Муза 36 отзывы на творения Олеси Николаевой

Федоров Мистик
Муза ХXXVI - отзывы на творения Олеси Николаевой


СТАРОЕ И НОВОЕ

Мыслям подростка земные покровы тесны:
все-то он жаждет себе левизны, новизны,
лиха и лишка.
Мёдом упьётся, и ядом покажется мёд,
шкурку спалит и в чужую себя обернёт,
или как выпадет фишка.

С чем остаётся он, голенький?
От кривизны
мутных хрусталиков – только тревожные сны,
от насыщенья – изжога и злая отрыжка,
да новизны этой деланой мелкий помёт…

Разве что старенький только его и поймёт –
старенький плюшевый мишка.


С.Ф.
Для немощного ума  -Иероглиф с ''абра-кадаброй''  ''Нострадамус.'' При чем тут Мишка? Может быть к возвращению к детству, к детскому, самому правильному восприятию мира?

''От кривизны
мутных хрусталиков – только тревожные сны,''
Золотая строка этого стихотворения. Золотое сечение.

''шкурку спалит и в чужую себя обернёт,
или как выпадет фишка.''
Человек выпрыгнул из детства, где он был он, и лепится  мнением из вне. ''Оборачивается'' в чужие одежды''
Оделся в ''чужие одежды'', не соответствующие  его ''я'', и оказался ''голеньким. Раздетым, ограбленным.
''От кривизны
мутных хрусталиков – только тревожные сны,''
Искаженное восприятие мира, икаженная парадигма, от  ''пьянки страстей'' помутнение хрусталиков, помутнение зрения.
''Если око твое будет светло, то и все тело твое будет светло''

''от насыщенья – изжога и злая отрыжка,''  от жизни.
Это уже доктор Чехов.

И вот ''Явление народу''
''Разве что старенький только его и поймёт –
старенький плюшевый мишка.''
Полное недоумение и благоговейное безмолвие!
''Мишка'' из фильма Тарковского ''Зеркало''. Даже, если его там не было, он есть. Кстати на фото игрушка не времен детства Олеси, более ранняя. Символ, напомиминание о корнях, о жизни в детстве, когда не было ''изжоги и отрыжки'' и мутного взгляда на жизнь, помутнения хрусталиков и сознания.
Моего слабого ума не хватило для постижения иероглифа, откровения, данного гением.

Андрей Тарковский Ваш ''родной дядя''! Пушкин прадедушка, а Тарковский дядя!
***

Анастасия Фролова

Сергей Федоров-Мистик, мне нравится Ваш первый абзац. Я тоже так поняла: про возвращение к первоистокам, к родному, настоящему  и незамутненному

Ольга Благая

Разве что старенький только его и поймёт –
старенький плюшевый мишка.
Я думаю, стихи о том, что подросток хочет быть скорее взрослым, не имея ещё на то оснований, даже не расставшись с игрушками...

С.Ф.

Неужели детские игрушки тоже становятся стариками? Это сюжет для других стихов. Про куклу девочки, ставшей ''Пиковой дамой'', и и розового младенчика ''Скупого рыцаря''.
На фото Мишка, которому 62 года, он тоже без одного глаза.


Ольга Благая

Сергей Федоров-Мистик, не стариками, конечно - просто старыми. :)

С.Ф.
Но юными в душе.

О.Б.
Сергей Федоров-Мистик, я про игрушки. :)

С.Ф.

Я тоже про игрушки. Мишка-то наставляет и утешает героя стихов.

О.Б.
Сергей Федоров-Мистик, очеловеченный? С душой? :)

С.Ф.

Вы хотите потрогать душу куклы. Она в душе человека. Олеся, как и Андерсен это знает ( я так думаю).

О.Б.
Сергей Федоров-Мистик, игра. Поэты и писатели тоже играют. :)

С.Ф.

''Что наша жизнь? - Игра!"
Андерсен всю жизнь играл в чудесные сказки. Булгаков в Воланда. А они оказались живы. А всякие колдуны иголками пронзают куклы. Куклы! А люди, которых эти куклы изображают, умирают. В артистической среде к этому относятся серьёзно. Очень не любят ложиться в гроб. Хотя это только игра. Если бы я был Олесей,то написал бы на эту тему стихи!

О.Б.
Сергей Федоров-Мистик, актёры очень суеверны. Хотя, не спрашивала у священников, можно ли играть умерших - мне не предлагали. :) Про колдовство не будем - это общение с тёмными силами, а творчество - это игра.

