Почему-то очень рано я стала искать рифму в словах нашей речи. Может быть потому, что в доме играла гармошка и пелись частушки? Коротенькие и задиристые какие-то.
Стоит милый у ворот
Широко разинув рот.
И никто не разберет-
Где ворота, а где рот.
Или вот еще какая. Про любовь. Грешную.
Я с подружкой Клавою
Вдоль по речке плаваю.
Ну а выйти не могу-
Муж с ружьем на берегу.
Или вот другая.
По реке плывет утюг
Прямо из Саратова.
Девки любят холостых,
А я люблю женатого!
А тещу мне всегда было жалко. Про неё пели наши вот такие частушки:
Зять на теще капусту возил,
Молоду жену в пристяжке водил.
Ах ты - но! Ах ты теща моя!
Ты постой, молодая жена!
Тебя, старую черт не возьмет!
Молода жена живот надорвет!
Частушки пели на гулянках под гармошку и перестук деревянных ложек. С ними выходили на круг и пели их, пританцовывая и приплясывая. И всем вокруг от такого пения становилось весело.
И я стала подпевать, а потом и сама стала сочинять частушки.
Я танцую- топ-топ!
Я в ладошки - хлоп-хлоп!
Милый дедушка, не стой!
Попляши и ты со мной!
Взрослые относились к моим сочинениям снисходительно. Они не критиковали трехлетнюю девочку.
Когда я пошла в школу, я участвовала во всех школьных конкурсах чтецов в нашей четвертой школе города Благовещенска. Иногда на конкурсах я читала и свои стихи.
Снежинки в воздухе кружатся.
Покорно голову склоня,
Они садятся и садятся
На дом, на землю, на меня.
И их толпою окруженная,
Их красотой поражена
Одна стою я, изумленная,
У освещенного окна.
А на ладошки теплые
В прозрачном одеянии
Садятся сестры юные,
Зимы седой послание.
Я точно помню, что эти стихи я написала в третьем классе. И было мне тогда уже девять лет. А в десять лет я написала стихотворение, которое и до сих пор не превзошла.
Амур!Широкая и вольная река!
Ты так прекрасен,
Когда прощальный солнца луч издалека
Твою поверхность серебрит и красит.
И теплый ветерок шумит в твоих волнах,
И тихо шепчется с тобой, играя,
И, чуть плескаясь в берегах,
Бежит,бежит куда-то вдаль
Вода твоя живая.
Зимою ты совсем другой.
Бронею льда закован
Ты весь сверкаешь белизной,
Укрытый снежным слоем.
А ветер уж не добрый - злой,
Снежки в лицо бросает
И кружит белый, снежный пух.
В торосах завывает.
Но вот весна! И лед трещит,
Весне и солнцу подчиняясь.
И снова вдаль вода бежит,
Широкой лентой извиваясь.
Не раз я потом писала стихи о своей любимой реке, но это стихотворение мне почему-то особенно дорого.
Так вот я и жила, подрастала, писала стихи. Я была уже в той поре, которая юностью называется. Мне исполнилось шестнадцать лет. Я отнесла стихи первый раз в жизни в редакцию молодежной газеты. Их напечатали. Но я их не узнала. Кто-то отредактировал их. Стали ли они от этого лучше? Не знаю. Их пригладили. Они стали чужими. Я сильно плакала. И дала себе слово никогда больше не печатать свои стихи. Нигде.
Слово я свое сдержала. В августе этого года мне уже будет семьдесят лет. Всю свою жизнь я писала и пишу стихи. Одноклассник мой посоветовал мне выйти на сайт "Стихи.ру" и опубликовать все свои стихи именно там. Долго я сомневалась. Но меня убедили друзья, что народ на сайте - доброжелательный, а живая связь с читателями и знатоками поэзии мне никак не повредит.
Открыла я свою страничку на этом сайте и выложила там свои стихи разных лет. И правда, получила доброжелательные отзывы. И было очень приятно узнать, что мое восприятие жизни кому-то созвучно.
НО вот на днях пришел отзыв на некоторые мои произведения. "Плохо. Очень плохо. Не могу похвалить. Есть повторы. Три раза повторили слово "он".
Началось! И так же как в юности, первым порывом было закрыть страницу на этом сайте.
Так нельзя. Стихи мои - это как мои дети. В них душа моя. Моя боль. Мое счастье. Мои раздумья. И не нужно их воспринимать, как вереницу слов. Они ТАКИМИ родились в моей душе. Впрочем, я и прозу когда пишу, тоже иногда плачу над строчками.
Но я уже повзрослела. Научилась критику воспринимать равнодушно. Закипит в душе, разгорится пламя, но я слышу голос папы - опять ты, дочка,сорвалась. Опять выход из-за печки делаешь. Это ты в мою бабушку-турчанку. Горячая очень. Остынь. Попей водички.
Попила я водички, подумала и ... осталась на сайте.
Ох, уж эта горячность наша. Она в крови. По наследству достается нам. У меня сынок совсем крошечным был - второй годик ему шел. А был он мальчик подвижный очень и своенравный. А я всюду за ним ходила и говорила очень часто слово - нельзя.
-Неззя говорить "неззя", надо говорить - "моззё, моззё!" - кричал мне мой малыш, топал ногой и смотрел на меня сердито.
Устами младенца глаголет истина. Нельзя говорить "плохо", лучше все-таки -хорошо. В этом слове больше созидательной энергии.
В школе мне не давалось чистописание. Я была левша - переученная на правую руку. Мне карандаш даже к руке привязывали бинтиком. А моя первая учительница - Вера Никифоровна - брала в руки мою тетрадь с каракулями, показывала мне буквы, которые я написала хорошо. А и было то их всего две-три на весь текст.
-Смотри, Валя, как хорошо ты написала ЭТИ буквы. А раз ты их смогла написать так красиво,значит и все когда-нибудь научишься писать красиво.
И я научилась.
Сейчас появились редакторы, которые улучшают авторский текст. Настолько, что исчезает самобытность авторская, исчезает лицо писавшего. Вроде бы и слова правильные и стоят они на месте. А чего-то не хватает.
Нет. Свои работы я никому не доверяю. Правлю их сама. Рецепт простой - пишу, даю отлежаться, потом читаю и правлю, если нужно. Так я большие произведения пишу. Рассказы тоже нуждаются в правке. Но тут путь их рождения немного другой. Рассказы долго рождаются. Их я пишу вначале в своем воображении, думаю над ними, наполняю деталями реальной жизни, рисую портреты героев. А уж какими они приходят к вам, дорогие читатели, только вам и судить.
А в людях я ценю доброжелательность. Больше всех других качеств.