Иван Белый и Василий Чёрный. Сказка!!

Олег Данкир
Это реконструкция древней сказки. Сюжеты сказки встроены в несколько других сказок. Заметно невооружённым глазом, что эти встройки не являются фольклорными, а были осуществлены составителями сборников, либо собирателями сказок.
Есть неправильности в грамматике, но это как сказывали, так калики перехожие и записывали, к примеру Василья звал дед рассказчик и как Ваксилий.
============================
В общем и целом получается так....
 
      Жил да был царь и была царица.
      Был у них сын, звали его Иван, по прозванию Белый, потому что у него голова была белая.
      Вот как-то царица умерла. Царь потужил немного, да взял себе другую жену. Взошла она на царствие и заявила, что не желает видеть пасынка Ивана Белого в своём царстве.
      Царь уговаривал её упрашивал, а она всё ни в какую.
      И отправил тогда царь сына своего Ивана в инные царства на поселение.
      Через малое время царица родила сына, нарекли его Васильем и был как две капли похожим на Ивана, только голова его была чёрная, за что его потом и прозвали Васильем Чёрным.
      Потом прошло сколько-то время и умер царь, а за ним и царица. Остался царевич Василий один, сидит он на троне и думает:
      — Как ж мне теперь править?
      И тут советники его сказывают ему, что есть у него брат Иван Белой, под белом намётом живёт.
      Встал со трона, заседлал коня, и поехал на поиски брата, оставив царство на попечение управителей своих.
      Шёл он долго ли, шёл он коротко ли, того никому не ведомо, но только пришёл однажды в такое место, где трое людей между собой дерутся, никак не разнимутся.
      Стал царевич спрашивать их:
      -- Почто это вы тут люди драться надумали?
      Смотрят люди, что он высокого чина и говорят царевичу:
      -- А делим мы батькино нашего наследство, да вот уже тридцать лет никак не поделим.
      -- И что же вы такое делите? – Спрашивает их царевич.
      А делим мы шапку-невидимку, плащ, в который обернёшься, так в кого хочешь обратишься, да ещё сапоги-скороходки.
      Посмотрел Василий-царевич на них и говорит:
      -- Люди вы добрые, давайте я вас рассужу. Вон, видите лозина растёт? Идите к ней, сделайте себе по луку и стрелке и стреляйте. Кто дале стрелит, тому плащ, кто ближе стрелит, тому шапка, кто совсем близко стрелит, так тому сапоги.
      Обрадовались люди, побежали луки и стрелки делать.
      А царевич в это время схватил плащ, шапку, надел сапоги и говорит:
      — Несите меня сапоги до моего брата Ивана Белого.
      Понесли его сапоги и принесли под тёмный лес, и вошёл он в такие пущи и нетерри, а в тех нетеррях стоит город каменный.
      Пришёл Василий царевич под ворота, стукнул палочкою, и тут из того города вышел старенький дедко.
      Он и говорит:
      — Здорово, деду!
      Отвечает дедку:
      — Здоров, сынку! Чего ты сюда зашёл?
      Василий спрашивает его:
      — Не знаешь ли ты, дедуся моего брата Белого Ивана, под белым намётом?
      Он думал-подумал и говорит:
      — Не знаю я такого человека! Сколько я городов и царств знаю, а того не знаю, может мои слуги чего-нибудь знают?
      Вышел он на двор, свистнул велми, тут как раз бегут гады всякие. Говорит дедко им:
      — Не знаете ли, слуги мои, Белого Ивана, под белим намётом, где он живёт?
      Они все восклицали:
      — Не знаем, нет!
      Говорит тогда дедко им:
      — Скажете, иначе я вам головы всем поотдираю.
      Они, гады всякие молчат, не знают. Говорит тогда дедко:
      — Не знают они, сынку, они б сказали, а то не знают. Есть у меня старшой брат, пойди к нему и у него спроси, может от чего знает? Только идти туда далёко.
      -- Да ничего дедко, я управлюсь быстро. – Говорит Василий царевич. – Да только где ж я его найду.