***

Фото сада 11 05 18

Олеся
Глядя на свои яблоньки, вспоминаю рассказ о том, как один архиерей приехал в монастырь и, глядя на его цветущий и благоухающий сад, спросил игумена: "Отче, а тебе после такого-то в раю не скучновато ли будет?"

С.Ф.
А где персонажи "Евгения Онегина''? На подходе? Или здесь только Ваши персонажи обитают?

Олеся
Только мои!

С.Ф.

Будующие призраки или, которые уже родились в жизнь вечную на земле?

Lisianna Riven
Сергей Федоров-Мистик  А вот и Федоров-Мистик со своей мистикой))
Сергей, книга Ваша-чудо, и спасибо Вам за Вашу откровенность, это дорогого стоит. Ну, а Ваш разбор Олесиных стихов, их понимание-выше всяких похвал!.

С.Ф.
Lisianna Riven

Претаинственная Lisiana Riven из-за Вас люди ломают копья, сражаются, почти ссорятся, а о Вас ничего неизвестно. Меня спрашивают, воинственно, кто Вы?  Я только знаю, что Вы не призрак, поскольку помню Вас в шубке на вечери Олеси, приобретающую у меня книгу. Далее полная неизвестность. Никакие поиски Вас не дали результата. А народ из-за Вас ссорится. И вот опять явились Вы, как Ангел в проеме между облакоами, или Призрак.
Ваши оценки очень серьёзно коснулись души. Я даже сказать ничего не могу. Слишком серьёзно! Хотя несколько строк.
Я уже боюсь искушать святую,  но так считаю не один я.
Не смею ожидать Вашего следующего явления!  Но удивлён нынешним! Благодарю Вас!

***

14-05-18

Олеся

По странному совпадению, в течение нескольких дней два литературных издания попросили меня написать комментарии к моим стихам, краткую предысторию их создания.
Вот – об одном из стихотворений.

ДВЕ СЕСТРЫ

Если я кого и кликну, это душеньку свою –
белую, несмелую, в жизни неумелую.
Если с кем ее сведу я, это с музою моей –
властною, прекрасною да огнеопасною.

Я скажу им: будьте вместе, разлученных две сестры, –
гаданные-жданные девы чужестранные.
Где одна, как хромоножка, там другая –поводырь:
девы странноликие да разноязыкие.

Где одна не понимает, там другая как своя,
родные ли, сводные, да не земнородные.
Где одна огни погасит, там другая свет зажжёт,
местные – не местные, а как есть – чудесные.

Где одна затянет узел, там другая сеть порвёт.
Званые, избранные, а как есть желанные.
Где одна томится жаждой, там другая воду льёт,
где одна блажит и тонет, там другая проплывёт.

Сложные ли, простые, обоюдоострые.
Где одна червей копает, там другую ангел ждет.
Где одна, как свечка тает, там другая ввысь растет.
Крученые, витые, да многоочитые.

И когда одна во гробе, то другая – во гробу,
и одна – как бы в утробе, а другая – как во льду.
Ночь идет, дождями сея поцелуи Елисея,
зимняя, весенняя, аж – до Воскресения.

… Ну, ужасно неловко восстанавливать post factum всю ту работу слуха, чувства, глаза, подсознания, воображения и выводить их на чистую воду: неизбежно будет выглядеть это профанно и просто глупо, почти неприлично. Как грубо звучат слова, за которыми стояла лишь догадка.
К тому же суеверное чувство: как только назовешь не названное, но явленное, оно впредь будет ускользать, меняя очертания, рассеется, пока и вовсе не пропадет.
Конечно, сначала прилетел звук – этот, с протяжным у-у: йа-о-и-о-у-у-йу. Выдох ветра, дуновение в дудочку… И нагнал его ритм, словно подгоняющий первоначальное ровное хореическое дыхание и заставляющий задыхаться, с явным притоптыванием ударных слогов: бЕлую, несмЕлую, в жИзни неумЕлую, словно на них легла тяжесть безударных. Пружина разжимается, чтобы вновь, задрожав, сжаться.
Явно плясали двое – душенька, она же Психея, и некто… То сходились, то пятились друг от друга, то кружась, то на месте, то подпрыгивая, то намеренно ударяя об пол с силою пяткою, каблуком.
Кто так пляшет с моей душой, что она и сама ходуном ходит, раздувает грудь? Эй, ты там кто? Творческая призывная власть, для простоты и узнаваемости -  муза. Когда-то она уже появлялась у меня в стихах:

