О русском китайце, азербайджанце и армянине изСССР

Ион Жани
Начало

http://www.proza.ru/2018/03/12/1161
http://www.proza.ru/2018/03/13/1784
http://www.proza.ru/2018/03/14/823
http://www.proza.ru/2018/03/14/1111
http://www.proza.ru/2018/03/14/1771
http://www.proza.ru/2018/03/14/1994
http://www.proza.ru/2018/03/15/114
http://www.proza.ru/2018/05/21/1703
http://www.proza.ru/2018/05/21/1717

10 часть

ИНТ. 26 АВГУСТА 2017 ГОДА. ГОРОД САРАТОВ. ПРИГОРОДНЫЙ РЕСТОРАН. VIP ЗАЛ НА ОДИН СТОЛ. ВЕЧЕР
НАМИК АЛИЕВ, РАМИЗ (22 ГОДА)-СЫН НАМИКА АЛИЕВА, СИМОН ПЕТРОСЯН, МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА

За столом в отдельном помещении ресторана сидят за накрытым столом Симон, Намик, Мовсес и Рамиз. Саша, понимая ситуацию, ушёл с помощниками Намика Алиева. Очень тихо играет музыка. Освещение не сильное. Горят свечи. Стол накрыт по всем канонам кавказского гостеприимства с элементами европейской сервировки. На столе разные бутылки с разными напитками. Но все пьют лимонад.

НАМИК АЛИЕВ
Интересно, а какие настроения царили в те дни в армянском обществе?

СИМОН ПЕТРОСЯН
Конечно, судя по всяким про англосаксонским средствам СМИ в массовой поддержке этой террористической акции не было никакого сомнения. Однако, фактом является то обстоятельство, несмотря на всяческие старания и потуги собрать вывести народ на улицы и площади городов страны, у этих архитекторов цветных революций, ничего не вышло. Народ просто на пошёл на такую подлость. И это несмотря на то, что в глубине души он жалел этих вчерашних героев нации, ставших, по своей глупости и недальновидности, на путь разрушения своего собственного государства. При этом, до них так и не дошло понимание того, что были всего лишь наивными и глупыми марионетками в руках тех, кому глубоко безразличны интересы армян и армянского государства. Армяне и Республика Армения интересны всего лишь в том значении, как с их помощью может нанести вред интересам России. Да, это может звучать странно, но в этом моё глубокое убеждение.

РАМИЗ (22 ГОДА)-СЫН НАМИКА АЛИЕВА
Интересно, какие же у этих "героев" были основные требования?

СИМОН ПЕТРОСЯН
О, эти требования стандартные, как и в Ираке, Ливии, Египте, Сирии, Грузии, Украине, и даже в Азербайджане и самой России. Они довольно четкие: это освобождение всех политических заключенных и отставка президента и всех иных правителей, искоренение коррупции и т.п.. Конечно же, вместе с этим, они провоцировали правоохранителей всяческими изощрёнными провокациями. За красивые картинки, свидетельствующие о жестокости и кровавости, как они всегда называют пророссийские власти, режима, активисты получают особые гранты и возможности протестно-карьерного роста. Конечно же, тогда вся, так называемая "прогрессивная мировая общественность", посредством всяких СМИ выли, что режим ведёт буквально массовый террор в отношении общественных активистов, по большому счету, всей общественности. Якобы, на улицах, на площадях, буквально, правоохранители ловили сплошь мирных граждан, которых подозревали в симпатиях к этой группе, избивали прямо в полицейских машинах, еще на пути к участкам, надев на них наручники. А когда человек попадал в участок, то "проклятая" прорусская власть держала его пять-шесть часов без доступа адвокатов, то есть с нарушением всех процедур. При этом непременно напоминали, что человека, гражданина, под стражей без специального ордера больше двух часов задерживать нельзя. Конечно же, всё это представлялась, как демонстрация властями полного беспредела.

НАМИК АЛИЕВ
И насколько успешным было у них такое освещение событий?

СИМОН ПЕТРОСЯН
В течение двух недель вся эта антироссийская, и как по мне, антиармянская, ровно, как и анти азербайджанская, антигрузинская, антиукраинская и, вообще, антинациональная, пресса кричала через все средства, что массовые протесты и собрания людей не прекращаются. В общем-то, да, люди собирались, и при этом, действительно, среди них встречались достаточно известные и авторитетные деятели культуры, науки и т. д. Но, никогда они не говорили, что количество этих маргиналов было минимальным. Как бы яростно они не призывали к выходу людей на улицы, якобы, к мирному устранению власти — то есть массовый выход людей, по их мнению, мог бы предотвратить возможные кровопролитные стычки между восставшими и полицией. Так народ, за исключением незначительной её части так и не вышел на улицы. Однако, одной исторической мудростью народа вряд ли удастся долго сопротивляться действиям тех сил, о которых мы уже говорили. Многое, конечно, будет зависеть от того, как сложится ситуация в самой России.

