Дагестан - Миатли, Сулакский каньон, Дубки, Чиркей

Ершов Максим Александрович
Сулакский каньон и Чиркейская ГЭС являются одними из главных символов Дагестана. Но если каньон это шедевр природы, то ГЭС это ярчайший памятник советского прошлого. Поэтому наша туристическая программа ознакомления с Дагестаном предусматривала посещение этих объектов.

Выезжаем утром из Махачкалы, встаём на трассу Баку – Ростов, и примерно за 7 км. до Кизилюрта уходим налево в сторону гор, где попадаем в некую долину.

Справа от дороги синей полосой блестит Сулак, успокоенный Чирюртским водохранилищем, слева тянется однообразный горный склон, едва-едва закрашенный редкой травой.

Сама долина тоже довольно сурова. Она не вдохнула жизнь ни в деревце, ни в кустик, но в этой её безжизненности есть некий шарм. Долина напоминает поле боя, где впереди, словно два готовых к битве богатыря, смотрят друг на друга впритык две большие горы. Кажется, что они специально сюда пришли, дабы выяснить здесь кто из них круче.

Пересвет и Кочубей миллионы лет возвышаются над долиной, и за ними в узкой воздушной перемычке просматривается также готовое к битве их горное воинство.
По ряду обстоятельств из Махачкалы мы выехали с опережением графика, отчего наш водитель (и гид) Жабир Омаров предложил посетить селение Миатли. Оно расположено как раз на стыке двух горных систем, которые словно ударом сабли разрезал шустрый Сулак. То, что издали, могло показаться богатырём Пересветом, в реальности предстало одиночной горой Хадум, тогда как батыр Кочубей при ближайшем знакомстве оказался Салатаевским хребтом.

Миатли место историческое. Считается, что возраст аула более 1000 лет. В переводе с тюркского название обозначает 1000 всадников. Кто были эти всадники? Когда и какое войско стучало копытами по долине? Думаю, ответа на эти вопросы мы уже не получим.

Зато из недавнего прошлого мы знаем — здесь в долине в 1840 г. недалеко от села Миатли на 5-6 дней останавливалась лагерем одна из рот Тенгинского полка, в составе которой служил вечно молодой поручик М.Лермонтов. Поэт отразил местность в рисунке «Переправа через Сулак».

В прежние годы вдоль реки Сулак по глубокому Миатлинскому каньону (900 м.) шла тропа в горный Дагестан. Аул Миатли был очень удачно (или наоборот неудачно) расположен – Миатли закрывал эту тропу, ведущую в горы. Соответственно, царские войска дважды сжигали Миатли за то, что миатлинцы оказывали им сопротивление, не пуская их на тропу. В третий раз аул до тла сжёг один из наибов Шамиля, но уже за то, что миатлинцы русские войска наоборот пропустили.

В 1974 г. выход из ущелья был перекрыт Миатлинской ГЭС, которая входит в целый состав Сулакского каскада ГЭС.

Покорённый Сулак, покрутив на своём пути множество турбин, на выходе из ущелья на горную реку, несущую в себе глину и камни, отнюдь не похож. Сулак здесь божественно голубой, словно осужденный, вышедший на свободу с чистой совестью. Думаю, если бы М.Ю.Лермонтов, вдруг ожил и перенёсся бы в наше время, он эту реку наверняка бы не узнал.

Нынешний Миатли большей своей частью расположился на левой стороне реки, и дабы туда попасть нужно проехать по мосту. На холме старое кладбище. Из травы, словно часовые, выглядывают могильные плиты самых разных эпох, от современников Шамиля вплоть до настоящего времени. Возле кладбища есть зиярат, где покоится святой исламский проповедник.
Какое-то время колесим по аулу, пытаясь найти какой-то центр, однако, его как такового здесь нет.

Хотя, отметим, дома ухоженные и покосившихся хибар нет. В 1970 году страшное землетрясение практически полностью уничтожило Миатли. Аул был отстроен заново.

