Единство и разделение. Глава 8

Леонид Бликштейн
1. В этой главе мы посмотрим на то, как консервативный критик Афинского общества Аристофан представляет себе вредное влияние абстрактного мышления на нравы и культуру. Отметим здесь, что Облака, где Сократ и его друзья представлены в негативном свете, обычно считают просто сатирой на Сократа. Такое понимание игнорирует тот факт, что для Аристофана Сократ и софисты это прежде всего носители абстрактного мышления и подлинной целью его атаки является абстрактное мышление как таковое. Его опасность, по мнению Аристофана, состоит прежде всего в том, что господство такого мышления разрушает авторитет париархальной семейственности и полисную солидарность и превращает нравственное сознание общества в арену борьбы низменных враждующих интересов, где все позволено ради достижения денег и положения.

2. Таким образом перед нами здесь расщепление смыслового диапазона. В контекстограмме это расщепление можно представить, как дробление верхней сигнификативной горизонтали AB на пять отрезков и связанных с ними соперничающих мировоззрений.

3. С правой (а от наблюдателя левой) стороны вблизи правого верхнего контекстного поля традиционных жизненных форм В и правой идиографической/имманентной вертикали СВ находится патриархальный традиционализм или имманентизм (связанный например с проксимономикой BHC), которому Аристофан симпатизирует и с которым он связывает и патриотизм и гражданскую доблесть (arete), которая помогла афинянам выстоять и победить в решающей схватке с Персидской империей. Впрочем эта симпатия не мешает ему видеть неотесанность сторонников этого мировоззрения и их неспособность овладеть аппаратом логической аргументации, которая несет ответственность за поражение традиционализма в споре за обладание сознанием Фидиппида сына главного героя пьесы Стрепсиада.

4. Правая половина BF сигнификативной горизонтали AB (кроме участков в непосредственной близости от контекстных полей B и F) занята другим мировоззрением, а именно натуралистическим витализмом (от латинского слова vita жизнь). Это мировоззрение, сформулированное младшими софистами, такими как Калликл, Фрасимах и Критий, утверждало приоритет “природных” данностей и права сильного над человеческими установлениями и законами (ср.роль так называемой “философии жизни” в Европе конца 19 начала 20 века и в особенности в Германии). Тем самым оно оправдывало тиранию и насилие. В заключительной части пьесы сын Стрепсиада использует виталистские аргументы для обоснования своего права избить отца. В плане идентичности виталистское мировоззрение могло быть усвоено например внутри параномики DBF.

5. Вблизи верхнего центрального контекстного поля субьекта власти F, то есть в середине сигнификативной горизонтали АВ, на верхней точке  центральной инструментальной вертикали FH размещается инструментализм, то есть беспринципный прагматизм, для которого любое мышление годится, если оно соотвествует собственным моментальным интересам и способно оправдывать и продвигать их. Таково мировоззрение главного героя пьесы богатого и необразованного афинского крестьянина Стрепсиада, озабоченного прежде всего количеством своих долгов, в которые он влез, стараясь угодить страсти своего сыночка к колесничным состязаниям и лошадям, и ищущего способа отказаться их платить. Ради поиска аргументов, которые он мог бы использовать на суде, чтобы оправдатъ свой отказ платитъ долги он старается усвоить себе привычки диалектического мышления и операций с абстрактными понятиями. Сократа и его друзей он считает специалистами в этой области и посылает к ним учиться своего сына, когда выясняется что сам он неспособен освоить эту новую премудрость.

Стрепсиад

                Погляди сюда!
                Калиточку ты видишь, домик маленький?

                Фидиппид

                Конечно, вижу, но, отец, зачем он нам?

                Стрепсиад

                Мыслильня это для умов возвышенных.
                Здесь обитают мудрецы. Послушать их,
                Так небо - это просто печь железная,
                А люди - это словно в печке уголья.
                И тех, кто денег даст им, пред судом они
                Обучат кривду делать речью правою.

                Фидиппид

                Но кто ж они?

                Стрепсиад

                Не знаю точно имени, -
                Мудрило-заводилы, благородные.

                Фидиппид

                А, знаю, знаю, как же: босоногие,
                Бахвалы, негодяи бледнорожие,
                Сократ несчастный, Хэрефонт помешанный.

                Стрепсиад

                Цыц, цыц, молчи, не говори бессмыслицы!
                Коль хочешь, чтобы хлеб был у родителей,
                Послушайся, от конной откажись езды!

                Фидиппид

                Мне Дионис свидетель, нет! Хотя бы ты
                Фазанов подарил мне Леогоровых!

