Почему обезьяны не стали человеками

Виктор Ефременко
            На  этот  вопрос  ученые  биологи  эволюционисты  не  могут  дать  внятного  ответа.  Задайте  этот  вопрос  в  поисковике  и  вы  увидите  весьма  невразумительные  доводы  весьма  уважаемых  ученых-биологов.  Это  происходит  потому,  что  биологи  уверовали  в  исключительные  возможности  генетики  объяснять  все  эволюционные  изменения.   Но  функциональные  изменения  в  сознании  не  могут  объясняться  генетикой.  И  ученые  сами  это  знают.  И  тем  не  менее  с  каким  то  необъяснимым  упорством   стараются  культурные  изменения   в  эволюции  человека  объяснять  генами,  иногда  с  привлечением  понятия  о  "длинной  руке  гена".  Но  признание  такого  понятия  как  МЭМ  для  них  пока  затруднительно.  Этот  механизм  верования  ученых  имеет  такой  же  характер,  как   и  убеждённость  религиозных  фанатиков  в  непогрешимости  их  веры.       

 Эволюцию  живого  можно  представить  в  виде  могучего  дерева  со  стволом,  от  которого  произрастает  большое  число  веток.  Общим  для  всех   видов,  образующих  это  дерево,     являются  три    свойства: изменчивость,  естественный  отбор,  наследственность.  Изменчивость  видов  и  наследственность  обеспечиваются  в  биологической  эволюции  генами,  фрагментами  молекулы  ДНК.   Они  называются  репликаторами. 
                У  многоклеточных  на  каком  то  этапе  развития  появляются  сначала  нервные  клетки,  а  затем  и  мозг. При  этом  открылся  новый  путь    эволюционирования  с  помощью  функциональных  адаптаций  мозга,  открылся  для  многих  видов,  но  воспользовался  им  в  полной  мере  только  один  вид -  Homo Sapiens.
                Естественный  отбор,  основной,   механизм  биологической  эволюции, осуществив  Дарвинскую  дивергенцию (расхождение),   в  виде появления из  отряда  приматов  в  подсемействе  гоминин    вида  Homo Sapiens с  достаточно  развитым  мозгом,  тем  самым  открыл   для  вида Homo Sapiens  еще  один  путь   эволюционного  развития,  который  назвали  социальной  или  культурной  эволюцией.   Правда,  50 тыс.  лет  тому,  было  ещё  несколько  видов  приматов,  развивающихся  на  этой  ветви  эволюции,  которые,  не  выдержали  отбора.
               
