Музей Юмора и Сатиры в Габрово

Юрий Бахарев
На следующий день внучка повезла показывать нам главную достопримечательность Габрова - Музей Юмора и Сатиры.
Еще с давних времен город славится своей бережностью и остроумием своих жителей.  И открытый 1 апеля 1972 года музей является наследником местного фольклорного юмора и веселых карнавальных традиций города Габрово – признанной  столицы юмора.

В настоящее время,  в  этом музее, характерном только для этого города Болгарии, успешно сочетаются черты музея и оживленной галереи с образцами современного юмористического и сатирического искусства со всего мира. В музее, работающем под девизом, «Мир уцелел, потому что смеяться умел!»,  каждый нечетный год проводится Международные дни юмора.

Здание музея сейчас располагает10-ю выставочными залами общей площадью 8000 квадратных метров, что превратило его в крупнейший музей Болгарии.

Юмористическая экспозиция начинается еще до входа в здание музея.
С другой стороны улицы Василиади , на которую выходит фасад здания, точно напротив музея расположена пятиметровая инсталляция набранная из металлического хлама, названная «машиной времени».
Нам с Лидой «такое»искусство» непонятно и вызывает только иронию.

На подходе к музею можно видеть  ещё одну авторскую юмористическую находку: торчащую из стены фасада, на приличной высоте, метровый муляж осы, как бы пробивающей стену.

А в трёх метрах от входа в музей веселит посетителей, восседающий задом наперед на ревущем осле, отлитый в бронзу,  герой болгарских юмористических сказок Хитрый Петр.

 Правее от входа, на площадке для отдыха выставлена их ржавого железа интересная  композиция: Дон-Кихот и Санчо Пансо

На этой же площадке , ближе к улице Василиади стоит бронзовая скульптура Чарли Чаплина, выполненная не без модернистского изыска.

Между этими скульптурными группами установлены солнечные часы.

В прихожей музея посетителей встречает огромный медный кот  с обрубленным хвостом, иллюстрирующий  шутку габровцев:  бесхвостые коты быстрее выходят через дверь, и зимой меньше выпускают тепло.

В постоянной экспозиции «Корни габровского юмора», откуда начинается ознакомление с музейными экспонатами, представлены и самые известные габровские анекдоты, иллюстрации к которым сделаны известным карикатуристом Борисом Димовским.

Юмористические сюжеты представлены в залах «Корни габровского юмора» в виде картин и  инсталляций.

На центральном месте выставлена картина художника Ради Неделчева, изображающая другой габровский символ – крупное яйцо с краником. А дело в том, что габровки экономят на всем, и не используют целого яйца для заправки кушанья. Лишь по праздникам кладут целое яйцо.

Габровская экономичность и бережливость вошли в поговорки, и потому так часто используются как эпитет в отношении очень скупых и находчивых людей.

Очень забавно выглядят разные габровские сувениры – чашки-половинки для кофе и чая, стаканы для незваных гостей, миски для усатых мужчин, габровские кружки для пива с двойным дном и т.д.
В музее можно увидеть очень много развлекательных вещей и габровских «патентов». Среди них обращает внимание инсталляция «Патент на повышение яйценоскости»

Многие экспонаты посвящены легендарному основателю Габрово кузнецу Рачо Ковачу.

Из зала «Корни габровского юмора» перешли в огромный зал юмор и сатира народов мира»

Зал начинается с политического плаката времен войны в Корее. На плакате Ли -сын-ман, Аччесон, Трумен и другие политические деятели изображенные в виде гадких насекомых ползут к красной стене стоящих плечом к плечу «людей доброй воли», а корейский воин и китайский доброволец насаживают ползучих гадов на штыки.

На плакате времен борьбы с колониализмом, дружный строй стран Азии и бастион стран социализмаи Африки противостоят подлым проискам колонизаторов

 Имеется и политическая сатира  времен противостояния Тито и Сталина, напомнившая мне карикатуры газеты Правда начала 50-х годов.
Встречаются  сатирические политические плакаты в форме комиксов.


