Боевые ребята

Александр Гарцев
Они медленно шли по бледным от света неоновых ламп заснеженно - пустынным улочкам засыпающего городка. Было тихо. Половина окон в домах уже заснула. Завтра начинается рабочая неделя. Город засыпал. Тихо падал снег.
Они шли молча. Два спорщика. Два философа. Два друга. Только что закончился жаркий спор об интеллигенции, и каждый погруженный в свои мысли оценивал его итоги, свою правоту, свою позицию.
-Хорошо,- сказал первый, - посмотри, какой монументальный!
Второй остановился и посмотрел на стоящий у дороги старый развесистый тополь, под ночным фонарем, казавшийся целым корявым облаком.
А первый, между тем, подошел под самую крону дерева, и тряхнул нижнюю ветку, до которой еле-еле дотянулся. Облако снега мгновенно окутало его и тут же с тихим серебряным шорохом исчезло под его ногами, покрыв все и его, в том числе ровным белым слоем. А он все еще стоял, зажмурив глаза, и смеялся, обращаясь к тополю:
• Ну вот, старик, и задеть нельзя, шуток, как и ты, не понимает, сразу сдачи сдает.
Он отряхнулся, вернулся на тротуар с заснеженной обочины и продолжил:
• Вот, смотри, что интересно. Взять у этого заснеженного красавца - тополя и отрубить все ветки. И что будет? Ничего. Не будет дерева. Столб будет, костлявый, сучковатый и некрасивый. Так?
• Ну, предположим,- ответил второй, соображая, к чему — то он клонит, какую сейчас выдаст максиму, какое суждение.
• А ветки, такие красивые, они ведь без столба тоже не могут. Без него они так, куча мусора на земле. Только он дает им возможность быть такой пышной и красивой кроной, даже сегодня, даже зимой. Забавно, да?
• Что же тут забавного? Это философское понятие «целого и частного». Элементарная логика. Целое состоит из частей. Общее есть в частностях. Частное есть, в общем. В части проявляется общее, и наоборот. Часть не существует сама по себе. Она частичка общего. Ну как голова твоя часть тебя целого. Ни ты без нее, ни она без тебя существовать не могут. Так и в философии, так и в логике.
• Но философия суха. А жизнь, как ветки этого тополя, запутаны, многообразны, красивы и их изгибы не объяснимы только твоим корявым и старым столбом, на котором они висят.
• Они не висят. Они держаться на нем. Они из него выросли. Он дает им жизнь. Так и философия, дает нам главное — понимание всех процессов и своего места в жизни.
• Философия суха. Неполноценна. Она мешает жить, наслаждаться жизнью, миром. Философия для стариков. Вот сидят они бедные дистрофики, уже не могущие радостей жизни, уже достаточно пожившие, пережившие. И вот от безделья, от нечего делать, и ударяются в философию и нравоучения, ударяются в воспоминания, оценивают, разбираются, взвешивают, философствуют. Вот им и предоставь это старческое удовольствие. Последняя их радость жизни. Или в писательство еще ударятся. В мемуары. Как жизнь свою пожили. А ты молод. В тебе кипит разум. Так живи взахлеб. Будь жаден до всего. Познавай мир. Это, поверь мне, не прожигание жизни, в чем ты точно захочешь меня обвинить. Нет. Это совсем другое.
• Подожди - ка, ты говоришь, что философия для стариков? А не путаешь ли ты простые старческие думы, воспоминания с таким чудесным и великим словом, как ФИЛОСОФИЯ?
• Вслушайся философ и я. Я и философ, если прочитать в обратном порядке. И ты тоже философ. И любой человек философ. Потому что и я, и ты и любой думающий пытается объяснить и мир и себя и все, что кругом стремится объяснить, чтобы понят. Мы все философы в известном смысле. И то, что ты говоришь, в истории уже было, агностики и другие отрицающие саму возможность познания мира и считающие, что просто в нем, в этом мире, надо жить. Жить и наслаждаться жизнью. Гедонисты всякие. И ты туда же?
• Ну, ты наговорил?
• Не согласен? Хочешь, докажу?
• Да я согласен. Но ты поясней, как-нибудь говори. А то часть, целое, общее, частное.
• Конкретней хочешь?
• Да нет. Я знаю, ты сейчас такую философски наплетешь, что я запутаюсь. И опять ты доволен будешь. Ты же знаешь, старик, я просто не люблю сухих твоих философских терминов. От них тянет какой-то ложной и показной научностью. В общем, они сухи, смешны, скупы и не несут ни капельки жизни, ни чувств, ни переживаний, ни эмоций. К любому случаю жизни твоя система фраз подойдет и все объяснит. Вот сейчас ты ее к дереву применил. Завтра к  взаимоотношениям людей. Потом и общества. И все объяснил. И что? Мне в этом смысле поиски Самгина ближе.
• Жизнь Клима Самгина? Читал тоже. А Горького ты, похоже, начитался порядком?
• Да, Клим Самгин, мне нравится. Он, как я: ищет, смотрит, наблюдает, оценивает, рассуждает, критикует, не боится авторитетов.
Они снова шли молча. Теперь уже ближе к дому, по берегу реки, где так же тускло, светили редкие фонари.
Первый вспоминал роман Горького «Жизнь Клима Самгина», который почему — то не изучают в школе. Сравнивал его со своими знакомыми, с собой, и находил много общего. И это навеяло немного грусти. Ведь этот безвольный вечно отстающий от жизни и вечно релаксирующий интеллигент вовсе не был его кумиром и никогда не вызывал симпатий. Не борец, не коммунист. Вечный сомневающийся попутчик.
А второй вдруг увидел, что и философия при всей своей отстраненности и сухости все же целая наука. И неплохо бы еще что-то почитать из Вольтера, Руссо. При случае.
Падал снег. Начинается новая неделя. Пора по домам. Иронично смотрел им вслед старый заиндевевший тополь, которому они уже и ветки обрубили и столбом корявым сделали.

Боевые ребята.

Завтра снова в школу.