О любви и не только... 2

Светлана Весенняя
 На войне как на войне...
 Ю. Нагибин получает перевод  на Воронежский фронт. Он  выполнял разные служебные обязанности.Был и радиодиктором, во время одной из рупорных передач получил серьёзную контузию, попал во фронтовой госпиталь, обследовался в Москве и для лечения был направлен в больницу им. Кащенко, откуда сбежал, вспоминая этот период своей жизни, он пишет, что «ничего страшнее  этого богоугодного заведения нет на свете…»


 В Москве  любовь к Даше как будто обрела новое звучание: он неоднократно приезжал к дому, в котором они жили вместе, но не сообщал ей об этом. И всё-таки встреча с Дашей состоялась, но  легче ему не стало. Даша возвращаться к нему не желала, а он и не говорил с ней об этом. Читая эти страницы повести, понимаю и чувствую, насколько гордым, а, может быть, гордецом был Юрий Нагибин. А  лечится он от любви к Даше встречами с «нетребовательными и необязательными женщинами, которые ничего не ждали и не требовали от него.»


 Опять думаю  о том, что мужчины любят по-другому: любя единственную, могут быть со многими, лишь бы не быть одному, но, спустя десятилетия, Ю. Нагибин признаётся в том, что ни одна из встреченных в тот период женщин не смогла ему заменить Дашу. Она в нём жила все прожитые годы…


 А тогда они развелись, у Даши уже был новый возлюбленный, поэт,  c которым одно время  был дружен Б. Пастернак, спустя время женился вторично и сам Юрий Маркович.


 Автобиографическую повесть Ю. Нагибина читать, конечно, интересно. Много страниц в ней он посвятил матери Даши, Анне Михайловне Гербер, которая имела большое влияние на дочь, было время, когда Анна Михайловна  была влюблена в Б. Пастернака. Взаимоотношения в среде известных литераторов, людей искусства строятся совсем по другим законам, чем у людей обычных, не целованных Богом. Так мне показалось, когда я читала эту повесть. Если в период любви Юрия и Даши  Анна Михайловна  постоянно «вставляла палки», пытаясь, дочь вернуть в лоно своей семьи, то, когда у Даши был уже другой возлюбленный, и Юрий Маркович был женат второй раз, именно Анна Михайловна просит мать Юрия пригласить их в гости. И званый ужин состоялся, а потом Даша осталась ночевать у Юрия, и они вели себя так, как будто  и не расставались. А утром Даша пошла пешком домой, отказавшись, чтобы бывший муж её проводил, и вела себя так, как будто и не было одной ночи на двоих.
Может быть, жить по чувству, не задавая лишних вопросов себе, правильно? По крайней мере, я, читая эту повесть, постоянно задаю себе разные вопросы, думая о том, что люди скованы общепринятыми законами морали. Но мораль тоже имеет обратную сторону медали.


 Спустя четыре десятилетия, вспоминая свою первую любовь, Ю. Нагибин напишет в этой повести : «Я ничего не простил, не забыл и не забуду. Во мне осталось только желание - дань привычке. Я не люблю её, а она не любит меня. Но я знал, что за эту нелюбовь я отдам все прошлые, настоящие и будущие любови…»
Может быть, именно поэтому писатель был женат шесть раз? К счастью, повезло с шестой женой, которая не была ревнивой и не нуждалась, чтобы физиологически муж доказывал ей свою любовь.


 Богемную жизнь , судя по содержанию повести, Ю.Нагибин любил : встречи , выпивки, потасовки были в порядке вещей. И Даша, и он меняли партнёров, но все вместе весело проводили свободное время.
И вновь у меня возник вопрос: стоит ли рассказывать читателям о своей бесшабашной жизни? Ответить мне Ю. М. Нагибин уже не сможет. Видимо, в последние месяцы своей жизни воспоминания вели его в ту пору, когда он был счастлив, потому что в те годы Даша была с ним, правда, будучи чужой женой, но он часто её видел и всё про неё знал, как и она про него.


 В воспоминаниях он заново переживает свои дни счастья. Всё, как и у нас, обывателей.
И всё-таки, зачем было разводиться двоим, ведь их «встречи обрели если не регулярность, то периодичность»?
Этот вопрос не только я, читательница, задаю, но и сам автор задавал себе постоянно, но изменить ничего не мог, кроме постоянной смены жён, случайных связей.
Ю. Нагибин пишет, что если он  «при всех своих женитьбах оставался в бытовом плане холостяком, то Даша была жена и мать, хранительница семейного очага».

 
Много в этой небольшой повести индивидуальных зарисовок-портретов людей, которых хорошо знал долгие годы Ю. Нагибин, а поэтому его слова : «до чего же богата - при всей бедности - и неисповедима жизнь!- можно было  поставить эпиграфом и к данной повести, и к жизни автора.»
«Писать о себе и писать правду порой невыносимо…»- и эти слова из повести могли бы стать эпиграфом ко всему литературному творчеству Ю. М. Нагибина.


Я вновь листаю фотографии писателя …

P.S. Конечно, имена Даши, её матери, фамилия отчима в повести изменены, но живые прототипы себя узнавали. И одну из повестей, в которой Даша узнала себя, она не простила Ю. Нагибину. Это стало причиной окончательного их расставания и возможностью сохранить последний шестой брак, в котором писатель почувствовал себя наконец-то семейным человеком. И счастливым?

У меня есть миниатюра "Эхо", также я назвала свою вторую самиздательскую маленькую книжку, которую мне сын выпустил к 22.04. 18г.. Какого же было моё удивление, когда я, читая биографию Ю. Нагибина, узнала. что у него есть сборник, названный "Эхо".