Янычары Ивана Грозного

Николай Мефодьев
Чувашский опыт?

Есть версия, согласно которой образцом для подражания при создании московских стрельцов стали  отряды османских янычар во главе с чавушами-чувашами,появившиеся в Казанском ханстве на рубеже 15-16 веков.   

 Приведем слова И. Пересветова,  служилого человека  середины 50-х годов XVI века, обращавшегося к царю с предложением учинить по османскому образцу царскую лейб-гвардию и корпус «юнаков храбрых с огненною стрельбою» для охраны границы с татарами.  В пользу этой теории говорит запись в Холмогорской летописи, сообщающая, что послал в 1559 году царь и великий государь своего воеводу Данилу Адашева воевать Крым с детьми боярскими, стрельцами и янычарами.  В дозорной книге Тверского уезда 1551–1554 гг., сообщающая о некоем сыне боярском Рудачке Песоцком, который «служит царю и великому князю в ениченех». Петр Великий ,ликвидировавший стрелецкое войско,часто называл стрельцов янычарами.

  Время возникновения стрелецкого войска (1547г) удивительным образом совпадает с моментом, когда служилые чуваши и вся Горная Сторона заключили военный союз для  смены казанского хана . Обещали оказывать военную помощь,беспрепятственно пропустить через свою территорию и "открыть" Волгу для военных обозов.   

 В числе первых организаторов стрелецкого войска не случайно фамилие Черемиссинов.  Как писали в летописях , черемиссы "злолютые ратники ,паче Батыя". До этого ,те же черемиссы ,разбивают на Волге московскую военную флотилию и их лагерь по Казанью.   Откуда же такая военная выучка у них.
Самым передовым в то время считалась турецкая армия ,которая успешно применяла все передовое для того времени ,в том числе и укрепленные редутами сооружения. В письме И. Колычева, доставленном в Москву в марте 1524 г., московский посол в Крыму сообщал государю: «За две недели… Рожства Христова , из Казани от Саип-Гирея царя к Саидет-Гирею царю в Перекоп посол пришел Шаусейн сеит. А привез… от Саип-Гирея царя к Саидет-Гирею царю поминков две девяти да от собя девят. А в деветех… — суды серебряные, да плат(ь)е, да кони. А гороворил [так в тексте. – И.З.] сеит от Саип-Гирея царя Саидет-Гирею царю: нынеча княз великий московской поставил город на Суре на реке. А достоваючи подо мною моего юрта Казани. И ты б ко мне прислал пушек, и пищалей, и янычан, а не пришлеш ко мне пушек, и пищалей, и янычан, и мне противу московских воевод стояти не мочно".
 
 Во всем "виноваты" ханы из крымской династии. Они привели с собой опытных военных инструкторов ,которые за короткий срок смогли обучить местных черемисс и болгар (предков чуваш) передовым методам введения войны.  Не зря австрийский посол Герберштейн ,со слов москвичей записал  " в войске казанского хана ,числом до тридцати тысячь ,чуваши и черемиссы лучшие СТРЕЛЬЦЫ ,а чуваши еще отличаются знанием судоходства". Позднее , в Ремезовской летописи было записано  "Чуваш-городок укреплен редутами" и " у чуваш имелись пушки". Не случайно и Курбский  в 1552 году пишет " чувашские селения стоят при великих крепостях", встретили и сопровождали московские войска чуваши ,которых первоначально Курбский принял за черемисс ,но заметил что чуваши "язык особливый",что означает "народ особенный". Чуваши налаживали переправы и строили мосты для провоза осадных пушек ,наладили снабжение продовольствием. Для этого наверняка нужны были знания в военной инженерии.

  Добавлю от себя и то , что очень долгое время "чувашские селения",даже в советское время,сохранили память ,как писал Курбский ,о тех временах , когда они были расположены "при великих крепостях". В центре каждой чувашской деревни был "хурал п;рч;", что дословно переводиться как "караульный дом". Было налажено дежурство по дворам и на ночь всегда закрывали большие ворта на каждой улице.

В первое время в летописях часто чуваш "путали" с черемиссами по одной простой причине. Совсем недавно(в начале 16века) они появились на  Горной ,черемисской Сторне,в качестве военного подкрепления. Большая часть их раньше проживала в Приказанье и назывались они болгарами. Часть прибыла из Крыма , возможно и из Турецких янычарских школ ,скажем из Эдирне. Ет;рне так звучит на чувашском языке название районного центра Ядрин,расположенный в севереной части Чувашии.
 
  В относительной близости от Ет;рне (Ядрин) можно встретить и другие "янычарские" названия ,такие как Майданы. Турецкие янычарские майданы в Порте  первоначально создавались для упражнений в стрельбе из лука ,а позднее для "огненного боя" из пищалей . Селение под названием Огнев Майдан и другие, как Крымсарайкино,Чотай,Чорбай,Бурнаш,Ачак вполне могут быть названиями селений основанными переселенцами из Крыма.
 

    Не может быть такого чтобы Османская империя как то не повлияла на историю Казанского Ханства. Историки ошибочно считали что ногайские татары ,Крымское Ханство и Стамбул были союзниками. Это не совсем так. Каждый из них по возможности проводил свою независимую политику. Чехарда с ханами связана с этим. И то что чуваши-офицерский корпус и казанские ханы "ссорились" известно из летописи ,когда чуваша арская приходила на двор казанского хана и "билась с ними". Чуваши пытались вести собственную политику,не доверяли ханам и скорее всего себя считали выше них по своему положению и статусу. И то что Иван Грозный пировал с ними как с равными,дарил много подарков,которых никому никогда русские цари не дарили,говорит о многом.

 Военному союзу с чувашами и с остальными жителями Горной Сторны власти Москвы придавали огромное значение, понимая, что это предрешает судьбу Казанского ханства. Все лето по 500--600 человек "горных" людей,тури ч;вашсем, ездило в Москву к Ивану IV, который жаловал их «великим жалованьем»: доспехами, конями, деньгами, дорогой одеждой, кормил и поил у себя за столом. По словам летописцев, таких щедрых расходов прежде никогда не делалось.

   Горная Сторона,если верить летописям, тогда насчитвала "40,тыс СТРЕЛЬЦОВ". Огромная по тем временам ,военная  сила,к тому же она была укреплена военными инструкторами чавушами-чувашами. Во время осады Казани отличился  будущий князь Дмитрий Чюваш ,от которого ведет свое начало знаменитый род Державиных. Пушкин когда то написал об одном из них "старик Державин нас заметил,и в гроб сходя благославил".Позднее в свем письме Вяземскому Пушкин напишет "у нас у чувашей".  Мода на фамильные дворянские гербы пойдет в России  именно с рода Державиных. 

 В своем разговоре с югославским послом Сталин как то заметил "что русские цари для охраны набирали чуваш". И совсем не случайно Иван Грозный венчается на престол именно в 1547 году,и стрелецкое войско берет свое начало в этом году с помощью которого он ликвидирует боярскую "вольницу".  Военный союз заключенный между жителями Горной Сторны  ,во главе с чавушами-чувашами и Иваном Грозным помог Москве не только выстоять ,но и значително укрепить свое положение. Часть воинского сословия чуваш осталась на Горной Стороне,принимала участие в многочисленых войнах,освобождала Москву от поляков в начале 17 века  и постепенно в течении столетий утратило свое положение  ,а  сословие "служилых чуваш",перешедших на службу в Москву,послужило прообразом  нового стрелецкого войска.