                Стрепсиад

                Прошу тебя! Мой миленький, любименький,
                Ступай и поучись!

                Фидиппид

                Чему ж учиться мне?

                Стрепсиад

                Рассказывают, там, у этих умников,
                Две речи есть. Кривая речь и правая.
                С кривою этой речью всяк всегда везде
                Одержит верх, хотя бы был кругом неправ.
                Так если ты кривым речам научишься,
                Из всех долгов, которым ты один виной,
                Не заплачу я и полушки ломаной.

6. В левой половине FA сигнификативной горизонтали АВ находится нормативизм, мировоззрение, которое оперирует понятиями нравственных норм, ценностей и принципов (контекстное поле общих приципов А), такими как истина и справедливость, но вовсе не обязательно берет эти нормы в их подлинном глубинном значении.Вместо того, чтобы стараться осмыслить эти нормы и руководствоваться ими нормативизм легко превращается в прикрытие и оправдание эгоистических целей и интересов высокими словами о справедливости, законности и пр. Эта двойственность, противоречие между заявленными и подлинными целями особенно характерно для нормативизма, когда отрезок FA тематизируется внутри основной парадигмы либеральной идентичности катаномики  CFA.

7. Такое противоречие обусловлено двойственной структурой самой этой парадигмы, которая сочетает нормативную диагональ СА с диссоциативной диагональю СF карьеры и успеха, выделяющей носителя катаномики С от прочих людей и соединяющей его с верхним центральным полем субьекта инструментальной власти F. Аристофан знает нормативный аспект СА катаномики,но не воспринимает его всерьез, а вместо него подчеркивает ее диссоциативный аспект СF, который является у нее общим с основной парадигмой денежного обращения и богатства хрематономикой CFH (от греческого слова ta chremata богатство), в которой люди становятся обьектами эксплуатации (внутри центральной вертикальной субьект обьектной инструментальной оси FH, соединяющей верхнее центральное поле субьекта власти F с нижним центральным полем обьектов/ценностей Н).

8. По словам Стрепсиада для новых учителей мудрости “небо это просто печь железная” (повидимому намек на обвиненного афинянами в богохульстве друга и учителя Перикла Анаксагора из Клазомен, который считал солнце просто раскаленной скалой, Сократ в молодости интересовавшийся идеями Анаксагора, впоследствии отошел от его натуралистической позиции и в Апологии 26 D упоминает о стремлении его собственных обвинителей ложно отождествить его взляды с точкой зрения Анаксагора ), “а люди словно в печке уголья”, т.е. природные предметы, способные и заслуживающие сделаться обьектом вертикальной инструментальной манипуляции FH в рамках хрематономики.

9. Для такой манипуляции у мудрецов по словам Стрепсиада (наряду с правдой т.е. нормативной диагональю СА) есть “кривая речь”(отображаемая диссоциативной линией CF), то есть способность манипулировать абстрактными аргументами ради достижения влияния на судей и политиков (близость к субьекту власти F) и получения личной выгоды (нижнее центральное контекстное поле ценностей Н).

10. Наконец на левом краю смыслового диапазона вблизи левого верхнего контекстного поля общих принципов А и левой вертикальной трансцендентальной/номотетической вертикали DA (где D это нижнее левое контекстное поле мира) располагается трансцендентализм, как мировоззрение, характеризующееся безусловным приоритетом общего над отдельным (ср. кантовский принцип категорического императива). Над трансценденталистским аспектом новой мудрости Аристофан просто издевается, считая его сочетанием бессмысленных отвлеченностей и ложных претензий на некую возвышенность, отличающую мудреца от простых смертных. Пришедший в мыслильню учиться новой мудрости Стрепсиад вступает в диалог с Сократом, висящим в гамаке:

Стрепсиад

                Скажи сначала, чем ты занимаешься?

                Сократ

                Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил.

                Стрепсиад

                В гамак забравшись, на богов взираешь ты.
                Но почему же не с земли?

                Сократ
                (важно и торжественно)

                Бессильна мысль
                Проникнуть в тайны мира запредельного,
                В пространствах не повиснув и не будучи
                Соединенной с однородным воздухом.
                Нет, находясь внизу и взоры ввысь вперив,
                Я ничего б не понял. Сила земная
                Притягивает влагу размышления.
                Не то же ли случается с капустою?

Мы продолжим разбор комедии Аристофана в следующей девятой главе.


Примечания

10. Ср. известное трансценденталистское размышление Канта в Критике практического разума: Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности. Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней мере поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами этой жизни.