Джей Уэст. Суверенное научение Святого Духа

Инквизитор Эйзенхорн 2
СУВЕРЕННОЕ НАУЧЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА
Джей Уэст (1856)

Это написано у пророков: и они будут все научены Богом. Всякий, слышавший, и научившийся от Отца, приходит ко Мне
Иоан.6.45 KJV

Я хочу, чтобы вы, мои слушатели, в первую очередь отметили вместе со мной безошибочный путь,  которым Дух Святой в отрывке, который вы только что слышали, настаивает на суверенитете Бога - учении, которое есть корень и ветви Писания, но слишком часто пререкается ересью о свободной воле. И пока я стою здесь с искренним желанием, как сказано в книге Иеремии, "взять драгоценное из ничтожного," и различать и отличать среди большой массы людей, что я вижу перед собой, между Церковью и миром, между святостью и пустым исповеданием условного христианства -  если я могу использовать это понятие в таком смысле! И поскольку христианство входит лишь в сокрушенное сердце, я хотел бы, чтобы вы отметили первый великий предмет этого текста: "и они будут все научены Богом".
Я пришел сюда сегодня, чтобы проповедовать имя Божие, и если я пришел с усердием и искренним умом, то надеюсь, что я никогда не смогу забыть тот великий, грандиозный предмет, о котором каждый служитель должен свидетельствовать со своей кафедры, - проповедь Евангелия, возвещение правды всякой твари, и прежде всего дорогим людям Божиим, которых ничто не утешает так, как слова, с которых я начал: "Это написано у пророков: и они будут все научены Богом". Вы видите, что в этом нет сомнений, и не может быть иначе. "Нет отсутствующих сынов, когда явится Христос, все они увидят Его, и пшеница будет отделена от плевел".
Вся семья избранных будет научена, и никто из них не будет потерян. Мы читаем в книге Исайи, который показывает, о ком идет речь: "И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих" (Ис.54.13). Вот результат научения Богом: мир, великий покой! В наше время ничто не имеет столь важного значения для здоровья наших общин, как изложение и защита истины о работе Святого Духа, того внутреннего научения, которое начинается, осуществляется и совершенствуется Третьим Лицом Бога - Святым Духом! Как понять Его научение?
Слово в книге пророка Исаии объясняет смысл того, о чем говорится в Евангелии от Иоанна. Пророк говорит именно о детях Божьих: "И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих". Теперь, прежде чем я пойду дальше, позвольте мне прочесть вам стих, который предшествует моему тексту: "Никто не может прийти ко Мне, если не Отец, пославший Меня не привлечет его, и Я воскрешу его в последний день". Здесь мы имеем великое, славное учение о воскресении, излагать которое сегодня у меня нет времени, и я должен держаться ближе к моему тексту, чтобы точно и обоснованно проповедовать содержащуюся в нем истину. Теперь отметьте сказанное: "Никто не может прийти, если Отец не привлечет" - то есть весь Божий народ придет, и вся Его Церковь будет научена Богом.
Под Церковью Божией я имею в виду не просто Церковь Англии - хотя я люблю свою Церковь - но всю Церкрвь Божию, всех избранных благодатью, каждого спасенного во Христе грешника во всей вселенной. Церковь в этом смысле слова - это Церковь, описанная Павлом в Деян.20.28:  "Церковь Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею", а также в Еф.4.5-7: "один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова", или, в переводе нашего архидиакона Хэра," в соответствии с мерой, в которой Христос дает ему". Церковь Божия зависит от ее Господа во всем; мы чувствуем и знаем, что это так. И если я служитель установленной Церкви Англии, то мне дана милость узнать согласно ее молитвеннику ту благословенную истину, что в деле спасения человека нет ничего случайного, что никто не может просто тк не будучи привлечен Богом, прийти ко Христу, и что  весь Его народ придет к Нему и будет научен Им.