Муза моя – глаза алмазные,
рубинов роток.
А Психея – завшивленная, заразная,
глотает злой кипяток…

Я еще тогда пыталась их свести, примирить, зная, что раздор чреват катастрофой. Беда, если они расходятся по разным дорогам, отворачивают лица, друг друга не узнают, не признают. Но еще ужаснее, если соперничают, враждуют, одна порабощает другую, самоутверждается, садится на голову, отдает распоряжения, третирует, калечит и душит.
Словом, надо было их познакомить, подружить, дабы муза питалась жизненными силами любви, которую носит душа, а душа пила из источника словесной красоты, которым владеет муза.

Если с кем ее сведу я, это с музою моей…
Я скажу им: будьте вместе, разлученных две сестры,
гаданные-жданные, девы чужестранные.
Родные ли, сводные, да не земнородные.
Местные- не местные, а как есть чудесные.

Раз они так топочут, сходясь-расходясь, попадая в такт, надо, чтобы они восполнили друг друга:

Где одна, как хромоножка, там другая – поводырь.
Где одна блажит и тонет, там другая проплывёт…

Ибо если у души – динамизм и желание, у Музы – форма и воображение. И если у души – воля, у Музы – свобода. И если у души – зарытые клады, у Музы – прозрения, где их искать. У души – знаки, у Музы – зраки.
И если у души – наития, то у Музы – открытия. И если у души – сновидения, то у Музы их толкования. И если у одной – подземные реки, у другой – небесное пламя.

Где одна огни погасит, там другая свет зажжёт…
Где одна томится жаждой, там другая воду льёт.
Где одна, как свечка тает, там другая ввысь растёт. 

Если объединить их энергии, то одна вливается в бытие, как Марфа, а другая вглядывается в него, как Мария.
И если одна, как спящая царевна, недвижима во гробе, то и другая мертвеет. Но если одна готова к пробуждению, то и другая – к возрождению. Проходит жизненный ступор, минует творческий кризис.
Пока куколка казалась мертвой, в ней готовилась к жизни бабочка, которой Таинственный Ювелир в это время мастерил и раскрашивал крылышки, посыпал пыльцой, закручивал чуткие усики и выдувал тончайшие полусферы глаз.

***

С.Ф.

Вы как Федоров-Мистик разбираете своё стихотворение, до атомов. Но у Вас Космос, Космический масштаб, у Федорова-Мистика драгоценные камни, которые он выковырил из Ваших стихов, в сундуке Скупого рыцаря. У Вас рождение, жизнь от жизни, у Федорова Мистика ростовщические весы, на которых взвешиваются  перлы, жемчужины словесные. У Вас цветущая благоухающая роза, у Федорова Мистика стеклянный флакон с духами розы. У Вас настоящая мистика поэзии, у Федорова Мистика математика чисел и слов. После такого описания рождения стиха, остается только закрыть свою лавочку, и удавиться. Но Ваши стихи не дают этого сделать. Вы гениальный критик.      
( Улыбка. Просто сказать ничего невозможно. Все сказанно!  Явление в двух лицах. Безмолвие ''Египетское'' )

Галина Крётеньи

....а Вы, можно было бы сказать.....рамка творчества О.Н.    Госпожи N. Вне эпохи стиля жанра....


Lisianna Riven
Галина Кретиньи" Бриллиант в огранке  не нуждается "-(это о рамке как украшении),  да  и сложно представить, что творчество Олеси имеет границы, ибо безграничны фантазия ее и талант  (это о рамке как ограничителе).
Нет, Сергей-точно не рамка творчества О.Н., но, безусловно, один из главных николаевоведов на сегодня-вдумчивый, тонко чувствующий, интересный и очень оригинальный.
***
( Вот это определение! Ураганом сбило с ног!
''один из главных николаевоведов''(!!!)
Lisanna Riven меня совершенно ошеломила! Я брал псевдоним ''Мистик'' , чтобы меня легче было найти. ''Старым мистиком''' меня шутя назвал товарищ режиссёр.
А тут подлинным мистиком явила себя Lisanna Riven. Я трепещу как самозванец перед подлинной личностью!)

***

Федоров Сергей Проза.Ру Отзывы36 Муза
http://www.proza.ru/2018/05/15/1632