БеЗсмертный полк и безсмертие

Александр Ерошкин
    Охота на слова

Слово БЕЗСМЕРТИЕ преднамеренно пишу со звонкой согласной в приставке, потому что пишу не о БЕСЕ смертном, а о беЗконечной связи поколений, о непрерывной связи времён. Со времён Петра проведено три большие реформы языка, и все три только ухудшили язык, а после правила об оглушении  приставок русский язык заполонили бесы:  бес классовый, бес  конечный, бес  корыстный,   бес крайний,   бес платный,   бес  породный…

В последние годы бесовщина стала составной частью мирового политического процесса. США в качестве временщика, пахана на зоне или  жандарма на службе присвоили себе право, но  управляют миром крайне бездарно, через войны и насилие. Мир сложнее. Они его разрушают. 

Ещё 400 лет назад в ходе Великой смуты в Московии и Тридцатилетней войны (1628 – 1658) в Европе произошёл искусственно вызванный сбой прошлого и настоящего: реальное прошлое было искажено до неузнаваемости, целые эпохи или вычеркнуты или отрихтованы до неузнаваемости. Об этом процессе говорил ещё шекспировский Гамлет:
The time is out of joint — O cursed spite,
That ever I was born to set it right!
Трагедия «Гамлет» (1600 – 1601) акт I, сцена 5.

Электронный переводчик выдал:
Время вышло из совместной проклятой злобы,
Что я родился, чтобы все исправить!

Переводчики поэтического текста  сделали фразу более нейтральной. Разными словами утверждается мысль: «Распалась связь времён».

У Михаила Вронченко (1828):
Наш век разстроен; о несчастный жребий!
Почто же я рождён его исправить?

У Николая Полевого (1837):
Событие вне всякого другого! Преступленье
Проклятое! Зачем рождён я наказать тебя!

У Андрея Кронеберга (1844):
Ни слова боле: пала связь времен!
Зачем же я связать ее рожден?

Михаил Загуляев (1861):
Расстроен бедный свет! - Проклятие! Зачем
Мне суждено расстройство то исправить?

У Александра Соколовского (1883):
Весь мир кругом разстроен и ведь надо ж
Беде случиться было, что обрёк
Исправить зло меня мой злобный рок!

У Николая Маклакова (1880):
Да! Время выбилось у нас из такта,
И, право, злость берёт, что мне придётся
Его справлять. Да вот, посмотрим.

У Алексея Месковского (1889)
Порвался времени поток...
Я проклинаю час рожденья,
В который предвещал мне рок
Возстановить его теченье!

У Михаила  Лозинского (1933):
Век расшатался - и скверней всего,
Что я рожден возстановить его!

У Татьяны Щепкиной-Куперник (1939):
Век расшатался - и скверней всего,
Что я рождён возстановить его!

У Бориса Пастернака (1941):
Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!

У Виталия Поплавского (2001):
Больное время стонет день и ночь,
А я не знаю, чем ему помочь.

В сети можно найти и массу других вариантов. Я использовал подборку вариантов для того, чтобы показать, насколько по-разному переводчики подходят к одному и тому же тексту. Не потому ли политики часто не могут между собою договориться, что переводчики не на том делают акцент? Опять же нередко явное игнорирование фактами, нежелание понять, а то и явное стремление обмануть во что бы то ни стало, выдаёт позицию политиков.

Итак, подчеркну, что 400 лет назад мир резко стал другим. Разговоры об этом моменте мы встречаем  и в трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов». Следует, конечно, учесть, что взгляды поэта на Годунова и его эпоху сложились под влиянием Николая Карамзина и той официальной истории, которую писал для России Карамзин под контролем иностранцев-академиков истории. Подлинную историю нашей страны перечеркнули, подсунули подделку, которая привязана к перифериям истории Западной Европы. 400 лет понадобилось и принципиально иные информационные технологии, чтобы об этом можно было заговорить вслух.

Пушкин, как поэт очень честный и прозорливый,  часто выходил за пределы официальной истории. Вот некоторые из таких моментов мы и рассмотрим.

В келье Чудова монастыря, а это на территория Московского Кремля, отец Пимен  завершает определенный этап своей летописи. Когда я работал в горкоме комсомола, а позднее в редакциях газет, мы формировали подборки документов для сдачи в архив. Вот такую работу проделывал и Пимен. Он говорит как бы для себя:

Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляет.

