Выдержал только 5 лет Ивдельлага

Александр Зельцер 2
Добрую память о своих родителях сохранила Мария Ивановна Сапова,
г. Череповец.

Мне не довелось увидеть отца. Я родилась в июне 1938 года, а отец, Обаев Иван Петрович, был арестован осенью 1937-го. Мама почти не рассказывала о нем: боялась, что ее тоже могут арестовать, и тогда дети останутся сиротами. Поэтому мои сведения об отце и семье, в которой он вырос, очень скромные.
Семья Обаевых жила в деревне Раменье Пришекснинского района Ленинградской области (23 сентября 1937 года район вошел в Вологодскую область). Занимались крестьянским трудом, имели лошадь, корову, надел земли. Мой дед, Обаев Петр Иванович (1862-1926), как рассказывали родные, 25 лет служил на флоте. Женился он в 1891 г. на крестьянке Меланье Никитиной (1868-1942). У Петра и Меланьи было четверо детей, но я знаю имя только одного брата отца – Ефима Петровича, который работал фельдшером в селе Луковец Череповецкого района.
Мой отец, Обаев Иван Петрович (1901-1943), в 1926 г. женился на Костичевой Евдокии Федоровне (1901-1980). В 1937 году у них было уже четверо сыновей, и ждали пятого ребенка - этим ребенком стала я. Мама всю жизнь вспоминала, что отец любил говорить ей: «Как хорошо, что я женился на тебе!» И отцом он был заботливым, любящим.

Еще до коллективизации родители построили большой дом, но летний, холодный. Они планировали позднее построить зимний дом, но времена изменились, и «зимовку» так и не построили, так что в нашем доме зимой было холодно.
Папу арестовали осенью 1937 года прямо в овине, где он сушил снопы. 8 декабря 1937 г. «тройкой» УНКВД он был осужден «за антисоветскую деятельность» на 10 лет исправительных лагерей.
Мама получила несколько писем от отца, из которых узнала, что он на Урале, в Ивдельлаге Свердловской области, работает на лесоповале. Отец был крепким мужчиной, и мама надеялась, что он выживет. Но в 1943 году вернулся из Ивдельлага односельчанин Меркурьев Михаил и сообщил, что отец умер. Так что отец смог выдержать только 5 лет лагерной жизни. Письма отца мама уничтожила из боязни, что они повредят детям. В октябре 1975 года его реабилитировали «за отсутствием состава преступления».
Бабушка Меланья умерла в 1942 году, еще раньше умер братик Иван. Так что мама осталась с четырьмя детьми, старшему из которых было 12 лет. Мама работала, не покладая рук. На ней были все заботы о колхозном стаде овец, находившемся в нашем дворе. Уход за овцами и ягнятами – дело хлопотное и ответственное. Помню, как только что родившихся ягнят мама поила молоком из бутылочки с соской, чтобы они росли здоровыми. А вечерами она пряла, ткала, вязала – была большой рукодельницей. Но все, что маме удавалось заработать, шло на уплату налогов (мясо, яйца, шерсть), и жили мы впроголодь.
Я считаю настоящими героинями деревенских женщин, которые вынесли на своих плечах тяготы  30-х и 40-х годов. Они кормили и фронт и тыл.
Мои братья и я учились хорошо. Помню, что однажды, когда мы с мамой работали на картофельном поле, к нам подошла учительница и сказала маме: «Все бы учились так, как ваши дети». Но долго учиться нам не пришлось, надо было зарабатывать на жизнь. После войны братья один за другим уехали из деревни. В 13 лет и я уехала в Череповец и стала работать нянькой.
К концу 1940-х годов жить в колхозе стало легче. Председателем колхоза избрали Иванова Валентина Ивановича, бывшего фронтовика. Он повернул хозяйство на льноводство. Работа со льном трудоемкая, но она хорошо оплачивалась. В последние годы своей работы мама готовила тресту для льнозавода. Работала до 64 лет. Вспоминая в старости о своей жизни, она говорила: «Пожила – помаялась».
Все мои братья были тружениками, прожили достойную жизнь. Обаев Петр Иванович (1930-2010) окончил школу рабочей молодежи, затем курсы водителей трамваев. Он открывал в Череповце трамвайный парк и работал там 8 лет. Затем он перешел на металлургический завод в листопрокатный цех № 1, работал машинистом мостового крана. Кроме того, он активно сотрудничал с газетой «Череповецкий металлург». Сам называл себя «рабоче-крестьянским корреспондентом». Петр Иванович награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», медалью «Ветеран труда». Заслуженный работник ОАО «Северсталь». Общий трудовой стаж был у него 56 лет.
Обаев Вениамин Иванович (1933-2011) всю жизнь работал шофером в Череповце.
Обаев Михаил Иванович (1935-2014) окончил школу-семилетку в Раменье, а потом Грязовецкий строительный техникум с отличием. Работал в Череповецком ЖУ мастером.
О себе. Работала нянькой, а потом ученицей повара до 1960 года. Затем перешла на работу в больницу строителей и в то же время начала учиться в медицинском училище. В 1964 году получила диплом медсестры. С 1969 года и до выхода на пенсию в 1996 году я работала медсестрой в лечебно-профилактических учреждениях Череповца.
Замуж я вышла в 1961-м, дочку Ирину родила в 1962 году. У меня внучка и два правнука.

На фото: Иван Петрович Обаев.