      -- А ты иди, милок вон за тоей птичкой. – Махнул рукавом дедко и вылетела скорая птичка. Вылетела и стрелой полетела в небо.
      Вышел Василий на двор, надел сапоги скороходные и следом за птичкой пошёл бегом лесами и полями, реками и горами. Через неделю привела его птичка в густую и тёмную пущу в нетерре, и в тыих нетеррях был город каменный. Подошёл Василий к воротам того города, стукнул палочкою в ворота, и тогда вышел старой человек.
      Спрашивает старой царевича Василия:
      — Чего ты сюда зашёл?
      Царевич говорит:
      — Не знаешь ли батька родной! Есть у меня брат родной Иван Белой, что под белим намётом живёт. Где он проживает?
      Батька старый думал-подумал, и сказал:
      — Не знаю ничего про него, но, может быть, мои слуги что про него знают?
      Вышел батька старый за город свой, свистнул богатырским гласом, и тут как раз сбегалися все звери, что есть только на свете. Он им и говорит:
      — Не знаете, слуги мои, Ивана Белого, что под белым намётом живёт?
      Они ему отвечали:
      — Нет, такого мы не знаем.
      Он им тогда говорит:
      — Скажите! Иначе я вам всем головы поотрубаю.
      Покачали звери головами и говорят:
      — Не знаем, батька, нет, не знаем.
      Говорит тогда батька старой царевичу:
      — Они б сказали, да не знают. Ты вот что, царевич, пойди к моему старшому брату, тот всё знает. Только идти туда, до старости ходить будешь.
      -- А не беспокойся старче, у меня сапоги есть скороходные. Только не знаю я в которую сторону идти-бежать?
      Махнул батька старой рукой, вылетело из рукава его облако и полетело скоро небом в сторону восточную.
      Вышел царевич за двор, попрощался с батькой старым, надел сапоги, и пошёл-побежал следом за облаком светлым полями, да горами, лесами да морями. Шёл неделю или день, не знает никто, только привело царевича облако в тёмные пущи и в нетерры несусветные.
      В тыих нетеррах стоит каменной город, и в том городе под сребряной крышей стоят палаты дорогие.
      Стукнул Василий в ворота палочкой, вышел на стук старик такой старой, что не можно и сказать, какой старой. Он и говорит царевичу:
      — Что ты меня беспокоишь, что испросить хочешь?
      Царевич еле отдышался и говорит старче:
      — Знаешь ли ты, старче, моего брата, Ивана Белого, что под белым намётом живёт?
      Думал старче три дня. потом и говорит:
      — Сколько я ходил по государствам, всяких человеков знал, а такого человека я не знаю. Только вот есть у меня слуги, так может они что знают?
      Вышел старче за ворота, свистнул, и так свистнул, что земля издвигнулась. Тут сразу и слетелись все птицы, что есть на свете. Как слетелись они, то спрашивает старче:
      — Знаете вы, мои слуги верные, одного человека?
       — Какого? – Птицы спрашивают.
      — Белого Ивана, что под белым намётом живёт?
      Помахали птицы своими крылами, да так намахали, что Василия на версту в сторону снесло вместе с сапогами. Как всё успокоилось, птицы говорят:
      — Нет, мы такого, старче, знаем.
      Стал старче спрашивать:
      --Слуги мои верные, а все ли птицы прилетели?
      Оказалось одной нету.
      А у старче было такое её перо, что она хоть-де будет, а как станет то перо над огнём палить, то тая птица сразу и прилетит.
      Стал рассердился, что птица эта не явилась по его зову, начал палить тое перо, тут эта птица и прилетела. Как прилетела, то и говорит своему старче-пану:
      — Что ты пан мой меня зовёшь? Чего ты сердишься?
      Говорит ей старче:
      — Знаешь ли ты вот этого парубка брата его старшего, Ивана Белого, под что белым намётом живёт?
      Она ему говорит:
      — Как же нам его не знать? Только от него мы и живы.
      Говорит ей старче:
      — Смотрите слуги мои, доставьте этого человека к его брату.
