Парадный китель

Алексей Раздорский
         Я двадцать лет прослужил в Советской Армии, носил форму сухопутного офицера, но давно уже в запасе  и о воинской службе сегодня мне напоминает лишь висящий в шкафу без дела уже почти 30 лет парадный китель подполковника, украшенный всего  пятью медальками – юбилейная «100 лет Владимиру Ленину», «60 лет Вооруженным Силам СССР»  и тремя стандартными наградами обычного офицера –  медалями «За 10, 15, и 20 - лет безупречной службы».
       Правда, ещё в годы учёбы в институте я мог стать обладателем настоящей медали-награды «За боевые заслуги» - как-никак, почти три месяца «гостил» на арабо-израильской войне 1973 года. Тогда в списки представленных к награде я не попал – у меня была «чёрная метка» за участие в сомнительной коллективной «самоволке», хотя я считал и до сих пор считаю вменявшийся мне и моим сокурсникам  проступок вполне законным походом в легальное увольнение.
       Ещё на моём кителе  сверкает очень красивый и почитаемый у военных моряков знак – «За дальний поход» - за плавание на военном корабле  в самый центр Тихого океана. И, пожалуй,  всё!
       Знак об окончании института – синий ромбик не ношу, это моя форма  личного протеста в связи с понижением статуса нашего «пятикурсного» высшего учебного заведения до уровня четырехлетнего войскового училища. Так получилось, что  именно в год моего окончания института командование приняло решение вместо привычного белого академического ромбика выдать нам значки рангом пониже. Когда-то для молодого офицера это имело значение.
      Так вот, если бы в  прошедшие дни празднования очередной годовщины Победы я, 65-летний дед-офицер, появился бы среди шагавших колонной по Красной Площади людей, обвешанных наградами «спереди и сзади», то, возможно,  интернет-сообщество смеялось бы даже не столько над ряжеными «казачками» и фейковыми стариками-клоунами, сколько  над такими как я,  реально получившими за всю службу в армии всего лишь две-три медали, не считая юбилейные медальки-значки – 100 лет Ильичу, 800 лет Москве, 60 лет Победы и им подобные.  Явно смотрелся бы «салагой» на фоне обвешанных значками людей, "косящих" под ветеранов.
      А вот если бы я нацепил на себя ради «хохмы»  парадный китель нашего деда и  отца,  тогда бы я точно оказался в центре внимания  – шутливо подумал я. Только ни за что бы  этого не сделал  хотя бы из уважения к тем наградам, которые молчаливо  висят, тускло поблескивая, на отцовском парадном кителе в тёмном шкафу с тех пор, как его не стало на этом свете.
      Я хорошо разбираюсь в орденах и медалях советского периода и   могу с первого взгляда определить с большой долей вероятности -  ветеран войны настоящий или «липовый» шагает в праздничной колонне. Я даже могу предположить - почему на парадной форме офицера или генерала оказалась та или иная высокая награда. Сразу же скажу – большой орденский «иконостас» стареньких генералов самых высоких званий меня не особо восхищает. Дело в том, что орденами высшего достоинства –  Ленина и Боевого Красного Знамени в советское время награждали  генералов – больших начальников за каждый прожитый юбилей после 50-ти лет, поэтому 6-8 орденов Ленина или Красного  Знамени 90-то летнего трёх или четырёхзвёздного генерала  – это награды скорее за «долгожительство», а не за реальные военные заслуги.
      Самым большим наградным «мыльным пузырём», как известно,  был Леонид Ильич Брежнев – он присваивал себе и  приближенным к нему членам Политбюро звание Героя на каждый юбилей. Сам становился  Героем пять раз – три раза Героем Советского Союза и два раза героем Соцтруда.  Суслову, Щербицкому,  и другим членам Политбюро он тоже присваивал на юбилеи звание Героя Труда, а Щёлокова даже сделал Героем Советского Союза.
