Эскимо с горчинкой

Колис
 Матч окончен!
"Стадион" над которым висело тяжёлое облако табачного дыма,устало выдыхал через свои распахнутые настежь ворота,разношерстную шумную армию болельщиков,чтобы придти в себя...

Близился вечер,но долгожданной прохлады не наступало. И ребята решили идти до дома по набережной, надеясь на свежесть, идущей от реки.Но увы...свежесть сама нуждалась в прохладе. Бурное обсуждение друзьями только что закончившейся игры потихоньку сходило на нет, растворяясь в духоте уходящего дня, пока совсем не прекратилось. С вожделением смотря на реку, Плохиш предложил:

- Пацаны, может, искупнёмся?

- Здесь?- переспросил Гусь,с недоверием осматривая место предполагаемого купания.

- Не, на Скит , верхом на палках поскачем,-недовольно ответил Колька.

- Ага! Искупнёмся.. Тут ила...Во!-проведя ладонью по своей длинной шее, предостерегающе воскликнул Серёжка, словно опасаясь,  что Плохиш вот-вот полезет в жижу для того чтобы завязнуть в ней.И чтобы ему не было так одиноко,пригласит за компанию и своих товарищей.

Колис осмотрев сомнительной чистоты прибрежную полосу реки с торчащими подозрительными водорослями.Смерил взглядом долговязого Гуся, остановив свой взор на шее друга, заметил:

- Да, но если Серёге по шею, то нам с головкой будет. После купания в этой лечебной грязи с полезными водорослями,нас никакая прачечная не отстирает.

Почувствовав в словах Колиса насмешку,Гусь насупился , и , сжав кулаки,прошипел:

- Сейчас получишь!

От удивления левая бровь на физиономии Колиса приподнялась. Мгновенно развернувшись на носках в сторону неожиданно возникшей угрозы, со злой иронией Колис поинтересовался:

- Мне грозят?

Судя по решительным выражением лиц спорящих сторон, стало ясно — драки не избежать, чтобы в честном поединке разрешить маленькое недоразумение, а заодно и выплеснуть на соперника свою горечь за неиспользованный пенальти их любимой командой. Но в этот, казалось, необратимый процесс вмешался миролюбивый Толик с предостережением:

- Если нас здесь застукают "шабровские", огребём все. Это их район. А подраться вы сможете и в нашем дворе.

- Так у нас же с ними перемирие?- не очень уверенно возразил Гусь.

Удивляясь наивности друга, Толик ответил:

- Вот увидят тебя такого бойкого, и им сразу захочется его нарушить.

Перспектива попасть под "дружественные молотки" шабровских охладила горячие головы. И ребята, изнывая от духоты, продолжили движение к родному двору. Пройдя немного, Плохиш мечтательно заметил:

- Эх, мороженого бы сейчас!

- Хорошо бы конечно, да только где его здесь купишь?-соглашаясь с мечтой, сожалел о её несбыточности Гусь.

Толик,  ни к кому не обращаясь, роясь в своих карманах, равнодушно заметил:

- Недалеко, на Тимура Фрунзе, возле "Юного техника" лоток с мороженым обычно стоит.Только мы на "мели".

- Молодец! Толян, оказывается, твои знания могут иногда пригодится,-похвалил друга Колис и поинтересовался :-Что ищем?

Толик сопя пробурчал:

-Да пуговка от рубахи куда -то задевалась.

Плохиш удивлённо:

А почему ты думаешь, что пуговка именно в кармане?

На что получил не менее удивлённый ответ:

- А где же ей ещё быть?

Поняв,  что разбираться в логических хитросплетениях отличника дело безнадёжное, Колис обратился к друзьям с предложением:

- Ребята, выгребай из карманов, у кого сколько есть,- и с улыбкой добавил:-Может, и Толина пуговка найдётся.

Ребята принялись извлекать содержимое своих карманов, а Колька Плохиш вместе с медяками вытащил ещё и коробок спичек с папиросой (он тайком воровал их у своего дедушки и покуривал).

