О целостности Вселенной

Виктор Сапрунов
               
               

                Философский этюд.
Мы живем в мире, где постоянно идет процесс, в котором множество одиночных чужих внешних превращается в изобилие своих иных. В тигле этого превращения выплавляется целостность, части которой могут быть только своими уже по определению целостности. Можно сказать, что части целостности невозможно локализовать. Именно поэтому целостность уже невозможно разделить на части: насильственные попытки сделать это приведут к уничтожению целостности. Но с другой стороны, в целостности от процесса превращения множества чужих внешних в свое сохраняются оттенки множественности, которые целостности могут быть только своими.

Именно взаимодействие в целостности своих иных есть perpetuum mobile, порождающий неисчерпаемость изобилия и экспансирующее его вовне. Именно поэтому о целостности можно говорить только тогда, когда она становится мощнее неорганизованного  множества. Таким образом, если целостность невозможно разделить на чуждые друг другу части без разрушения целостности, то, следовательно, целостность можно назвать сущностью. Если целостность не нуждается в подпитке извне, а, наоборот, экспансирует себя вовне, то такая целостность является Всем, где сливается, не различается внешнее и внутреннее. В свою очередь, это дает нам право сказать, что такая целостность и есть наша Вселенная.

Превращение множество одиночных чужих внешних в изобилие своих иных можно назвать самотворящим процессом, который возможен благодаря отражению - фундаментальном свойстве Вселенной. Именно такая самоорганизация порождает на определенном этапе активность - творчество - дух.

Если что-то начинает реагировать, не расступается, а пытается отвечать, то это говорит о начале какой-то организации, а какой-то системе, а зачатке активности, самоорганизации. А при усложнении системы защиты уже формируется целостность, которая отвечает на воздействие эхом, и это эхо уже сильнее воздействия. Мы можем уже говорить об усилении активности, о зачатии живого, о появлении памяти и предвидения. И, наконец, всё это выливается такое опережающее отражение, в понимании того, что надо не приспосабливаться, а конструировать мир так, как это надо целостности. Так зарождается, проявляется творчество - важный атрибут Вселенной. Это позволяет нам говорить, что Вселенная, ее суть, есть постоянное творение, есть постоянная самоорганизация, есть целостность, есть Всё.
               
               


    Во Вселенной взаимодействие локальных тел в прошлом, настоящем и будущем преобразовывается в целостность, где господствует нелокальность, а место пространственных и временных характеристик занимает память - предвидение. Память - предвидение не играет решающей роли в нашем мире причинно – следственных отношений. Этот мир и без того благодаря своей железной предсказуемости, несмотря ни на что, насильно, тащит всё из прошлого в будущее. А вот в целостности память - предвидение дает возможность активности - творчеству объять, казалось бы, необъятное: охватить изобилие своих иных сразу как единый самоорганизующийся организм, в котором по определению невозможна локализация ее частей. Это и объясняет квантовую запутанность частиц на уровне микромира. Можно сказать, что именно квантовая запутанность есть один из феноменов, отображающих целостность нашей Вселенной.
   
Целостность, нелокальность есть и производное от важной характеристики пространства и времени, коим является движение. Ведь движение определяется и как состояние тела, которое находится в одной точке и одновременно в ней не находится, что в конечном счете является отрицанием локальности. А. Ф. Лосев писал: “... тело, которое движется с бесконечной скоростью, сразу схватывает все места и уже совсем никак не движется”.[ . Лосев А. Ф. Дерзание духа [Текст]/ А. Ф. Лосев. – М.: ИПЛ, 1988. – с. 50] Вот почему скорость в нашем подлунном мире ограничена скоростью света, вот почему в целостности движение заменяется нелокальностью, означающей, что точка есть всё, а всё есть точка.
   
Одним из свойств целостности является резонанс. Он проявляется уже тогда, когда в результате отражения, тело, подвергшееся воздействию, отвечает еще большим воздействиям. То есть, эхо оказывается сильнее, чем воздействие. Именно в этом случае мы можем говорить о зарождении активности, которая приводит, в конечном счете, к появлению разума - творчества.  Именно резонанс говорит нам, что мы в целостности, что мы одной крови, что мы свои.
    Именно резонансом целостности можно объяснить парадокс герменевтического круга, где для того, чтобы узнать что-то, надо уже предварительно кое-что знать.
    Резонанс отражает свойство целостности, которая с помощью сплочённости резко увеличивает свой потенциал. И даже не увеличивает свои возможности, а по сути, становится вечным двигателем. Вечный двигатель есть и изобилие, при котором количество и форма уже не имеют значения.
   