Нас замечает один местный житель. Спрашивает, кто мы, откуда? Отвечаем, что туристы из Москвы, интересуемся историей аула. Трудно описать словами, какой восторг вызвал наш ответ!!! Мужчина представился Магомедом.

Он сел на свой мотоцикл и поехал впереди нас, дабы показать дом местного знатока-краеведа. Последнего дома не оказалось, и вскоре мы вернулись к малоприметному зданию сельсовета.

Из разговора выяснилось, Магомед, будучи ребёнком, после землетрясения 1970 г. какое-то время жил в Москве, о которой у него остались самые светлые воспоминания, повзрослев, работал в родном ауле киномехаником. Когда советская власть рухнула, из здания клуба сделали мечеть. Всё последующее время бывший киномеханик перебивался сезонными заработками, но в мечеть он принципиально не ходит.

Магомед предложил нам зайти в здание сельсовета, где строгая надпись на входе гласит — какие-либо справки выдаются только при отсутствии задолженности. В голове начинают бурлить мысли про неоплаченное в прошлом месяце электричество…. А письмо счастья от ДПС....? Оплатил, или забыл….? От всего этого меня отвлекает глава местной администрации. Пригласив к себе в кабинет, он зачитал нам небольшую историческую подборку про своё родное село.

О Миатли упоминается в историко-топографическом описании местности от Аксая до Дербента, немца Якоба Рейнегса, в 1786 г. преподнесенного с посвящением императрице Екатерине Великой.

В 1833 г. юный поэт и декабрист Александр Полежаев, будучи рядовым солдатом, стоял со своим полком лагерем возле Миатли, где и начал писать поэму "Чирют».
Во времена Шамиля в Миатли находилось некое горское управление 7 окрестных аулов.

Во дворе канцелярии была вырыта яма, куда по веревке спускали нарушителей адатов. Туда же были помещены пленные — унтер-офицеры П. Готовицкий и рядовой И. Дудатьев. Как-то под покровом ночи им удалось сбежать. Сообщение об этом появилось в газете "Кавказ" в №39 1853 г.

Считается, что Л.Н.Толстой, живя в Хасавюрте, прочитал об этом и далее с бывшими пленниками он встречался, отчего беглецы стали прототипами Жилина и Костилина в известном рассказе "Кавказский пленник".
В Отечественную 113 миатлинцев защищали Родину, с фронта вернулись лишь 63, многие калеками — инвалидами.
За последние четверть века 8 миатлинцев стали полковниками и подполковниками. Есть в селе свои поэты и результативные спортсмены, известные в республике строители и предприниматели.

Я спрашиваю, где находилась эта яма для нарушителей адата? Глава администрации мне отвечает, что место это не сохранилось. Но по воспоминаниям стариков, яма была очень глубокой, и самостоятельно вылезти оттуда было нельзя.
Помнится, у Толстого татарская девочка Дина принесла Жилину шест, по которому он выбрался наверх. Писатели, как правило, берут сюжеты из жизни — без сомнений кто-то из миатлинцев помог унтер-офицеру П.Гутавицкому и рядовому И.Дудатьеву. Но как сложилась их дальнейшая судьба, этого никто не знает. Времена были суровые, в плен попадали как царские солдаты, так и сами горцы.

Вообще, насколько я понял, дагестанцы с удовольствием говорят и рассказывают о Кавказской войне, причём какой-либо злобы на русских у них совершенно нет. И очень ошибочно мнение, что во времена Шамиля все горцы кипели ненавистью по отношению к русским, хотя, если они сражались, то сражались не на жизнь, а на смерть.

При этом сам Шамиль, фигура исторически сложная и как минимум неоднозначная. В Чечне по негласному кодексу, Шамиль героем отнюдь не считается, тогда, как в Махачкале именем имама Шамиля в наше время назван главный городской проспект.
История со временем всё расставит по местам. Про Шамиля я более подробно расскажу в следующей части, ну а пока, на правах автора немного отойду от темы, и приведу два исторических примера.