      Говорят тогда Василью царевичу птицы:
      — Возьми, Василий, бочонок, набей в него дичины, набери бочонок мёду, всё это нам надо будет в дороге, путь-то будет не близкий, тогда и доставим тебя к брату твоему.
      Василий был искусен в охотах, быстро всего наготовил.
      Всё это вместе с царевичам птицы подхватили и понесли через море с того острова, где были. По дороге он им кидает мясо, он глотают его и спрашивают:
      — Не видно ли землю, Василий?
      Он им говорит:
      — Нет, не видно.
      Они его несли дальше и выше и снова спрашивают:
      — А теперь не видно берега?
      Он им отвечает:
      — Нет, птицы, не видно.
      Они его тогда подняли так высоко и к солнцу близко, что у него на голове волосья пригорели, и спрашивают его:
      — Глянь Василий назад, и глянь наперёд, не видно ли где землю, далеко уже летим?
      Он и глянул назад, там нету ничего, глянул наперёд, только вода.
      Тут как раз и мясо у него в бочонке кончилось. Птицы кричат, чтобы он им мясо кидал. А ему что делать, взял, да с себя срезал, с ноги своей и кинул им.
      Тут как раз и вода кончилась. Они его и спустили и говорят:
      — Чего ты нам кинул на останки, очень вкусное и сладкое мясо, такого мы никогда не едали?
      Он им сказал:
      — А то я своего со стегна урезал и вам бросил.
      Они тогда ему сплюнули его мясо на ногу, откуда он его срезал, так оно и приросло сразу.
      Вот он стоит и дивится вназад и внаперёд, а стоит он на берегу, и стоит тут конь с хортом и соколом. Говорят птицы:
      -- Садись Василий на коня этого, он тебя довезёт до твоего брата старшого. Хорт и сокол дорогу укажут.
      Сел Василий он коня и поехал. Вот ехал и приехал, наконец, до своего брата Ивана.
      А он спит, а его богатырской конь жар ест, хорт зайца, а сокол утку.
      Василий, отогнавши его коня, приставил своего коня, отогнал хорта и приставил своего, отогнал сокола и приставил своего, и потом лёг у своего брата за плечами спать с дороги томливой.
      Тут как раз прокинулся Иван Белой и думает себе:
      — Что такое? Чей это конь, сокол, и хорт? Мой конь на стороне, а это жар ест. Мой хорт на стороне, а этот зайца ест. Мой сокол на стороне, а этот утку ест?
      Глянул на свою постель, а там лежит человек. Иван тогда вынул из жала своего свой меч-самосек, и хотел этому человеку голову отрубить, потом раздумал и говорит себе:
      — Не так надо. Кабы он был худ человек, так он бы мне голову отрубил, а то, знать, добрый человек.
      Возбудил он Василья и говорит ему:
      — Встань человече! Чего ты ко мне зашёл?
      Василий встал, и говорит:
      — Я твой брат меньшой, а ты мой брат старшой, Белый Иван.
      Иван говорит:
      — Да, я Иван Белой.
      Поздоровкались они, стали в радостях пить и гулять, слова добрые говорить.
      Пожили он немногое время. Но однажды напали на эту страну Змеи многоголовые. Прислали они Белому Ивану вызов на бой-баталию, потому как он был главный богатырь по всей земле этого царства. Вызов гласил:
      — Скрипливые ворота твои, похилая да дырявая шапка твоя! Ступай Белый Иван на баталию со мною, ни то порушу всю землю вашу.
      Говорит Иван:
      — А что, зараз.
      Пошёл он под во двор, стал вострить свой меч-самосеч. Но тут просит Василий, его брат, Ивана Белого:
      — Послушай, Иван, дай-ка я, брате, пойду за тебя на баталию.
      — Брате, -- отвечает ему Иван! -- Есть там с тремя головами змей, так он тебя изрубает.
      Василий, однако, говорит:
      — Уже ж всё-таки пойду.
      Тогда совет даёт ему Иван:
      — Ты, -- говорит, -- всех змеёв рубай, Василий, толки ты не рубай, того змея, что с тремя головами.
      Пришёл Василий на место, где была назначена баталия, и пошёл рубать направо и налево, и порубал всё змеиное войско. Только один остался, который с тремя головами.