Толик, посмотрев на папироску и спички, заметил:

- Не, это не понадобится. Да и вообще, завязывал бы ты , Колян,  с этим делом.

Плохиш , проведя под носом рукой, чем сместил его содержимое на щеку, оправдывался:

- Да я и не курю почти, так иногда по привычке.

Быстрый подсчёт мелкоразменных денежных средств превзошёл самые смелые ожидания. Их хватило на четыре "эскимо", и оставался даже пятак на "развод". Не теряя времени, ликуя по этому поводу, повеселевшие друзья продолжили  бег к заветной торговой точке мороженым. Но выскочив из-за угла магазинчика "Юный техник", и увидев длинную очередь, состоящую в основном из мам и бабушек со своими капризными чадами, настроение мальчишек резко ухудшилось.

- Да, улыбнулось нам мороженое,-безнадёжно махнув рукой, заключил флегматичный Гусь.

- Делать нечего, двигаем к дому,-пробормотал расстроенный Плохиш.

- Погоди "двигать"-неожиданно сказал Толик и предложил:-Никола, давай деньги, я пойду за мороженым.

Друзья с интересом разглядывали друга, словно видели его в первый раз. Они не догадывались, что Толик чувствовал себя немного виноватым перед друзьями, и был признателен им за то, что они вышли из автобуса вместе с ним и не подкалывали его съеденным билетом.

Колис, высыпав мелочь в подставленные ладони Толика, сказал ему:

- Мы тебя в кустах в теньке подождём. Если припечёт сильно, свисни, кто -нибудь из нас сменит тебя.

Толик согласно кивнул, хотя для себя уже решил твёрдо выстоять очередь до победного.

- В каких кустах?-осматривая округу, поинтересовался Гусь.

- В тех, на которых розы, -в сторону цветов кивком головы указал Колис.

Серёге место привала не понравилось, и он возразил:

- Дак они же колючие!

- Мы же не трогать их будем,-начал было объяснять Колис. Но последовавший быстрый вопрос:-А что? , не дал ему этой возможности, что и вызвало его раздражение:

-Что-что. Нюхать их будем, вот что!

Серёга нахмурился:

-Ты это, Колян, того, полегче на поворотах!

-Да хватит вам,-недовольно поморшившись вмешался Плохиш.-Надоели уже. Айда в кусты!

По дороге к торговой точке Толик надеялся, что очередь хоть немного поубавится. А если нет, постарается выяснить, хватит ли мороженого на их долю. Если нет, то и стоять  незачем. И можно вернуться к ребятам со спокойной совестью, мол, и рад бы всей душой...но!?

Подойдя к хныкающей детскими голоcами очереди, которую успокаивал зычный голос продавщицы:- Товарищи-граждане! Не волнуйтесь, мороженое сейчас ещё подвезут!,и словно в подтверждение, к лотку лихо подрулил "каблучок", набитый под завязку картонными коробками с мороженым, ( да, молокозавод держал руку на пульсе и своевременно реагировал на потребности в этом вкусном десерте изнывающего от духоты отдыхающего населения.).
Толик, стоя в раздумье, сам не заметив,как нечаянно расцарапал до крови свою незажившую ссадину на локте. Затем, подойдя к стоящей крайней со своей внучкой с большими бантами на коротких косичках бабушке, он встал за ними. Скучавшая девочка с любопытством стала разглядывать незнакомого мальчика, одной ручкой теребя свой бант, другой держась за бабушкину руку, извивалась ящерицей. Из детского любопытства спросила:

- Ты тоже за мороженым?

Толик хотел ответить глупой девчонке:

 - Нее...за картошкой!-но будучи почти отличником и хорошо воспитанным мальчиком, лишь показал ей язык.

Та почему-то этому очень обрадовалась. И дёргая бубушку за руку, зазвенела на всю очередь:

- Бабушка,бабушка! Смотри, какой смешной мальчик.

Утомлённая то ли погодой, то ли беспокойной внучкой, бабушка, бросив взгляд на мальчика, затем внимательно его осмотрев, с беспокойством произнесла:

- Господи ты боже мой! Что смешного, Дашенька? Видишь , малец в кровь истекает.