НАМИК АЛИЕВ
Собственно, подобным образом они и в других странах действуют. Поведение, так называемой, оппозиции в сегодняшнем Азербайджане не отличается оригинальностью. Практически с первого дня образования независимого Азербайджана появились люди, для которых все государственные структуры были позиционированы не только как коррупционные, но и антинародные и враждебные. Всё это ведёт к тому, что народ начинает ненавидеть своё родное государство и со временем превращается в отдельных людей, которыми проще и управлять, и манипулировать. Словом, люди превращаются в марионетки. А управление ими уже осуществляется совершенно другими людьми, которые руководствуются своими особенными идеологическими установками. И тогда, хотим мы того или нет, приходится говорить о конспирологии, от одного только упоминания которого, этих ненавистников государств просто корёжит.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Совершенно верно! Как же здорово, брат, что мы с тобой пришли к одному и тому же видению действительности в этих вопросах. В общем-то уже не важно, как мы к этому пришли. Конечно, же, сегодня нам, очевидцам развала великого СССР, разобщения и натравливания друг на друга народов, некогда составляющих великий Советский Народ, уже не составляет особого труда, чтобы понять истинную сущность происходящего. Разве, может ли кого возникнуть сомнение в существовании того самого закулисья, которая приносит неизмеримые жертвы и страдания народам, внося в их страны войны и хаос. Разве примеры Ирака, Ливии, Афганистана, Сирии, Египта и многих других стран не служат свидетельствами этих кровавых деяний. Собственно, происходящее между нашими народами является не менее наглядным примером этого. Конечно, обида берёт, что вот так просто эти твари смогли развести нас. Впрочем, если учесть, что творцы всего этого руководствуются идеологическими установками на протяжении многих столетий, то всё как бы становится на своё место.

МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА
Пап, неужели это делают те самые адепты Танаха, которые руководствуясь его установками убили Императора Павла I, организовали нападение Бонапарта Наполеона на Россию, периодически натравливали Персию и Турцию на Россию, организовывали всякие злодеяния в России? Да, чуть было, подкормленным ими, декабристам не удалось развалить Россию по-настоящему ещё, в декабре 1825 года. Я даже знаю, что одним из главных пунктов программы декабристов тогда было уничтожение всей императорской семьи. Только благодаря решительным действиям ново престольного императора Николая I удалось предотвратить трагедию в тогдашней Российской Империи, чего, увы, не удалось избежать в 1917 году Николаю II. Это я уже узнал недавно из архивов следственных дел тех лет по заданию деда Ованеса, после того, как он мне поведал историю о последней Русско-Персидской войны 1826-1828 годов.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да сынок, дед тебе всё верно поведал. К сожалению, редко кому сегодня, несмотря на невероятную доступность информаций, удаётся понять столь простые истины. Очевидно, что одним из важных моментов по исполнению положений этих установок, большие усилия и средства направляются на подавление возможностей доступа людей к правдивой информации. Собственно, в этом и заключается основная причина, по которой нас они смогли так коварно развести. Конечно, они говорили о многовековой вражде между армянами и азербайджанцами, о невозможности,, вообще нашего мирного сосуществования и т.д., и т.д., они и сейчас продолжают натравливать нас друг на друга. Увы, с сожалением должен признать, что, это у них это получается на все 100%. Судя по тому, как удалось им вовлечь в этот процесс наши с Вами, так называемые, элиты, в процесс углубления раздора между нашими народами, не скоро удастся нам перенастроиться на дружеский лад, в котором уверен, они, наши народы очень нуждаются. Поэтому, я считаю, что именно на таких представителях наших благородных, но, увы, наивных народов, как мы с тобой, лежит особая ответственность.