Во времена Шамиля в окрестностях горы Хонотля, близ Дарго, были открыты залежи серебряной руды. Но имам запретил разработку, боясь, что народ, имея собственное серебро, станет приобретать у русских массу ненужных вещей и спартанский образ жизни изменится к худшему. Напомню, что горцы жили крайне бедно, и детская смертность была здесь как нигде крайне высокой.

А вот пример характеризующий самого Шамиля – политика умного и хитрого.

Как-то раз, уставшие от войны чеченцы решили обратиться к Шамилю, дабы он или защитил их от русских войск, или позволил им признать над собой власть России и вернуться к родным очагам. Но как подойти к грозному имаму с такой просьбой? Наконец выбрали нескольких старейшин, и отправили их в ставку имама в Дарго.
Старейшины решили действовать не напрямую. Они знали, что Шамиль часто выполняет просьбы, и желания своей матери. Знали об этом и другие горцы, поэтому возле сакли старушки летом и зимой толпился народ.

Мать Шамиля горцы почтительно называли Баху-Меседу. Чеченцы за посредничество предложили ей 200 туманов серебром, что соответствовало 2 тыс. рублей. Шамиль выслушал просьбу, при этом он прекрасно понял, что его власть от неправильных движений может запросто рухнуть. На следующий день Шамиль направился в мечеть, объявив всем, что будет молиться до тех пор, пока не услышит святую волю Пророка.

Прошёл день, другой, подходил к концу третий. Старейшины с трепетом ждали появления имама, и тут, наконец, он появился. Шамиль выступил перед горцами с зажигательной речью, в которой содержалось следующее: « Дозволено ли чеченцам принять власть гяуров? Аллах ответил мне следующее: «Кто первый высказал тебе постыдное намерение, дай тому сто ударов плетью!»

По знаку имама мюриды сорвали со старушки чадру и крепко схватили за руки. Шамиль взял плеть, и начал отсчитывать удары…. На пятом ударе женщина потеряла сознание. Тогда Шамиль бросил плеть, и припал к ногам матери.

Через несколько минут он встал и заявил о новом откровении: «Аллах сказал, что оставшиеся удары я должен принять на себя! Теперь бейте меня!»
Всё это происходило при большом скоплении народа, и Шамиль на глазах у всех выдержал экзекуцию. После он встал, и спокойным голосом спросил: «Где эти негодяи, из-за которых моя мать потерпела столь позорное наказание?»
Мюриды в тот же момент привели к имаму связанных чеченцев, которые, зная суровый нрав имама, уже попрощались со своей жизнью. Однако Шамиль их пощадил. Он повелел старейшинам: «Вы своими глазами зрели, что здесь было! Теперь возвращайтесь к народу вашему и расскажите в ответ на его безрассудство, что вы здесь видели и слышали!»

Шамиль прекрасно знал, насколько потрясающе подействует рассказ о самоизбиении имама на впечатлительных чеченцев. И нужно отметить, что всё это происходило как раз в 1840 году, когда Шамиль ещё не имел такой безусловной власти над горцами, но если бы он не употреблял подобные методы, вся его власть могла обратиться в пыль. Даже если и допустить, что имаму было откровение, в любом случае, горцы не стремились воевать. Во времена имама ни один горец не имел права покинуть пределы родного аула без особого распоряжения правящего наиба, поставленного лично Шамилем.

Вернёмся вновь в Миатли. И здесь нас уже поджимает время. На прощание фотографируемся с миатлинцами и движемся далее по маршруту.

Дорога, петляя, ведёт нас по серпантину наверх горы Хадум. Мы поднимаемся по северному склону. Он утопает в зелёной листве деревьев, которые по мере приближения к вершине значительно редеют, и далее на самой вершине просто исчезают. Жабир уверяет, что в хорошую погоду с вершины видна столица республики.

Но если северный склон горы покрыт деревьями, то южный является его полной противоположностью, и лишь кое-где обтянут жиденькой травой. Зато отсюда открываются прекрасные виды. Вдали пушистые тучи баюкают Салатавский хребет. Чуть ниже по склону просматривается посёлок Дубки, застроенный панельными пятиэтажками.

