Герои СССР - Гончар Иван Алексеевич

Леонид Игнатенко
     Из цикла «Никопольчане – Герои Советского Союза».

     *  *  *

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым, –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей землёй –
Поклонимся за тот великий бой!..

Михаил Львов
1985 г.

     *  *  *

Героям Советского Союза, которые родились, жили, учились или работали на Никопольщине (г. Никополь, Днепропетровская область, Украина), посвящается.

     *  *  *

     ФОТО-ЛЕГЕНДА

     «Герой Советского Союза ГОНЧАР Иван Алексеевич (21.09.1921 – 20.04.1945 гг.)»

     Информация о фото:

     - место съемки: Польша;
     - время съемки: 1945 г.

     Авторы не установлены – фото из фондов музея Никопольского Южнотрубного завода.

     ДОСЬЕ ВОИНА

     Результаты идентификации:

     - гвардии старший лейтенант ГОНЧАР Иван Алексеевич, 1921 г.р., 89-й гвардейский истребительный авиационный полк (7-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), командир звена, украинец. Место рождения: г. Никополь (ныне Днепропетровской области), Украина. Призван в РККА в 1941 г. Никопольским ГВК, Днепропетровская область, Украинская ССР.

                *  *  *

     Окончил неполную среднюю школу. Работал на Никопольском Южнотрубном заводе.

     В 1937 г. без отрыва от производства окончил Никопольский аэроклуб (см. статью «Никопольский аэроклуб»: http://www.proza.ru/2018/05/27/1396 и «Феномен инструктора Данилевского»: http://www.proza.ru/2017/11/19/1833 ).

     В Красную Армию призван в 1941 г. В 1943 г окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

     В воздушных боях Великой Отечественной войны – с июня 1943 г. Воевал на Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском фронтах. Боевое крещение прошёл под Орлом. В дальнейшем принимал участие в освобождении Прибалтики, Польши.

     Командир звена 89-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Гончар с июня 1943-го по апрель 1945 г. совершил 87 боевых вылетов. Летал на истребителе Як-9.

     В 28-ми воздушных боях сбил 16 самолётов противника, 2 уничтожил при штурмовке вражеских аэродромов.       

     20 апреля 1945 г. Иван Гончар во главе шестёрки истребителей Як-9 вылетел на разведку наземной обстановки в районе Берлина. При полёте над Берлином самолёты попали под сильный зенитный огонь противника. Истребитель Гончара был подбит. Лётчик дотянул до территории, занятой своими войсками, и пошел на вынужденную посадку. При посадке в сложных метеоусловиях поврежденный самолёт потерпел катастрофу. Пилот погиб.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования, мужество, отвагу и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими оккупантами, Ивану Алексеевичу Гончару посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

     Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Славы 3-й степени.

     Похоронен в Германии.

     Имя Героя увековечено на одном из гранитных пилонов на Мемориале Славы в г. Никополь, Украина.

                *  *  *

     Список известных воздушных побед летчика-истребителя Ивана Гончара (Из книги: М.Ю. Быков «Все асы Сталина 1936 – 1953 гг.». М. Яуза-пресс, 2013 г.):               

     18.10.43 – 1 – ФВ-190 – зап. Хвошно               
     05.11.43 – 1 – ФВ-190 – Скураты               
     10.11.43 – 1 – ФВ-190 – сев. Гурки               
     21.07.44 – 1 – Ю-87 – сев. оз. Обелия               
     21.07.44 – 1 – Ю-87 – сев. оз. Обелия – Метеле               
     21.07.44 – 1 – Ю-87 – озера Дусь – Метеле – Обелия               
     21.07.44 – 1 – Ю-87 – сев. оз. Дусь – Метеле               
     30.01.45 – 1 – ФВ-190 – Штейнау               
     31.01.45 – 1 – ФВ-190 – Штейнау               
     02.02.45 – 1 – ФВ-190 – Вейсиг               
     03.02.45 – 2 – ФВ-190 – Книгниц               
     04.02.45 – 1 – ФВ-190 – юж. Раудтен               
     11.02.45 – 1 – ФВ-190 – юго-зап. Польковиц               
     17.04.45 – 2 – ФВ-190 – вост. Нойхаузен               
               
     Всего лично сбитых самолётов – 16.
 