НАМИК АЛИЕВ
Да, брат, твоя правда. Согласен, что мы обязаны довести всё это истинное положение вещей, по крайней мере, до своих родных и близкого окружения. Очень надеюсь, что вот дети наши подключатся в этот важнейший процесс.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вот именно. Мы должны понимать, что существование и благополучие таких государств, как наши, не могут не зависеть от более сильных государств. Так уж сложилось, что мы на протяжение более двух веков оказались в зоне интересов России. По мне, и слава Всевышнему, что, именно так история обернулась. И вот, недоброжелателям и геополитическим противникам России удалось, всё -таки, вырвать нас из этого благородного союза. Однако, мы уже говорили, что наши государства, в общем-то, им особо-то и не интересны. Все их усилия направлены на то, чтобы уничтожить Россию, расчленив её на множество частей, собственно,подобно тому, как это удавалось не раз. Разрушение СССР последнее тому свидетельство. Будем надеяться на то, что всё же это им не удастся. И тогда нам нужно будет вновь объединиться в Великий Союз, где мы вновь станем друг другу товарищами, братьями и доброжелателями. И тогда вновь, совершенно излишними станут всякие границы между нами. И тогда, я смогу спокойно прийти в своё родовое село и поклониться у могилы своего деда, могил своих предков.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Это было бы замечательно. Конечно, ни один здравомыслящий человек не может радоваться тому, что кто-то не может физически посещать могилы предков. Но так уж сложилось, что мы по отношению друг друга подобное сотворили. Видимо за это нам ещё придётся держать ответ перед своей совестью и Всевышним. К сожалению, понимание многого приходит с годами, да и то со всеми такое случается. Да, мы слишком далеко зашли и самое прискорбное, наши элиты продолжают сеять семена вражды и ненависти между нами же. Представляю, как смеются над нами мировые сверхдержавы, обладатели супер оружий и многочисленных армий, над потугами наших правителей по оснащению наших армий, насчитывающих несколько десятков тысяч воинов. Я, конечно, ничего не имею против того, чтобы у каждого народа была возможность защитить своих родных и близких от посягательств извне. Только я против того, чтобы эти взаимные угрозы исходили от каждого из нас. 

НАМИК АЛИЕВ
Сегодня сложилась ситуация, когда правители наших народов вынуждены поддерживать весь этот психоз взаимной ненависти. Куд-то пропал весь тот гуманистический дух, которым были впитаны все мы, выходцы из СССР. Представляете, насколько основательно они принялись за нас, что даже нам, понимающим всю их коварную сущность столь сложно найти выход из сложившейся ситуации.   

СИМОН ПЕТРОСЯН
Для начала нам следует по возможности донести до многих прогрессивных армян и азербайджанцев именно то понимание проблемы, который волею судьбы нам удалось постичь. Очень хочется надеяться на то, что таких как мы среди наших народов найдётся не мало. До многих мы сможем достучаться, если возьмёмся за это просвещение с умом. Конечно же было бы идеальным, если смогли бы снять полноценный художественную кинокартину про нашу с тобой судьбу.

НАМИК АЛИЕВ
Слушай, брат, ты же подсказал блестящую идею. Сегодня, когда в стране нет никаких идеологических ограничений, вопрос производства кинокартин упирается всего лишь в финансы. Думаю, мы с тобой сможем решить эту проблему. Представляешь, если нам удастся снять такой фильм? Это у скольких наших соотечественников смогли бы мы открыть глаза на действительность.
Вот это, брат, ты подал идею. Признаться, я уже собирался просить у тебя помочь перенести останки моего деда сюда, в Россию. Где я смог бы придать его земле, чтобы мои дети могли бы при желании ходить и поклониться его могиле. Но, сейчас, я думаю, что достаточно будет, если ты доставишь мне горсть земли с его могилы из Гереванда, куда, надеюсь ещё я смогу приехать со своими потомками.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Признаюсь, брат, я был бы счастлив тоже дожить до того дня, когда мы смогли бы как прежде жить в своих родных селениях и городах, ходить друг другу в гости. А события, которые происходили за последние два десятилетия, нам пришлось бы вспоминать как кошмарный сон.
Устанавливается продолжительная пауза. Из колонок тихо звучит медленная музыка. 

НАМИК АЛИЕВ
Ну вот, образовалась Армения, образовался Азербайджан, каждая со своими государственными атрибутиками. Гимном, гербом, флагом, армией, президентами, министрами и т.д.. И что, в чём они в выигрише, по сравнению с Чечней, Ингушетией, я уже не говорю Татарстаном, Башкирией, Карелией, да всеми остальными свободными субъектами Российской Федерации. А знаешь, чем мы отличаемся? Мы отличаемся тем, что все эти республики, края, области, а значит и народы, которые живут в этих субъектах обладают мощнейшими технологиями, армиями, вооружением, вплоть до ядерного оружия, а мы с вами не имеем и, если не войдём в состав или мощный союз с Россией, никогда иметь не сможем. Да, да, друзья мои, даже чукчи, не в обиду им будет сказано, обладают сегодня ядерным оружием, а мудрые и гордые армяне и азербайджанцы - нет. И кого в такой ситуации следует назвать мудрым народом я уже затрудняюсь сказать....

НАТ. 31 ИЮЛЯ 2016 ГОДА. РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ. ГОРОД ЕРЕВАН. ПЛОЩАДЬ У ВЪЕЗДА В ЗАХВАЧЕННЫЙ ВООРУЖЁННОЙ ГРУППОЙ "САСНА ЦРЕР". ВЕЧЕР
УЧАСТНИКИ ГРУППЫ "САСНА ЦРЕР", ГОЛОС СИМОНА ПЕТРОСЯНА, НАРОД

Вооружённые люди из группировки «Сасна црер» 20 человек, захватившие 17 июля здание полиции в Ереване, складывают оружие и сдаются властям.

