Окрошка

Галина Куриленко
Младший сын, заканчивая  школу в 2000 году, решил стать военным и начал готовиться к поступлению в Харьковский военный университет.  Подготовка велась ним настолько серьёзно, что все наши аргументы, типа, – война, Чечня, Афган, разбивались о железное -  я всё уже решил. И так, как в нашей семье не принято никого ломать через колено, то осталось только помогать ему в организационных моментах в вопросах поступления. Занятия на годичных подготовительных курсах, выполнение контрольных, рецензии и очень хорошие оценки на  экзаменах по физике и математике по их окончании, которые засчитывались, как оценки на  вступительных экзаменах - всё это вселило надежду на успех.
 Осталось ещё написать диктант по украинскому языку, сдать спортивные нормативы в общем потоке абитуриентов и пройти медицинскую комиссию.  Для этого сын и был вызван в ВУЗ в июне.
 Всё. На этом наше влияние на процесс поступления закончилось. Дальнейшие события были наполнены неожиданными препятствиями, словно кто-то дал зарок не пустить его на учёбу в желанный ХВУ, и превратилось в настоящее испытание.
 Первая препона. Машина мужа, папы, которая везёт нас на железнодорожный вокзал,  на ночной поезд до Харькова, ломается посередине пути. Такси поймать ночью в небольшом городе задача не из лёгких. Мобильных телефонов  у нас тогда не было.  Но мы мужественно преодолеваем это препятствие, как в том анекдоте - "отремонтировали машину при помощи зубила, молотка и какой-то матери", и успели на поезд.
 Преграда № 2. Снять квартиру вблизи Лесопарка, где находится вступительный летний лагерь ХВУ, почти, невозможно. Абитуриенты из других областей приехали раньше нас и сняли всё жильё. Но и тут Господь милостив, одна пожилая дама сдаёт нам комнату в своей 3- комнатной квартире, сжалившись над нами. По соседству, рядом с нашей комнатой, вселился ещё какой-то мужчина.
 Облом №3. Этот мужчина уходит ночью в неизвестном направлении в обнимку с хозяйкиным маленьким телевизором и в туфлях моего сына. Утром идти на медицинскую комиссию ему не в чем. Раскопка старой кучи обуви бывшего зятя дамы на балконе, и хозяйка находит подходящие туфли. Парень идёт  в чужих туфлях, натирая при этом большие водянки. Но разве ж его это остановит?
  Непонятность № 4. К окончанию прохождения абитуриентами мед комиссии,  в холле мед сан части вывешены списки прошедших комиссию и допущенных к последним экзаменам, сына в списках нет.  Любые попытки прояснить ситуацию, узнать заболевание, диагноз, из-за которого сын не прошёл комиссию, натыкаются на гробовое молчание персонала. Они не догадывались, что у меня к женственной фигуре был приложен мужской характер, закалённый многолетней работой в мужском коллективе, и после непродолжительных "боевых  действий", на стенде появляется дополнительный список абитуриентов, допущенных к экзаменам. Среди них и мой сын.
 Остановиться, задуматься, вернуться на исходную позицию? Нет.  Потрачено уже слишком много  времени и сил,  вперёд и только вперёд, не задумываясь – какая же сила не пускает нас в ХВУ?
 Дальнейшие события дали нам возможность слегка передохнуть,  расслабиться. С утра сын сдавал недостающие экзамены и спортивные нормативы, потом его отпускали  и мы гуляли по городу, парку, стадионам, спорт - его слабость. Я настолько успокоилась и мне понравилась такая размеренная жизнь, что  потеряла чувство времени и реальности. В один из дней сын не пришёл к обеду,  и я, подождав немного, побежала к этим ненавистным железным воротам летнего лагеря ХВУ, за которые родителей не пускали, а наши дети там ходили строем (о ужас!). Мне удалось вызвать сына и я узнала, что он зачислен в ХВУ, отныне живёт в этом лагере неотлучно и готовится к принятию присяги. На которую нас с папой и братом и приглашает  8 июля. Сбегав на квартиру, я принесла его личные вещи, отдала, расцеловала,  попрощалась до встречи на присяге и медленно побрела на квартиру, чтобы утром уехать домой.
 Дорога, по которой я прошлась сто раз, не меньше, за эти дни, уже раздражала и я, свернув наугад  по тропинке в Лесопарке,  пошла по направлению к ХАИ им. Жуковского. Там бурлила жизнь, слышалась музыка. Она звучала с  летней террасы небольшого кафе.
 "Может поужинать? Я ведь ничего сегодня не успела приготовить за беготнёй." – Подумала я, зашла в кафе и устроилась за дальним столиком. Хотелось забиться в норку и попытаться понять откуда возникло это ощущение сиротства? Почему так  ноет в груди,  и нет радости от достигнутой цели?
- Здравствуйте. Заказ будете делать? – Молоденькая официантка, улыбнувшись, положила передо мной меню. Открыв его, я  не задумываясь, аппетит  остался у тех железных ворот, заказала котлету по-киевски, картофель, салат и пиво – была острая необходимость то ли обмыть поступление, то ли залить горе. Девонька, кивнув, удалилась, а я, вымыв руки в определённом месте, вернулась за столик и стала рассматривать немногочисленных посетителей.
За парой столиков сидели компании студентов старшекурсников, пили пиво, жарко что-то обсуждая. За отдельным столиком сидели парень с девушкой не похожие на влюблённых, скорее однокурсники, они кушали и тоже  о чём то живо разговаривали.  Я смотрела на этих молодых людей и в каждой группе представляла своего сына. Ведь и он мог бы  сидеть в этом кафе, или даже стоять за стойкой бара, а не маршировать по летнему военному лагерю. Выдадут ли им одеяла? Ведь ночи холодные ещё, а в учебных казармах я не видела стёкол на окнах….
 Мои мысли прервала опускающаяся на стол большая глиняная миска, в народном стиле с орнаментом по кругу, полная … окрошки… Девочка официантка, поставив её,  улыбнулась.
- Сейчас хлеб принесу. Приятного аппетита!
- Что это?! Где моя котлета и пиво?! – И я разрыдалась. Истерикой выливалось всё напряжение последних непростых дней, неопределённость дней грядущих и боль в груди. Я что-то пыталась сказать, но спазм перехватил горло и я только могла горько всхлипывать. Сквозь слёзы я видела как от стола убегает официантка, неся в хрупких руках большую миску и стараясь не расплескать окрошку. Видела повёрнутые в мою сторону лица ребят за соседними столиками. И при всей комичности ситуации – тётка рыдает от окрошки, на их лицах не было улыбок.
- Здравствуйте, я Андрей, бармен. Вот попейте воды. Извините нас – Диана заказ перепутала, она работает недавно.
- Это вы меня извините за неадекватную реакцию – сын сегодня в ХВУ поступил, вот я и на нервах вся.
- Это же здорово! Удачи ему. А вот и Ваш заказ, приятного аппетита.- Показал он на разнос в руках подошедшей другой официантки.
 Вытерев лицо, слегка приведя себя в порядок, я придвинула к себе высокий стакан с пивом и стала маленькими глотками уничтожать его содержимое. По телу разливалось тепло и покой – всё будет хорошо! Если я пережила эти 10 дней без потерь, не считая имиджевых, то обязательно всё будет хорошо. Закусив вкусной киевской котлетой, извинившись ещё раз перед работниками кафе за нервный срыв, я медленно поплелась сообщать хозяйке квартиры, что мы поступили!