                *  *  *               
               
     Исключительный по смелости и результативности воздушный бой Иван Гончар провёл 21 июля 1943 г.

     Во время освобождения Прибалтики шестёрка истребителей во главе с гвардии старшим лейтенантом Гончаром атаковала шестнадцать вражеских бомбардировщиков, сопровождаемых четырьмя истребителями. Противник был вынужден беспорядочно сбросить бомбовый запас и повернуть назад.
    
     В этом бою группа сбила 11 вражеских самолётов. Лично Иван Гончар сбил четыре бомбардировщика Ю-87. Будучи тяжело раненным воздушным стрелком одного из уничтоженных им самолетов, на подбитом самолете сумел дотянуть до своего аэродрома и произвести посадку…
 
                *  *  *

     Из представления к званию Героя Советского Союза:

     «…Гвардии старший лейтенант ГОНЧАР участвовал в Отечественной войне с июля 1943 г. на Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1943 г. под Орлом впервые получил боевое крещение, а через год завоевал себе славу смелого, мужественного, храброго летчика-истребителя.

     Гвардии старший лейтенант Гончар, повседневно совершенствуя свои летные качества в боях за освобождение города Орла, Витебска, Орши, в Литве, Восточной Пруссии, Польше, и на территории Германии показал себя верным сыном нашей Родины.

     За время участия в боях с 04.07.1943 г. гвардии старший лейтенант Гончар произвел 87 успешных боевых вылетов. Из них: на разведку войск противника – 14, штурмовку – 4, сопровождение ИЛ-2, ПЕ-2, – 16, прикрытие наземных войск и переправы через реку Неман, Одер – 54 вылета. Штурмовыми действиями нанес ущерб, при этом уничтожил: 2 танка, 4 автомашины, бензозаправщик, подавил огонь зенитной батареи, поджег на земле вражеский самолет.

     Гвардии старший лейтенант Гончар в воздушных боях смел, энергичен. Его храбрость, в сочетании с воинским умением и мастерством, приводила к победе над численно превосходящими силами противника. В проведенных 28 воздушных боях он лично сбил 16 самолетов противника (4 Ю-87 и 12 МЕ-109).

     20.07.1944 г. в составе 8 ЯК-9 вылетел на штурмовку вражеского аэродрома «Сувалки», который был прикрыт сильным огнем зенитной артиллерии. В результате произведенного первого захода огонь ЗА был подавлен. Экипажи штурмовкой уничтожили 4, и повредили 7 вражеских самолетов. Лично Гончар сжег ХЕ-111, и повредил Ю-87.

     21.07.1944 г., участвуя в бою по освобождению Литвы, гвардии старший лейтенант Гончар вылетел ведущим 6 ЯК-9 по вызову с командного пункта 7 ГИАРКД на уничтожение бомбардировщиков противника в район трех озер: Дусь, Метеле, Обелия. Руководимая шестерка Яков была наведена на 16 Ю-87, шедших под прикрытием 4 ФВ-190, с которыми завязала воздушный бой. Несмотря на численное превосходство противника, группа смелой атакой расстроила боевой порядок бомбардировщиков и, не дав сбросить бомбовый груз на наши войска, без потерь со своей стороны сбила 11 Ю-87. Лично Гончар в этом бою сбил 4 Ю-87. По выполнению задания на подбитом самолете, и имея тяжелое ранение, Гончар благополучно пришел на свой аэродром.