ГОЛОС СИМОНА ПЕТРОСЯНА
Ранее, в воскресенье захватчики заявляли о готовности сдаться. По словам одного из лидеров группировки Варужана Аветисяна, после перестрелок с полицией группировка понесла большие потери.
Аветисян назвал захватчиков военнопленными и призвал народ Армении «продолжить борьбу». Он подчеркнул, что «Сасна црер» считает свою миссию «поднять народ на восстание» завершенной. Спецслужбы Армении назвали членов группировки «Сасна црер» террористами.

После сдачи вооружённой группы, пару сотен  горожан начинают шествие по центральным улицам Еревана в поддержку мятежников. 
Так называемые активисты кричат антиправительственные кричалки. "Серж уходи", "долой президента" и т.д. .

ГОЛОС СИМОНА ПЕТРОСЯНА
(продолжает)
Эти активисты кричали, что это для власти — начало конца, все политзаключённые, так назвали они этих террористов, будут героизированы в обществе, их возвращение непременно обернётся крахом для власти. При этом они отмечали, что не следует забывать, что их президент пришел к власти на крови мирных демонстрантов, убитых полицией и возможно охраной некоторых олигархов 1 марта 2008 года. Ситуация ещё некоторое время оставалась непредсказуемой и крайне взрывоопасной. Так, определённая, я бы сказал продажная и маргинальная часть армянского общества пошла против своего президента и своих же властей под всякими надуманными лозунгами, лишь бы заменить пророссийское правление республикой на антироссийское.
На площади Свободы в центре города, который день собираются несколько сотен человек с попытками организовать "Армянский Майдан". Власти ведут себя достаточно лояльно. Всякий, кто хочет что-то сказать может свободно подойти к импровизированной трибуне у здания "Оперы и Балета" им. Спендиарова. Все выступающие продолжают говорить антигосударственные, антипрезидентские речи. Правоохранители не вмешиваются в происходящее. Они лишь следят за правопорядком и не допускают устраивать палатки.

ГОЛОС СИМОНА ПЕТРОСЯНА
К позднему вечеру появились выступающие, которые открыто говорили о том, что это борьба с колониализмом. Они говорили, что Армения не должна становиться российской губернией. Они в открытую заявляли, что это национально-освободительная борьба против российского колониализма. Представляете, так говорили некоторые армяне? И это в знак благодарности за то, благо которое снизашло на нас русской экспансией нашего региона, ещё в начале 19 века. Тут же появлись люди, которые требовали немедленного входа Армении в Евросоюз и НАТО. Не поверите, появились женщины-ораторы, которые стали во всех бедах Армении и его населения винить карабахских армян. Это потом выяснилось, что подобное "окно Овертона" была приоткрыта в связи с тем, что была получена инструкция о внесении раздора между абсолютно пророссийскими карабахскими армянами и уже поражёнными вакциной русофобии, некоторой части продажной элиты армянских армян. Собственно, всё должно было случиться, точь в точь, как в соседней Грузии. Собственно, как случилось и на Украине. И, что характерно, всё это безобразие проделыается якобы для улучшения жизни всего народа, всеобщего благоденствия. Благо, народ тогда не пошёл за ними, не вышел и не сотворил армянский "Майдан". Видимо, это временно. Рано или поздно они смогут зомбировать народ в Армении до такого уровня, что в один прекрасный день он скинет всё на своём пути. Правда, потом наступит прозрение и тогда России вновь придётся в очередной раз спасать армянский народ, как и двести лет назад, как сто лет назад. Впрочем, нечто подобное может произойти и с азербайджанским народом. Наши народы для них такие же туземцы, как и аборигены Америки, Австралии, Африки и т.д. для их завоевателей....

ИНТ. 26 АВГУСТА 2017 ГОДА. ГОРОД САРАТОВ. ПРИГОРОДНЫЙ РЕСТОРАН. VIP ЗАЛ НА ОДИН СТОЛ. ВЕЧЕР
НАМИК АЛИЕВ, РАМИЗ (22 ГОДА)-СЫН НАМИКА АЛИЕВА, СИМОН ПЕТРОСЯН, МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА, ГОЛОС СЕДОБОРОДОГО МУДРЕЦА ИЗ ЮТУБА- ТЕЛЕФОНА

За столом в отдельном помещении ресторана сидят за накрытым столом Симон, Намик, Мовсес и Рамиз. Саша, понимая ситуацию, ушёл с помощниками Намика Алиева. Очень тихо играет музыка. Освещение не сильное. Горят свечи. Стол накрыт по всем канонам кавказского гостеприимства с элементами европейской сервировки. На столе разные бутылки с разными напитками.