На этом можно было бы и завершить «сказание о хождении  пари в курсанты». Но хочу поделиться зарисовками с натуры у железных ворот летнего лагеря ХВУ.
Две панночки привезли из Хмельницкого своих сыновей для поступления в ХВУ. Кремень! Никаких разговоров о поступлении! Только  цены  и ассортимент рынка  Барабашова в сравнении с  Хмельницким базаром. Слова нашей квартирной хозяйки вслед им, уезжающим, жили по соседству и уезжали гораздо раньше меня,  сыновья завалили какой-то экзамен.
-А  я так и не поняла –  зачем же  они приезжали? Сравнить цены крупнейших вещевых рынков Украины?
 
Паренёк закончил с медалью сельскую школу. По правилам поступления  должен по своему выбору сдать на «отлично» один из экзаменов и - принят! Не сдал, отец в шоке. Добился разрешения взглянуть на работу сына. Вышел чуть не плача.
- А мы же не готовились… Думали – медаль… Чему же его в той школе учили? И медаль – за шо?!

Мама одиночка, имея брата в штабе в Киеве, привезла сына на вступительные экзамены, оставила и уехала – работа, дочка подросток, село, хозяйство. Сын, благодаря дяде,  поступил и попал в одну роту с моим сыном.
 - Мам, представляешь, Истомкин (Игорь  Истомин) будет полночи после отбоя сидеть в туалете (единственно нормально освещённое место в ночной казарме), зубрить. Говорит – перед дядькой стыдно, он меня пристроил, а я его подведу и вылечу за неуспеваемость? Со средними способностями парень вышел в лидеры по успеваемости.
 
 Такая вот  «окрошка» из человеческих отношений, обстоятельств, характеров, которую я увидела и оценила в тот далёкий двухтысячный год.