часть 10. Депортация

Вячеслав Кудяков
18 мая отмечается День памяти  жертв  депортации  народов  Крыма.       
Именно в этот день
в 1944году,9 НКВД отправил в Среднюю Азию первые эшелоны с крымскими татарами. Вслед за ними свои дома пришлось покинуть грекам, болгарам, итальянцам, армянам и другим народам — всего переселили более 250 тысяч человек.
ТАСС начинает публикацию серии очерков о представителях депортированных народов. Воспоминания людей, переживших эти страшные события, их рассказы о жизни на Урале и в Средней Азии, о десятилетиях ожидания реабилитации и возможности вернуться на родину.

Уходящего  солнца,  тепло
Позабытые лица родных.
Грязный поезд, везущий немых.
Стариков и детей, в никуда.
Умиравших в вагонах людей,
 Хоронить  не давали родным.
Потому через множество лет,
Эта боль не уйдет из сердец.
Помним всех, поименно - в лицо.
Не забудем, пока мы живем.
Не забудьте и вы тех, кто был,
Кто любил эту жизнь. Как и вы….

КРЫМ и Татары Крыма

Крымские ханы жили относительно богато.   Их армия  была одной из  эффективных армий восточной  Европы. Оказавшись  под протекторатом Турции, Крым, принимал участие во всех войнах начатых  Турками. Крым - это не остров, это была страна, в которой  жили различные народы и  границы  его, охватывали  довольно большие  территории.
К примеру, Адыги, или как они себя сегодня называют - Черкесы, активно пополняли гаремы Крымских Ханов в виде дани девственными Кабардинками не старше 20 лет. Еще  в гаремы Крыма  привозили девушек из Грузии.
Сильное  было государство, существовало 500 лет.
О народе Крымских татарах:  Например, всемирно известный польский писатель Генрик Сенкевич в историческом романе: "Потоп" описывает события 17 века. Тогда на помощь Польше, после нападения на неё Шведов, по просьбе Яна Казимира пришёл большой отряд крымских татар. Отдельно заметим, пришли не рабов захватывать, или земли попавшего в трудное положение государства, а помочь отбиться от агрессора. Главный герой романа командовал как раз частью того отряда. После завершения войны благодарность польского правительства была в следующем : татарам желающим остаться в Польше разрешили создать компактное поселение. Такие нашлись, поселение в будущем разрослось. Сейчас в Польше проживает примерно 10 000 татар. Уважаемые люди. Вот такой народ крымские татары.

Битва при Ходуве произошла в 1694 года. Между войском Крымского ханства, и кавалеристами войск из царства польского. Не так много известно о точном историческом инциденте, но это был большой татарский рейд (или даже вторжение) на польскую территорию с целью захвата и добычи и рабов. Тогда Европу сотрясала масштабная война христианской коалиции против Османской империи и её вассала - Крымского татарского ханства. Католическая Польша в тот период выступала в качестве союзника православной России.

Крымское ханство :

1. Возникло после распада Золотой Орды - это неточность. Формально - да, но заявили о себе как отдельное сообщество Крым, гораздо раньше. Крым как государство , существовало и до  прихода «Золотой -  Большой   Орды».  Монголы  впервые появились там - когда часть войска «Золотой -  Большой   Орды»,  решило впервые перезимовать в Крыму.
2. Среди рабов, о которых так много  говорят, было много различных народов. Красотой славились Черкешенки, силой - рабы на галерах с территории южной России.  Но по законам того государства, в частности татарского, плен, не мог длиться более трех лет. Потом человек становился свободным.  Кстати, работорговлей, Крымские татары – не занимались. Это было доходным делом  еврейской части населения Крыма. Между семитами и Греками, существовала  кровавая конкуренция. Если  семит , покупал Грека, как раба, он отводил его  подальше и просто убивал. Об этом пишет Гумилев.
3. При упоминании построек следовало бы подчеркнуть: строителями и архитекторами в большинстве случаев были не крымские татары. Так - же, как и в Османской империи, где самые известные постройки были созданы насильно исламизированные греки, сербы и пр. Крупные крепости проектировались и строились, например, при участии западноевропейских специалистов. И Европа и иные страны,  не исключение.
 4. Про торговлю... Табак , привозимый в Крым ,был не заокеанский, а "турецкий", и его выращивали на территории нынешней Болгарии. Важной статьей экспорта был корабельный лес для постройки турецкого флота. Именно тогда были сведены на нет, леса во многих районах Крыма. Лес шёл в Турцию через порт Балаклавы.
5. Про земледелие. Крымские татары были кочевники, и с земледелием, садоводством, виноградарством - знакомы не были. Всё это они перенимали от местного населения, которое в свою очередь, много восприняло во времена Великой греческой колонизации Северного Причерноморья.
 Крымские татары использовали не только рабский труд, в том числе и в аграрном секторе, но и сами  занимались теми  производствами, а точнее ремеслами, в которых они прекрасно разбирались. Кстати, собственные дома, они строили только сами.  Это о полуострове. В  других территориях, были другие возможности и частично порядки.  Главным, в этом сообществе, было взаимовыручка и единение в период мобилизации. Всех, под ружье не ставили. Здесь были такие же порядки, как и у Донских казаков.
6. Представители «Крымских татар»  принесли клятву Екатерине Великой - за себя и своих потомков, навечно (как когда - то козацкие старшины  на  «Переяславкой Раде»).