У меня такое впечатление, что летописи эти не переписали, а написали заново, написали другие, естественно,  с учётом официальной фальшивой истории. Почему я так уверен? Смотрим четвёртую строку снизу: «Своих царей великих поминают». У Пушкина есть уточнение, что действие происходит в 1603 году. Какие ВЕЛИКИЕ ЦАРИ были раньше этого времени? Делаем запрос в интернет. И видим двух нерусских  русских великих царей: Петра Великого и Екатерину Вторую. А до 1603 года были великие цари в Персии, в Болгарии, в Молдавии, но не в России. Неужели Пушкин ошибся? Думаю, что не он ошибся, а мы ещё не достигли того времени, когда можем назвать великих царей доромановского периода, то есть до оккупации России Западной Европой.

Это значит, что время правды ещё не пришло. Ещё ложь господствует в мире. Одна ложь вызывает другую. Любая пресс-конференция сегодня  даёт немало таких примеров. Меня такая ложь взрывает: я не могу её спокойно слушать, не могу смотреть телевизионные шоу, где люди вроде бы с подвешенными языками много врут. Или они не понимают, о чём говорят? Ещё меньше понимают то, что творят?

Запад обвинил  лидера Сирии Башара Ассада в химической атаке на Думу 7 апреля. Никаких оснований, никаких доказательств. Факт атаки много раз опровергнут. Но новый министр иностранных дел Германии Маас и через месяц продолжает настаивать, что Ассад виноват. Он что читает? Жёлтую прессу? Вроде бы не по чину.  В ночь на 14 апреля США, Великобритания и Франция без санкций Совбеза ООН, без каких-либо доказательств вины Ассада, семь лет борющегося с террористами, с иррегулярной армией США, наносят массированный ракетный удар по Сирии. Начало положено. В ночь с 9 на 10 мая после того, как Нетаньяху, премьер Израиля, возложил цветы к могиле неизвестного солдата у Кремлёвской стены, подло даёт приказ на ракетный удар по Сирии. Как это согласуется со здравым смыслом? А ведь он говорил о том, чтобы то жестокое прошлое  не повторилось. Или нынешние политики  умом не обладают и говорят одно, а делают другое?

Нет, я не могу быть безпристрастным летописцем своего времени,  подобно Пимену. Я легко перейду на матерный язык… А проснувшийся Григорий характеризует Пимена как очень объективного человека, с непредвзятой позицией на деяния своего времени: 

Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

А потом   Григорий рассказывает, что ему снилось.

Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался...
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?

Обычно в литературоведческих комментариях этот подъём и падение объясняют предчувствием предстоящей беды. Просто как символ того, что Григорий задумал стать царём.


А вы задумывались, о какой башне речь идёт? С какой башни падает во сне Григорий? Во время вступления Путина в должность, эту башню показывали чаще всех прочих, и называли Колокольню Ивана Великого чаще других. В прошлые церемонии её показывали реже. У меня было ожидание, что кто-нибудь назовёт её Вавилонской башней. Нет, не назвали. А у меня есть свидетель, что именно та башня считалась Вавилонской. Это молодой ещё юнкер Михаил Лермонтов, будущий поэт, в 1834 году в сочинении «Панорама Москвы» восторгался этой башней и очень осторожно сравнивал её с Вавилонской, с той, о которой написано в 11 главе первой книги Библии.  События московской смуты и представлены как смешение языков. И, на мой взгляд, башню состарили преднамеренно, чтобы не вызывала лишних ассоциаций. Завершение её строительства приходится на времена царя Бориса Федоровича, самого оболганного великого царя России.

Итак, «распалась связь времён», 400 лет наша планета живёт в условиях тотальной лжи. Мы оказались на переломе, в тот момент, когда верхи лгать безнаказанно уже не могут, а человечество  ещё не готово переформатироваться. Но процесс идёт неуклонно.

Слово беЗсмертный я вспомнил вовсе не случайно.
Отмотаем события на сто лет назад, к революционным переменам в мире. В России власть перешла к большевикам, которые несли в общество атеизм, ненависть к религиям, как к опиуму для народа, и вполне заманчивые идеи: землю – крестьянам, заводы – рабочим, власть – советам, а мир – народам. И большевиков поддержали и помогли им победить в условиях гражданской войны и международной интервенции. Не было в послереволюционном обществе СССР ностальгии ни по царю, ни по церкви. В Челябинске есть очень показательная площадь на месте бывшей крепости. Там был величественный собор, наверное, самый большой в городе, и большой базар возле него. Собор снесли, взорвали, и, рассказывали, отрапортовали Москве, что расчищенное место назвали площадью Емельяна Ярославского, в честь соратника Сталина, активно призывавшего  бороться с религией. Кстати, площадь сохраняет это название по сей день.

Борьба с религией шла и на уровне каждой семьи. Пропагандисты призывали убрать иконы, установить радио. Кстати, когда я работал в школе в 70-е годы прошлого века, нам ежегодно давались поручения провести опросы, в анкетах были вопросы, есть ли в доме радиоприёмник, телевизор, книги и сколько в квартире икон.
В предвоенные годы пришла мода на портреты, были умельцы, которые по маленькой фотографии создавали солидные портреты. Я такие ещё помню. Они в какой-то мере вытеснили иконы. И что особо интересно, некоторые называли эти портреты святыми. И они правы, ведь эти люди дали жизнь всему семейству. А это дело святое.

А на предприятиях в те же годы получили распространение Доски Почета и Красные уголки  с портретами передовиков.

И портреты в квартирах, и стенды почёта постепенно сошли на нет. Люди стали забывать своих предков, даже тех, чьи заслуги нуждаются в особой памяти. Увлечение родословными не принесло интерес к выставлению фотографий на видные места. Но в семьях стало много фотоальбомов.

Новые информационные возможности, доступность фотографий, лёгкость копирования на фоне мощного незаконного санкционного  давления Запада на Россию, попытки принизить роль Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне привели к взрывообразному интересу к прошлому.  И тут мы неожиданно узнали, что реальное прошлого своих семей мы сдали в макулатуру ещё в советские годы. А что сохранили в память об участниках минувшей войны,   решили показать всем.

БеЗсмертный полк – это совпадение интересов и отдельного человека, и отдельной семьи, и общества в целом. Святые лица не икон, а наших родных и близких как бы объединили не только нас, нынешних, не только воевавших в прошлом, но и с традициями глубокого прошлого. 

Движение «Безсмертный полк»  стал поистине общенародным. 9 мая в нём приняло участие 10 с половиной миллионов человек, более одного миллиона – только в Москве.  На фоне русофобской политики властей многих стран шествия «Безсмертного полка» прошли во многих странах, на всех континентах, включая Антарктиду.

У каждого человека есть мощная поддержка из прошлого, а знаем ли мы о ней? Уверен, что не только не знаем, но часто и не догадываемся.

Если говорить о физиологии, то у каждого человека есть отец и мать. Абсолютно у всех. У каждого человека два дедушки и две бабушки. Их обычно знают и называют. А глубже? Мало кто назовёт имена своих пращуров. Я, к примеру, в детстве обращался к своему деду по материнской линии, откуда наш род, как он попал в Кыштым, чем занимался в прошлом. А в ответ получал: «Много будешь знать, скоро состаришься!» А потом у меня появились обязанности, связанные учёбой в вузе, с работой. Встречи с дедом стали редкими, а потом его не стало. Вот и я состарился, а «детские» вопросы остаются.

Мой сын в этом плане оказался настойчивее, перерыл все имеющиеся фотографии, учёл многие записки, открытки и конверты с указанием адресов, посидел в архивах Челябинска, Екатеринбурга, Перми в поисках корней нашего рода. Время от времени он  передаёт мне сведения по телефону или по электронной почте, в результате я увидел копии архивных страниц.

И теперь могу на несколько поколений погрузиться в прошлое, но только по материнской линии. Это далеко не все сведения, но и это уже хорошо.

Моя мать из рода Малышкиных. Антонида Ильинична.
Мой дед – Илья Михайлович.
Мой прадед – Михаил Петрович.
Мой прапрадед – Пётр Львович.
Мой прапрапрадед -  Лев Артемьевич.
Мой прапрапрапрадед -  Артемий Степанович.
Мой прапрапрапрапрадед -  Степан. Он родился за несколько десятилетий до основания Кыштыма в 1757 году.

Сергей не нашёл ни одного свидетельства, что мои предки были крепостными. Нет ни портретов, ни каких-то сообщений о том, чем они занимались. Естественно, поиск будет продолжен. Реперные точки известны.

У сына по его материнской линии корни значительно глубже.

Я ведь тоже время от времени пытался заняться генеалогией и столкнулся с  фактами, что на Урале и в Сибири очень многие не имеют прошлого. Объясняли это якобы тем, что каторжники и беглые скрывали прошлое. А может, не сами скрывали, а власти сами или с их соучастием  наёмники уничтожили реальное прошлое и заменили подделкой. Ведь ещё в энциклопедии «Британика» самым большим в мире государством названа Великая Тартария, а официальная история уже не одно десятилетие этого факта не признаёт.

Порвалась дней связующая нить.
Задача наша – всё  соединить!