Толика это известие не на шуту растревожило, и он всерьёз обеспокоясь за своё здоровье, принялся внимательно себя осматривать. Так и есть: не успевшая до конца зажить ссадина на его локте, довольно сильно кровоточила.

- Что ты стоишь, касатик?-и посоветовала.-Беги домой скорее. Пусть мать тебе рану обработает,-и приложила чистый платок к ране Толика.

- Эх! Бабуля,-смотря в добрые старушечьи глаза, с досадой подумал Толик. -Какая мама?! Какая может быть рана, если я обещал ребятам мороженого купить? -и ни слова не говоря, принялся неумело, но энергично махать руками, оттопыривая при этом на одной руке один палец, а на другой три. Бабушка внимательно следила за движением рук несчастного ребёнка, соображала. Но не владея "языком" глухонемых, попробовала отгадать:

- Так тебе нужно четыре мороженых?

Толик в ответ утвердительно закивал.

- Какой умненький! Ведь не говорит, не слышит, а всё понимает горемычный,-вытирая слезу, умилялась бабуля. Но взяв себя в руки уже строго сказала:

- Хорошо, только одно сьешь по дороге, а остальное снесёшь домой, понял?

Толик привычно закивал, а бабушка уже привычно умилялась:

  - Ну вот и договорились,-с этими словами бабуля , взяв за руки внучку и Толика, слегка расталкивая очередь, направилась к прилавку. К такому решительному действию очередь оказалась не готова. Послышалось робкое недовольство,  которое боевая бабушка чётко поставленным командирским голосом, пресекла в зародыше:

-У меня больной ребёнок!

Наконец, добравшись до прилавка, она с помощью рук и тела создала вокруг себя и своих подопечных необходимое жизненное пространство.

-Давай, милый, свои деньги, если не хватит, добавлю.

Толик высыпал в подставленную бабушкину ладонь мелочь вместе с табачными крошками Плохиша, при виде которых бабушка укоризненно закачала головой:

- Пороть, видно, тебя некому.

Толик и рад бы развеять бабулины заблуждения, но сейчас он был "глухонемым".  Да и огорчать понравившуюся ему бабулю Толику не хотелось. Ведь пожилые так любят поворчать. И вот наконец-то всё осталось позади. Бабушка со светлой улыбкой на добром лице вручает ему долгожданные "эскимо". Девочка, заливаясь счастливым смехом, спросила Толю:

- Если будешь в нашем дворе, поиграешь со мной?-и добавила, показав ручкой на рядом стоящий дом :- Мы в нём живём.

Толик был очень благодарен бабушке и даже рад знакомству с маленькой несмышлёной девчонкой. И дремавшая в нём врождённая воспитанность без спроса вырвалась наружу, сметая не успевшую закрепиться в нём, хитрость. И он выпалил:

- Спасибо Вам.

И увидел, как стало меняться лицо бабушки. Оно старело прямо на его глазах. Поняв, что произошло, Толя почувствовал себя настолько плохо, что окружающий живой мир превратился для Толика в большое серое пятно. Он сунул в руки непонимающей, с застывшей улыбкой девочке, своё "Эскимо",  и срывающимся голосом, убегая, крикнул:

- Простите!

Он бежал что было сил, боясь услышать слова укора в спину, от места своего позора. Увидев Толика, Колис прервал свою знаменитую байку на полуслове, которую он в который раз в разных вариантах рассказывал ребятам о пойманом на рыбалке  им леща за хвост, и открыл было рот, чтобы похвалить друга за неожиданно быстрое возвращение с мороженым, но заметив его напухшие красные глаза,только спросил:

- А твоё где?

- Съел.

Это всё, что мог произнести опустошённый случившимся Толик. Никто из друзей не стал ничего у него выяснять.Только Гусь спокойно предложил:

- Пацаны, пусть каждый из нас даст откусить Толику от своего мороженого, как следует.

Предложение было поддержано единогласно.