Вообще надо заметить, что история Крымского ханства, особенности общественного устройства и прочее   хорошо документированы. Так что любые фантазии на эту тему - просто беспочвенны.  Обращайтесь в архивы.

Официальной причиной насильственного переселения стало обвинение всего крымскотатарского народа в государственной измене, "массовом уничтожении советских людей" и коллаборационизме - сотрудничестве с нацистскими оккупантами.
Такие аргументы содержались в решении Госкомитета обороны о депортации, которое появилось за неделю до ее начала.
Однако историки называют другие, неофициальные причины переселения. Среди них - тот факт, что крымские татары исторически имели тесные связи с Турцией, которую СССР в то время рассматривал как потенциального соперника. В планах Союза Крым был стратегическим плацдармом на случай возможного конфликта с этой страной, и Сталин хотел перестраховаться от возможных саботажников и предателей, которыми он считал татар.
В пользу этой теории свидетельствует тот факт, что из прилегающих к Турции кавказских районов переселяли и другие мусульманские этносы: чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев.
По разным источникам, в антисоветских боевых отрядах, сформированных немецкими властями, служили от 9 до 20 тысяч крымских татар, пишет историк Дж. Отто Пол. Некоторые из них стремились защитить свои деревни от советских партизан, которые, по свидетельству самих татар, часто преследовали их по национальному признаку.
Другие татары присоединились к немецким отрядам из-за того, что попали в плен к нацистам и хотели облегчить нечеловеческие условия пребывания в лагерях для военнопленных в Симферополе и Николаеве.
В то же время 15% взрослого мужского крымскотатарского населения воевали на стороне Красной армии. Во время депортации их демобилизовали и отправили в трудовые лагеря Сибири и Урала.
В мае 1944-го большинство из тех, кто служил в немецких отрядах, отступили в Германию.
Под депортацию попали преимущественно жены и дети, оставшиеся на полуострове. Дополнительно в течение мая-июня 1944 года из Крыма и с Кавказа были депортированы еще около 66 тысяч человек, в том числе из Крыма — 41854 человека (среди них 15040 советских греков, 12422 болгар, 9620 армян, 1119 немцев, итальянцев, румын и прочих; их направляли в Башкирию, Кемеровскую,  Молотовскую,  Свердловскую и Кировскую области СССР, а также в Гурьевскую   область Казахстана); около 3,5 тысяч иноподданных с просроченными паспортами, в том числе 3350 греков, 105 турок и 16 иранцев (их направляли в Ферганскую область Узбекистана).  В первые годы ссылки значительное число высланных погибли от голода и болезней. До 1956 года крымские татары находились в Узбекистане, Казахстане и Таджикистане на положении спецпоселенцев, а затем без данного статуса, но без разрешения вернуться на родину и получить назад реквизированное имущество.
Указом Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года "О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму" с татар были сняты обвинения сталинских времен и восстановлены конституционные права. Началось возвращение татар в Крым, но из-за паспортного режима прописки лишь немногие смогли вернуться.