НАМИК АЛИЕВ
Да, брат, подобные потуги со стороны некоторых азербайджанских активистов периодически проходят и в Баку. Почерк один и тот же. Очень незначительная часть азербайджанского общества точно также, то ли не ведая, то ли продавшись, не переставая борется за то, чтобы ввести раздор между азербайджанцами и Россией. Они в открытую проповедуют в средствах информации о том, что главным врагом азербайджанцев являются русские, а главным недругом Азербайджана является Россия и Армения, которую она защищает. Они внушают народу, что Россия может вмиг решить проблему между Азербайджаном и Арменией. А это не случается потому, что Россия враг Азербайджану. И это всё на самом серьёзе. Боюсь, что через некоторое время, когда им удастся обучить, хотя бы ещё одно поколение наших детей по соросовским античеловеческим учебникам, в духе повсеместного воспитания безродных потребителей, нам будет тяжело вернуть их мышление на наши традиционные, совестливые рамки. Собственно, подобное происходит не только во всех постсоветских странах, да и по всему миру. И с этим тоже надо что-то делать. К великому сожалению, нам следует признать, что такие государства, как наши- Армения и Азербайджан не смогут вести свою суверенную, даже, внутреннюю политику. Хотим мы того или нет, нам придётся вступить в союз с одним из двух враждующих центров, которых раньше называли империями. Империя зла, в которой понятие совесть напрочь отвергается и империи, которая на протяжение многих веков является совестливым защитником слабых народов и традиционных принципов человеческой цивилизации...   

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, надо признать, что империи никуда не деваются. Просто, вместо одних появляются другие. Это ты хорошо сказал про совестливые и бессовестные силы притяжения народов. В свете этого, надо признать, что не сладко приходится сегодня нашим правителям. И так будет всегда, кем бы ни были они. Впрочем, роль личности в истории никто не отменял. Конечно, святыми их называть сложно. И среди них всегда будут разные. Да похоже и подобной задачи никто не ставит. Они такие же грешные и смертные, как и все мы. Да и давно известно, что любая государственная машина есть средство установления границ дозволенного и правил общежития большого количества людей. В общем-то ничего хорошего в этом на первый взгляд вроде бы и нет. Изучение истории человечества, непременно приводит к выводу, что в силу наличия у каждого человека своего субъективного образа мышления и, вообще, восприятия действительности и своего субъективного понимания о человеческих  ценностях и понятиях морали, это - что есть свобода, и не свобода, красота и не красота, добро и не добро, что есть хорошо, что есть плохо, и т.д., и т.д. наличие государственных институтов жизненно необходимо. Ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что армяне и азербайджанцы к этому относятся по- разному....

НАМИК АЛИЕВ
 Конечно же, многие установленные веками устои жизни у наших народов совершенно идентично. Разве, что языки, на которых мы общаемся немного отличаются, да и то, если вглядеться внимательно, там тоже не мало общего. Словом, мы возвращаемся к тому, что не должно быть кровной вражды между народами, у которых общего намного больше, чем различий. А самое главное, что армяне, что азербайджанцы, да и, что абсолютное большинство народов относимся к тем божественным созданиям, для которых Совесть есть самая главная потребность человека, на которой, собственно, должно держаться само человечество. Совесть, это то, что в итоге человека отличает от остальных живых творений Создателя...

СИМОН ПЕТРОСЯН
Хорошо сказал, брат. Только, как нам, столь жестоко обманутым народам помочь осознать абсолютную идентичность своих моральных и этических принципов, при определённом языковом и религиозном различии? Разве наши разные языки и отличная вера мешали нашим ашугам и гусанам создавать мелодии, которые одинаково душевно воспринимались нашими народами? Один пример Великого Саят-Новы чего стоит? Я уж не говорю, что этот великий сын нашего края одинаково понятно и трогательно слагал песни не только на азербайджанском, армянском, грузинском языках, но и на фарси...

НАМИК АЛИЕВ
Что долго говорить? Хотя, должен признать, как по мне, голос таких как мы с тобой, брат мой, Симон, давно перестал звучать громко с высоких трибун. Хорошо, вот дети наши имеют терпение и мозги, чтобы слушать нас в течение нескольких часов. Но, ты же видишь, как они за эти годы успели поиздеваться над нашими детьми, что у нас в Азербайджане, что у Вас в Армении, что повсюду. Всюду эти бессовестные твари целенаправленно выбивают из памяти наших народа наши общие многовековые традиционные нормы морали и этики. Уверен, не может это длится бесконечно. Только, вижу единственную страну, которая, как во все времена, так и сегодня может простоять всему этому безобразию. И каждый день мне надо молиться Аллаху, а тебе своему Богу, чтобы Россия смогла поскорее разобраться со своими внутренними и внешними недругами, вскормленными идеологами, насаждаемыми культ бессовестности среди людей. Чтобы дети наши, не смотрели на нас таким удручённым взглядом...,

Пауза. Нимик, заметив недоумённые взгляды молодых людей, с насмешкой, ищет в телефоне адрес в ютубе. Найдя то, что нужно, передаёт телефон сыну, продолжает.