Он образовался в начале 70-х годов прошлого века, когда в эти места приехали комсомольцы для строительства Чиркейской ГЭС.
Мы хотим посмотреть сверху на Сулакский каньон, для этого мы заезжаем в Дубки. Посёлок спроектирован типовым образом, и когда-то посаженные тополя уже давно переросли пятиэтажки. Однако здесь чувствуется некое запустение. Население посёлка чуть более 5 тысяч. Он строился для обслуживания Чиркейской ГЭС, где теперь трудятся самые-самые счастливчики.

Останавливаемся. Выходим из машины, и движемся на осмотр каньона, по пути успевая познакомиться с местными жителями. Им всем интересно, кто мы, откуда? Здесь на краю посёлка люди живут в плохеньких двухэтажных домах — подозреваю, что это бараки бывших строителей ГЭС.

При этом я был реально удивлён, увидев рядом с подъездами малюсенькие пятачки-огороды, на которых местные жители, благодаря своему упорству и трудолюбию, умудряются выращивать большое количество, как ягод, так и овощей. Как тут не вспомнить средневековых горцев, обустроивших горы под террасное земледелие. Впрочем, в наше время земля в горах по прежнему в дефиците, и здесь, даже на самом краю обрыва, люди строят для себя гаражи и сараи.

Ну а если говорить про сам каньон, то какие-либо слова подобрать очень трудно, ибо этот гигантский шедевр природы поражает своим величием – такие картинки остаются в памяти на всю жизнь.

Если наибольшая глубина Колорадо 1800 м., то в этом случае дагестанский каньон превосходит американского собрата на 120 метров.

В некоторых местах его склоны практически вертикальны. Их высота где-то 200-300, а где-то 600-800 метров.

Каньон достаточно длинный, однако его значительная затоплена теперь водохранилищем. Сулакский каньон берёт начало в том месте, где река Сулак распиливает горы, разделяя друг от друга хребты Гимринский и Салатавский.
Задумчивы горы. Некоторые из них напоминают головы старцев, где на лица морщинами легли оползни – следы великих дум и переживаний. Сколько миллионов лет этим горам? Помнят ли они Шамиля? Заметили они или нет, что в каньоне 1000 лет назад появился аул? Нет. Как ни старается ветер, горы безмолвны.

Тысячелетний период для них не более чем миг. Аул находится на самом дне ущелья, отчего солнце своими лучами ласкает его редко, и кажется, что само небо, наклонившись, пытается понять, как там вообще живут люди.
От мыслей отвлекает скрип тормозов, раздавшийся на другой стороне каньона, дорога там прорублена по самому краю, буквально над пропастью. А ведь есть же люди, которые каждый день ездят по ней туда-сюда на работу!!!

Наверное, местные ко всем этим красотам и опасностям давно привыкли, ну а я, до поездки сюда, даже не знал, что у нас в России есть нечто похожее на Непал.

В советские годы сюда на смотровую площадку туристов автобусами привозили, но те времена давно прошли, и про Сулакский каньон просто забыли.Жаль!

Хочется ещё пару слов добавить про Дубки. Повторюсь, работы для людей здесь нет. Поэтому, как и в Москве, как и в Махачкале, все хотят перепродать кому-то какую-то услугу. Недалеко от центра обустроен небольшой рынок, правда покупателями там даже не пахнет.

Рядом автобусная станция, типовая для 70-х. В одном близлежащем доме хозяин к первому этажу терраску пристроил, где жарит для клиентов куры-гриль. Конечно, людям здесь жить было бы легче, если бы у них был приусадебный участок, ибо квартиры в пятиэтажках подобного не предполагают.

Однако не будем забывать, посёлок появился, когда понятие безработицы просто не существовало, и мне порой казалось, что строившие его комсомольцы все дружно куда-то ушли, но скоро они вернутся, что-то починят, что-то подкрасят, и в Дубках вновь возродится нормальная и достойная жизнь.