Крымские татары назвали важные результаты указа о реабилитации .  В 1987-1989 годах началось активное общественное движение крымских татар за возвращение на родину,14 ноября 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав".
РИА Новости Крым: https://crimea.ria.ru/society/20190518/1116660402.html
Служащие НКВД заходили в татарские дома и объявляли хозяевам, что из-за измены родине их выселяют из Крыма.
Чтобы собрать вещи, давали 15-20 минут. Официально каждая семья имела право взять с собой до 500 кг багажа, однако реально позволяли забрать значительно меньше, а иногда - вообще ничего.
Людей грузовыми автомобилями отвозили на железнодорожные станции. Оттуда на восток отправили почти 70 эшелонов с наглухо закрытыми товарными вагонами, которые были переполнены людьми.
Во время переезда погибли около 8 тысячи человек, большинство из которых - дети и пожилые люди. Самые распространенные причины смерти - жажда и тиф.
Некоторые люди, не выдержав страданий, сходили с ума.
Все имущество, оставшееся в Крыму после татар, государство присвоило себе.
Подавляющее большинство крымских татар перевезли в так называемые спецпоселения - окруженные военизированной охраной, блокпостами и огражденные колючей проволокой территории, скорее, напоминавшие трудовые лагеря, а не поселения мирных людей.
Приезжие были дешевой рабочей силой, и их использовали для работы в колхозах, совхозах и на промышленных предприятиях. В Узбекистане они обрабатывали хлопковые поля, работали в шахтах, на строительстве, заводах и фабриках. Среди самых тяжелых работ было строительство Фархадской ГЭС.
Основная масса трудоспособных переселенцев направлялась на работу, как в сельское хозяйство, так и в промышленность и строительство. Недостаток рабочей силы в условиях войны ощущался почти повсеместно, особенно на сборе и обработке хлопка. Работа, которую получали спецпереселенцы, как правило, была тяжёлой, а зачастую опасной для жизни и здоровья. Более тысячи из них, например, работало на озокеритовом руднике в посёлке Шорсу Ферганской области. Крымские татары были направлены на строительство Нижне-Бозсуйской и Фархадской ГЭС, трудились они на ремонте полотна Ташкентской железной дороги, на промкомбинатах, химических предприятиях. Бытовые условия во многих районах были неудовлетворительными. Люди размещались в конюшнях, сараях, подвальных и других необорудованных помещениях. Непривычный климат, постоянное недоедание привели к распространению малярии и желудочно-кишечных заболеваний. Только с июня по декабрь 1944 года от болезней и истощения в Узбекистане умерло 10,1 тыс. спецпереселенцев из Крыма, то есть около 7% от числа прибывших.
В 1948 году Москва признала крымских татар пожизненными переселенцами. Тем, кто без разрешения НКВД выходил за пределы своего спецпоселения, например, чтобы навестить родственников, грозило 20-летнее заключение. Такие случаи были.
Еще до депортации пропаганда разжигала среди местных жителей ненависть к крымским татарам, клеймя их как предателей и врагов народа.
Как  пишет  историк  Грета Линн Углинг, Узбекам рассказывали, что к ним едут "циклопы" и "каннибалы", и советовали держаться подальше от пришельцев. После депортации некоторые местные жители ощупывали головы приезжим, чтобы проверить, не растут ли на них рога.
Позже, узнав, что крымские татары одной с ними веры, узбеки были удивлены.
Дети переселенцев могли получить образование на русском или узбекском языке, но не на крымскотатарском.
До 1957 года были запрещены любые публикации на этом языке. Из Большой советской энциклопедии (БСЭ) изъяли статью о крымских татарах. Эту национальность также запретили вписывать в паспорт.
После выселения с полуострова татар, а также греков, болгар и немцев в июне 1945 года Крым перестал быть автономной республикой и стал областью в составе РСФСР.
Южные районы Крыма, где раньше жили преимущественно крымские татары, опустели. Например, по официальным данным, в Алуштинском районе осталось только 2,6 тысяч жителей, а в Балаклавском - 2,2 тысяч.  Впоследствии сюда начали переселять людей из Украины, Белорусии и России.
На полуострове провели "топонимические репрессии" - большинство городов, сел, гор и рек, которые имели крымскотатарские, греческие или немецкие названия, получили новые, русские имена. Среди исключений - Бахчисарай, Джанкой, Ишунь, Саки и Судак.
Советская власть уничтожала татарские памятники, сжигала рукописи и книги, в том числе тома Ленина и Маркса, переведенные на крымскотатарский. В мечетях открывали кинотеатры и магазины.
Режим спецпоселений для татар просуществовал до эпохи хрущевской десталинизации - второй половины 1950-х. Тогда советское правительство смягчило для них условия жизни, но не сняло обвинения в государственной измене.
В течение 1950-х и 1960-х годов татары боролись за свое право вернуться на историческую родину, в том числе с помощью демонстраций в Узбекских городах.
В 1968 году поводом для одной из таких акций стал день рождения Ленина.  Власти ответили силой и разогнали митинг.
Постепенно крымским татарам удалось добиться расширения своих прав, однако неформальный, но от этого не менее строгий запрет на их возвращение в Крым действовал до 1989 года.
Некоторые исследователи и диссиденты считают, что депортация татар соответствует определению геноцида, принятому в ООН. Они утверждают, что советское правительство намеревалось уничтожить крымских татар как этническую группу и целенаправленно шло к этой цели.
В 2006 году курултай крымскотатарского народа обратился к Верховной Раде с просьбой признать депортацию геноцидом.
Несмотря на это, в большинстве исторических трудов и дипломатических документов принудительное переселение крымских татар сейчас называют депортацией, а не геноцидом.
В Советском Союзе употребляли термин "переселение".
За четыре последующих года на полуостров вернулась половина всех крымских татар, живших тогда в СССР - 250 тысяч человек.
Возвращение в Крым коренного населения было сложным и сопровождалось земельными конфликтами с местными жителями, которые успели освоиться на новой земле. Больших противостояний все же удалось избежать.
В марте 2014 года Республика Крым вошла в состав Российской Федерации. 21 апреля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития". 17 апреля 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий ряд льгот для незаконно депортированных из Крымской АССР народов или их родственников (бабушка, дедушка, отец, мать, супруг, супруга, дети, внуки, брат, сестра, усыновитель) при получении вида на жительство в России, в том числе упрощенный порядок предоставления документа. После принятия Конституции РК крымско-татарский язык, наряду с русским и украинским, обрел статус государственного. Ежегодно из бюджета республики на обустройство крымских татар выделяется полмиллиарда рублей, а по линии федеральной целевой программы развития до 2022 года предусмотрено 10,3 млрд руб.

