится ваш читатель в начале, обязательно должен сопрягаться с проблемой вашего произведения, основным авторским вопросом (помните, тема – проблема – идея?). Но это долгая тема, развивать ее не буду.


ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ:

Ф-1
Рассказчик выбрал неэмоциональную форму повествования, что должно было создать ощущение достоверности происходящего (книга не лишняя), и сожаления о шестерых молодых парнях. которые улетят на верную гибель.
Вместо тревожной неопределённости возникло любопытство и ряд вопросов: почему шесть и все на А, какова цель полёта, ради чего уничтожать ракету, на что надеются посылавшие, как будут получать информацию?
На водевиль явно не похоже.
Доверие должно возникнуть к рассказчику, который отчасти автор. Но. Слишком нелепа ситуация.
И сочувствия не возникло, поскольку ГГ равнодушен к своей миссии.
Качества характера – фатализм и немного романтизма. Наблюдательность? Согласна.
Ф-2
1. Следующий фрагмент даёт возможность понаблюдать за парнями, готовыми к смерти или к неизвестности с наиболее вероятным смертельным исходом. Логично попытаться вызвать сочувствие к людям, добровольно идущим в могилу. Но к ним возникает жалость и чувство недоумения – странный способ принести себя в жертву, схожий со стрельбой в собственный висок из двенадцати зарядного револьвера, при условии, что один патрон могут вытащить из барабана или не вытащить.
2 и 3. При всей странности героизма в данном фрагменте герой первого плана Антон, потому что он не утратил чувства юмора и беспечности.
4. А вот Андриан, похоже, испытывает лёгкое чувство зависти к спокойствию и непоколебимости в принятом решении Андрея, и непонимание его действий. Но Андрей, на мой взгляд, не герой часа, он первый шагнул в пропасть.
Ф-3
1) «нас ведь готовили к иному: освоению новых пространств и даже цивилизаций» для меня фраза не прозвучала при чтении рассказа, нет в ней акцента – вот где драма – готовили в герои, а приказали бессмысленно умереть. В этой части возникает комок в горле, особенно. Когда начинает кричать Аркадий. Сцена должно вызвать переживание, сочувствие героям. Видите, уже пишу – героям, хоть они остаются прежними овцами, добровольно идущими под нож.
2) на первый план сначала выходит Андриан, потом – Аркадий. Пальму первенства не могу отдать ни тому, ни другому, внимание приковано по очереди с одинаковой силой.
3) Андриан – смелость, потому что признать собственный страх трус не в состоянии. Разочарованность – умирать, совершая подвиг – возвысить себя в своих глазах и. возможно, в глазах, наблюдающих с земли, но просто прыгнуть и погибнуть – глупость, как минимум. Лиричность – милые воспоминания детства, способность предаться светлой грусти.
Аркадий – плаксивая детскость, несамостоятельность, чувство любви к брату. Попытка удержать брата, слёзы, открытость в выражении чувств.
4) Безусловно главный герой и герой на час, показаны как эмоциональные антиподы.
Ф-4
Сцена, должна бы держится на сопоставлении, на диссонансе, но её делает яркой трагичная и мужественная, знакомая любому, песня Цоя. Для возникновения «искры» от сопоставления воспоминаний и реальности воспоминаниям не хватает трогательности.
2) Герой первого плана Антон.
3) Смелый, отчаянный,
И две тысячи лет - война, война без особых причин.
И способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон,
И упасть, опаленным Звездой по имени Солнце...
война, а тут – смерть без особых причин
4) На фоне Антона Андриан кажется мечтательным, не отчаянным, мягким.
Ф-5
1. Видимо, читатель должен был ужаснуться от перспективы, уготованной для подопытных. В отрывке красочно расписаны ожидаемые деформации тела и, ясно, для тела нет варианта под названием жизнь.
2. Герой первого плана – Артёмий.
3. «– Был Артемка – вор-щипач, стал Артемий-космонавт. Эх, хорошо!» - этим сказано всё, плюс высокомерие, брезгливость, попытка возвыситься над слабым.
4. Перечисленные качества не присущи ГГ, в качестве противопоставления – доброта, способность понимать товарища, внимательность, снисходительность. Этого нет во фрагменте, но надо же назвать противоположные качества, а их достаточно в рассказе.
Ф-6
1 Надеюсь, автор хотел в этой части убедить читателя в том, что с такими-то славными парнями ничего плохого не произойдёт. Что они непременно выживут. Душевный финал, дающий невозможную надежду на чудо.
2. Герой тут один и он главный герой рассказа.
3. Своей душевной чистотой и любовью к жизни Андриан заслуживает право остаться в живых. Парнишке Аркаше тоже необходима жизнь, счастье и поцелуи девушек. Душе его не нужен подвиг.
Потому считаю финал правильным.

Адриан собирался осваивать космос и цивилизации. Наверное, искать новые цивилизации. Вместо этого ему предложили полететь в чёрную дыру и, скорее всего, погибнуть. Шагнул на корабль романтик, взял Аркашу за руку уверенный в правильности выбора мужчина. И выбор его – новая жизнь.

Вчера, прочитав рассказ, я вдруг решила, что его можно начать иначе, причём это начало не заставит менять представленную часть.
Написала синопсис. Вдруг кому-то станет интересно.