Ждёт своих передовиков производства опустевшая доска почёта. Ждёт своих комсомольцев на центральной площади каменный Ленин. Он как истинный северянин пришёл в Дагестан в пальто и в шапке. Но Ленин для дагестанцев свой – в Дагестане даже ваххабиты не взрывают и не оскверняют памятники вождю мирового пролетариата.
Как безусловный плюс – Дагестан сохранил большое количество пионерских лагерей и санаториев.

В посёлке имеется гостиница «Дубки», которую в летнее время используют как пионерский лагерь. Когда мы туда зашли, детей там не было, дети ушли в поход по окрестным горам. Женщины поварихи, узнав, что мы гости из Москвы, совершенно бесплатно угостили нас варёной картошкой в мундире, и напоили чаем, за что им всем отдельное спасибо.

Садимся в машину и движемся на осмотр Чиркейской ГЭС. На саму гидроэлектростанцию попасть нельзя, ибо это стратегический объект, при этом лучше всего она просматривается, как раз сбоку.

Здешние горы были когда-то единым плато, но позже оно подверглось эрозии и выветриванию.

Горы состоят из сплошного сланца, словно кто-то специально разламывал пластины и привозил их в это место. Нужно быть очень внимательным, когда идёшь среди сланцевых осколков.

Проект ГЭС появился ещё в 1935 году, но строительство плотины было начато лишь в 1970 г. Стройка являлась событием века. Сюда приезжали комсомольцы со всей страны, причём основные специалисты прибыли из Таджикистана, сразу после ввода в эксплуатацию Нурекской ГЭС. За время строительства было множество трудностей, в виде постоянных оползней и страшного землетрясения, но строители со своей задачей справились.

Наш гид Жабир Омаров тоже участвовал в строительстве. Он рассказал, что после землетрясения на одной из стен, образовалась трещина, в результате чего зависла в ожидании огромная глыба. Тогда было принято решение – глыбу просверлить и обратно к каменному склону горы гигантскими шурупами прикрепить. Строители постоянно сталкивались с нестандартными ситуациями и каждый раз побеждали. Высота плотины Чиркейской ГЭС 232,5 метра. В России она вторая по высоте.
Наполнение водохранилища было закончено в 1974 году.

Оно является крупнейшим на Северном Кавказе (его объём достигает 2,78 км;). При его заполнении было затоплено 3,04 тыс. га сельхозугодий и перенесено 830 строений.

Под воду ушли древний аул Чиркей, поселок гидростроителей, а также Евгеньевское укрепление,

откуда выехали попавшие в плен унтер-офицер П.Гутавицкий и рядовой И.Дудатьев.
Уезжаем с Чиркейского водохранилища, и движемся по дороге на Буйнакск. Любопытно, что её сопровождает большая труба, она также прыгает вверх и вниз по горам, и это вовсе не газопровод. По трубе идёт обычная вода, которую город получает из водохранилища.

Трудно даже представить, что будет, если обрушится плотина Чиркейской ГЭС.

Вода с водохранилища устремится по Сулакскому каньону, и далее цунами хлынет на равнину, где смоет города Кизилюрт и Хасавюрт, достанется и Махачкале.
Одним словом, пусть Господь хранит Дагестан! Впрочем, комсомольцы строили надёжно, запас прочности у плотины ещё как минимум 70 лет.

Хочу немного рассказать про ушедший под воду Чиркей. По утверждению дагестанцев аул был основан более 2 тыс. лет назад, и являлся одним из старейших на Кавказе. Чиркей периодически являлся местом жестоких боёв, как между самими горцами, так и между горцами и царскими войсками.

Посетивший в 1828 году Чиркей русский офицер Хрисанфан подробно пишет о салатавских аварцах, сообщая, что они спокойные, беззлобные, никогда не предадут. Хрисанфан особо отмечает, что воровство в Чиркее считалось позором, и за это строго наказывали.

В 1840 г. Шамиль собрал возле Чиркея конное ополчение в 12 тысяч клинков и двинул это войско на Тарки.

Ему противостоял генерал-майор Клюки фон Клюгенау, имевший в своём распоряжении 700 закалённых в боях пехотинцев. После их упорного сопротивления Шамиль вынужден был отступить и вернуться в Чиркей.

