Ек. 5, 7-8 Связь страха Божьего и уважения к царю

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта разбора)

Интересен переход от темы о страхе Божьем к теме о страхе перед царем или об уважении к царю. Этой темы Екклесиаст касается еще не раз, например, в 10:20: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя».

Книга Екклесиаста перекликается с книгой Притч, что косвенно свидетельствует о едином авторстве. Как седьмой стих вытекает из предыдущего, шестого? В шестом сказано о страхе Божьем, а в седьмом и восьмом – об уважении к царю. В книге Притч эти две вещи упоминаются рядом: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?» (Пр.24:21-22). Кстати, в Притчах дальше речь идет о суде, как и здесь у Екклесиаста.

Комментарий из Библии Лопухина: «Екклесиаст хочет сказать здесь, что несправедливости и притеснения не должны уменьшать почтения к царю, так как они вполне естественны там, где много правителей. А над ними еще высший, буквально, с еврейского — «высшие». Под последним словом многие комментаторы разумеют Бога, видя во множественном числе указание на величие Божие. Смысл стиха такой: не удивляйся несправедливости, так как над высшими надзирает Сам Бог, Который восстановит правду (ср. 3:16–17)».

Я думаю, что высшие здесь – это все-таки земные правители. Если книга написана Соломоном, то он предвосхитил будущую историю своего народа и этими словами подготовил его к правильному поведению перед лицом пришельцев-угнетателей. Если же книга написана на основании слов Соломона последующим автором, жившую в эпоху пленения, то его слова тем более актуальны: здесь он описывает то, что видит вокруг себя.

Евреям надо было научиться жить при плохих правительствах. Или при правителях-захватчиках. Большую часть своей древней истории Израиль находился под иностранным владычеством:

• Приблизительно с 733 до Р.Х. часть Израиля находилась под управлением ассирийцев – на протяжении около 130 лет;
• Вавилоняне правили ими около 65 лет;
• Персы правили ими более 200 лет;
• Возможно, Екклесиаст писал после персов, в это время пришли селевки, которые управляли сирийской частью империи Александра Македонского, куда входили земли Израиля;
• Затем последовали около 100 лет свободы Израиля, когда им управляли Маккавеи;
• В 63 году до Р.Х. пришли римляне, которые владычествовали здесь четыре столетия, пока они не были подчинены
• Византийскими руководителями Константинополя, распространившими свою власть и на Палестину,
• А в седьмом веке после Р.Х. сюда пришел ислам.

Стих 8 дополняет картину, изображенную ранее в 3:16 и 4:1-3.

Екклесиаст не призывает читателей к социальным преобразованиям, к борьбе за политическую справедливость и т.д. Какой совет он дает? Не удивляйся. Воспринимай коррупцию и социальную-политическую несправедливость как реальность, как часть существующего миропорядка. Так устроен мир, точнее, так он искривлен, это часть его суеты.