Александра Стрижёва


***


ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ:

Поговорить, что ли.
Ф1. "С тревожным красным цветом" - вылетел из текста, потому что непонятно, это "тревожная кнопка", это окрашенная в красный цвет лампочка тревожной сигнализации, всё помещение зачем-то (ощущение предельной глупости) окрашено в красный цвет. "И вряд ли Земля узнает, что с нами случилось" - всё, дальше читать не интересно, потому что бессмысленно: уже понятно, что никто ничего никогда не узнает, то есть присутствие шести А в более чем странном помещении и их дальнейшие действия, какими бы они ни были - объективная дурь. По доброй воле читать бы дальше не стал, терпеть не могу бессмысленности.
"И, возможно, уже никогда не встречу, потому что не вернусь." Вот это "возможно" - единственная причина, по которой читал дальше. Говоря "возможно", человек предполагает, что впереди его что-то ждёт.
Ф2. Один из шести отправляется к "горизонту событий". Вот это словосочетание возвращает осмысленность повествованию. У этих шести есть цель. И тогда возникает предположение, что рассказчик просто недоговорил (или эмоционально преувеличил), и Земля на какую-то информацию рассчитывает, но не знает, когда и как она придёт.
Эпизод завершается описанием гибели (по мнению наблюдателей) первопроходца, и в этом месте интерес к происходящему окончательно возвращается - понятно, что оставшиеся будут на увиденное как-то реагировать.
Ф3. "Трудно умирать молодым – нас ведь готовили к иному: освоению новых пространств и даже цивилизаций" Это предложение безвозвратно утонуло в общей массе, хотя оно - ключевое: этих людей отправили, на самом деле, "осваивать и покорять". В экспедицию. А они только что увидели, что экспедиция каждого может закончиться, не начавшись. Но этот ключ канул в словесное окружение и за счёт окружения интерпретирован так, что их сознательно послали умирать, хотя до набора в группу они могли рассчитывать как раз на "освоение". Смысл фразы полностью изменился от контекста, в который она вставлена.
Ф4-6 Сознанием понимаешь, что описание ухода каждого из оставшихся необходимо, но оно не особенно интересно. Люди перед лицом неизбежной, по их мнению, смерти все ведут себя по-разному, хотя одинаково в чём-то.
Вот роль воспоминаний рассказчика... Именно таких воспоминаний. Именно так поданых. Рассказчик вспоминает о том самом ярком, что для него наиболее дорого. И вспоминает абсолютно неокрашено. Простым перечислением. Хотя в них тоже есть ключевая (для повествования) фраза: "…Прицеливаясь, я кидаю самодельные снаряды в текущую под обрывом реку. Из них только один попадает в цель, остальные падают в прибрежный песок, заросли травы. Недолет, недолет, недолет…"
И никто так и не узнает, оказались предыдущие четверо тем самым "недолётом", или их смерть - одна из иллюзий горизонта событий.
Но, по-моему, я оказался более эмоциональным, чем рассказчик волей автора (улыбаюсь).

Удав Юзик


***


ОТ АВТОРА:

Приветствую всех высказавшихся.

Хочу сделать то же самое, но не в оправдание, а потому, что видел сам и что хотел сделать.

1. Тема - Смерть, ее Приход для Каждого.

2. Цель - сможем ли мы, каждый из нас встретить ее достойно, по-мужски, так сказать.

Сразу хочу пояснить. Кольбер- атеист и в загробное существование не верит.

Поэтому, Центр - это твоя Судьба. Кольбер хотел зашифровать слово "бог", но из-за этого(атеизма) оставил эту затею, хотя часто слышал такое выражение "бог призвал".

Есть расхожая фраза "Каждый умирает в одиночку", поэтому герои отправляются через определенное время.

На руках у г.г. книга "Я вернусь через тысячу лет". Герой просто верит в одну из гипотез, что через некоторое время душа человека переходит в тело другого-реинкарна;ция.

Воспоминания о Доме должны были играть двоякую роль: надежда на возвращение( недолет, недолет, попал) и невозможность этого(ребенок. Перед смертью почти каждый видит себя ребенком, вспоминается то, что почти забылось)

Крестик - вера в бога ничего не дает, никакого спасения.

Финал не оптимистичный. У меня даже есть желание его переписать, оборвав все на горизонте событий, потому что это лишь небольшая отсрочка.

Написал так потому, что когда умирала мать, она просила, чтобы я держал ее за руку. крепко-крепко. Видимо, ей так было легче. Поэтому последние держатся вдвоем и за руки.

Черная дыра - это смерть. Лифт - это переход из бытия в небытие через горизонт событий.

Это не научная фантастика, хотя фраза: Нас растили для другого верна - нас рожали и растили для жизни, но "против судьбы не попрешь".

Кажется все.

Что еще хочется добавить относительно моих ответов на вопросы. Это Вам, профессор. Самым трудным для меня было отвечать за эмоции читателя - я так и не смог пересечь этот барьер, во мне говорил автор, который прожил со своими героями последние минуты.

Спасибо всем.

Рекомедации по улучшению рассказа Кольбер готов выслушать(прочитать), пока действует данная страница. После это будет невозможно.



ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ:

Знаете, Кольбер, у Вас очень странный способ обращаться со словами.
"готов выслушать(прочитать), пока действует данная страница. После это будет невозможно." Пока у Вас есть пароль от страницы "от автора", Вы можете с неё отвечать - после это будет невозможно. А читать Вам ничто не мешает и без этой страницы.
Но вообще - застрелиться без нагана.
Символы вообще - вещь сложная. И догадаться, о чём именно Вы думали, вводя в повествование конкретные предметы - это практически невозможно.
И Вы, всё-таки, очень странно обращаетесь со словами.
Речь - это не стена, за которой никто не должен увидеть автора. Речь - это картина, которую зритель должен рассматривать, забыв об авторе.
Благодарю за внимание.
Ушёл.

Удав Юзик

----------------

Комментарии по существу приветствуются. Разговоры на отвлечённые темы - в кафе http://www.proza.ru/2018/01/07/1518