     Участвуя в боях на 1-м Украинском фронте с 17.05.1945 г. по прорыву немецкой обороны западнее города Сандомир, выхода за реку Одер и овладению столицей фашистской Германии городом Берлином, гвардии старший лейтенант Гончар успешно и беспредельно мужественно выполнял все боевые задания. Он лично за этот период времени сбил 9 ФВ-190.

     17.01.1945 г., выполнял задачу составом 4-х ЯК-9 по прикрытию наступающих наземных войск в районах Опочно, Томашув, Пиотркув. При подходе к району патрулирования ведущий Гончар получил задачу по радио от командира 2 ИАОК разведать дороги на север и запад от Опочно. Наблюдением установлено: до 10 танков противника в движении на Опочно из пункта Сунейув. Гончар произвел парой два захода, в результате атаки было сожжено 3 танка.

     03.02.1945 г. 6 ЯК-9 под командованием гвардии старшего лейтенанта Гончар вылетели на прикрытие 4-й танковой армии в районе Любен, Раудтен, Тиммендорф. В районе Раудтен встретили до 20 ФВ-190, идущих с севера на Штейнау, с которыми 6 ЯК-9 вступили в бой. В результате проявленного умения и храбрости ведущего Гончар, который в этом бою сбил 2 ФВ-190, и другие экипажи из состава его группы сбили 5 ФВ-190, одержали блестящую победу над превосходящими силами противника и вернулись на свой аэродром без потерь.

     19.03.1945 г. парой ЯК-9 вылетел на штурмовку немецкой группы, окруженной в городе Глогау. При подходе к городу по радио было получено приказание штурмовать дома, в которых находились немцы. Гвардии старший лейтенант Гончар со своим ведомым произвели с высоты 600 – 700 метров по 7 заходов. В результате атак наблюдали очаги пожара и один взрыв в расположении противника.

     17.04.1945 г. гвардии старший лейтенант Гончар в составе 8 ЯК-9 вылетел на прикрытие наземных войск юго-восточнее Коттбус. В 16.40 звено Гончара было наведено по радио на истребителей противника. Гончар в квадрате 12 на высоте 2000 метров заметил до 10 ФВ-190, а на высоте 2500 метров – 4 ФВ-190. Звено, развернувшись, с высоты атаковало 10 ФВ-190. Гончар с дистанции 20 – 50 метров атаковал одного ФВ-190, который взорвался в воздухе, а второго ФВ-190 сбил также с малой дистанции, который вошел в штопор и упал в районе Контендорф.

     Гвардии старший лейтенант Гончар являлся способным, образцовым командиром звена, умеющим хорошо организовать подчиненных на отличное выполнение поставленных боевых задач. Руководимое им звено с июня 1944 г. произвело 314 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбито 21 самолет противника, свои потери – 3 экипажа. Проведено 11 штурмовок, в результате которых нанесен большой ущерб в живой силе и технике противника. Уничтожено: 13 автомашин, 6 повозок, 3 танка, ж.д. состав, 4 батареи зенитной артиллерии, 2 самолета и 3 повреждено, до батальона солдат и офицеров противника.

     20.04.1045 г. гвардии старший лейтенант Гончар в 18.00 в сложных метеоусловиях вылетел в составе 6 ЯК-9 с задачей установления наземной обстановки в районе Миттервальде, Зармунд, Лукенвальде, Баррут.

     При пролете по южной окраине города Берлин с аэродромов Тельтов, Шепафельд взлетели 12 самолетов ФВ-190 и МЕ-109, которые преследовали нашу группу, но не догнав, вернулись.

     При пролете через город Берлин группа была обстреляна сильным огнем ЗА противника, в результате чего самолет Гончара был подбит.

     Несмотря на трудные условия полета (преимущественная облачность, заход солнца) Гончар отлично выполнил задание командования, и на обратном маршруте, долетев до территории, занятой нашими войсками, в 8 километрах западнее города Волштын при посадке потерпел катастрофу.