РИА Новости Крым: https://crimea.ria.ru/society/20190518/1116660402.html

P.S .  Родители моего отца, были не  Крымскими Татарами, а  Мишарями. Возраст их превышал 80 лет. Тем не менее, их выселили, лишив собственного жилья и возможности встретиться с сыном и внуком,  в это время их сын, мой отец - находился в действующей армии, в пятой минноторпедной   дивизии. В 1945 году после демобилизации. Он отказался от должности главного инженера винзавода Массандра, которую занимал до 1941 года, и отправился на поиски родителей, сестры и племянницы. Отец-Абдулла Кудяков, в возрасте 88 , умер в депортации. Место захоронения нам неизвестно. Сахибе  Гафуровну  Енгалычеву- Кудякову. 83 лет, он нашел в Туркмении, где  остался по договору на несколько лет, сестру и племянницу, нашёл  в Узбекистане. В 1959,  сестра и племянница, переселились в наш дом в станице Мелиховской. Сахибе  Гафуровна, скончалась в 1949 году в Острогожске, где и похоронена, но где именно, документов нет. На мой запрос, ЗАГС  города, ответил, что в те годы  учет умерших, не велся. Отец- сам хоронил бабушку, сам нанимал работников и платил им. Но отец , давно умер. Мне он рассказывал о том как  была похоронена бабушка. Её похоронили  по  всем  законам Ислама.

Не буду  повторять  все то -что произошло в тот  майский день. Суть нашей памяти -в том, что бы помнить наших близких.  Продолжать их любить. Вспоминать их слова, и лица. Помнить их дела при жизни и просить у Всевышнего , покоя  их ушедшим душам.  А когда придёт наш черед, мы встретимся там, где обитают все ушедшие души, и это будет  наш праздник, о котором говорил Пророк Мухаммад.
Его мы то же увидим  там и он нас спросит, как мы прожили нашу жизнь.
Что доброго мы свершили.
Ведь  жизнь нам дарована Всевышним, не для нытья и жалоб, а для  добрых дел  по отношению к людям  живущими рядом с нами, и конечно доброй памяти  наших предков.