35. Зима. Один - ремарка

Гидранович Ксения
29 февраля на улице стояла настоящая зима. Ночью были заморозки, поэтому вся вода застыла в хрустящий бесформенный лед.

Именно такая погода стояла 29 февраля 1964 года, когда прошло первое мероприятие из серии подобных тому, на которое сегодня собирались пойти Антон и Тося. К слову сказать, в этом мероприятии не было ничего сверхнеобычного. Да, это было необычное время (мероприятия проводились каждое 29 февраля, а именно, каждые четыре года), необычные люди (действительно, на эти мероприятия приглашались известные личности и неизвестные, но очень богатые или очень одаренные люди) и необычное место (мероприятие проходило в городе Пушкине, который находится менее чем в тридцати километрах от Санкт-Петербурга, в подземных лабиринтах Царского Села). Но в целом это было вполне мыслимое мероприятие, какие во множестве проходят в Санкт-Петербурге.

Впервые идея постройки подземки была высказана еще императрицей Екатериной II. Уже в то время это не было такой уж невероятностью. В 1861 году была пущена первая ветка Лондонского метрополитена. В России подобные замыслы реализованы не были из-за пугачевского бунта. Однако спустя время, уже в 1973, в Царском Селе была запущена первая электростанция, благодаря которой был дан ток в Екатерининский дворец. Таким образом, уже к концу XIX века был разработан план первого российского метро. Еще в 1901 году был пущен первый трамвай, поэтому будущее подземной железной дороги казалось очевидным.

Строительство началось в 1905 году. К началу мая народу строго запретили свободно посещать Александровский и Фермерский парки в Царском Селе. Однако такая секретность не вызвала особого недоумения, так как люди решили, что затеваются строительства ко дню празднования трехсотлетия царствования династии Романовых.
Несколько лет подряд на огороженных участках велись работы. Туда-сюда сновали машины, вывозящие тонны земли. На строительство подземки были потрачены колоссальные суммы из государственного бюджета. По некоторым данным, было израсходовано около пятнадцати миллионов золотых рублей.

Конечно, подобные расходы требовали объяснения, потому что те скудные постройки, которые в конечном счете были представлены взору обывателя, никак не вязались с ожиданиями.

В это время в России назревали важные события: Первая революция, Первая мировая война, революция 1917 года, свержение монархии… а тайна так и осталась тайной, про которую, в общем, скоро забыли.

И только в 1917 году история с секретным строительством снова всплыла, после того как прапорщики Царскосельского гарнизона обнаружили шурф, ведущий под землю. То, что открылось взорам работников, поражало воображение. Длинный тоннель был расположен на глубине восьми метров и имел высоту в три метра, а ширина достигала тринадцати метров. На рельсах стояла первая подземная электричка. Всё было продумано до мелочей, начиная от освещения и заканчивая системой вентиляции.

После Октябрьской революции, когда царская семья находилась под домашним арестом, у них еще был шанс бежать, и даже, по некоторым сведениям, такой побег замышлялся. Но тайна была раскрыта слишком рано. И трагическая судьба династии Романовых всем известна.

Вскоре после создания Советского Союза всё уникальное подземелье было разграблено и заброшено. Потом постепенно все входы в тоннели были залиты бетоном, и история о первом российском метро ушла в небытие. Власти утверждали, что это миф и что никакой подземки не существует и не существовало.

Но, конечно, время от времени появлялись ученые, которые писали доклады, проводили исследования. Появлялись и археологи-любители, искатели приключений, сокровищ, экстрасенсы, которые то и дело предлагали всё новые и новые доказательства существования тайного подземелья, но им уже никто не верил.

11 августа 1963 года молодой поэт, талантливый композитор и писатель-фантаст, все трое выпускники исторического факультета Московского государственного университета имени Ломоносова, имена которых сегодня знает вся Россия, решили отправиться на раскопки. До принятия данного решения они потратили целых полтора года на то, чтобы пядь за пядью исследовать все окрестности Пушкина в поисках возможных входов в подземелье. Ими было найдено несколько старых ливневых колодцев с забетонированным дном, которые они и собирались раскапывать.

Сначала идея проведения раскопок всем казалась забавной. Никто даже и не верил, что они найдут подземку. Но однажды, подняв одну из таких плит, они обнаружили тонкую щель в песке. Складывалось ощущение, что насыпан этот песок был недавно, а узкая полоска пустоты говорила о том, что утрамбован был песок плохо. Конечно, всё это, вероятно, было домыслами, но они твердо решили копать.

Работать приходилось ночью, так как днем было слишком много людей, которые приезжали сюда отдохнуть. Каждый день они накрывали выкопанную яму тяжеленной бетонной плитой, чтобы скрыть результат своей работы. Песок приходилось вывозить на собственных спинах в огромных мешках из-под картошки. Так продолжалось несколько недель, пока они не наткнулись на что-то твёрдое.