      Но если  взглянуть на фото генерал-майора Брежнева конца войны – начальника политотдела 18 армии, то станет понятно, что  настоящими боевыми наградами являются два ордена Боевого Красного Знамени, орден Богдана Хмельницкого и орден Отечественной войны.  Это его настоящие боевые награды за победную Керченскую операцию и другие военные доблести политработника армии. И никакого «пятизвёздочного геройско-орденского «иконостаса», не оставляющего свободного места на парадном кителе маршала Советского Союза, украшенного к тому же ещё и  двумя орденами Победы из платины с рубинами и бриллиантами – награды, выдававшейся  только избранным маршалам Победы в 1945-м году лично товарищем Сталиным.
      Можно сравнить фото  молодого симпатичного генерал-майора  Брежнева, шагающего на параде Победы 1945-го года  с четырьмя орденами на груди впереди колонны своей армии с фотографиями его последних лет, чтобы понять, откуда «растут ноги» всяких ряженых, обвешанных псевдо орденами и медалями. Есть с кого брать пример! 
      Но я не о ряженых и не о клоунах в форме. Я – о другом. Награды на кителе – это не просто красивые железки.  Это боевая история человека – личности, которую могут читать понимающие в наградах толк люди. Когда я смотрю на фото ветеранов авиации  – сослуживцев отца, то понимаю что – ордена Боевого Красного Знамени - это за сбитые немецкие самолёты. Один – за первые три, второй – за шесть, а за десять до 43-го года и только свыше  15-ти  после 43-го  – звезда Героя и орден Ленина. Первое время орден Ленина давали вместе со звездой Героя, но потом уже только  медаль «Золотая Звезда Героя СССР». Так, у сбившего, например, 25  самолётов  противника лётчика-истребителя я могу увидеть на кителе звезду Героя, орден Ленина и пару орденов Боевого Красного Знамени.
      Близким по статусу ордену Боевого Красного Знамени был и учрежденный в 42-м году орден Отечественной Войны разных степеней.  Правда,  уже в один из юбилейных годов победы его решили вручить как памятный знак всем ветеранам войны.
      Рядовой состав и младшие офицеры за доблесть и участие в победоносных операциях награждались медалями за отвагу, за боевые заслуги или орденом Красная Звезда. Этим же орденом награждались и работники трудового фронта. У нашего ветерана-бабушки, отшагавшей всю войну до самой Австрии,  – всего лишь орден Красной Звезды, послевоенный орден «Отечественной войны»,  медали «За боевые заслуги», «За взятие Вены», «За взятие Будапешта». И всё. А она ведь ещё  числилась в рядах «Смерша». Героическая женщина!
      После войны всех  участников  наградили ещё  медалью «За победу над Германией». Какие ещё награды следует упомянуть?  Ордена «Славы» всех степеней присваивали за серьёзные подвиги бойцам рядового и сержантского состава. Три ордена всех степеней у солдата приравнивались по статусу к звезде Героя Советского Союза.
      Из медалей у многих  фронтовиков можно увидеть – за взятие Вены,  Будапешта,  Берлина. Они выдавались участникам этих боевых операций. Точно так же, как и в авиации, критерии наград за  уничтоженные танки, подводные лодки и корабли были определены приказами  для танкистов, артиллеристов, моряков-подводников и надводников.
     Отличить настоящего вояку от поддельного очень легко, если понимать суть каждой награды. Были ещё ордена для командного состава.  Орденами Богдана Хмельницкого, Суворова, адмиралов Ушакова и Нахимова разных степеней награждались командиры рангом от полка и выше за успешное проведение фронтовых и морских операций.  Рядовой солдат или старшина просто не могли носить на мундире  ордена старших офицеров. У каждой награды свой статус и история, поэтому цеплять всё, что нравится и блестит, не понимая истинного значения наград, - значит,  глумиться над теми, кто эти награды реально заслужил.
    И вот,  я достаю отцовский парадный китель и в который раз разглядываю прикреплённые к нему ордена и медали. Знаю все наизусть – и статусы, и положения, и привилегии – за какие-то даже полагались  выплаты и льготы, но только геройское звание  давало не очень существенные, но реальные привилегии, такие как бесплатный проезд в общественном транспорте  и покупка товаров вне очереди. А про деньги ничего сказать не могу  – родители вели очень скромный образ жизни. Даже на автомобиль «москвич» копили годами. И собственной дачи у нас никогда не было.