В целостности, повторимся ещё раз, всё решает активность -творчество - мышление. Многие считают, что скорость мысли больше скорости света. Но это утверждение глубоко ошибочно: в целостности нет скоростей, потому что нет движения. Скорость - это для движения тел, перемещающихся в пространстве. Мысль в целостности не перемещается, не движется. Она актуализируется.        При причинно-следственных отношениях стимул причиняет реакцию на него, непосредственный ответ. А в целостности между стимулом и реакцией образуется разрыв, образуется черный ящик. В этом черном ящике все входящие данные преобразовываются, и сотворяется нечто новое. И это сотворение определяет ситуацию и со стимулом, и с реакцией на него. Всё это напоминает суперпозицию в квантовой механике. Мысль в чёрном ящике не перемещается, а сотворяется каждый раз заново, каждый раз актуализируется, когда на неё воздействуют тем или иным образом. С одной стороны мысли вроде бы всегда те же, но с другой - они иные. Это как раз тот случай, когда в одну и ту же реку нельзя войти дважды. В целостности любое воспоминание, любое наблюдение есть активность, которая способна изменить систему.
   
Это отчасти напоминает эпизод из сказки “Сказ о попе и работнике его Балде”, когда Балда для состязания в беге привлекает двух зайцев. Им не надо было особо двигаться: просто чертёнок принял двух зайцев за одного. Вот и многие физики до сих пор путают два проявления одной и той же частицы в запутанности с двумя отдельными частицами. А всё дело в том, что запутанность (то есть нелокальность) означает, что частица есть всё, а всё есть частица.И пора уже сказать, что если наблюдение меняет поведение частиц, то надо признать, что мы не только наблюдаем за ними, не только подсматриваем, чтобы потом доложить кому следует, а участвуем в сотворении их. И в этом смысле исследователи, применяя всё более и более изощренные технологии, натворили уже немало. Но до сих пор это воспринимается не как творение собственных рук, а как открытия чего - то, которое существовало и до этого.

    Итак, в черном ящике, в суперпозиции создаётся, сотворяется новое, которое может быть абсолютно любым, абсолютно универсальным именно потому, что создаётся, сотворяется тут же на месте, а не достигаются, допустим, перебором специализированных программ, вариантов. Относительно программ можно сказать, что если бы мы оставляли прошлое, функционирующее одновременно с настоящим, то можно себе представить, сколько бы миллиардов Вселенных мы бы оставляли за своей спиной. Да так никакого пространства - времени не напасешься.
   
Вот почему новое создаётся в пустоте. Это конечно, не пространственно-временная пустота, а это пустота высокоэнергетического вакуума, где нет различия между материей, телом и энергией. Это и пустота в смысле “свободности”, в смысле того, что ничего не мешает сотворить всё, что хочется. Вот почему в философии даосизма “немешание” сотворяет всё, вот почему в книге “Бытиё” написано, что перед началом творения “Земля была безвидна и пуста”. Вот почему, наконец, активность - мышление - творчество отличается от специализированного механизма, способного только на одну определенную операцию. Например, сверлильный станок только сверлит отверстия, а человек способен и сверлить, и может придумать этот сверлильный станок и многое другое.
   
 Давайте еще раз отметим. что вот таким образом творимое в целостности создается по её образу и подобию. То есть, всё творимое есть свое, оно резонирует с целостностью, оно нелокально. Целостность есть своя настолько, насколько она нелокальна, и настолько она иная, насколько ее части готовы взаимодействовать в дружеском диалоге между собой, образуя ядерную реакцию творчества.
    Только покидая целостность, продукты творчества объективируются, обретают локальную определённость.Наш подлунный мир можно уподобить брызгам от вечно творящих волн Вселенной.Эти брызги разлетаются друг от друга, образуя тем самым разрежение, которое мы именуем пространством - временем. Именно это отпадение от океана Вселенной определяет их самость, их различие от океана.
  Различие различием, но если по одной капле можно понять, что существует Атлантический океан, то в нашем мире есть много от океана Вселенной.
  И если полёт наших брызг во многом определяется инерционной баллистикой, пространственно- временными, причинно - следственными связями и основанными на них законами, то от океана Вселенной нам дана «жизненность», именуемая ещё активностью – творчеством.

 И это уже отдельное подпадает под причинноследственность, которая «ярлыкует» их, пытаясь придать им смысл, целеустановку. Чем больше всё объективируется, чем больше всё отходит, отчуждается от своего иного, тем больше становится более подробным, более определённым. Поэтому в искусстве злодеи зачастую  выходят рельефнее, чем положительные герои. Именно поэтому Л. Толстой пишет, что «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по- своему»

И это одна из причин того, что целостному иногда пытаются придать смысл, пытаются втиснуть человеческую жизнь в прокрустово ложе причинноследственности, отыскивая в ней смысл - цель. И, конечно, жизнь человеческая, человеческая личность есть целостность, и, конечно, приписывать ей причинно-следственный смысл - цель есть полный абсурд.Мы, конечно, ставим себе цели внутри целостности, цели тактического плана, но не цель вне, ибо это означало бы, что целостность может быть средством для чего- то, что невозможно уже по самому определению целостности.
   
К тому же целеполагание предполагает, в конечном счёте, насилие, несвободу. А мы уже упоминали, что целостность есть непрерывное творчество, которое и есть олицетворение свободы. Многие беды человечества имеет своим истоком как раз то, что до сих пор считается, что личность должна быть подчинена обществу. Личность и общество должны иметь равные права. Личность не должна подчиняться диктату проголосовавшего большинства, если она считает, что проголосованное вредит обществу. В этом смысле прав Прудон, который утверждал, что свобода - это не дочь, а мать порядка.