НАМИК АЛИЕВ
Вот, нашёл. А ну ка включи громче, вот это: https://www.youtube.com/watch?v=BFjWXFVusJ8

Рамиз быстро справляется с заданием отца. И из телефона звучит голос седобородого мудреца, знатока Танаха, в специфичной шляпе, который отвечает на всяческие вопросы, в том числе, о наличии Совести для некоторых людей.

ГОЛОС СЕДОБОРОДОГО МУДРЕЦА ИЗ ТЕЛЕФОНА
Что есть совесть? Такого термина в   Священном Писании нет, а значит его нет и в природе! Термин Нравственность отсутствует в Священном Писании по той же причине, по которой отсутствует Совесть!...
После слова Совесть, звук выключается, в смысле ролик заканчивается. Устанавливается пауза. Слова мудреца из телефона взимают на молодых людей какое-то удручающее воздействие.

МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА
Как? Как такое может сказать столь, почтенный, впрочем, косивший под мудреца, старик? Да, если бы мой родной дед Ованес услышал такое, он просто плюнул бы на в такого, с позволения сказать, "мудреца"....

НАМИК АЛИЕВ
(обращается к Мовсесу)
Ведь, самое печальное не то, что говорит этот, как ты правильно выразился, сынок, "мудрец", а то, что его обязаны без всякого противоречия принимать за истину, которые идут к нему в поисках этой самой истины. А самое страшное заключается в том, что они непременно должны следовать этой установке, отрицать Совесть, проживая среди разных народов и в разных странах...

НАМИК АЛИЕВ
(обращается к Симону)
Надеюсь, брат, ты знаком с остальными установками учения, которое проповедует этот старец? Надеюсь, ты знаком с теми самыми Священными Писаниями, на которые он ссылается? Ведь, что в наших, что в ваших Священных Писаниях установки и положения этих самых Священных Писаний, на которые ссылается этот старец, имеют далеко не отдалённое влияние. 

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, брат, твоя правда! Я сам давно над этим думаю. Похоже, с сегодняшнего дня и наших детей мы озадачили. Что-же, они уже не маленькие, пускай взрослеют. Всё это верно, только, как нам довести до наших народов, о наличии подобного безобразия. Думаешь, это так просто? Многие не верят, что подобное возможно. Как так можно отрицать Совесть? Как же тогда они воспитывают своих детей? Разве, что, на их слепом и беспрекословном следовании установок своих Священных Писаний! ...

НАМИК АЛИЕВ
Сегодня принято говорить об исламских фундаменталистах, фанатиках, ваххабитах и т. д., и т.д. По мне, все эти религиозные извращения стали возможны, также, имея в своей основе отрицание Совести. Иначе, как объяснить все те бесчеловечные деяния, которыми они кичатся? Но, ведь, совсем не обязательно при отрицании Совести, физически уничтожать человека? Как видим из истории, принуждение определённой части человечества жить с отрицанием совести среди большинства людей, признающих Совесть, возможно и является той самой ложкой дёгтя в бочки мёда для всего человечества. Отрицание Совести автоматом ведёт к отрицанию всякой справедливости и уважительному отношению народов друг к другу. Конечно, адепты, безропотно следующие идеологическим установкам, основанным на отрицании Совести, всячески стараются заманивать в свои спрутские сети всяких продажных и глупых представителей народов, для основного большинства которых, Совесть имеет важное значение. Как мы с тобой убедились за нашу жизнь, среди наших братьев тоже не мало оказалось таких продажных мразей и просто глупцов. Да, что далеко ходить? Мы сами, практически, были таковыми. И очень надеюсь, что мы были глупцами. Наверное, это тот случай, когда охотно готов признать твою и мою глупость, чем банальную продажность и шкурничество! ...

СИМОН ПЕТРОСЯН
Что? Брат! Я счастлив, что годы и жизненные перепетии не смогли сломить наш братский дух, основанный на Совести, которым впитали нам наши славные предки. Сегодня, когда, обелённые сединой, нам суждено передать всё то светлое, что может только быть между представителями двух, пускай и волею Всевышнего, разных, но, бесконечно, близких народов, нам ничего не остаётся, как использовать любую возможность по примирению наших народов. В связи с этим, я хочу предложить, выпить стоя за всех тех, которых мы называем азатамартиками, а вы называете шахидами, за всех тех наших жертв, которых мы убивали своими собственными руками, за наших бабушек и дедушек, матерей, сестёр и братьев, словом, всех тех, которых мы, называющие себя совестливыми людми, не сберегли!
Все четверо молча встают, не чокаясь поднимают рюмки, кто с чем, и делают по глоточку. Вновь устанавливается пауза. Тихо играет грустная музыка….

НАМИК АЛИЕВ
Брат, Симон, ты это хорошо сказал. Как надо сказал. Думаю, отныне наших детей больше никто и никогда не сможет зомбировать, как этим нелюдям удалось сотворить с нами. У меня к тебе есть одна просьба!