      И он себе подумал:
      — А что, я их вон сколько тысяч порубал, а что же мне бы и сего змея трёхглавного не зарубить?
      А тот змей поскакал прочь с сечи. Тогда Василий прыгнул на своего богатырского коня и за ним поскакал.
      И так они долетели до горы, гора эта пред змеем расступилась, тот змей трёхглавный в гору и ушёл, за ним гора и соступилась. Не пройти туда.
      Делать нечего, Василий вернулся и поехал до своего брата Ивана.
      Вот он приехал, а Иван допытывается:
      — А что, брат Василий, порубал всех?
      — Порубал, Иван. – Отвечал Василий.
      Через несколько дней снова приходит письмо, а в нём:
      — Скрипливые ворота твои, да похилая шапка на тебе! Ступай Иван на баталию со мною, ни то всю твою страну пожгу огнём.
      Говорит Иван:
      — А что, зараз.
      Пошёл он под во двор, стал вострить свой меч-самосеч. Но тут просит Василий, его брат, Ивана Белого:
      — Послушай, Иван, дай-ка я, брат, пойду за тебя на баталию.
      — Брат, -- отвечает ему Иван! -- Есть там с шестью головами змей, так он тебя изрубает.
      Василий, однако, говорит:
      — Уже ж всё-таки пойду.
      Тогда совет даёт ему Иван:
      — Ты, -- говорит, -- всех змеёв рубай, Василий, только ты не рубай, того змея, что с шестью головами.
      Пришёл Василий на место, где была назначена баталия, и пошёл рубать направо и налево, и порубал всё змеиное войско. Только один остался, который с шестью головами. И он себе подумал:
      — А что, боже ты мой милостивой, я их вон сколько тысяч порубал, а что же мне бы и сего змея не зарубить?
      А тот змей шестиглавный поскакал прочь с сечи. Тогда Василий прыгнул на своего богатырского коня и за ним поскакал.
      И так они долетели до горы, гора эта пред змеем расступилась, тот змей в гору и ушёл, за ним гора и соступилась. Не пройти туда.
      Делать нечего, Василий вернулся и поехал до своего брата Ивана.
      Вот он приехал, а Иван допытывается:
      — А что, брат Василий, порубал всех?
      — Порубал, Иван. – Отвечал Василий.
      Через три дня снова приходит письмо, а в нём:
      — Скрипливые ворота, похилая ты шапка! Ступай на баталию со мной, ни то пожгу всё ваше царство.
      Говорит Иван:
      — А что, зараз.
      Пошёл он под во двор, стал вострить свой меч-самосеч. Но тут просит Василий, его брат, Ивана Белого:
      — Послушай, Иван, дай-ка я, брат, пойду за тебя на баталию.
      — Брат, -- отвечает ему Иван! -- Есть там с девятью головами змей, так он тебя изрубает.
      Василий, однако, говорит:
      — Уже ж я всё-таки пойду.
      Пошёл, вынул свой меч-самосеч, махнул на обе стороны, и так рубает Василий тое войско, что спереди машет как сечёт песок, а сзади мечет как косит траву.
      Всех повырубал, заоставил только того змея, что с девятью головами, и он себе подумал:
      — А что, боже ты мой милостивой, я их вон несколько тысяч порубал, а что же мне бы и сего змея не зарубить?
      А тот змей девятиглавный поскакал прочь с сечи. Тогда Василий прыгнул на своего богатырского коня и за ним бежит так, что под ним земля стонет да стугнет.
      И так они долетели до горы, гора эта пред змеем расступилась, тот змей в гору и ушёл.
      Однако царевич в этот раз своего богатырского не удержал, да и вбёг у тую гору, куда змей девятиглавый прыгнул. Тут за ним тая гора и соступилась. Назад хода нету Василью.
      Осмотрелся Василий вокруг, там увидел в тех горах горницу, и в той горнице той трёх змеев родная сестра рубашки своим братам шьёт.
      И там все те змеи сидят: и трёхголовый и шестиголовый и девятиглавый.