Согласны ли вы, мои слушатели - раз уж время не позволяет мне зачитать это вам сейчас - вспомнить 10-ю Статью Церкви Англии, когда вы пойдете домой сегодня вечером? В этой дивной статье вы увидите отчетливое учение о том, что человек не может  сам по себе обратиться к Богу, что у него нет такой возможности "без суверенной власти и всемогущей благодати Святого Духа", вне которой грешники никогда не придут к Богу. Об этом же отрывок, о котором я только что говорил, "Ни один человек не может прийти ко Мне, если Отец, пославший Меня не привлечет его". Но какой шум всегда царит вокруг этой истины, и, я осмелюсь сказать, ропот сейчас среди некоторых из вас! Некоторые из собравшихся здесь явно будут возмущаться тем, о чем я проповедую сейчас, но тем не менее я буду отрезать и корни, и ветви ложных арминианских учений о свободной воле, и я делаю это со Словом Божьим, "Ни один человек может прийти ко Мне, если Отец, пославший Меня не привлечет его. и Я воскрешу его в последний день". Истина такова, что не только человек не может прийти к Богу до того, как он будет привлечен Им, но, более того, что у человека от природы нет желания или воли прийти к Иисусу Христу. Человек рождается во вражде против Бога. На этих скамьях нет мужчин и женщин, которые до того, как они были научены Святым Духом и пережили Его силу, не были в настоящей вражде против Бога. О милость Божия! Я вижу на скамьях этой приходской церкви учителей, которые изо дня в день учат детей в школах разным предметам, но гораздо более действенно великий Учитель Церкви в Свое установленное время научает и привлекает всех, кто по вечному указу Божию были спасены Иисусом Христом. В том-то и состоит утешение Евангелия, что в этих вещах нет никаких наших дел и никаких случайностей. "Все они будут научены Богом". Поэтому я стараюсь показать, что мы можем быть уверены в этом научении.
Научены ли Святым Духом мы сами? Мои слушатели, давайте обратим на это особое внимание. Первое, чему Дух учит людей - это то, что они грешники. Были ли вы научены этому в школе Божией? Я намеренно останавливаюсь на этом: пусть ответ будет между живым Богом и вашей совестью! Служитель Евангелия занимает самое серьезное место на земле; он должен извлечт драгоценное из ничтожного и быть устами Бога к Его народу. "Кто способен к сему?". Я говорю, что, прежде всего, Святой Дух учит каждый сосуд милосердия тому, что он есть виновный грешник. Вы можете сказать, что вы знаете, что такое грех? Для чего нужны по плоти полицейские Лондона? Чтобы ловить воров, грабителей, карманников, удалять с улиц пьяниц. Они знают, что такое грех внешне, но то, о чем я говорю - это внутреннее чувство греха. Позвольте мне повторить торжественный стих из одной из гимнов Харта: "Какое утешение может принести Спаситель тому, кто никогда не чувствовал свое горе?... Прежде чем получить новую жизнь от Бога, мы должны скорбеть о грехе".
Так могу ли я извлечь драгоценное из ничтожного в вашей совести? Могу ли я сейчас обратиться к вашим сердцам? Проповедь и слышание должны быть от сердца к сердцу. Я говорю, что что сначала Святой Дух учит в школе Божией, обличая грех. "Когда Он придет, то обличит мир о грехе". Это обличение касается не всех людей. Нет! Мир в этом стихе означает "избранные", и посмотрите, мои слушатели, это может означать только то, что, поскольку не все люди в этом смысле обличены во грехе, не все они научены Богом. Опять же, "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон". Я не могу допустить, что эти великие места Писания можно принять кусочками. Арминиане очень склонны сделать это, но в Слове они стоят как одно великое целое. "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон". И, таким образом, мы видим, что ко Христу придут все, кто дан Ему Отцом, и что грешник, который дан Ему таким образом, никогда не будет изгнан. И как и все правомыслящие люди в нашей Церкви - Топлэди, Берридж, Ромейн* - я не могу проповедовать вам никакого иного Евангелия, кроме чистого Евангелия, которое провозглашает спасение по свободной благодати, бедным и нуждающимся. Это Евангелие благодати было вложено в мое сердце, и сила Божия ко спасению - в мою душу. Какое это сладкое поощрение! Как радует мою душу, тоже грешную, когда я объявляю с этой кафедры, что ни один человек, который когда-либо вступит в мистическую Церковь, никогда не будет потерян! И заметьте: я никогда не позволю себе сказать здесь, что кто-то из вас не избран, или что я возбраняю кому-то путь в Царство Небесное. Многие из вас в этой церкви сегодня, которые в настоящее время могут быть мертвы в своих грехах, "не имея никакой надежды", и "без Бога в мире", возможно, пребывают среди невидимых избранных Господа, и если да, то каждый из вас будет приведен к Нему в свое время. Повеление для служителей Евангелия сейчас такое же, как и в апостольские времена: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари!". Мы хотим сделать именно так. Мы проповедуем Евангелие всему миру, но не предлагаем его всем без разбора. Взращивает только Бог. Мы проповедуем, Иегова прилагает Свое слово!
