Поэт Белла Ахмадулина. глава 2

Доба Каминская
Автор Доба Каминская


Начало  этой темы в главе номер 1; окончание - в главе номер 3.


На рубеже 50- 60 годов в обществе возник бесприерный интерес к поэзии- особенно к озвученному слову. Этот бум был связан с творчеством нового поколения талантливых поэтов-шестидесятников- Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной, Рождемтвеского и Окуджавы. Их имена были на слуху, эти поэты собирали на свои поэтические вечера целые стадионы...
Их творчество воспринимаюсь как глоток свежего воздуха в академически пресном мире, который господствовал тогда в литературе.  В эти годы на бескрайных просторах страны властвовала поэзия.
К сожалению, руководство страны отличалось невежеством, и на шестидесятников обрушился гнев главы государства Никиты Хрущева, оравшего на Андрея Вознесенского:
«убирайтесь вон, господин Вознесенский!». Белла сразу же бесстрашно встала на зпщиту своего друга:

Когда моих товарищей корят,
Я понимаю слов закономерность,
Но нежности моей закаменелость
Мешает слушать мне, как их корят.

Я горестно упрекам этим внемлю,
Я головой киваю: слаб Андрей!
Он держится за рифму, как Антей
Держался за спасительную землю.

И я его корю: зачем ты лих?
Зачем ты воздух детским лбом таранишь?
Все это так. Но все ж он мой товарищ,
А я люблю товарищей моих.

Все остальное ждёт нас впереди.
Да будем мы к своим друзьям пристрастны!
Да будем думать, что они прерасны!
Терять их страшно, бог не приведи!

Первым мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко. Познакомились они в ЛитеРатурном институте. Они любили друг друга и любили стихи друг друга. Жили в коммуналке. В комнате  в десять квадратных метров не было пактически ничего, кроме тахты. Из брак держался на романтике, поцелуях и стихах. Брак их продлился хвсего три года.
Белла была безмерно счастлива, когда узнала, что ждёт ребёнка. Однако, Евтушенко ее предал- он настаивал, чтобы она сделала аборт. Для Беллы это была большая душевная травма, После  этого любовь у Беллы просто исчезла. Они расстались в 1960 году, Белла написала:

Я думала, что ты мой враг,
Что ты беда моя тяжелая,
А вышло так: ты просто враль,
И вся игра тахвоя - дешевая.

Вскоре Белла выходит замуж во второй раз- за писателя Юрия Нагибина, который принёс ей столько душевных страданий на заре ее юности, пять лет тому назад.
Белле сейчас 23 года, Юрию- 40 лет. Белла стала пятою женой Нагибина. Первые годы они были счастливы- охвачены любовью и страстью.
Вот что пишет Юрий в своём дневнике в 1960 году: «Я так гордился, так восхищался ею, когда она читала свои стихи: нежно- напряженным, ломким голосом и любимое ее лицо горело».
Последняя (уже после Беллы) жена Нагибина сказала:
«Эти строки дневника- о великом счастье любить. Двое красивых, талантливых встретились и полюбили- это уже чудо».
Вспоминает Евгени Евтушенко: «я видел, как он на неё смотрел- он ее боготворил».
Но через четыре года у Беллы возник непродолжительный роман с Василием Шукшиным
У них было мало общего- Шукшин не понимал ее стихов- эту «интеллигентскую заумь», скучал по своему Алтаю. Кроме того, Василий привык менять предметы своих увлечений- на пороге расставания с Беллой он уже начал новый свой роман.
Белла возвратилась к Юрию Нагибину, однако их отношения постепенно приняли уродливую формул. Это ярко отражено в дневниках Юрия того времени. Он пишет там о своей любви и одновременно- о чувстве ненависти. Юрий не самог освободиться от Беллиных чар до последних дней их совместной жизни. Она была для него неотразимо привлекательной. Они оба начали чрезмерно  много пить. В его дневниках Белла теперь пьяная,  полубезумная, порочная- но страстно любимая. Они расстались в 1967 году, после семи лет совместной жизни. Белла пишет об их разлуке:

Прощай! Прощай! Со лба сотру
Воспоминанье: нежный, влажный
Сад, углубленный в красоту,
Словно в данятье службы вжной...

Прощай! Но сколько книг, дерев
Нам вверили свою сохранность,
Чтоб нашего прощанья гнев
Поверг их в смерть и бездыханность.

Прощай! Мы стало быть - из них,
Кто губит души книг и леса.
Претерпим гибель нас двоих
Без жалости и интереса.г

Белла поселилась в отдельной квартире. Пребывала в одиночестве. Купила себе собаку. По прежнему много пила. Выходила прогуливать собаку часто нетрезвая, небрежно одетая, но очень красивая.
В 1968 году у Беллы появилась дочь- Анна. У Анны иркутское прошлое: в 1968 году Белла была на факультете журналистики Иркутского университета. Зашла в дом ребёнка, взяла на руки маленькую девочку и назвала ее дочкой.
Через пять лет, в 1973 году, у Беллы появилась вторая дочь- Елизавета. Отцом Лизы был 21-летний Эльдар Кулиев- сын балкарскогоии поэта Кайсына Кулиева. Белле- 36 лет. Семья Кулиевых признала и полюбила девочку. Ее имя- Елизавета дано в честь матери Эльдара. Лиза носит фамилию отца- Кулиева.
Наступил 1974 год- переломный в биографии Беллы.
Она встретила Бориса Мессерера, с которым не расставалась до послледнего своег вздоха.
Борис Мессерер , известный театральный художник, гулял во дворе с  обакой Рикки, тибетским терьером. Собака принадлежала красавице, киноактрисе Элле Леджей, любимой женщине Бориса. С нею Борис жил в этом доме.
Во дворе появилась Белла Ахмадулина с коричневым пуделем- Фомой. Белла жила через  один  подъезд от Бориса. Была небрежно одета, в туфлях на низком каблуке , темный свитер, случайная прическа. Далее рассказывает Борис:
«Мы разговариваем о собаках- но Рикки зазтевает драку  и прокУсывает Фоме нос. У того капли крови. Белла недовольна. Я- смущён. Вскоре Белла уходит. И вдруг я ясно понимаю, что если бы эта женщина захотела, я бы пошёл за нею, ни минуты не раздумывая, навсегда, куда угодно». Таких встреч было три.
Проходит два месяца, они встречаются в компаниях, общаются, затем Белла уехала в Абхазию- выступать. У Бориса две недели томительного ожидания. Но телефонный ее звонок- они назначают встречу в Москве, в ресторане. После ресторана они едут в мастерскую Бориса и их жизнь начинается с новой страницы. Вспоминает Борис:
«В первые дни мы отрезали себя от окружающего мира. Мы ни с кем не общались. Никто не знал, где мы находимся. На пятый день этого добровольного заточения в мастерской я вышел. Вернулся из города- увидел на столе большой лист ватмана, исписанный стихами. Я был поражён- они были посвящённый мне. До этого я не читал ее стихов. Я был переполнен радостью и бросился к ней».
Белла хписала в порыве подлинного чувства:

Прохожий мальчик, что ты? Мимо
Иди и не смотри  мне в след.
Мной тот любим, кем я любима!
К тому же знай: мне много лет.

Зрачков горячую угрюмость
Вперять в меня повремени:
То смех любви, сверкнув, как юность,
Позолотил черты мои.

Иду...февраль прохладой лечит
Жар щёк..и снегу намело
Так много... и нескромно блещет
Красой любви лицо мое.


Доба Каминская - автор текста


.