      Вот тут они скричали:
      — Ах ты, проклятый сын, хотел нас порубать! Теперь ты нам попался, мы тебя убьём.
      А Василий заскочил в горницу к их сестре. Змеи хотели за ним, а их сестра их не впускает.
      Вот Ваксилий вошёл в горницу, поздоровкались они, и она ему говорит:
      — Зачем ты сюда заехал, молодец?
      Василий царевич говорит:
      — А меня сюда мой конь мой занёс сквозь гору вашу.
      Она посмотрела на него, люб он стал, по сердцу. Говорит она ему:
      — Если возьмёшь меня за себя взамуж, то дам я тебе ножи булатные и мои братия тебе не убьют, а ты их моими ножами побьёшь всех, а если не возьмёшь, то не дам я тебе тыих ножей, и они втроём все тебя одолеют.
      Делать было нечего, силы-то неравные, да и сестра их не дурна собой, тогда говорит Василий:
      — А, что, девица та ладная, возьму.
      Тут он и дал ей присягу в том.
      Тут кричит трёхглавый змей:
      — Выходи княже со мной биться.
      Дала Василию сестра змеева нож булатный, и сказала:
      -- Ты, Василий, жребий первым не тяни, потянешь, кто потянет первым, так у того меч медяным станет, кто потянет второй, дак у того меч чигунным станет, и ты первым не бей, а пусть змей первым тебя мечом своим ударит. У моего ножа булатного на втрое удар-сила удесятеряется.
      Вот Василий нож булатный взял и вышел биться.
      Вот этот змей трёхглавный и говорит Василью:
      — Жми тычок жребия, кто первый будет бить-молотить.
      Василий отвечает трёхглавному змею:
      — Твой дом, дак и твоя воля. Жми ты.
      Змей жманул, ему первом стало бить, махнул, то царапину на ухе Василию сделал, махнул ножом Василий и убил змея трёхглавного.
      На другой день приходит к горнице шестиглавный змей и кричит:
      — Вылезай с горницы княже биться со мной.
      Дала опять Василию сестра змеева нож булатный, и сказала:
      -- Ты, Василий, жребий первым не тяни, потянешь, кто потянет первым, так у того меч медяным станет, кто потянет второй, дак у того меч жалезным станет, и ты первым не бей, а пусть змей первым тебя мечом своим ударит. У моего ножа булатного на втрое удар-сила удесятеряется.
      Вот Василий нож булатный взял и вышел биться.
      Вот этот змей говорит Василью:
      — Жми тычок жребия, кто первый будет бить-молотить.
      Василий отвечает шестилавному змею:
      — Твой дом, дак и твоя воля. Жми ты.
      Змей жманул, ему первом стало бить, махнул, то царапину на ухе Василию сделал, махнул ножом Василий и убил змея шестиглавного.
      На третий день приходит к горнице девятилавный змей и кричит:
      — Вылезай с горницы княже биться со мной.
      Дала Василию сестра змеева нож булатный, и сказала:
      -- Ты, Василий, жребий первым не тяни, потянешь, кто потянет первым, так у того меч медяным станет, кто потянет второй, дак у того меч каменным станет, и ты первым не бей, а пусть змей первым тебя мечом своим ударит. У моего ножа булатного на втрое удар-сила удесятеряется.
      Вот Василий нож булатный взял и вышел биться.
      Вот этот змей девятиглавный и говорит Василью:
      — Жми тычок жребия, кто первый будет бить-молотить.
      Василий отвечает трёхголовому змею:
      — Твой дом, дак и твоя воля. Жми ты.
      Змей жманул, ему первом стало бить, махнул, то царапину на ухе Василию сделал, махнул ножом Василий, только убить змея девятиглавного не может. А тот змей выпил зелёной воды, так его никак не убить.
      Тогда змеева сестра дала царевичу два ножа посеребряные, Василий змея девятиглавыми ударил теми ножами, и убил его.
      Пришёл Василий в горницу спочивать после боя, спрашивает его змеевна:
      — А что, Василий, убил моих братовей?
      Отвечает Василий, что убил. Тогда даёт ему она ключи ото всех каморов и говорит:
      — Везде ходи, все двери открывай, только не иди в тую камору, что золотою печаткою запечатана.
