М-2018-015 Мозг в пробирке

Дмитрий Белабенко
Как было обещано в самом начале исследования (http://proza.ru/2018/02/10/1086), возвращаюсь к философской теме о познании внешнего мира. Вопрос этот отношения к пятому слою, скорее всего, не имеет. Идея мира Матрицы является продолжением данного вопроса. А в самом фильме в первой серии есть несколько сцен (например, https://vk.com/video197078081_456239098), в которых этот вопрос в том или ином виде воспроизводится.
По данной тематике можно прочитать множество философской литературы, но я остановил выбор на популярном изложении проблемы профессиональным философом. Для тех, кто заинтересуется могу порекомендовать книгу Лоу, С. Философские истории / Стивен Лоу; пер. с англ. А.Л. Никифорова. – М. : АСТ МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 280, [8] с. – (Philosophy). В этой книге имеется целая глава, посвященная вопросу познания внешнего мира (имеется в виду внешний относительно сознания мир). Данная проблема известна также под термином «мозг в сосуде».
Вопрос на первый взгляд прост. Если сознание есть результат деятельности мозга при обработке внешних сигналов, то как узнать о реальности окружающего нас внешнего мира. Психические процессы, создающие в мозге восприятие внешнего мира, могут возникнуть как от сигналов внешнего мира через органы чувств, так и от непосредственного воздействия на нервную систему сигналами, имитирующими внешний мир.
Итак, в Матрице живут люди, которые воспринимают лишь имитирующие сигналы, на основании которых мозг создает реалистичное восприятие несуществующего мира. Поэтому в сцене освобождения Нео смотрит на зеркало-желе и говорит, что этого не может быть. Его мозг считает, что воспринимаемый и реальный миры тождественны. Но в рамках мира Матрицы это не так. Поэтому Морфеус задает ему вопрос: «Как можно отличить сон от яви, если не можешь проснуться?» Это и есть тот самый вопрос: «Философы пытаются ответить на вопрос: можем ли мы что-либо знать о внешнем мире?» (цитата из упомянутой книги).
В фильме Матрица есть намек на то, как определить реальность мира. Если наш мир имитация, то должны возникать сбои во внешнем мире, которые в восприятии будут проявляться как исключения из правил (чудеса). Приводится пример с дежавю (https://vk.com/video197078081_456239103). Предположения, конечно, интересное, но доказать то, что мы не мозг в сосуде нельзя. По этому поводу имеется два мнения: скептицизм относительно внешнего мира утверждает, что мы ничего об этом мире не знаем; и позиция здравого смысла, утверждающая о наличии у нас знания о внешнем мире.
Ситуация сродни вопроса о существовании бога. Общепризнанно, что это не научный вопрос. Однако, Ричард Докинз, не согласен с таким подходом и в своих книгах приводит доказательства в пользу отсутствия бога, с оговоркой, что эти доказательства не абсолютные, а вероятностные. Но с очень высокой вероятностью.
Так и в философских рассуждениях Стивен Лоу приводит множество примеров об ошибках здравого смысла. С другой стороны, бритва Оккама заставляет нас принимать более простое объяснение, как более вероятное. Проблема здесь может возникнуть в определении критериев простоты.
Философ заключает: «По-видимому, мы рождаемся с верой в реальность окружающего мира и не можем от нее отказаться».
В данном вопросе обращаться к понятию веры, мне кажется, неуместным. Человек это продукт многомиллионолетней эволюции вселенной. И в этом плане он унаследовал от своих предков органы чувств, на основании сигналов которых мозг определяет ответное поведение. Таким образом, отождествление воспринимаемого и внешнего миров это не акт веры, а следствие работы унаследованных в процессе эволюции функций организма (то есть закономерный процесс). Это не вера, а сам способ существования.
Еще два момента из книги, на которые хотелось обратить внимание. Первый, книга насыщена примерами отрицательными в эмоциональном смысле. На странице 58 читаем «Предположим, вы по несчастливой случайности попали под грузовик. Ваше тело раздавлено в лепешку». Оптимистичный пример… Таких в книге хватает.
Второй, это описание способа создания мозга в сосуде с сохранением жизни тела. Описание полностью совпадает с тем, что мы видим в фильме Матрица (https://vk.com/video197078081_456239100).
«Сзади к вашей шеи прикрепляется небольшая электрическая розетка, к которой подсоединяются все нервные волокна, связанные с вашим мозгом. Эта розетка позволяет подключить ваш мозг к мощному суперкомпьютеру».
Далее в этой главе рассматривается не менее интересный вопрос о персональном тождестве. Но об этом лучше написать в отдельной статье.