Чужеземец

Иван Думанов
     Я уже выросла и учусь во втором классе. Наша прабабушка— очень старенькая. Плохо видит, плохо слышит, хотя всё время носит в ухе проводок. У неё болят руки и ноги, уже делами заниматься ей трудно, но она охотно рассказывает про свою жизнь, особенно про детство и молодость. А детство её совпало с войной, той страшной войной с фашистами, что напали на нашу Родину.
     Как раз перед Днём Победы учительница поручила нам, у кого есть дедушки и бабушки, захватившие войну, написать какой-нибудь рассказ об их жизни во время войны.
    С этим поручением я и подошла к нашей бабушке. После того, как она расслышала и поняла вопрос, глаза её засветились, а сама она говорит:  "Я тебе расскажу простую и весёлую историю.   
    Наше село оккупировали фашисты. Лет мне было тогда приблизительно как тебе сейчас. Школа не работала. Во всём селе хозяйничали немцы и полицаи. Они следили, чтобы никто не говорил хорошо про советскую власть, про Сталина, про Красную Армию и партизан, чтобы не показывали красные флаги или красные звёзды.  Ещё хуже, чем  сейчас на Украине. А кого уличали, тех жестоко наказывали. Но партизаны были, они иногда заходили в село. Зачем приходили, мы, дети, не знали, но песни партизанские слышали. В одной из песен были слова: "...Не уйдёт чужеземец незванный, своего не увидит жилья..."  Мы— я и соседские дети— знали, что эту песню нельзя петь, потому что накажут и нас и наших матерей. Вот мы запирались в бане, она стояла на задворках, и тихо пели по-своему: "...Не уйдёт чужеНемец незванный, своего не увидит жУлья..." Слова-то мы запоминали на слух. Про нелады с грамматикой мы понятия не имели. С чужим немцем понятно, а вот про жульё надо пояснить. Жуликами, жульём в селе называли тех, кто шастал по чужим огородам, садам, а то и по сараям. А про немцев думали и знали, что они здесь хуже всякого жулья, значит, рассуждали мы, и там, откуда они приехали, тоже одно жульё, своё жульё.
     Бабушка замолчала, глаза закрыла, будто задремала. Я не стала её тормошить. Зачем? Очень даже интересный рассказ она поведала. Вот его я и напишу для нашей учительницы. 

         Май 2018