Ек. 5, 9-6, 7 Использование богатства

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта разбора)

5:9-16: Неправильное использование богатства

От изображения жадности и коррупции в верхних эшелонах власти Екклесиаст переходит на средний и нижний уровни общества и показывает, что здесь люди подчинены тем же порокам. Об этом следующие стихи, описывающих богатых.

Есть два способа внутреннего расширения: когда человек собирает блага для себя (Авв.2:5; Ис.5:8), пользовательски втягивает мир в себя, он тогда расширяется подобно аду (об этом у Аввакума), либо когда он вмещает все больше людей (2Кор.6:11-13), давая им дополнительное пространство и пищу для жизни, тогда он расширяется внутри по модели неба. У Павла была установка давать людям пользоваться им. Он отодвинул границу приватности назад, но из-за этого внутри его стало больше.

Есть расширение души для вмещения материального – любовь к себе, эгоизм. Есть расширение души для вмещения людей – любовь к людям. Сердце расширяется для того или другого.

Те, у кого душа забита материальным, вытесняют других, рядом с ними тесно, в их сердце не втиснуться. Об этом Ис.5:8: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле». «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена» (Авв.2:5).

Сюда же (но развитие мысли в другую сторону) «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс.118:32)

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это - суета!». Идол не насыщает душу человека. Временное и материальное не насыщает сердце, созданное для вечного и духовного. См. также 1:8; 4:8; 6:7 и еще о насыщении: Ис.55:2; Иез.7:19 .

Потребляющие в 10-11 стихах – члены семьи, а может быть, работники и вообще вся инфрастуктура имения богатого. Чем больше человек имеет, тем ему надо больше вкладывать денег для поддержания всего этого в рабочем и исправном состоянии.

Труд на ветер в 15-м стихе, см. Ос.12:1.

5:17-19: Правильное использование богатства

Эти три стиха перекликаются с тремя отрывками об использовании материальных благ, которые человеку дарит Бог. Конец второй главы, середина и конец третьей. Здесь Екклесиаст говорит не о том богатом, которого он описывал выше.

Эти стихи вкупе с другими подобными отрывками хорошо возражают против аскетизма и излишних самоограничений. Не надо быть духовней Бога: если Он дает нам блага для наслаждения, принимай и наслаждайся с благодарностью. См. об этом в послании Тимофею.

Неумение остановиться и насладиться моментом

Этот отрывок и его идею можно применить не только к богатству, но вообще к любому благу и благословению. Можно иметь, но не пользоваться, не наслаждаться тем, что имеешь. Например:

• Быть многодетным отцом или матерью, но не наслаждаться общением со своими детьми, не радоваться простейшим играм, бытовым разговорам, возможности обнять и т.п.
• Ходить на богослужение, но не наслаждаться им.
• …

И такой человек будет находить объективные причины, по которым он не может наслаждаться тем или иным благом. Многодетный скажет, что у него совершенно нет времени и сил, посещающий собрание скажет, что проповеди скучные, а пение непрофессиональное и т.д.

Взаимосвязанных причин две:

1. Бог не дал ему такого дара – умения останавливаться, широко распахивать глаза и замечать удивительное и прекрасное.
2. А почему не дал – потому что это человек не добр перед лицом Его, см. конец второй главы.

6:1-7: Еще о неправильном использовании богатства

Начало шестой главы завершает второй большой раздел книги Екклесиаста (по классификации НЖБ) – раздел о труде. Одна из подтем темы о труде – размышления о богатстве, результатах труда. В пятой и шестой главах Екклесиаст высказал три основных мысли о богатстве:

1. Жизнь тратится напрасно, если ее проводят в погоне за богатством, тогда она наполнена досадой и огорчением (5:16-17). «Темнота» в 17-м стихе – это образное выражение об изоляции и безрадостности богатого человека.
2. Способность наслаждаться благами этого мира – это Божий дар. Получающие этот дар и сознающие, что принимают его от Бога, свободны от поглощенности заботами и суетой (5:18-20).
3. Нет ничего хуже, чем быть богатым и не иметь возможности наслаждаться этим. Никакое количество богатств не может восполнить или компенсировать безрадостную жизнь (6:1-6). 100 детей и жизнь продолжительность в 2000 лет – это восточные гиперболы. На Древнем Востоке признавались три основных составляющих счастья: богатство, долгая жизнь и много детей. Здесь перечислены все три эти составляющие и показано, что для счастья их недостаточно. (Кстати, именно их лишился Иов – богатства, детей и стоял на пороге смерти).

Екклесиаст о наслаждении

Если собрать все высказывания Екклесиаста о наслаждении, то получится такой список:

1. кому Бог дает наслаждения (доброму перед лицом Его)
2. в чем наслаждения заключаются (есть, пить…)
3. как относиться к наслаждениям (брать свою долю и наслаждаться, 5:18; наслаждаться делами своими, потому что это доля твоя, 3:22)
4. в чем ограниченность наслаждений (они имеют конец; земными наслаждениями душа не насыщается, 6:7; для души нужно вечное, не земное)

«но не дает ему Бог пользоваться этим» (6:2) – в этом отличие этого человека от упомянутого в 5:19. «Бог дает человеку богатство и имущество и славу» – а это отличает его от того, кто получил свое имущество путем угнетения других (5:8,10).

«Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (6:7). Эта мысль – не столько о том, что никто не получает удовлетворения от плодов своего труда, сколько о том, что земное неспособно насытить душу человека.