СИМОН ПЕТРОСЯН
Ты, что брат? Какая просьба? Я готов для тебя выполнить любое поручение! Говори, я слушаю!

НАМИК АЛИЕВ
Так, вот слушай. И, всё таки, просьба. В прошлом году у меня здесь в Саратове умер отец.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Прими мои соболезнования, брат. Со своими разговорами я и не успел расспрашивать тебя о семье, о жизни. Прости меня. Жаль, что я больше не увижу Миллат -маллума.

НАМИК АЛИЕВ
(тихо)
Да, спасибо. Не выдержало сердце старика. Он, конечно, хотел бы лежать в родной земле. Только, сам понимаешь, это невозможно. Так, вот, я обещал, что непременно доставлю на его могильный холмик землю с родины, с Гераванда, с могилы деда. Если, можешь, помоги.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Конечно, брат! Это мой долг. Как для родного я обязан доставить сюда землю с могилы дедушки Гара -киши.
Симон, тут же набирает номер товарища в Карабахе, из селения hАтерк и на армянском языке очень лаконично ставит задачу, чтобы через день она была выполнена.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вот, брат. Значит, завтра твоё задание будет выполнено. Горсть земли с могилы дедушки Гара-киши будет здесь. Надо будет встретить рейс из Еревана. Я потом пришлю номер рейса. Сегодня мы уедем в Энгельс по делам, а после завтра с утра будем здесь. У меня к тебе просьба. Я бы хотел посетить могилу Миллят маллума....

НАТ. 28 АВГУСТА 2017. ГОРОД САРАТОВ. ГОРОДСКОЕ КЛАДБИЩЕ. ПОЛДЕНЬ
НАМИК АЛИЕВ, РАМИЗ (22 ГОДА)-СЫН НАМИКА АЛИЕВА, СИМОН ПЕТРОСЯН, МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА, ЖЕНА НАМИКА АЛИЕВА- СЕВИЛЬ, МНОГОЧИСЛЕННАЯ РОДНЯ И ДРУЗЬЯ НАМИКА, ПРОХОЖИЕ, ПОСЕТИТЕЛИ КЛАДБИЩА, ГОЛОС МОВСЕСА

К хорошо ухоженной могиле с современным мраморным надгробием внушительной процессией приближаются с цветами и венками подходят Симон Петросян, Мовсес, Намик Алиев, Рамиз, жена Намика-Севиль, мулла, многочисленная родня и друзья Намика. Прохожие с интересом наблюдают за столь внушительной процессией, без гроба с покойником, что, в общем-то, непривычно на кладбище. Тем не менее, у могилы отца Намика- Миллят-маллума происходит не совсем привычное действие. На этом мероприятие присутствует мулла, который читает молитвы.... Затем, слово берёт Намик.

НаМИК АЛИЕВ
Дорогие мои родные, друзья! Сегодня у меня необычный день. Сегодня исполнилась одна из заветных посылов моего отца- Миллята Алиева. Многие из здесь присутствующих хорошо знали моего отца. Много добрых искренних слов заслуживает мой отец. Много прекрасных воспоминаний у нас в сердцах осталось от земной жизни моего отца. Прошло чуть более года, как его нет с нами. С того момента, как он, уходя, в последний раз посмотрел обречённым взглядом на меня, меня не покидало желание исполнить его сокровенную мечту. Мечту, которую уверен, зиждется в душе каждого, кому волею судьбы пришлось оставить родные места. Да, случилось, так, что мой отец, человек, который был бесконечно влюблён в свою родину-Карабах, который вынужден был её оставить, с 1991 года не имел возможности вернуться туда. Да, сегодня, в силу обстоятельств, мы азербайджанцы не можем посещать могилы наших предков в Карабахе. Да, у нас, с братьями армянами случилась настоящая трагедия. Не к нашей чести будет сказано, нас просто развели как наивных младенцев, превратив во врагов. Да, такое бывает, когда два брата теряют на время здравый смысл, мудрость предков и становятся непримиримыми врагами. Это то, о чём говорил мой отец все эти годы его проживания вдали от родины. И последнее, что успел сказать мой отец, когда уходил, это было сожаление. Сожаление того, что, так и не удастся почувствовать тяжесть хотя бы горстки родной земли с могилы своего отца и матери, с могилы своих предков, с родного Гаревнда. В течение всего этого времени я предпринимал не мало усилий, чтобы осуществить это последнее желания моего отца. И вот, буквально на днях, благодаря счастливой случайности, это стало возможным. Да, стало возможным благодаря моему брату, давнейему другу, однополчанину, армянину из нашего соседнего села hАтерк, Симону Петросяну. Пусть Вас не смущает, что я его назвал братом. Думаю ни у кого из Вас нет сомнений в моей искренности, патриотичности и принципиальности. У меня есть очень веские основания считать Симона Петросяна, которого я знаю по времени много больше, чем многих из Вас, моим братом. И я ему за это, сегодня говорю большое человеческое спасибо...