Мы никогда не должны пытаться своими силами применить проповедь. Мы сказали, что прежде всего Святой Дух учит нас почувствовать наш грех. Но кроме этого каждый, наученный в школе Божией, будет научен духовности и святости строгих  требований закона, что требует совершенного послушания. "Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем".  Таким образом, закон есть наш детоводитель ко Христу. И это учение имеет важное значение для того, чтобы мы могли различать Закон и Евангелие; первый осуждает и убивает, второе спасает и дает жизнь! И кроме того, мы должны быть научены нашей немощи, нашей беспомощности, греховности и порочности.
Теперь, мои слушатели, посмотрите в учение в моем тексте о том, что все Божьи люди будут научены! И в то время как мы должны проповедовать здравое учение, это учение будет недостаточно, должен быть опыт. Именно это то, что хотят иметь люди Божьи. Какой опыт  изложен в этих словах: "Они должны быть все научены Богом?". Каким образом они должны быть научены? Павел был учеником Гамалиила, и хотя мы ценим и в полной мере человеческую  науку и ученость и ни слова не скажем против них, ни одно человеческое учение и ученость не позволят понять Евангелие. Но сколько есть простых крестьян, бедных неграмотных людей, которые на самом деле научены Святым Духом и являются более глубокими богословами, чем даже самый большой, самый блестящий ученый, который лишен научения свыше! О, как могущественно это слово: "Они будут все научены Богом." Разве это не сладко? Разве это не воодушевляет?
Послушаем теперь вторую часть нашего текста. "Каждый человек, слышавший и научившийся Отца, приходит ко Мне". Это научение приводит нас к Иисусу Христу. Я начал с того, что показал вам, что спасенный грешник научен Святым Духом своей греховности. Поэтому люди Божии - это люди измученные, искушаемые и сокрушенные сердцем. Что говорит Слово Божие? "Я оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и он будет уповать на имя Господне". "Бедные и скорбящие - Твои, Господи; над великими мира нет Твоего света!". Посмотрите на Господа Христа! Посмотрите и помните, как Он пришел в этот мир, на самом деле исполняя пророчество о Нем: "Он был презрен и умален пред людьми, Муж скорбей и изведавший болезни". "Все гостиницы были переполнены; место нашлось, но не для Него".
Теперь, когда человек научен своей греховности, когда он узнает, что от "подошвы стопы даже до головы нет на нем целого места", когда он чувствует в себе, день за днем, реальность этого тела греха и смерти, которое является таким бременем для верующего, когда он находит искушения, с которыми он сталкивается на каждом шагу, похоти и страсти, склонности ко злу, которые он не может контролировать, какие бы усилия ни прилагал - разве его взор не направляется к милости Христа? Разве он не слышит, как Спаситель обращается к нему в Книге Исайи: "Изглажу как облако грехи твои, и как густое облако беззакония твои"? "Вернись ко Мне, ибо Я искупил тебя". И вспомним уже упомянутый нами  в первой половине дня стих, который, на мой взгляд включает в себя все, "Но если мы ходим во свете, подобно как Он свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа Сына Его, очищает нас от всякого греха".  Или, как в некоторых чтениях, не "если", а "когда мы хотим во свете", то есть находимся в свете Божьего лика,  то имеем общение друг с другом, то есть с Отцом, Сыном и Святым Духом, и приобретаем опыт помиловании, так что "Кровь Иисуса Христа, Сына Его Его, очищает нас от всякого греха ".