     За мужество и геройство, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, за сбитые лично 16 самолетов противника и произведенные 87 успешных боевых вылетов достоин присвоения звания Героя Советского Союза посмертно*.

     Командир 89-го гв. ИАП гвардии майор ВЛАСОВ. 4 мая 1945 г.».

     *Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27.06.1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

ЦАМО РФ. Ф. 33, оп. 793756, д. 11. л. 153 – 154.
 
                *  *  *

     Из интервью Артема Драпкина с Юрием Моисеевичем Мовшевич, бывшим летчиком 89-го гв. ИАП (иск. «Онлайн книга Артема Драпкина – «Я взял Берлин и освободил Европу»):

     «…Однажды после обеда и ближе к вечеру летный состав находился на аэродроме: вдруг понадобится срочный вылет шестерки истребителей к Берлину на разведку – обнаружить, куда вышли наши танки.

     Обычно в таких случаях высылали простое звено – четыре самолета – и иногда для прикрытия еще пару истребителей (старший летчик и ведомый), а тут подобрали шестерку смешанного состава. Ведущий гвардии капитан командир нашей 1-й эскадрильи со своим ведомым гвардии младшим лейтенантом Василием Полетаевым – это первая пара, затем вторая пара – командир нашего 1-го звена гвардии старший лейтенант Гончар, его ведомый – мой старший летчик гвардии лейтенант Голдобин, и третья пара – гвардии капитан штурман полка (не помню его фамилии) и ведомый у него заместитель командира нашей 1-й эскадрильи гвардии старший лейтенант Алексей Перминов. Они собрались, посовещались, разошлись по самолетам, взлетели, набрали высоту и исчезли вдалеке.

     Мы – группа молодых летчиков – гвардии младших лейтенантов, и среди нас один «старик». По годам мы почти все ровесники, но он начал воевать с первых дней войны, поэтому и «старик». И хотя он начал воевать с первых дней войны, и имел семь сбитых самолетов на своем счету, но он был гвардии лейтенантом, и всего-то ведущим пары – старшим летчиком.

     Не буду называть его фамилии, он не был трусом, но что-то у него не заладилось. Он не говорил, а спрашивать неудобно. Мы о чем-то говорили, как вдруг он сказал: «Не нравится мне это! Полетело одно начальство! Не к добру это!».

     Нас это как-то покоробило. Мы, наверное, поморщились, и он заметил это: «Вы напрасно так воспринимаете. За время войны всяко было! И элемент суеверия тоже есть. Вот послушайте. Собираясь в боевой вылет, я заметил, что, как только закрываю кабину, надвинув фонарь, тут как тут появляется муха и летает весь вылет по кабине. Когда возвращаюсь и сажаю самолет – она куда-то исчезает. И так вылет за вылетом. Я однажды сел, задвинул фонарь и чувствую – чего-то не достает. Разобрался – нет мухи. И, знаете, сбили меня в этом боевом вылете!».

     Мы ему начали говорить, что, возможно, мухи-то разные были каждый раз. В ответ он говорит: «Возможно, возможно! А вообще хотел бы, чтобы все окончилось благополучно!».

     И так мы прикинули: до Берлина со всеми возможными отклонениями лететь минут 30, столько же на возвращение и там на разведку максимально нужно затратить 30 минут; итого – полтора часа на весь полет, через полтора часа должны вернуться.

     Мы решили до ужина подождать на аэродроме их возвращения и порадоваться сокрушению суеверия. Полтора часа прошло, и они не вернулись! С тяжестью в душе идем ужинать. После ужина и промелькнувшего еще времени надежды исчезли, так как по расчету времени горючие выработалось. Остается надеяться, что где-то они приземлились и находятся в безопасности. Но это не один-два самолета, а шесть. Что же случилось? И уже почти перед сном позвонили из штаба дивизии и сообщили, что штурман полка сел на аэродром бомбардировщиков Пе-2.