Намик пожимает руку Симону. Они обнимаются. Рамиз с молодыми людьми бережно высыпают из пакета землю на могильный холмик, предусмотренный для живых цветов. Присутствующие возлагают цветы и венки на могилу Миллята-маллума. Мулла продолжает читать ритуальную молитву. Симон просит слово у Намика...

СИМОН ПЕТРОСЯН
Дорогой, брат, Намик, дорогие Севиль, дети, родные и близкие моего брата Намика. Представляю, какие чувства Вас наполняют Ваши души сегодня. Тут, мой брат Намик, верно сказал, что нас, армян и азербайджанцев, которые жили бок о бок, как добрые соседи, просто взяли и развели. К сожалению, каждый из нас в обычной жизни мог убеждаться, как самые близкие люди могут становится недругами и даже врагами. Увы, жизнь, горькая штука. Она не прощает человеческие глупости и легкомыслие в столь серьёзных вопросах. Как показывает практика, каждому поколению суждено пройти свой тернистый путь истории. Сегодня нам удалось доставить маленькую частичку родины Миллят-маллума на его светлую могилу. Конечно, Миллят-маллум, точно, как и его отважный и мудрый отец, дед Гара-киши, достойны были лучшей участи. Так уж сложилось, что я являюсь свидетелем мудрости и мужественности этих благородных предков моего брата Намика. Конечно, я осознаю свою и вину тоже в случившемся между нашими народами. Особенно в героической гибели деда Гара-киши. Который для меня был родным человеком. И сегодня, в этот знаменательный день, я преклоняюсь перед памятью деда Гара-киши, паматью Миллат-маллума, памятью моих предков, наших предков, всех тех, кто стал жертвой братоубийственной вражды между нашими народами…

Симон становится на колено у могильного холмика Миллат-маллума. Присутствующие в некотором недоумении. Перешептываются недоумённо. Некоторые просто не понимают суть происходящего. Только, уважение и бесконечное доверие к Намику удерживает некоторых присутствующих молодых людей от опрометчивых излияний эмоций. Симон встаёт.

СИМОН ПЕТРОСЯН
(продолжает)
  Видимо пройдёт не мало времени, когда наши народы вновь вернутся к нормальным человеческим отношениям, которые непременно установятся между нашими народами, как между двумя соседними братскими народами. Зная своего брата Намика, человека, который рискуя своей жизнью когда-то не раздумывая бросился спасать меня на той войне, где мы воевали бок о бок, зная деда Гара-киши, зная уважаемого Миллят-маллума, зная в течение долгого времени многих достойных азербайджанцев, я уверен, что наши дети окажутся мудрее нас и смогут восстановить между нашими народами братские отношения. Со своей стороны, я буду прикладывать для этого всяческие усилия. Я понимаю, что здесь не место говорить долгие речи. Единственное, хотел бы сказать-только совершенно глупые представители наших народов и враги своего собственного народа могут объявить кровными врагами своего народа целые народы, с которыми суждено жить в теснейшем соседстве! Запомните! Армяне и Азербайджанцы не могут быть врагами. Несмотря на то, что наши веры имеют различия, но у нас и много общего. Что Ислам, что Христианство, позволяет нам, обычным смертным и грешным людям ошибаться. И каждому из нас в жизни, увы, приходится ошибаться и не раз. Так вот, истинная сила нашей приверженности к нашим верам, заключается в том, чтобы признать наши ошибки, покаяться и продолжить жизнь с достоинством человека с большой буквы! В нашей общей истории всякое было и всякое ещё будет происходить, впрочем, как и между двумя родными братьями или близкими людьми. Но, ничего не должно стать поводом для объявления друг друга враждебными народами. Сегодня к великому сожалению приходится признать, как выяснилось, нас можно было принудить враждовать. Именно, принудить. И это - беда, большая беда! Давайте, мы, те, к таким я причисляю себя- армянина-карабахца Симона Петросяна и моего брата азербайджанца-карабахца Намика Алиева, наших сыновей, родных и близких, которые наконец-то пришли к осознанию истинной сути этой, абсолютно ненужной нам данности, вместе будем думать, как увести от нас эту, гибельную для наших народов, беду....

Картина несколько недоумённых участников мероприятия переходит в вид с высоты птичьего полёта, потом ещё выше, переходит в виды Кавказа, Карабаха сёл Атерка и Гераванда, сельских погостов и могил деда Гара-киши на Геравандском кладбище, бабушек Симона на кладбище селения hАтерк. Всё это сопровождается грустной музыкой, которую армяне считают армянской, а азербайджанцы- азербайджанской....

КОНЕЦ