Именно поэтому, дабы не выпускать на равнину горцев, в 1841 г. генерал Е.А.Головин поставил в каньоне на реке Сулак Евгеньевское укрепление.
Как пишет известный этнограф М.А.Агларов, в 19 веке в ауле Чиркей жил очень меткий стрелок и искусный охотник Инкаев. Однажды, когда в родном ауле проходили соревнования по стрельбе, Инкаев выстрелил в лезвие ножа, и пуля расщепила его на две половинки. Стрелок попросил судей их взвесить, и они оказались равны в весе. Инкаев был знаменит на весь Дагестан, везде и всюду выигрывая любые турниры по стрельбе.

Ушедшая под воду долина была полностью засажена фруктовыми деревьями. Причём в ауле Чиркей за то, что человек срывал несколько плодов даже в своём саду до специального разрешения старейшин, с него взимали штраф. Почему у горцев существовали такие строгие правила? Об этом я писал в предыдущей части.

Нынешний аул Чиркей перенесён в другое место. И знаменит он тем, что жил там очень уважаемый в Дагестане человек — исламский богослов шейх Саид Афанди Чиркейский.

Саид Афанди настоящее имя Саи;д Абдурахма;нович Аца;ев (аварец по национальности) родился 21 октября 1937 года.
В течение 3 лет проходил службу в рядах Советской Армии в городе Каунас, далее вновь работал чабаном. После землетрясения 1970 работал на сооружении Чиркейской ГЭС, далее служил там же в пожарных структурах. В 32 года он начал изучать исламские науки, труды мусульманских учёных и суфийских шейхов.

Саид Афанди был женат и имел четырёх детей. По словам дагестанцев, он не являлся каким-то слепым фанатиком веры. Шейх обладал прекрасным чувством юмора и одновременно с этим внутренней прозорливостью, отчего мог подсказать, как и что человеку делать в трудной ситуации. При этом в политику он совершенно не лез.

28 августа 2012 года около 16:50 в доме Саида афанди Чиркейского произошёл взрыв, в результате которого погибло семь человек, включая шейха и террористку-смертницу.

Террористкой оказалась некая Аминат Курбанова (Алла Сапрыкина), русская по национальности, она вышла замуж за одного из участников бандподполья, и в конце марта 2012 года исчезла из дома. Более того, Аминат (или Алла) была актрисой, играла в Русском драматическом театре Махачкалы, танцевала брейк-данс, но решила всё это оставить, приняв радикальный ислам.

На похороны погибшего шейха пришли и приехали десятки тысяч людей. 29 августа в Дагестане был объявлен днём траура по случаю его смерти. На дороге недалеко от аула Чиркей установлен большой монумент в память о Саиде афанди Чиркейском.


В этот же день, когда я вернулся в гостиницу Махачкалы, я решил съездить на городской пляж, отчего взял такси. Водителю я рассказал, что видел памятную композицию в честь погибшего шейха.
На что таксист поведал мне следующую историю.

Как-то раз жена с дочерью, наконец-то упросили его отвезти их на приём к шейху. Сам таксист в Аллаха особо не верит, и ехать ему туда не хотелось, тем более, что он был с запашком после вчерашнего. Однако женщины уговорили, и он их повёз.
У шейха возле дома было много народа. Женщины вошли внутрь и стали ждать своей очереди для беседы. Когда их пригласили в кабинет, шейх на них посмотрел, предложил присесть, а сам вышел на улицу.

Там среди множества людей он сразу подошёл к моему собеседнику, ласково погладил его по голове, ничего при этом не сказав. Далее шейх вернулся в дом, побеседовал с женой и дочерью, и дал им какие-то советы.
Мой собеседник, после этого решил завязать со спиртным, о чём его давным-давно настоятельно просила жена.

Как и почему из сотни мужчин шейх выйдя во двор, выбрал именно мужа и отца тех женщин, которые пришли к нему на приём? Видимо, он понял проблему этой семьи — этому человеку что-то было дано свыше.

Дагестан 2014 г.