     Родителей уже давно нет,  но некоторые истории, связанные с их наградами, так и остались для меня загадкой.  Читаю архивы, мемуары, но ответ не нахожу. Жалею, что не спросил их, пока они были живы.
     Почему за первые сбитые 16 немецких самолётов отцу вместо положенного  звания Героя присвоили орден Суворова, полагавшийся командирам частей за умелое руководство военными операциями. Почему за 49 сбитых самолётов ему в июне 44-го  вручили Крест Британской Империи вместо всё той же первой геройской звезды? А саму звезду Героя СССР присвоили только в августе 44 года, когда его сослуживец и друг Иван Кожедуб уже носил на своём кителе  две геройские звезды за 44 сбитых самолёта.
     В феврале 45-го года уже после 55-го сбитого немецкого самолёта правда восторжествовала и отцу в Кремле лично товарищ Калинин всё же вручил и вторую геройскую звезду. Почему так получилось – я его спрашивал, но объяснение   так и не услышал. Но мама намекала  – он был в сложных отношениях с командиром полка. Рассказала эпизод.
    Однажды самолёты полка надо было переместить ближе к линии фронта на  аэродром, освобождённый от немцев. Вылетели все лётчики-истребители во главе с командиром полка. Через какое-то время отец понял, что командир ведёт группу неверным курсом. Связывается по рации и докладывает – товарищ полковник, летим ошибочным курсом! Но командир его грубо обрывает и приказывает лететь в прежнем направлении. Отец опять настаивает – командир, заблудимся! Скоро кончится бензин, упадём в поле, разобьём самолёты! Но командир, сам летавший редко, приказывает лететь за ним. Тогда отец передает по рации другим лётчикам – ребята, кто хочет приземлиться на аэродроме – летите за мной, кто хочет сесть «на брюхо» в поле – летите за командиром!   Большинство боевых опытных лётчиков полетели за отцом и приземлились, как и планировалось, на аэродроме. Командир, и кто полетел с ним,  –  сели в поле и повредили самолёты. Все остались живы, но технику сгубили. О происшествии наверх докладывать не стали – списали как боевые потери. А командир затаил злобу и не подписывал наградные листы на отца. Потом во время  очередного пробного полёта командир с напарником заблудились в тумане и разбились насмерть.  Небо ошибок не прощает! А в полк пришёл новый командир, тоже опытный лётчик, ставший впоследствии Героем Советского Союза.
     Я рассматриваю фотографии отца и его сослуживцев времён войны. Боевые ордена, звёзды Героев. У каждого всего по пять – шесть наград на кителе. И никаких «побрякушек». Зачем же мы оскорбляем память настоящих героев лживыми ряжеными клоунами от войны. Да, сегодня – другое время, другие ценности, другие взгляды. Но мы то в эти дни вспоминаем настоящих ветеранов. А «клоунам» место в цирке, а не на Красной Площади!
     Да, кстати, о Красной Площади. На последнем параде Победы на трибуне для генералов и маршалов была замечена тётка лжеветеранша, нацепившая на себя генеральский китель, две звезды Героя СССР и высшие воинские ордена. Как она попала в ряды уважаемых людей, выстроившихся для рукопожатия с главой государства - ситуация анекдотичная. Думал - фейк, но нет, фото настоящее. И очень выразительны взгляды косящихся на эту "ряженую" настоящих генералов, стоящих с ней рядом...
    И ещё – недавно позвонили из какого-то «общества памяти ветеранов войны». Пригласили на вручение «ордена», якобы недополученного отцом во время войны. Из любопытства сходил, послушал речи и тосты. Со словами – «прикрепите этот орден на парадный китель вашего ветерана»  мне  вручили пластиковую коробку с копией ордена Победы из алюминия.  Теперь валяется у меня дома в шкатулке вместе с юбилейными монетами и значками. Неужели я оскверню настоящий парадный китель героя поддельной безделушкой? Ни за что!!!