Сверхзвук

Георгий Сотула
     Сверхзвук.
      Мастерам эстрады Торопуньке и Штепселю посвящается.

Иван Афанасьевич неотрывно смотрел на поплавок удочки, а мысль работала удивительно: и напряжённо, и как то легко одновременно. Прийдётся всё же пойти к Семёновичу извиняться. Ладно, вот смотаю сейчас удочки, и пойду. Но всё как то медлил, оттягивал. Любил он эти воскресные часы рыбалки. Никто не мешает, никто ничего не просит, можно думать о своём, о математическом.
Иван Афанасьевич ещё со школы себя определил, что он математик. Это редкость, не каждому такое удаётся, но таков уж был ещё с молодости Афанасьевич, уж если что полюбилось - прикипал накрепко. Проработал после окончания школы на местном маслокомбинате рабочим, и почти всё время на одном рабочем месте, но математика - это характер. Это никому не отнять.
Десятки, а наверно и сотни математиков знал почти как соседей, их теоремы и их ошибки - так же были под его присмотром, как у некоторых болельщиков результаты давних футбольных матчей. Да и сам любил изящество некоторых доказательств попроще объяснять. Но математиков, да и других людей, делил на две категории. На тех, кто  извинялся за прошлые ошибки, и тех, кто юлил, елозил, делая вид что не его в этом вина. Этих вторых он вычёркивал напрочь из своего мира, и не то чтобы презирал, хотя да, что то брезгливое есть в отношении к ним. И к инженерам на работе  также относился. К молодым ещё куда ни шло, терпел, а уж если немолодой заюлит, так сразу, и как то автоматически - как нету этого человека. И руки не подавал, и не здоровался. И не специально, а само оно так выходило. А в цехе он не последний человек, сам директор когда приходит, первый руку тянет.
А тут с этим Семёновичем угораздило ввязаться в спор. Может ли звуковая волна в воздухе бежать быстрее скорости звука ?  И не надо было лезть в суете в спор, да подначили. Как же - Афанасич !
Раз есть скорость звука - так и есть, значит не может быстрее волна бежать. А Семёнович и давай всех брать в свидетели, что вот мол, Афанасьвич чего сказал, мол, все слышали? Семёнович - это электрик соседнего цеха, и из тех, кто может признаваться, что неправ. Поэтому нормальное к нему отношение.   А потом Семёнович и начал разъяснять, что если самолёт летит на сверхзвуке, то звуковая волна от него  слышна так же, как и волна от катера в речке на береге. Чем быстрее катер, тем быстрее и волна  по берегу движется. А когда самолёт на много быстрее скорости звука летит, так и ударная волна по земле хоть и с опозданием, но с такой же скоростью как самолёт по земле бежит.
Да понял это Афанасьевич чуть позже, тогда в гаме не до размышлений было. А теперь вот надо зайти к нему, признаться. А оно может и к лучшему, давно у него в гостях не был - решил наконец Афанасьевич и начал сматывать удочки.