Простое понятие о помиловании не приведет к личному утешению. Должно быть применение его к отдельному человеку: "Когда Кровь приложена ко мне, это делает меня счастливым". И то же самое относится к избранию: "Хотя избрание - Божья истина, я не вижу в ней утешения, пока Сам Бог не скажет мне, что Он избрал меня". Прежде всего необходим личный интерес к этому великому факту. Мы должны узнать, является ли избрание Божье нашим, и пролита ли Кровь Христа за нас! Бедный грешник, стонущий, обремененный своей греховностью и порочностью, будет искать этого наилучшего дара. Если  сегодня я желаю быть благословением для вас в проповеди Евангелия, я хочу прежде всего, как и вы, видеть и знать свой личный интерес к этой драгоценной Крови, которая была пролита на Голгофе, и с помощью которой вся Церковь Божия во Христе спасена навечно. "Каждый человек, слышавший, и научившийся от Отца, приходит ко Мне". Имейте в виду! "Слышавший, и научившийся!". В школе Христа нет тупиц, ибо кто учит как Он? Я осмелюсь сказать, что в любой самой лучшей школе есть остолопы, но их нет в школе Божией. Каждый человек , слышавший и научившийся от Отца, приходит ко Мне, говорит Христос. И разве это не самая благословенная и славная весть с этой кафедры? Разве это не радует сердце каждого бедного грешника, который с чувством знает, что это такое - "стонать под бременем", когда он слышит эту проповедь? Что бы сказал Павел, чувствуя свою греховность, убожество и внутренние конфликты, если бы не было надежды, которую он имел в Иисусе Христе, и не был бы научен Духом Святым прийти к Нему? Если я проповедую здесь сегодня вечером с властью, это только Тем же Духом, что учил Павла! Позвольте мне прочитать вам то, что сказал Павел о себе: " нахожу удовольствие в законе Божием по внутреннему человеку: но я вижу иной закон в членах моих, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закону греха, который в членах моих". Отметьте реальность этих слов; посмотрите, куда благодать привела Павла. Он знал, что такое две природы в нас, мог наслаждаться "законом Божиим по внутреннему человеку", хотел повиноваться Богу в каждой йоте Его слова, но в нем был еще один закон, и он чувствовал и видел это, закон, противоборствующий закону его ума,   и, таким образом, он был взят в плен! И, переживая это, он вопиет: "Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?". Павел был в плену, но он видел также, что его избавление приближается, и он восклицает: "Я благодарю Бога через Иисуса Христа, Господа нашего. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, но  плотию закону греха".
Я не собираюсь никому сузить путь к небесам, я не говорю ни в коем случае, что славное учение об избрании, которое я проповедую, кому-то закрывает дорогу, но я объявляю каждой душе передо мной, что если вы знаете в глубине своей души действие этих двух законов в детях Божиих, вы никогда не окажетесь в аду среди проклятых. И далее в начале Рим.8 апостол торжествующе восклицает: "Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, которые ходят не по плоти, но по духу" (KJV). Как реально это научение Отца! Вот где Святой Дух приносит всю Свою мудрость, и вы должны помнить, что сказано: "Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". Это относится к каждому слышавшему! И если вы не слышали, то вы не более чем простые формалисты, мертвые церковники или сектанты. Я проповедую сегодня незнакомым людям, о состоянии которых за редким исключением ничего не знаю. Я спрашиваю вас, что вы знаете о научении Святого Духа? Знаете ли вы что-то о нем вообще? Если бы я  никогда не был в этом огромном городе больше одного дня - разве я смог бы найти этот переход в паутине улиц и переулков даже одного района, не говоря уже обо всем Лондоне? Я бросаю вызов, говоря: здесь надо, чтобы был показан путь.  И на самом деле вы должны быть научены единственному пути, и на каждом шагу следовать Духу Божию, и, следовательно, у вас есть огромная нужда в дивной молитве, которая в утренней литургии так волнует мою душу, что я готов повторить ее: "Всемогущий Бог, Которому открыты все сердца, известны все желания, от Которого не сокрыты никакие тайны,  очисти мысли наших сердец по вдохновению Духа Твоего Святого,  чтобы мы могли по-настоящему любить Тебя и достойно возвеличить Твое святое имя; через Христа, Господа нашего. Аминь".