      Вот Василий день ходит, другой ходит, уже месяц ходит, столько каморов много было во дворце змеевом. Осталась последняя, с золотой печаткою. Он-таки не утерпел и открыл её.
      Смотрит, а там висит змей одноокий, за ребро подвешенный на крюке жалезном, а под ним горит огонь великий, да ещё на том огне казан со смолой кипит.
      Спрашивает Василий:
      -- Ты кто такой, и за что страдаешь?
      Тот говорит:
      — Я отец змеевны, твоей жены.
      Вот стал просить да умолять он Василья царевича:
      -- Будь милосерден, какой ты есть от рождения, прими от меня казан со смолой, да отыми меня с крюка.
      Царевич говорит:
      — А ты не будешь биться со мной, как твои братия?
      Он говорит:
      — Нет, Василий, не буду.
      Царевич отъял от него смолу и принял его с крюка.
      Отец змеевны тут вскочил на Василья и кричит:
      — На что ты моих сынов поубивал, Василий? Теперь я тебя в смолу кину.
      Стал отец-змей ухватывать Василья, да не может ухватить никак, змеевна его заговорила. Тогда говорит Василий:
      — Пошли с тобой лучше на поле богатырское битися.
      Вот он и пошли. Тут Змеивна выходит Василию навстречу и говорит ему:
      — Что же ты меня не послушался, Василий? Мои братия заточили нашего отца за то, что он хотел нас всех побить, нашу силу себе приять и потом с этой силой весь Белый свет к себе в работу поставить.
      Царевич её спрашивает:
      — А можно ли твоего отца убить?
      Она говорит:
      — Его не можно никому убить, он увесь каменной. Его только ты и можешь убить, если он ослепнет.
      Дала змеевна Василью такого песку и сказала:
      -- Если хоть одна песчинка падёт отцу-змею в око, то оно выскочит, и он потеряет весь вид, что вокруг делается. Пока он будет искать своё око, нужно тебе Василий зайти к нем сзади и смахнуть ему голову мечом посеребрёным с права наперёд, а не слева, как ты делаешь.
      Вот вышли они воевати, старой змей кричит:
      — Иди Василий биться.
      Стали они биться. Долго бились, только никак не подпускает змей Василья к себе, чтобы можно было песок ему в око кинуть. Начал старой змей одолевать Василья, вот уж хочет голову его отсечь, да тут дочь его змеевна с рыльца свистнула. Старой змей голову повернул, а Василий изловчился и песок ему в око под самые веки его кинул.
      Тут око его выскочило из век и укатилось прямо под ноги его дочери. Ухватила она око это и спрятала. Стал старой змей искать его, повернулся спиной к царевичу и тот его мечом посеребрёным справа наперёд и ссёк голову строму змею, как змеевна учила.
      Опочивался со змеевной три дня Василий, да как отдохну, так сразу и поехал до своего брата Белого Ивана, который белим намётом живёт. Пришёл к нему и говорит:
      — Здоров, брате мой старший!
      Иван Белый ему  говорит:
      — Здоров, брате. Всех ли побил змеев?
      -- Всех побил, больше не станут они губить вашу землю, станете свободно жить.
      Стали братвья пить, стали они гулять и веселиться.
      Потом Василий и говорит:
      — Надо тебе брате ожениться.
      Иван говорит:
      — А что, сосватай мне, Василий, ожениться мне уж давно нумо.
      Вот менший брат поехал назад и привёз до старшего брата свою жинку, змеиху. Меншой брат и говорит:
      — На тебе, брате старший, сию жинку.
      Иван говорит:
      — А тебе что тогда?
      Василий отвечает:
      — Я себе найду Семикраску. Говорят есть на свете такая. На ней и женюсь.
      Старшой брат Иван Белый взял за себя жинку младшого брата. Там и свадьбу сыграли по обычаю Белого света.
      Потом поехали в инное царство, там взяли тую Семикраску, тоже дщерь змееву. Приехали назад, стали пить, гулять и васелиться, отца и матерь своих поминать.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++