Любовь к электричеству. Михаил Ошеров

Михаил Ошеров
Любовь к электричеству. Михаил Ошеров



В середине проклятых 90-х годов после нескольких лет работы в банках я решил попытаться заработать деньги самостоятельно на финансовых рынках. Вдвоём с приятелем мы арендовали небольшой офис на первом этаже здания ПТУ у Сытного рынка.

Зимой, когда в здании было холодно, мы начали включать в нашем небольшом двухкомнатном офисе электронагреватели. И тут начались проблемы с электричеством. Компьютеры начали самопроизвольно выключаться при включении обогревателей, сами обогреватели тоже не работали. Когда мы и соседи одновременно включали нагреватели, на этаже вылетали пробки. В общем, с электричеством в нашем и во всех соседних офисах было очень плохо. Мы сидели в холодных помещениях.

Я в середине 1980-х годов, за 10 лет до этого, закончил с отличием Ленинградский электротехнический институт, и решил разобраться во всём этом. Я попросил разрешения у директора ПТУ на замеры электрических параметров. Я взял из дома обычный тестер и замерил напряжение в сети. Вместо 220 вольт на фазе было всего 190 вольт. В 9 часов утра и до 15 часов дня в ПТУ работали учебные станки и в это время напряжение падало ещё ниже – до 180 вольт. Я дошёл до самого главного распределительного щита. Это был большой щит с 50-амперными предохранителями, распределявший напряжение на основное здание ПТУ и на подсобные помещения во дворе. Напряжения на нём были распределены достаточно странно – 180 вольт, 220 вольт и 250 вольт. Я понял, что причина перебоев электричества найдена. Нужно было просто перераспределить пользователей по фазам. С этим я снова пришёл к директору ПТУ.

Михаил Ильич (так звали директора ПТУ) внимательно на меня посмотрел. Мне было настолько важно сделать нормальное напряжение в офисе, что я готов был сам полезть в этот щит и в следующие щиты, чтобы перераспределить потребителей. Я начал объяснять. Что работал инженером, что у меня высшее электротехническое образование, что я выигрывал городские олимпиады по электротехнике. Директор не стал меня слушать. «Нет, - сказал Михаил Ильич, - ты туда не полезешь. Но я вызову электрика».

Через день или два директор ПТУ позвонил мне, и попросил подойти. Электрик уже был в его кабинете. Директор попросил его сделать то, что я говорю. Сергей (так звали электрика) был не очень доволен тем, что его вызывали – ведь вроде всё работало. По дороге к щиту я зашёл вместе с Сергеем в наш офис, включил компьютер, потом обогреватель. Компьютер выключился. «Вот, - сказал я, - вот так оно сейчас выглядит. Работать невозможно. В соседних офисах – то же самое». Электрик понял. «Что ты хочешь? – спросил он». – «Пошли к щиту». Подойдя к щиту, я продемонстрировал Сергею напряжения на всех трёх фазах. «И что тут можно сделать?» - спросил Сергей. Я показал на свою фазу, на которой было 180 вольт. «Видишь эту фазу? На ней сидят все станки, которые работают с 9 до 3-х часов, и все помещения в главном здании. А вот на этой фазе, - я повёл рукой в сторону фазы, на которой было 250 вольт, - нет ничего. Почти ничего». «Что ты предлагаешь?» - уже заинтересовано спросил электрик. «Нужно выровнять потребление по фазам. Всё перекидывать не надо. Я думаю, что будет достаточно развести помещения главного корпуса и станки по разным фазам. Самое простое – не трогать станки, а помещение переключить на самую свободную фазу, на которой из-за этого сейчас 250 вольт. Понятно?» «Понятно, - обрадованно ответил Сергей, поняв, что ему не нужно будет ползать по всему зданию. – Пошли».

Мы пошли по цепи до следующего щита, потом дальше. Мы нашли щит, с которого снималось напряжение на помещения здания и на станки – кабели были заведены на одну фазу. «Всё, - сказал я, - а теперь этот провод нужно перекинуть с этой фазы на эту, и всё». Сергей пошёл к директору, получил разрешение на выключение электричества. Было как раз около 3-х часов дня, и станки уже не работали. Мы вернулись к главному щиту, он отключил всё электричество, потом на найденном нами щите перекинул провод с одной фазы на другую, присоединил всё, как полагается, мы подошли к главному щиту и всё включили. Всё это вместе заняло минут 10. Я взял свой тестер. «220 – 220 – 220, - сказал я. – Всё, больше ничего не требуется». Мы вместе вернулись к директору ПТУ и торжественно доложили о выполненной работе. У директора в его кабинете были ровно такие же проблемы с электричеством, как у меня в офисе. «Сейчас проверим, - сказал он и включил печку и компьютер. Всё работало. – Молодцы».

Я вернулся в свой офис. Всё работало, электронагреватели были включены, в офисе было тепло, компьютеры работали. Ничего не выключалось.

Вечером по дороге домой ко мне в офис зашёл Михаил Ильич. «Я тебе сначала не поверил, - сказал он. – Я таких, как ты выпускников ВУЗов видел много, но они все даже пробки заменить не могут, а ты в щиты собрался лезть». «Ну, я же всё-таки 6 лет работал инженером, - сказал я. Класс не пропьёшь». «Ты не очень-то зазнавайся, но вообще, - молодец, - сказал директор, - у меня самого руки не доходили во всём этом разобраться, а электрик просто не знал, что делать. Пошли ко мне». Мы поднялись уже в тёплый кабинет Михаила Ильича, он достал из шкафа бутылку вина, два бокала, налил, мы с ним выпили за окончание этой истории. «Ну, за электричество!».

Михаил Ошеров