Я мог бы проповедовать здесь по этой огромной теме до полуночи, но я никогда не мог бы  проповедовать никакое учение или наставленин, отличное от того, что Господь дает Своему народу, и с которым все Его люди приходят ко Христу. Но я обращу ваше внимание на одну вещь, которой Бог учит Свою Церковь и о которой ярче всего говорится в Деян.14.22: "Утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере... Мы должны многими скорбями войти в Царство" (KJV). Знаете ли вы, что такое быть на самом деле испытанным? Помните, что говорит Джон Ньютон: "Испытания делают обетование сладким, приносят новую жизнь в молитве; испытания ставят на колени, поставь же меня на колени!". Я не могу не благословлять Бога за испытания!   Они дают больше, намного больше, чем простое исповедание, когда душа в глубине своей, "многими скорбями", вопиет к Богу в тоске о спасении во Христе, и тогда мы можем понять смысл слов: "Для меня Он умер, для меня!".
Как же реальна эта молитва к Царю! Как хвалятся в мирском смысле люди, имеющие связи во дворце и при правительстве! Но у нас есть интерес к Царю Иисусу Христу! Вы понимаете, что это значит? "На Его одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих". В любой беде душа может положиться на Его всепреодолевающую благодать!
И, таким образом, мы научены, и мы познаем Бога, и так в полной мере исполняется смысл текста: "Это написано у пророков, и они будут все научены Богом. Всякий, слышавший, и научившийся Отца, приходит ко Мне ". И отметьте теперь владычество Иеговы, и как грешники приходят к Нему. "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон!". Это Божье повеление: все придут! Но пришли ли лично вы? Некоторые бедные, трепещущие, беспокойные души запинаются и говорят: я мерзок, моя совесть не позволит мне прийти! Сколько таких здесь сегодня вечером? Я осмелюсь сказать, несколько. Но послушайте меня: пусть ваша совесть не удерживает вас! "Я не мечтаю быть достойным, но Ты велишь - и я прихожу!". Разве это не должно воодушевить каждого измученного грешника? И разве каждый такой грешник не чувствует свою нужду в Спасителе Иисусе Христе?
