Про Анголу, 80-ые

Валерий Канкава
Внутренний рейд порта Луанда, столицы Анголы в советские времена внушал уважение. На рейде одновременно можно было увидеть до сотни судов под нашим флагом. Здесь же базировался плавучий док из Керчи, для подъёма и ремонта судов. У причалов стояли корабли ВМФ СССР. На СДК (средний десантный корабль) размещались части морской пехоты. В стране тогда было не спокойно.
 
По дороге из аэропорта наши автобусы попали под автоматный огонь. Стреляли естественно не по нам. Происходило это практически в центре столицы, кто-то убегал, кто-то за кем-то гнался, при этом поливая всё вокруг свинцом из автоматов. Из нас никто не пострадал, но по прибытию в порт, насчитали несколько дырок в салоне автобуса.

При посадке в ждавшую нас шлюпку заметил, что совсем рядом из воды торчат несколько пар подвешенных на верёвках человеческих пяток. Позже выяснилось, что эти несчастные, казнённые повстанцы.

Прибыли на борт, осмотрелись. Узнали, что два траулера недавно были подорваны на рейде на минах. В первую же ночь, лёжа на койке в каюте услышал размеренные подводные взрывы около борта. Это работали наши военморы, а точнее отряд по борьбе с подводными диверсионными силами противника.

Луанда, считалась стратегически важным базовым региональным портом в системе огромной империи под названием Министерство Рыбного Хозяйства СССР. Таких портов было достаточно много, Дакар, Аден, Лима и т.д. И это никого не удивляло, так как советский рыболовный флот являлся одним из самых больших в мире.

Многие считают, что моря и океаны огромны. С одной стороны это так, а с другой, когда ночью на промысле в ЮВА (юго-восточная часть Атлантического океана) выходишь на крыло мостика, можно наблюдать удивительную картину. Над тобой мириады звёзд, а вокруг  по горизонту сотни, а иногда и тысячи навигационных огней. Кто-то забегает на траление, кто-то идёт с тралом, рядом дрейфуют или следуют малым ходом рыболовные базы, на которые сдают рыбопродукцию переполненные траулеры, одновременно принимая гофротару для упаковки ещё не пойманной рыбы. Кого-то бункеруют танкера, ведя на бакштове. Рядом рыскают суда науки в поисках новых рыбных косяков. Промысел живёт своей жизнью, и жизнью весьма интернациональной. Кого тут только не встретишь, суда с Кубы, Болгарии, Испании, Японии... Эфир не умолкает ни на минуту. Промысловый совет в режиме радиотелефонии, сменяется сводками погоды, обработкой служебной, частной корреспонденции, телефонных переговоров, и через некоторое время всё повторяется сначала...