Раиса Коротких. Галина Щекина. Речь о реке

Раиса Коротких
Книга Галины Щекиной «Речь о реке» (Москва, 2016) посвящена поэту Михаилу Сопину. Галина Щекина, известная писательница, поэт.Ее роман «Графоманка»  вошёл в финал национальной премии «Русский Букер» в числе шести лучших прозаических произведений, опубликованных на русском языке, выдвинут на соискание премии «Национальный бестселлер». Напомним читателю, что она одна из первых на «Прозе.ру» получила почетное звание «Народный писатель».

 «О чем я пишу? – говорит сама Галина Щекина. - Кроме тех книг, которые я писала раньше – «Графоманка», «Чудовищный цветок» (стихи), «Бася», «Мелисса», «Ария» - у меня в работе около 4-х сборников статей под общим заголовком «Крупным планом». Это тоже для вечности. Там разные люди – Тайганова, Архипов, Сопин, Щекина, Жаравин, Сучкова. Поскольку были всякие мероприятия и, в том числе, литературные чтения, статей накопилось много».

Не ставя своей задачей рассказать подробно о творчестве Галины Щекиной, ограничусь только высказыванием Евгения Попова - прозаика, лауреата многочисленных премий. «То, что она лидер, для меня так же несомненно, как и то, что она — талантливая писательница, знающая, как и куда поставить слово в прозе. Именно такие личности, как Галина Щекина, не дают нашей литературе заснуть и свалиться с лавки».

Мне хочется хотя бы немного рассказать о ее книге «Речь о реке».  Необычность этой публикации состоит в том, что авторский сборник, посвященный поэту Михаилу Сопину, включает в себя поэму о поэте, записи его воспоминаний и размышлений, статьи-эссе о его жизни и творчестве, материалы обсуждения первой книги о нем.
Читая эту книгу, я была заворожена и перечитывала вновь и вновь те страницы, которые открывают тайну поэтического влияния Михаила Сопина на Галину Щекину.  Влияния необычного, сродни иронии, подчас едкой насмешки, редкого одобрения ее стихов. И как она, горячая и одновременно суровая по натуре, воспринимала то, что говорил  Михаил Сопин. Но лучше читать у самого автора.

Как она пишет, что после прослушивания одного из его стихотворений, «я закоченела, застыла, но самое главное – позвоночником поняла, с кем меня судьба столкнула. Человек слишком большого масштаба, мыслитель и бунтарь, он был вровень со страной, он мог себе позволить говорить с ней на «ты» Поэтому все время была нестыковка. Мы на одном уровне, он на другом, выше»…
«Начала я носить поэту все, что появлялось у меня нового. Я почувствовала в нем честность, правду, умение просечь явление до сердцевины. Я боялась его, но поле, которое вокруг него держалось, электрическое, мощное, меня питало»…

О многом заставляет задуматься эта книга. «Речь о реке, - пишет Галина Щекина, - прародине отцов Свернувшейся в холодное кольцо Не на руке, на шее у страны Под плач и вой, горячечные сны. Речь о реке из берегов - навзрыд Катящийся в столбцы и строки взрыв. И о тоске по той реке уплывшим Живым теперь - и прежде жившим. В поток чужих страданий - взгляд с моста И боль от попаданий тысяч ста, Казненного пророка слово лишь - Любви навек, как тюрем - не простишь. Изгиб реки, что стылой бездной дышит - В ней облака и сорванные крыши - Изгиб руки у лба бессонной ночью Мольба за жизнь, которая клокочет».

Если бы я писала подробно об этой книге, то не совсем бы согласилась. В моем понимании – река – это и  источник жизни, а не только смерти. Но право автора толковать по своему. К тому же текст стихов Михаила Сопина таков, что он уносит и в реку, и в космос все, что касается человека, которого жизнь беспощадно давит.

Можно порадоваться, читая Галину Щекину, как жизнь подарила ей целый ряд лет совместной работы с поэтом. Она необычно для современного мира откровенна, когда рассказывает, что поэт заставлял ее искать главное. Он воспитывал чутье к "золотым строчкам". Будил жажду творческой свободы, но в то же время не давал этой свободе воли, потому что «при каждом удобном случае унижал меня. И я не могла за себя постоять, я молчала. Ведь он – великий поэт, это было очевидно, бесспорно. Но определенное сопротивление внутри меня возникло и в дальнейшем помогло мне выстоять и писать».

Многие ли из нас могут говорить так? У меня в жизни (да простит меня читатель за этот переход) было много замечательных учителей. Они очень многое дали мне по жизни. Ведь творческая работа – это особое состояние души, содружество, если не больше. При всем везении на учителей в одном случае мне очень не повезло. Я так и не смогла учиться так, как хотелось, у Михайлова Феликса Трофимовича. Почувствовав в нем нечто такое, что мне, второкурснице медицинского института, показалось «искрой божьей», я стала тянуться к нему, пытаясь хотя бы поначалу понять смысл того, о чем он говорил нам на занятиях по философии. Но его скоро «ушли» с кафедры. Я всегда следила за его работой, книгами, но единение мне так и не было ниспослано. Я до сих пор жалею об этом.

Поэтому могу понять и порадоваться словам Галины Щекиной, которая так хорошо сказала: «Вы знаете, я часто  и взахлеб читаю "модное", но всегда вспоминаю - а что бы поэт Сопин сказал? Это своего  рода  мерило. И когда свое пишу – тоже».

Спасибо, уважаемая Галина Александровна, это «мерило» большого писателя  многого стоит.  И поэтому нарушу взятое на себя обязательство не приводить стихов поэта, и закончу его словами:

Присматриваясь к власти и судьбе,
Так часто я отказывал себе
В любви и дружбе, капельке тепла.
Земная жизнь сквозь пальцы протекла.
В замершее окно гляжу. Молчу.
Глаза туманит
Тусклый свет былого.
Как мало вас, кого обнять хочу.
Без слез. За все.
Не обронив ни слова.

      Гале и Сереже Щекиным.