Мои велосипеды II. Старт

Designer
Итак, 4 августа 1963 года я научился ездить на ВЗРОСЛОМ ВЕЛОСИПЕДЕ!
И что?
И ничего.
Тут я должен рассказать о разнице в менталитете.

Если на Украине в России велосипед был естественным средством передвижения, то в Грузии нет. В Грузии на велосипедах ездили только дети и те, кто занимался велоспортом. Всё!

Когда я впервые, в 1990 году, выехал за границы СССР, то только на обратном пути заметил огромную разницу в менталитете греков и турков. Если в Греции бы полно велосипедистов и мотоциклистов (на всех видах двухколёсного моторного транспорта), то стоит пересечь границу – картина другая! Никаких маек – все в пиджаках, и никаких велосипедов-мотоциклов!

Подобное наблюдалось и в Грузии, на велосипедах только дети.
Поэтому у нас в магазинах свободно стояли и велосипеды и мотоциклы.

А вот «Орлят» и «Школьников» - днём с огнём найти было невозможно. Я уже не говорю о том, что мы жили очень скромно, без излишеств и блата у родителей нигде не было. Естественно, что о велосипеде я и не заикался. Тем более, что с 1965 по 1970 мы вообще жили на квартире ожидая, пока построят дом на месте нашего старого жилья «по гарантии» - существовала в СССР такая форма улучшения жилого пространства. Хранить такую штуку, как велосипед, в съёмной, однокомнатной квартире просто было нереально.
Ездить получалось мало и только от случая к случаю.
Между тем, мы снимали квартиру напротив спортивного магазина «Шевардени», в переводе с грузинского – Сокол (Фамилия Шеварднадзе аналогична русской фамилии Соколов). В нём было всё, что в той же России было дефицитом, вплоть до мотоцикла «ИЖ-планета спорт" и велосипедов почти всех советских марок, кроме уж совсем дорожных.)

Впервые о покупке велосипеда я задумался где-то в 1977 году, когда уже окончил Академию Художеств, женился и переселился в частный дом жены.
После Академии меня распределили в ТФ ВНИИТЭ.
Через некоторое время там собралось человека четыре с нашего потока. Как-то раз слышу, что они о чём-то оживлённо беседуют – оказалось, что о покупке спортивных велосипедов. Не знаю, до чего они тогда договорились, но я серьёзно задумался, поскольку никогда даже не помышлял о покупке подобного велосипеда. Насколько я помню, из троих только один всё же решился на покупку велосипеда, но стал ли ездить, – понятия не имею. Скорее всего нет.
Я же занялся изучением вопроса.
Простые дорожные велосипеды типа «Украины» отмёл сразу. Внимание сосредоточил на «спортивной линейке» того же Харьковского велозавода.

Линейка состояла из трёх велосипедов с одинаковой геометрией рамы - это «Старт-шоссе», «Турист» и «Спутник».
Рама «Старта-шоссе» отличалась тем, что задняя вилка наверху и внизу дополнительно соединялась трубкой, а на остальных фигурной планкой. Вверху на ней крепился клещевой тормоз, внизу, вместе с трубой педальной каретки, образовывала площадку для крепления подножки. Ещё «Старт-шоссе» отличался колёсами: на них ставились однотрубки, а на два других - покрышки с камерами.
У «Старт-шоссе» впереди на педальной каретке были две звёздочки, а сзади пять звёздочек. Всего 10 передач (скоростей)
У «Туриста» сзади на звёздочку меньше, то есть 8 передач.
У «Спутника» - впереди одна звёздочка, а сзади только три. Итого 3 передачи.
Тогда, в середине 70-х, у нас, в Тбилиси они стоили:
«Старт-шоссе» - 103 рубля,
«Турист» - 104 рубля (у «Туриста» и «Спутника» имелись ещё крылья и багажник),
А «Спутник» всего 96 рублей. На последних его версиях уже ставили обычные дорожные педали без туклипсов и простой, не спортивный, руль.
Выпускался ещё велосипед под названием «Чемпион», но в розничную продажу он никогда не поступал, а распределялся по спортивным организациям.

Остановился на самом спортивном и понтовом – «Старт-шоссе».
Переговорил с женой, а как иначе, велосипед стоил почти в мою месячную зарплату, 103 рубля при месячном окладе молодого специалиста в 110 рублей!

И вот, я стал обладателем новенького велосипеда серебристо-фиолетового цвета. Надо отметить, что производители велосипедов освоили краски типа «металлик» намного раньше тех, кто изготавливал советские легковые автомобили.

Как я довёз своё «чудо» домой, сейчас абсолютно не помню, но что не своим ходом – это точно, велосипед продавался с голыми ободами. Камеропокрышки (однотрубки) прилагались отдельно в пакете с подробнейшей инструкцией по эксплуатации велосипеда и набором инструментов.

Но если вы подумали, что я стал объезжать покупку в ближайшие выходные, то вы ошибаетесь. Предстояло изучить «матчасть» и разобраться как наклеивать эти самые «трубки», поскольку в стране вечного дефицита в магазинах клея для этого не продавалось. Нет, конечно, где-то он был, но…
Параллельно я покупал книжки и брошюры, где хоть что-то рассказывалось о велосипедах и велопутешествиях.
Ещё предстояло приобрести хоть какую-то соответствующую одежду.
В городе, где на велосипедах из взрослых ездят только спортсмены, надо было хоть как-то к ним «примазаться», хотя бы внешне.

Наконец первый выезд.
Солнечный день, я в новых шортах и футболке. Всё отлично!
Проехал километра два, и всё шло отлично!
Отлично до тех пор, пока я не решил переключить передачу…

Дело в том, если кто не знает, что переключатели передач представляли из себя два рычажка, закреплённые на нижней трубе рамы над колесом, а сам процесс не был дискретным, как это делается сейчас, и передачу ещё надо было «поймать», понемногу нажимая на рычажок.
Скажу вам, что это ещё то занятие…
Пока я «ловил» нужную передачу, потерял главное – равновесие и распластался на асфальте в позе снежинки. Это произошло недалеко от Ортачальского моста, ближе к тогдашнему республиканскому райкому комсомола.

К счастью, по причине выходного дня автомобильное движение было никакое, и я благополучно собрал себя и велосипед с дороги в поисках ближайшего крана, чтоб привести себя в порядок. Удариться я не ударился, но ссадин было превеликое множество. Домой уже добрался без приключений.

Так закончилась первая моя поездка на первом собственном «взрослом» велосипеде.

15 мая 2018 г.
Салоники

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/06/28/145