     Начинали в конце 1944 года эскадрильей полного состава: двенадцать самолетов, двенадцать летчиков плюс 2-3 резервных летчика, а сейчас остались старший летчик из 2-го звена, я из 1-го звена, один-два резервных летчика и все. Где еще наша пятерка, неизвестно! Так с тяжелым настроением легли спать.

     Утром во время завтрака поступила мрачная весть: погиб гвардии старший лейтенант Гончар. По моему мнению, один из лучших летчиков полка. На его счету было более сотни боевых вылетов и 17 лично сбитых самолетов. На место его гибели поехала назначенная для похорон команда.

     К обеду возвратился в полк штурман полка. Как он объяснял командованию полка о случившемся, нам не сообщили, ну, а спрашивать старшего по званию и должности мы не имели права. И уже к вечеру в полк приехали на попутной автомашине командир эскадрильи и его заместитель. Что они рассказали командованию полка, осталось неизвестно.

     Вечером после ужина командир эскадрильи вызвал меня к себе и приказал готовиться завтра с ним поехать на место вынужденной посадки. Он коротко сообщил, что они четверкой сели на «вынужденную», что при посадке на его самолете погнулся винт, поэтому на завтра выделяется группа механиков для смены винта и заправки самолетов. Здесь останется заместитель командира эскадрильи, а его самолет с места вынужденной посадки перегнать должен буду я.

     Утром после завтрака приехал бортовой «Форд». На него погрузили новый винт, несколько бочек с бензином, баллоны со сжатым воздухом. В кабину сел командир эскадрильи, а я с механиками в кузов, и покатили! Дороги в Германии отличные, и ехали мы с ветерком, по спидометру превышая сто километров в час.

     Через несколько часов мы подъехали к месту. Там сказалось, как потом выяснилось, графское поместье с «барским домом». Это поместье располагалось на территории Польши. Встречал нас старший летчик Юра Голдобин и мой товарищ Вася Полетаев.

     Они мне рассказали, что и как произошло. Долетели они до Берлина нормально. Покрутились. Выяснили, где наши передовые танки. Сведения передали по радио и развернулись для возвращения домой.

     И тут почему-то вместо того, чтобы лететь курсом на юго-восток, к своему аэродрому, они, то есть ведущие, повернули строго на восток. Мы входили в состав 1-го Украинского фронта, а они повернули на территорию 1-го Белорусского фронта.

     Когда отошли от Берлина, в разрывах облаков промелькнули бомбардировщики «Петляковы», и тут штурман полка почему-то их покинул и пристроился к «Петляковым», и улетел с ними. А они еще отошли от фронта на восток, и здесь командир эскадрильи, обнаружив подходящую посадочную площадку, передал по радио, что он первый пойдет на посадку, и по его сигналу будут садиться все остальные.

     И тут командир звена И.А. Гончар передал по радио, что он идет на свой аэродром, и стал звать Юрия Голдобина с собой. Мне казалось, что они вместе окончили авиашколу, вместе попали в этот полк, воевали еще на Курской дуге, и вообще были друзьями.

     Сейчас уже не помню, почему Голдобин не присоединился к нему. Наверное, решил, что начальство садится здесь, и ему, подчиненному, надо тем более здесь садиться. Надо было садиться здесь и И.А. Гончару, так как старшие командиры – командир эскадрильи и его заместитель здесь садятся, то и ему, подчиненному, так же надо было садиться, а он улетел от них и направился на свой аэродром.

     Почему он это сделал? Мне кажется, в данном случае повлиял один психологический фактор. Дело в том, что было положение, по которому летчик, сбивший 15 самолетов, представлялся к присвоению ему звания Героя Советского Союза. А у И.А. Гончара было на счету 17 лично сбитых самолетов. А тут на него посыпались неприятности, которые, как он думал, отрицательно повлияют на представление его к званию Героя Советского Союза.

     Сперва у него погиб его ведомый гвардии младший лейтенант М. Молчанов. Затем в одном из боевых вылетов пропал без вести новый его ведомый, заменивший М. Молчанова, - Виктор Махонин.

