Экскурсия

Владимир Морж
Сегодня вас, экскурсантов, не так много. Я обратил внимание на пожилого толстячка, тоненькую наивную на вид девушку, влюблённого парня... Остальные покажут себя позже, по ходу экскурсии.
Вас немного, но это не имеет никакого значения.
Сразу замечаю, что кое-кто останавливается у входа в экспозицию и читает название: их привлекла сюда вывеска. Но большинство только скользнёт по буквам глазами и войдёт. Ни о чём такое отношение к названиям не говорит. Возможно, посетителям показалось, что оно вообще особого смысла не имеет. Главное – посмотреть, что внутри. А снаружи – по стойкому убеждению – лишь реклама.
Кто же остановился у входа? Толстяк: он усмехнулся. Наивная: она призадумалась. А вот Влюблённый даже головы не поднял и, как большинство, и сразу вошёл. Зато на название обратила внимание немолодая женщина; наверняка эти слова натолкнули её на какие-то свои воспоминания. Не хочу гадать, что произойдёт дальше с ней на выставке. Если она будет искать тут свою судьбу, то будет разочарована.
А внутри уже все разбрелись: кто побежал вперёд, без особого интереса рассматривая экспонаты, а кого-то что-то заинтересовало. Они рассматривали, потом удивлялись или пожимал плечами.
Толстяка, например, увлекли расчёты: он вычислял, насколько соразмерны стеллажи, в том ли порядке расставлены экспонаты, правильно ли они разложены на витринах, как сочетаются, удачно ли подписаны.
Наивная перед каждым разделом останавливалась, задумывалась. Она даже пару раз подняла стекло, потрогала экспонаты, а некоторые из них достала, покрутила в руках, рассматривая и что-то бормоча.
Влюблённый удивил. Он проскочил половину экспозиции, остановился, как вкопанный и быстро вернулся ко входу. Я знаю в чём дело: он вдруг осознал, что название выставки – это не просто слова, что оно неотделимо от идеи, и что оно незримо присутствует в зале в каждом даже самом маленьком и незначительном экспонате. После этого порыва Влюблённый стал заинтересовано осматривать всё подряд. Как и Наивная он не поступал: его руки были сцеплены сзади; в лучшем случае он наклонялся над стеклом витрин.
Глядя на него, забредший сюда от скуки Сержантик будто прозрел: осмотрелся, вернулся к выходу, откуда начал заново осмотр. Он был теперь сосредоточенным и задумчивым.
Как я и предполагал, Немолодая сначала чего-то искала, но, не найдя, стала просто с безразличным взглядом пошла к концу экспозиции. Разочарование – в глазах, опущенных уголках губ. Уйти сразу ей не позволяла учтивость: если зашла, то нужно терпеть до конца.
Я не помогал, не объяснял, не рассказывал. Всё, что я хотел выразить этой выставкой, лежит перед глазами экскурсантов. Я ничего не скрыл, ничего не спрятал. Я вообще никогда не объясняю свои экспозиции. Я просто жду.
Выставка была невелика; вскоре большинство уже подтягивалось к выходу. Но там я приготовил сюрприз: указатели вели посетителей в настоящий лабиринт. В последней комнате было несколько дверей; стеклянных, за которыми виднелся внешний мир. Где-то солнечный день, где-то ночь, где-то дождь или снег.
Парочка сразу ринулась к своей двери; за ней молодожёны увидели белоснежный пляж и голубое море.
Немолодая спокойно раскрыла зонт и, не раздумывая, вышла в ливень, не боясь сверкающих молний, воющего ветра и грохочущего грома.
Сержантик выбрал дверь воспоминаний, где его ждал весенний день, парк и друзья.
Многие уже шли по выводящей из моего мира лестнице, ступени вели вверх, как из подземного перехода. Это их выбор.
Влюблённый достал смартфон и что-то туда наговаривал. Наверное, его посетила какая-то своя идея. Но это помешало ему увидеть главное в выставке: он уткнулся в экран и пошёл за всеми по лестнице.
Толстяк остановился и скептически оглядел все двери. Он сразу сообразил, в чём дело, в чём уловка, и как этот эффект мною был достигнут. Он подумал, что увидел удачное решение, но немало было недостатков. Например, лабиринт на выходе наивен, он не способен поразить истинного знатока искусства. Толстяк подумал так, позабыл о выставке и куда-то исчез. Мне даже было всё равно, куда.
Я уже хотел выключить освещение, но тут заметил стоящую в сторонке Наивную.
Она смотрела на дверь, за которой было туманное утро. Этот уголок действительно не привлекал посетителей, и я был очень доволен: нашёлся более внимательный и вдумчивый человек, который увидел незаметное и самое важное. Наивная была поражена неожиданным финалом экспозиции. Ей внезапно стал понятен мой замысел – от названия до внезапного поворота. Она сделала несколько неуверенных шагов, как бы не доверяя своим ощущениям и внезапному прозрению, оглянулась на меня, а потом смело открыла дверь и растворилась в утре.

Теперь в зале кроме меня никого не было. Я стоял, полностью удовлетворённый.
Думал, что на самом деле каждого посетителя экскурсия выведет в то самое место, откуда она началась. Это может быть экран монитора, может быть лавочка в сквере, может быть вагон поезда. Сама выставка была у них в руках и в их воле перелистнуть эту страницу.
Неважно и то, осталось ли большинство посетителей удовлетворёнными. Не уверен, нашёл ли кто-либо мою мысль, оставил ли её для себя. Ведь таких выставок сегодня – легион. И моя просто теряется среди остальных.
Я был доволен тем, что поразил всего одного человека. Это бывает редко. Не все умеют читать стихи.

Май 2018