                Мозг  в  течение  жизни  особи  обеспечивает    функциональные  адаптации,  которые,  однако,  не  наследуются,  поэтому  структуры  мозга  МЭМы  нельзя  назвать  полноценными  репликаторами,  такими  же  как  гены.  Ведь  со  смертью  человека  все  накопленные  мозгом  адаптации  тоже  умирают.
                Гены  же,   являются  полноценными  репликаторами  биологической  эволюции,  потому  что  не  умирают,  а  в  виде  копий  переходят  потомкам,  благодаря  половому  процессу  размножения.
                Кому  не  нравится  представлять  МЭМы  как  реальные  функционирующие  структуры  мозга,   может  представлять  их  как  модели,   которые  помогают  описывать  многие  полезные  наблюдаемые  свойства  ментальности  человека.
                В  электротехнике  широко  используется  понятие  потенциала.  Это  модель  для  описания законов (правил) протекания  электрического  тока.  Потенциал  никто  в  микроскоп  не  наблюдал.  Но  это  представление  оказывается  весьма  полезным.  Также  можете  считать  и  про  МЭМы.
                Со  временем  в  популяциях появились    механизмы,  реализующие  в    некоторой  степени  репликацию МЭМов (передачу  адаптаций   мозга).
Процесс  воспитания   животных  в  семьях,   позволяет  передавать  функциональные  адаптации мозга особей  только  своим  потомкам   путем  обучения,  но  не  всей  новой  генерации.  Дети  учатся  у  родителей  или  матери  мудростям  существования.  Без  обучения  жизнь  в  дикой  природе  невозможна. МЭМы  являются  репликаторами  с  ограниченными  возможностями.
                Homo sapiens   на  сегодня  единственный  вид,  создавший  развитый  язык  общения,  который  позволяет  осуществлять  расширенное  наследование   накопленной  информации.  Эта  передача    происходит   не  только  в  процессе  воспитания, а  также,  в  отличие  от  других  видов, имеет место изустно  передаваемая  информация  в  виде,  верований, легенд,  образцов  поведения  и  морали.  Эта  передача  осуществляется  при  помощи  созданных  человеком  социальных институтов,  таких  как  религия  с  её  многочисленными  носителями  и  инструментами.  Социальные  институты и  развитая  речь  расширяют  для  МЭМов  возможности  реплицирования,  расширяют  поток  информации  передаваемый  в окружающий социум  и  в  новую  генерацию.
                Изобретение  письменности   можно  рассматривать  как  появление  дополнительных  возможностей  для  передачи  усвоенной  информации за  время  жизни  не  только  прямым  потомкам,  а  всем  грамотным  людям,  как  в  данном  поколении,  так  и  последующих  поколениях. Пословица: «ученье  свет,  а  неученее  тьма»  абсолютно  точно  отражает  причину  перехода  человека  из  тёмного  животного  состояния  в  новое  качество,  выход  на  траекторию   культурной  эволюции.
                МЭМы  становятся полноценными  репликаторами  только  вместе  с  системой  фиксации  функциональных  адаптаций,   сформулированных   с  помощью  языка  и  зафиксированных  в  письменном  виде. Появление  письменности  и  книгопечатания  значительно  увеличили  возможности  накопления  информации  в  следующих  поколениях. 
                Сейчас  появились  мощные  носители  информации:  СМИ,  телевидение,  интернет  с  базами  данных  и  соц.  сетями.  Развитый  язык  общения  и  письменность  сделали  человека  человеком,  а  совсем  не  труд,  как  писал  классик.

                Другие  приматы (кроме  человека)  не  имеют  возможности,   ввиду  недостаточного  разума  и  отсутствия  развитой  речи  формулировать  свои  верования,  усвоенные  образцы  поведения,  чтобы  передавать  их  в  следующие  поколения  или  изустно  или  в  виде  записанных  символов,  хотя  для  себя  они  опыт  накапливают  и  выводы  формулируют  на  своём  языке.  Поэтому  информация  не  может    быстро  накапливаться  в  популяции  и  отсюда  понятно,  что  культурная  эволюция  у  приматов  слишком  медленная,  но  всё  же  кое   какие  движения  в  этом  направлении  есть,  кое-чему  они  научаются.  Но  у  них  возникают  трудности  с  накоплением  информации. 
                Когда  обезьяна  начнет  что-то  записывать,  то  это  будет  означать,  что  процесс  пошёл.   Из  3  необходимых  условий  любой  эволюции  живого  у  приматов  для  начала   культурной  эволюции имеется  2,5.  Их  МЭМы  не  являются  полноценными  репликаторами  и  за  это  я  снял  с  них   половину  балла.  Что  касается  изменчивости  и  отбора,  то  они  присутствуют  в  полной  мере.
               Адаптации  культурной  эволюции  это  психологические  адаптации  мозга,  изменяющие    ментальность  его  обладателя.   Культурная  эволюция  происходит  не  путем  изменения  морфологии  или  физиологии,  а  путем  психологических  изменений  ментальности.
               Из  всего  вышесказанного    ясно,  что  сходства  у  биологической  и  культурной  эволюций  не  меньше,  чем  различий.  Поэтому  разговоры,  что  культурная  эволюция особая, не  похожа  на  биологическую,  не  имеют  оснований.  Ведь  это  структуры  одного  эволюционного  дерева. 
Редактировано  19  мая  2018  года