     Затем, прилетев после боевого вылета, И.А. Гончар на посадке сел не около «Т», а «промазал» на несколько десятков метров дальше. А в конце посадочной полосы была большая лужа. Самолет вкатился в эту лужу, встал на нос и, перевернувшись, упал по ту сторону лужи.

     Большинство видевших это, и зная И. А. Гончара, как первоклассного летчика, решили, что он сильно ранен, раз допустил такие промахи. Все, кто это видели, кинулись к самолету, вручную его приподняли, и из кабины, выполз целехонький, без единой царапины И. А. Гончар. Как он объяснял это происшествие командованию полка, я не знаю. Нам он ничего не сказал. Самолет был сильно поломан.

     После этого он потерял еще одного ведомого – Толю Пушилина, хотя и здесь его вины не было. Вот это все, наверное, и заставило такого дисциплинированного летчика покинуть свою группу и лететь искать аэродром, а не садиться на вынужденную!

     Позже мы узнали некоторые подробности гибели Гончара. Он, оказывается, прошел недалеко от нашего аэродрома (в нескольких километрах), и, если б не сумерки, разыскал аэродром. Но все сильнее вечерело, и надо было скорее садиться. Тут он обнаружил посадочное «Т» - аэродром!

     Но в наступающей темноте он не разобрался, что за аэродром. А это оказалась взлетно-посадочная полоса для самолета У-2. У биплана У-2 пробег при посадке метров 50-70, а для «ЯКов» нужна посадочная полоса не менее 500 метров.

     Кругом этого аэродрома были картофельные грядки. И.А. Гончар в наступающей темноте не разглядел это, да еще, идя на посадку, зашел не в створ посадочного «Т», а под углом, что еще более сократило полосу пробега.

     Посадку он совершил нормально. Но так как впереди ничего не было видно из-за конструкции тогдашних самолетов, ему пришлось, чтобы что-то рассмотреть впереди, куда он катится, положить шею на борт, чтобы выставить хоть немного голову и посмотреть вдоль фюзеляжа.

     В это время он выскочил на грядки, а скорость еще была большая, и самолет мгновенно перевернулся и придавил бортом к земле шею, повредив шейные позвонки. Он прожил еще несколько часов, но как был без сознания, так и умер.

     Вот и не будь суеверным! Окончилась война. Наш полк сидел на аэродроме столицы Чехословакии Праге. Я был дежурным и сидел на командном пункте, когда раздался звонок телефона. Звонили из штаба дивизии. К ним поступила правительственная телеграмма, в которой сообщалось что командиру звена гвардии старшему лейтенанту Гончар Ивану Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно…».
 
                *  *  *

     Герои не умирают, пока их помнят и чтят, пока свет, зажженный ими в душах современников, не гаснет, а остается немеркнущим нравственным маяком для потомков!

                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     На фото 1 (слева): гвардии ст.лейтенант ГОНЧАР И.А. (фото из фондов музея Никопольского Южнотрубного завода).
     На фото 2 (в центре): пилон «Герой Советского Союза ГОНЧАР Иван Алексеевич»  на Мемориале Славы в г. Никополь, Украина (фото автора).
     На фото 3 (справа): летчики 89-го гв. ИАП (слева направо) Михаил МОЛЧАНОВ (погиб 03.02.1945 г.), Юрий ГОЛДОБИН, Иван КУЗНЕЦОВ, Иван ГОНЧАР (погиб 20.04.1945 г.), Юрий МОВШЕВИЧ.
     Художественная обработка снимка произведена автором статьи. При подготовке данной статьи использованы материалы неизданной книги «ТВОИ ГЕРОИ, НИКОПОЛЬЩИНА!» (составители – В.Н.Цыбенко, Л.А.Игнатенко, Никополь – 2012 г.).


     2018 - 2020 г.