по следам памяти

Зинаида Малыгина 2
      Моих родителей привезли на Север насильственно в год массового раскулачивания летом 1931 года с шестью детьми. Старшей дочери было уже семнадцать лет, младшему сыну – три года.

 Проживала семья в труде и заботах в Вологодской области Вашкинского района, деревня Захарово. Около дома были расположены надворные постройки для домашней утвари, приусадебный участок, в крестьянском хозяйстве - корова, лошадь, мелкий домашний скот. Чтобы прокормить детей, работали мои родители с раннего утра до позднего вечера.

      Пришли незваные люди, объявили, что семья высылается на Север. Посадили в товарный вагон для перевозки скота и вместе с другими страдальцами повезли под конвоем в неизвестность. В дальней дороге несколько человек в вагоне умерли, это были престарелые люди и больные дети.

Привезли на станцию Хибины в Мурманской области. Несколько дней поселенцы провели под открытым небом, а потом на телегах их отвезли к шалманам. Здесь на нарах спали вповалку мужчины, женщины, дети. Одну семью от другой отделяла узенькая дощечка. Круглосуточно топили печку-буржуйку, но в суровых условиях севера в таких временных сооружениях, покрытых толем, люди мёрзли, болели дети.

Спецпереселенец А.В. Гусев так вспоминает о жизни в шалмане: «Шалман – это что-то страшное, потустороннее. Вокруг печки-буржуйки сушатся мокрые фуфайки, полушубки, портянки, валенки. От всего этого идёт пар, как дымовая завеса. Через пар и чад еле пробивается какой-то свет от керосиновой лампы. Плачут дети, стонут больные старики, переругиваются взрослые. Эта картина напоминает ад из «Божественной комедии» Данте» (газета «Котлован»,1990 год).

   В антисанитарных условиях распространилась дизентерия, а с наступлением холодов – простудные заболевания. В нашей семье умер только что родившийся ребёнок. Моя старшая сестра умерла от воспаления лёгких без лекарств и врачебной помощи. Она не захотела в деревне выйти замуж и остаться там, решив разделить участь родителей.

В 1932 году нахлынула волна тифа, унесшего десятки жизней. В этом году стали переселять людей в бараки, иногда две семьи в одну комнату. Наша семья тоже получила комнату в бараке. Здесь в 1937-ом я родилась седьмым ребёнком в семье.
Нагрянула война. Призваны два старших брата и сестра. Много пережили они на фронте, были ранены, контужены. Один из братьев вернулся после войны инвалидом, другой остался в Вооружённых силах и погиб во время венгерских событий в 1956 году.
Сестра охраняла небо Москвы, обслуживая дирижабли.

           В годы эвакуации наша семья проживала в Татарии. Меня потеряли во время бомбёжки и нашли только в конце войны в одном из детских домов с фурункулами и вшами.
 
 Школу и институт я окончила с хорошими оценками, получив профессию учителя. Живу в Кировске( Мурманская область) со дня рождения.

 Что сказать о сегодняшнем дне? Являюсь активным членом Хибинского общества «Мемориал» с 2005 года. Сумела записать биографию около 20 членов общества и объединить в книгу «Память уходящей эпохи». На эту книгу мы получили грант и издали большим тиражом, распространив среди ветеранов и школ города. На презентацию были приглашены ученики из военно-патриотических клубов города из шк.№5 и шк№7. С ними мы не теряем связь.

 С помощью моих товарищей  изданы книжки (60-80 страниц каждая): «Дети бараков», «Живая история», «Зажги свечу», «Мы родом из детства».
Деньги на издание собрали дети бараков, члены общества.

  Эта статья опубликована в местной газете к моему юбилею. Решила повторить её на моей странице Прозы в разделе "Мемуары". Спасибо всем, прочитавшим этот текст.