Убедившись в том, что они нашли самый настоящий вход в мистическое царскосельское метро, они аккуратно заложили колодец бетонной плитой и сели на землю:

– Что теперь делать будем? – спросил поэт. – Это же самое натуральное доказательство того, что подземка существует.

– И что? – хмуро отозвался композитор. – Ты думаешь, что, раз мы нашли, никто другой до нас не нашёл? Тут надо быть очень осторожными.

– Зачем же мы тогда искали вход, если теперь боимся войти! – сказал поэт.

– Композитор прав, нам не стоит пока никому об этом рассказывать, – вклинился в разговор писатель-фантаст. – Сегодня мы обдумаем, а завтра придем, посмотрим, что там внутри. Может, это ещё никакой не тайный вход.

– Так почему не сегодня, если решение известно до принятия? – удивился поэт?

– Сегодня надо обдумать, Композитор прав! – безапелляционно закончил разговор писатель-фантаст.

Они пришли туда на следующий день. Оказалось, что это действительно вход. Только все тоннели были завалены песком и дерном, за дверьми оказывались бетонные стены, а все ответвления так или иначе оканчивались тупиками. Стало понятно, что не один день уйдет на исследование подземки.

С тех пор как они обнаружили вход, в их жизни одна за другой наметились значимые перемены.

Когда наступила зима, композитору предложили работу. Волею судеб он должен был играть классику на мероприятиях, которые проводились в Екатерининском дворце. Такая удача просто окрылила его друзей. Было решено правдами и неправдами исследовать подвалы Царского Села в поисках очередных доказательств существования подземного метро.

К этому времени они уже собрали немало свидетельств. Это рельсовые дороги, которые так же внезапно исчезали, как и появлялись. Было такое ощущение, что туннели нарочно засыпали землей, чтобы скрыть свидетельства их существования.

В это же время писатель выпустил в свет свой первый роман, который имел небывалый успех у критиков и читателей. Причем эмоции у тех и у других он вызывал прямо противоположные. Критики разрывали его на части, грозя утопить в потоках гнусных рецензий, а публика просто жаждала продолжения эпопеи про чудовищных подземных обитателей. Эта книга даже по-своему способствовала развитию движения диггеров в России.

А уже в начале 1964 года поэту предложили поставить пьесу по его роману в стихах, который он написал в возрасте девятнадцати лет, будучи студентом МГУ. При этом цензура вырезала чуть ли не половину текста, отчего поэт сильно расстраивался. Но поставить пьесу, пусть в небольшом, но самом настоящем театре, было не просто престижно, но и давало простор для творческой реализации, пусть и не полной.

К концу зимы они, казалось, открыли все возможные входы и выходы подземки Царского Села, которые ещё были различимы на поверхности или были обнаружены случайно в подвалах. Так, например, было обнаружено, что один туннель ведет к странному зданию на Пушкинской, 14. Власти подземкой не интересовались и начисто опровергали ходившие слухи.

Самый первый их лаз оставался никем не замеченный. При усердной работе они расчистили достаточно большое помещение, где могло запросто уместиться порядка пятидесяти человек. После дебюта пьесы поэта, которая не имела того успеха, на который он рассчитывал, поэт решил ставить ещё одну пьесу, без цензуры. Было решено обустроить бункер, который они откапали, под сцену. И 29 февраля 1964 года прошло первое мероприятие, на котором присутствовало семь человек, не считая композитора, поэта и писателя-фантаста.

К следующему 29 февраля, который выпал на 1968 год, мероприятие планировалось провести с большим размахом. К этому времени к работе по исследованию подземки подключились и более влиятельные друзья, которые появились с ростом популярности и обретением признания. По каким-то причинам официальные лица не спешили афишировать наличие уникального экспоната. Никакие тесные связи с представителями власти не помогли раскрыть причину такой секретности. При этом никто не запрещал изучать и использовать подземные пространства в своих интересах при условии соблюдения конфиденциальности. Отсюда и повелось. Слухи о существовании подземного метро продолжали распространяться, однако только небольшая часть людей знала это наверняка.

Ко времени повествования, место для проведения мероприятия, конечно, претерпело множество изменений. Это уже было не похоже ни на метро, ни на тайные ходы. Это было огромное заведение с входом прямо из Екатерининского дворца со спуском по длинной винтовой лестнице. Сюда по-прежнему можно было попасть только по личному приглашению участника мероприятия. Адрес никогда не назывался сразу. Но и с закрытыми глазами никого не приводили. Просто заранее никто не должен был знать, куда и зачем он едет. А при входе все новички заполняли анкету, где стояло одно-единственное требование – неразглашение информации. Без подписи человека не пускали, а после мероприятия желающих похвастаться мероприятием не было, потому что у каждого участника появлялось стойкое убеждение, что, как только он произнесет слово, всем остальным станет известно об этом.