Мамалыга

Лариса Леник Невельчанка
Я родилась в 1940 году в городе Орджоникидзе. Это - КАВКАЗ – Северная Осетия.
 
Когда мне  было девять месяцев ( после родов, естественно)

мой отец – КАМЫЛИН  НИКОЛАЙ ФЁДОРОВИЧ  УШЕЛ НА ВОЙНУ

С  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ  ОТЕЦ  НЕ ВЕРНУЛСЯ.

ПРОПАЛ  БЕЗ  ВЕСТИ.

Но я не об этом. Я о МАМАЛЫГЕ.
 
Мамалыга - это национальное блюдо молдаван.

Готовится из кукурузной муки.
 
Её можно назвать Молдавским хлебом,

но она широко распространена и у народов Кавказа.

Сложно сказать, где она появилась впервые.

Ясно одно, не требующая больших усилий в приготовлении, рецептура нашла широкое

распространение.

Из нее делают хлеб и даже сытные кукурузные лепешки,

которые можно использовать в качестве основы для закуски.

Так что же это за каша и как приготовить ее правильно?

ОСЕТИНЫ  ЗНАЛИ.

И когда были в наличии ингридиенты, мама моя - КУЛИКОВА  АННА  МАТВЕЕВНА  и

сестра  её КУЛИКОВА  АЛЕКСАНДРА  МАТВЕЕВНА, готовили её для меня 

даже без рецепта, НА  АВОСЬ.

ВКУСНАЯ  БЫЛА  ЭТА  КАША по имени: МАМАЛЫГА, особенно с молоком, если повезёт.

Сегодня я, ДИТЯ ВОЙНЫ – ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ,  ОЦЕНИЛА  многонациональное

это блюдо ПО  ДОСТОИНСТВУ.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, ЧТОБЫ НЕ УМЕРЕТЬ.

А  напомнила  мне об этом,  молдавская  песня.

Ион Суручану «Кумпэрац» на молдавском языке.(поиск в Яндексе)


К сожалению, я не знаю о чём она, но мелодия её  звучит во мне вместе

с любимым    маршем моего мужа, ЛЕНИК ВИКТОРА ФЕЛИКСОВИЧА - музыканта

это "ПРОЩАНИЕ  СЛАВЯНКИ"



Вот такая она - МАМАЛЫГА , таким  ПУТЕМ  ВЕДЕТ любимая КАША ДЛЯ  ЛЮБИМЫХ.


Мамалы;га (рум. m;m;lig;, мэмэлигэ) — это круто заваренная каша из кукурузной муки, молдавское, румынское, западноукраинское и казачье национальное блюдо. Мамалыга популярна также у кавказских народов — у грузин (под названием «гоми»), абхазов (абх. абыс;а), адыгов (мэрэмысэ), у чеченцев (ахьар худар — каша из кукурузной муки), ингушей (журан-худар) и осетин (мам;лайы къ;б;р — дословно «кусок, чтобы не умереть»).

Приготавливается особым способом из воды, соли и кукурузной муки в чугунке (рум. ceaun) с помощью специальной палки-мешалки. При приготовлении для употребления вместо хлеба мамалыга делается более густой, и, как и итальянская полента, может быть разрезана на куски. При приготовлении для других целей мамалыга бывает более жидкой.
 
Мамалыга подаётся к столу со сметаной и брынзой (рум. m;m;lig; cu br;nz; ;i sm;nt;n;). Иногда мамалыгу подают накрошенной в тарелке с горячим молоком (рум. m;m;lig; cu lapte). Из мамалыги также делают кукурузные лепёшки, нарезая и поджаривая её на масле или на жире.
 
Так как мамалыга использовалась вместо хлеба, она входит в состав очень большого количества блюд. Одним из таких блюд являются голубцы (рум. sarmale, сармале) с мамалыгой. Другое блюдо — булз (рум. bulz), представляющее собой запечённые шарики из мамалыги с брынзой и маслом внутри.

Мамалыгу могут подавать к столу со шкварками, творогом и сырами, беконом, яйцами, грибами, жареной рыбой и др.
 


Исторически мамалыга была основной пищей у крестьян, заменяя хлеб.
 
Так же мамалыгу делали из проса.
 
Самое раннее упоминание о кукурузных полях в Молдавском княжестве относится

ко времени правления Константина Дуки (1693-95).

Кукуруза стала очень быстро распространяться, так как не облагалась данью

оккупантами-турками.

Мамалыга из кукурузы намного лучше по вкусовым качествам и калорийности, чем

мамалыга из проса, изготавливавшаяся до этого.