Пусть арминиане объяснят нам, как грешник приходит ко Христу бедным и нищим  приходит, не имея пред Ним ничего. "Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное; но исполняющий волю Отца Моего Небесного". Но  каждое дитя Божие должно прийти к Отцу! И если вы среди искупленных детей Божьих, каждый из вас должен прийти к Нему в назначенное Им время, ибо вы принадлежите к Его купленной Кровью семье. Знаете ли вы тогда, что это значит - прийти к Отцу, быть примиренным с Богом во Христе, исповедуя, открывая  и оплакивая грехи ваши в поисках избавления? Знаете ли вы что-нибудь об опыте Давида, который глубоко чувствовал свой грех и свой бунт, когда воскликнул: "Ты прибежище мое; Ты избавишь меня от скорби, Ты окружишь меня радостью избавления". Милость и прибежище! Когда Адам и Ева пали, когда их глаза были открыты, когда они услышали голос Бога в саду, они скрылись в зарослях кустарников Эдема! Но Его голос проник в самые их души и через эти густые деревья! Этот голос был: "Адам, где ты?". Грешник! Ты слышишь это сейчас. "Где ты?" Где ты сейчас стоишь? Каково твое состояние? Ты ослушался и напуган; может быть, ты уже слышал голос Бога в законе и в своей совести, и почувствовал ужас, который ты мог скрывать от себя. Но это невозможно. "Где ты?". Ничто, кроме Христа, не укроет грешника от гнева Божия. Ты сокрыт в Нем? Ты находишься на скале? Знаешь ли ты по опыту, что это значит:  "Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге"?  Затем, если это так, слушай? "Когда Христос, наша жизнь, явится, то и вы явитесь с Ним во славе". Я не могу представить себе более благословенные, или более обнадеживающие для народа Божия, и особенно для тех, кто жаждет Его утешения, слова, чем  тот великий предмет, что содержится в тексте, по которому я проповедовал. Как я уже говорил раньше и повторю снова, у меня нет никаких общих приглашений ко всем людям без разбора. Нет и общего приглашения для всех людей, причем на протяжении всей Библии. Каждое приглашение в этой благословенной книге направлено! "Это написано у пророков, и они будут все научены Богом. Всякий, слышавший, и научившийся от Отца, приходит ко Мне".
Последнее утверждение в этом месте Писания - это то, что каждый наученный Богом грешник приходит ко Христу. Все, что научены своей греховности и чувствуют бремя греха, получив повеление, приходят и повинуются Ему. "Придите ко Мне, все, что труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Вы обременены чувством греха? Грех ненавистен вам? Ни один человек не будет настаивать на нравственном поведении сильнее, чем я, но я буду держать мораль на ее надлежащем месте. Мораль не может спасти ни одного человека. Мои слушатели! Если вы имели в своих сердцах желание принять решение служить Богу, и считаете, что лишь Его Евангелие есть совершенная свобода; если вы ненавидите самих себя из-за собственной злой природы, то для всех таковых есть это слово, и наступит Божье время, чтобы применить его в силе. "Жаждущие, идите все к водам, и те, у кого нет денег, покупайте и ешьте, берите без денег и без платы вино и молоко". Вы жаждете?
Бог делает все, чтобы Его народ алкал и жаждал Его. Эта жажда необходима для вас, или вы никогда не придете к Богу! Не думайте, что я искажаю Евангелие; как будто мне больше нечего делать! Если вы не жаждете, вы никогда не придете к Иисусу! Но есть и другое. Написано: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мтф.19.6). Наше таинство брака - это символ священного союза, мистического брака между Христом и Его Церковью! Что   мы знаем об этом? Это вечный союз, который ничто не может разрушить. Нет греха, что мог бы его разбить. Церковь - Его достояние всегда и навсегда! "Он дорого купил ее, она стоит потому, что Он взыскал ее в адских муках и заплатил за нее Своей Кровью!". Неужели вы всерьез думаете, что после той агонии и тех мук, что Он испытал ради Церкви, Он позволит оторвать ее от Себя?  Никогда! "Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе, которые ходят не по плоти, но по духу». "Нет осуждения!" И точно так же нет разделения! Ибо "кто отлучит нас от любви Христовой? Или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?"."Ничто не может отделить церковь от Него, и не только это, но "мы будем более чем победителями силою Возлюбившего нас". И вам, кто еще не может достичь этого, и не может подняться так высоко в личном свидетельстве, как Павел, я еще раз говорю, что желание этой сладкой уверенности засвидетельствует испытание вашего усыновления. Вы - те, за кого умер Христос!
Мое время проповеди кончается. Позвольте мне еще раз прочитать два текста, по которым я проповедовал здесь сегодня, и пусть Святой Дух применит и благословит их. "Оправдавшись по благодати Его, мы должны быть сделаны наследниками в надежде вечной жизни". "Это написано у пророков: и они будут все научены Богом. Каждый человек, слышавший, и научившийся от Отца, приходит ко Мне". Бог да ниспошлет благословение на Евангелие ради Иисуса Христа. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn