Поэт Белла Ахмадулина. глава 1

Доба Каминская
  Автор Доба Каминская

Эта тема продолжена в последующих главах- номер 2 и номер3.



Имя Беллы Ахмадулиной- один из символов современнойh русской поэзии и безусловное напоминание о поэтическом буме шестидесятых годов.
Иосиф Бродский называл ее сокоровищем русской поэзии и считал несомненной наследницей поэтической линии Лермонтова- Пастернака.
Приведу фрагмент формулировки, с которой она была принята в 1977 году в Американскую академию Искусств и Литературы: «Белла Ахмадулина является величайшей женщиной поэтом, возможно, более блестящей, чем любой из современных мужчин. Она наследница мантий Анны Ахматовой и Марины Цветаевой».
Белла родилась в Москве в 1937 году. Семья принадлежала к советской элите.(Отец- Ахат Валеевич Ахмадулин, казанский татарин, был заместителем министра Комитета госбезопасности, крупным таможенным начальником. Мать- Надежда Макаровна Лазарева была майором КГБ, переводчиком. Она имела итальянские корни. Переулок Стопани в Москве назван в честь ее итальянского предка, музыканта, который преиехал в Москву и женился на русской девушке. Он был революционером, стоял у истоков Коммунистической партии России.
Воспитывала Беллу ее итальянская бабушка- урожденная Стопани. Бабушка обожала животных. Вдвоём с внучкой они подбирали бездомных собак и кошек. Позже Белла будет заниматься этим всю жизнь. Она передаст любовь к животным своим дочерям- Елизавете и Анне.л
Белла вспоминает: «Первые мои годы я проживала в доме, где без конца арестовывали людей. Расстреляли всех родственников, остались только папа, мама и бабушка».
Белле невероятно повезло- ближайший их сосед имел обширную библиотеку . Белла вспоминает: «Мой поэтический слух приходил постепенно, по мере того, как читались книги- у соседа  я могла раздобыть и Мандельштама, и Ахматова, и Цветаеву.- чтобы они воспитывали и поэтический слух и совесть».
В 1955 году Белла поступила в Литературный институт им. Горького. После его окончания в 1960 году Белла сказала: «Литературный институт научил меня, каки не надо писать и как не надо жить».
Многие современники полагали, что Белла- самая красивая женщина в руской поэзии хх века. Вот как описывает ее внешность Евгений Евтушенко: «В ней скакала смешанная кровь татаро- монгольских кочевников и итальянских революционеров. Она не была похожа ни на одно земное существо. Ее раскосые глаза, не то что азиатские,а некие инопланетные глаза, глядели будто сквозь людей, на нечто, никому не видимое. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам Райская Птица».
Писатель Владимир Войнович вспоминает: «В 1955 году я работал плотником. Пошёл в литинститут на один из семинаров. Там увидел Беллу Ахмадулину- она была необыкновенной красоты. После этого я, как заворожённый, стал ходить в институт, чтобы просто посмотреть на Беллу».
А Белла на этих семинарах, вытянувшись в струнку и воздев подбородок к небу, читала свои стихи. Ее хрустальный голос обволакивал, завораживал.
Она рассказывала о муках творчества- это и казнь, и пытка , и единственное спасение. Настигающая немота равносильна для неё переходу в небытие:

Однажды, покачнувшись на краю
Всего что есть, я ощутила в теле
Присутствие непоправимой тени,
Куда- то прочь теснившей жизнь мою.

Никто не знал, лишь белая тетрадь
Заметила, что я задула свечи,
Зажженные для сотворенья речи,-
Без них я не боялась умирать.

Так мучилась,так близко подошла
К скончанью мук! Не молвила ни слова.
А это просто возраста иного
Искала неокрепшая душа.

Я стала жить и долго проживу.
Но с той поры я мукою земною
Зову лишь то, что не воспето мною,
Все прочее - блаженством я зову.

Впервые в современной руской поэзии Белла заговорила высоким поэтическим слогом.
Ее поэтическая речь- это бегство от обыденности. В ее стихах- протест против смирения, призыв не бояться возвыситься над суетой:

                СВЕЧА

Всего-тО - чтоб была свеча,
 Свеча простая, восковая ,
И старомодность вековая
Так станет в памяти свежа.

И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях
Все  чаще, способом старинным,
И сталактитом  стеаринным
Займёшься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,
И ночь прошла, и гаснут  свечи,
И нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.

В молодые годы, на самом пороге юности, Беллу обожгла безответная любовь. Она полюбили писателя Юрия Нагибина. Белле было 18, Юрию- 36 лет.
Он необыкновенно красив, талантлив, знаменит. Юрий счастливо женат- уже в четвёртом браке. Белла ясно осознаёт всю безнадежность своей любви. Юрий,большой любитель женщин, если позволяют обстоятельства, не отказывается изредка уделять внимание любящей его девушке.
Белла посвятила Юрию Нагибину самые прекрасные, по моему мнению, стихи.
В стихотворении “Твой дом» Белла рассказывает о том, как тайно приходила на редкие свидания в дом Юрия, когда дома не было его жены, и как дом «утешал ее обманом»,
- дом клялся ей, что он никогда не видел здесь другой женщины- жены Юрия:

Твой дом, не ведая беды,
Меня встречал и в щеку чмокал.
Как будто рыба из воды,
Сервиз выглядывал из стёкол.

От неурядиц всей земли т
Я шла озябшим делегатом,
И дом смотрел в глаза мои
И добрым был, и деликатным...

На голову мою стыда
Он не навлёк, себя не выдал.
Дом клялся мне, что никогда
Он этой женщины не видел.

Он говорил: - Я пуст, я пуст.-
Я говорила:- Где- то, где- то...
Он говорил: - И пусть. И пусть.
Входи и позабудь про это...

Он заметал ее следы.
О, как он претворялся ловко,
Что здесь не падало слезы,
Не облокачивалось локтя...

О дом чужой! О милый дом!
Прощай! Прошу тебя о малом:
Не будь так добр. Не будь так добр.
Не утешай меня обманом.

Душа Беллы преисполнена чувством нежности к любимому. Об этом стихотворение
«Нежность» (стих- сказка):

Так ощутима эта нежность,
Вещественных полна примет.
И нежность обретает внешность
И воплощается в предмет.

Старинной вазою зеленой
Вдруг станет на краю стола,
И ты склонишься удивленный
Над чистым омутом стекла...

За то, что мне тебя не видно,
А видно- так на полчаса,
Я безобидно и невинно
Свершаю эти чудеса.

Вдруг облаком тебя покроет,
Как в горних высях повелось.
Ты закричишь: - Мне нет покою!
Откуда облако взялось?


Но суеверно, как крестьянин,
Не бойся, «чур» не говори-
То нежности моей кристаллы
Осели на плечи твои.

Прощай! И занимайся делом!
Забудется игра моя.
Но сказки твоим малым детям
Останутся после меня.

В 1958 году поэт Борис Пастернак был исключён из Союза Писателей за роман «Доктор Живаго», получивший Нобелевскую премию. Но травля поэта продложалась. в 1959 году развернулась компания по лишению его гражданства и высылке из страны. Всех студентов Литинститута обязали подписать письмо в поддержку этого требования...
Белла отказалась- ее исключили. Все остальные- подписали. Но два ее близких товарища, сокурсники - Хабаров  и Панкратов, сделали это не сразу. Они поехали  в Переделкино к Пастернаку и попросили у него разрешения подписать письмо. Борис Леонидович разрешил: «Конечно, подписывайте».
Вспоминает Ольга Ивинская, любимая женщина и муза поэта: «Мы смотрели в окно, как эти ребята взялись за руки и довольно весело, прытко побежали к калитке. И Пастернак печально  произнес им вслед: «Все- таки в мое время молодые люди поступали несколько иначе».
Одно из самых знаменитых стихотворений Беллы Ахмадулиной «По улице моей который год...» описывает именно эти печальные события. В результате предательства своих друзей Белла осталась в одиночестве: «О, одиночество, как твой характер крут», но Белла продолжает их любить и надеется, что они к ней вернутся. Она готовится их простить, так как любит своих друзей:

По улице моей который год
Звучат шаги- мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
Той темноте за окнами угоден.

Ну, что ж , ну что ж, да не разбудит страх
Вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
Друзья мои , туманит ваши очи.

О, одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
Как холодно ты замыкаешь круг,
Не внемля увереньям бесполезным...

Даруй мне тишь твоих библиотек,
Твоих концертов строгие мотивы,
И- мудрая- я позабуду тех,
Кто умерли  или доселе живы...


И вот тогда- из слез, из темноты,
Из бедного невежества былого
Друзей моих прекрасные черты
Появятся и растворятся снова.

Белла написала это стихотворение по горячим следам- в 1959 году, когда оголтелая компания по травле Пастернака была в самом разгаре.


Автор текста Доба Каминская