Представлена и современная политическая украинская  карикатура , ,   антисоветской направленности, на одной из них революционные матросы 1917 года представлены в виде озверевших пьяных выродков.

На другой изображена свастика, советский герб и украинский трезуб, не оставляющий сомнения кто победил.

 Широко представлена антироссийская и антипутинская карикатура.

В день, когда мы посетили музей, в этом зале экспонировались также литографии инсталляций мировых знаменитостей супругов Кристо и Жан-Клода.

Кристо Явачев – уроженец Габрово, а Жан-Клод де Гильбон  родилась в Париже.

До переезда в Америку в 1964 году Кристо уже был достаточно известным художником в Европе, к тому времени он разработал собственную технику «ампакетажа», которая заключается в обертывании предметов в различные материалы, такие как ткань, бумага или пленка.

После переезда в Нью-Йорк работы супругов становятся все более грандиозными, они начинают обматывать тканью автомобили, части домов, деревья, стены, мебель, а со временем целые здания и ландшафты.

Литография  Бегущая изгородь изображала  инсталляцию, которая в реальности представляла собой стену из ткани длиной 39 километров.

Кристо и Жан-Клод называют себя художниками окружающей среды, особенностью их работ является то, что все они существуют краткий промежуток времени, после чего демонтируются, огромные куски ткани перерабатываются, а участок остается таким, каким он был до художественного вмешательства.

К тому же, Кристо и Жан-Клод не принимают никакого спонсорства и финансируют проекты за счет продаж собственных эскизов, рисунков, коллажей или оригинальных литографий Кристо. Все свои  работы супруги объявили  неразрывно связаными с понятием «свобода».

Объясняя, что «свобода — враг собственности, собственность же подразумевает постоянство, вот почему работа не может долго сохраняться».

Супружеская пара сумела создать  нечто, не похожее на привычное искусство ни своей идеей, ни методами реализации.

 Их инсталляции прочно ассоциируются  с современным американским искусством, подразумевающим под собой размах, грандиозность, масштабность.

Мы бродили по залам музея, который в это время не имел других посетителей кроме нас. Несмотря на то, что в музее есть специально оборудованный детский зал, где ребятишки смогут вдоволь поиграть и даже потрогать руками экспонаты.

 Было удивительно видеть, что заполненные смешными персонажами залы, выполненные в человеческий рост и выше, одиноко стоят в пустых залах.

Есть стилизованный Габровский кот, изготовленный из гофрированного металла. Есть целая серия манекенов в национальных одеждах и в одеяниях экзотических племен. Имеются гигантские игрушки на любой вкус. Конечно же есть  и фигура Хитрого Петра в полтора человеческих роста.

Как ни странно, в музее Сатиры и юмора есть зал с религиозными сюжетами.
Некоторые из них обыгрывают библейские мифы в духе картинок Битструпа. Часть картин похожа на иконы, а возможно иконами и были.
Есть картины с религиозно-нравоучительными сюжетами о грешниках извергаемых в ад.  Или,  о том. как черти пакостят простым людям.

Изрядно устав, бродя по пустым залам, сели отдохнуть, рассматривая религиозные сюжеты.

Последним объектом осмотра был зал анекдотов Там, в «Банке анекдотов», каждый желающий может оставить шутку или любимый анекдот. Предложил написать свой собственный:

Сказал официантке  один грамотей:
«Подай поскорее мне список блюдей!»
«Наверное, мсье, Вы хотите меню?»
«Ну что ж, ты вполне! Соглашусь на  тебю».

Но Лида возразила, обосновав, что не поймут ни игры исковерканных слов, ни солдатского юмора. Пришлось согласиться и не оставлять ничего.

По дороге домой попросил Донку остановить машину, чтобы сфотографировать в  центре кольцевой дорожной развязки памятник русскому воину-освободителю.

Но подобраться к нему, чтобы сделать удачный снимок, удалось не сразу. Ограждения мешали перейти дорогу вблизи памятника. Пришлось пройти метров 400, чтобы выйти на удачное место съемки, по пути сфотографировал зелёную скульптуру габровского кота, украшающую газон.

На заставке:На фоне Музея Юмора и Сатиры